Анализ тенденций развития предпринимательства в аграрной сфере Чувашской Республики
Тюмерова И.Б.1, Григорьева С.В.1
1 Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, г. Чебоксары
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 2 (Январь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Тюмерова И.Б., Григорьева С.В. Анализ тенденций развития предпринимательства в аграрной сфере Чувашской Республики // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 2. – С. 275-286. – doi: 10.18334/rp.16.2.41.
Аннотация:
В статье проведен анализ развития предпринимательства в аграрной сфере в ПФО, выявлен рейтинг развития предпринимательства в Чувашской Республике среди всех субъектов ПФО, определен прогноз рейтинга региона в развитии предпринимательства в аграрной сфере на 2014 г. Также в работе обозначено перспективное направление развития предпринимательства в аграрной сфере в форме предпринимательского кластера.
Ключевые слова: аграрная сфера, рейтинг субъектов ПФО, прогнозное развитие, предпринимательский кластер
В настоящее время развитие предпринимательства в аграрной сфере является приоритетным направлением социально-экономического развития Чувашской Республики, так как это связано с тем, что в регионе более 40% сельского населения, низкая доля произведенной продукции агарной сферы в ВРП, низкий уровень доходов и качества жизни в сельской местности и ряда других региональных особенностей [7]. Поэтому создание благоприятных условий для развития аграрной сферы будет способствовать не только социально-экономическому развитию республики, но и позволит обеспечить выполнение доктрины по продовольственной безопасности и других государственных программ развития села [1,2].
В рамках комплексного анализа проведем рейтинговую оценку уровня развития предпринимательства в аграрной сфере Чувашской Республики и сравним данные показатели со значениями уровня развития предпринимательства в аграрной сфере других субъектов Приволжского федерального округа (ПФО) в таблице 1 [6].
Предложенная методика комплексной рейтинговой оценки развития предпринимательства в аграрной сфере Чувашской Республики в сравнении с другими субъектами ПФО предполагает оценку результатов деятельности (анализ количественных и качественных показателей) и их ранжирование по рейтингу. Использование подобной методики позволяет определить лучшие и худшие результаты экономической деятельности в аграрной сфере по рейтингу их развития, определить направления мероприятий по привлечению инвестиционных ресурсов, способствует совершенствованию государственной аграрной политики в области развития предпринимательства в аграрной сфере.
Критерии оценки агробизнеса в Чувашской Республике
Критерием рейтинговой оценки будем использовать следующие показатели:
- доля сельского населения от общей численности позволит определить количественные возможности обеспечения трудовыми ресурсами, в том числе резервы развития предпринимательства;
- производительность труда в аграрной сфере на 1 занятого характеризует эффективность использования наемного труда;
- размер среднемесячной заработной платы в аграрной сфере позволяет определить платежеспособность и уровень качества жизни в сельской местности;
- размер инвестиций в аграрную сферу на 1 работника отражает модернизацию предпринимательской деятельности в рамках проводимой инвестиционной политики;
- объем продукции аграрной сферы на душу населения дает оценку возможности обеспечения продовольственной безопасности региона за счет самообеспеченности региональными производителями;
- размер валового регионального продукта (ВРП) на душу населения предоставляет возможность определить эффективность социально-экономического развития региона (эффективность макроэкономического развития).
Таблица 1. Комплексная рейтинговая оценка развития предпринимательства в аграрной сфере ПФО 2000 и 2013 гг. [8]
Регионы
ПФО
|
Величина
рейтинга (R)
|
Место
в ПФО
| ||
2000
г.
|
2013
г.
|
2000
г.
|
2011
г.
| |
Республика
Башкортостан, РБ
|
0,7404
|
0,5935
|
2
|
8
|
Чувашская
Республика, ЧР
|
0,5243
|
0,4963
|
13
|
13
|
Республика
Марий Эл, РМЭ
|
0,5550
|
0,6672
|
11
|
4
|
Республика
Мордовия, РМ
|
0,7297
|
0,6808
|
3
|
3
|
Нижегородская
область, НО
|
0,6348
|
0,5461
|
7
|
10
|
Удмуртская
Республика, УР
|
0,6469
|
0,5333
|
5
|
11
|
Республика
Татарстан, РТ
|
0,8312
|
0,8761
|
1
|
1
|
Пермский
край, ПК
|
0,6074
|
0,5162
|
9
|
12
|
Кировская
область, КО
|
0,5386
|
0,4841
|
12
|
14
|
Оренбургская
область, ОО
|
0,6694
|
0,6541
|
4
|
5
|
Пензенская
область, ПО
|
0,6152
|
0,6535
|
8
|
6
|
Ульяновская
область, УО
|
0,4672
|
0,5506
|
14
|
9
|
Самарская
область, СО
|
0,6349
|
0,6185
|
6
|
7
|
Саратовская
область, СрО
|
0,5928
|
0,7181
|
10
|
2
|
Среднее
значение
|
0,6277
|
0,6135
|
-
|
-
|
Рисунок 1. Комплексная рейтинговая оценка развития предпринимательства в аграрной сфере ПФО 2000 и 2013 гг.
По данным проведенной общей оценки выявлено, что республика не улучшила свои позиции в 2013 г. по сравнению с 2000 г. Следует отметить, что значение общей оценки достаточно низкое в сравнении с другими регионами ПФО и предполагает необходимость выявления недоиспользованных возможностей для развития аграрной сферы.
Затем спрогнозируем значение рейтинговой оценки развития предпринимательства в аграрной сфере Чувашской Республики в сравнении с другими субъектами ПФО на 2014 г. (см. табл. 2) методом анализа иерархии. Метод анализа иерархий применяется в случае нечётких формулировок, различных критериев ранжирования, отсутствия возможности прямого сравнения с целью выявления общей (средней) тенденции развития предпринимательства в аграрной сфере на перспективу.
Таким образом, развитие предпринимательства в аграрной сфере Чувашской Республики за 2014 г. в прогнозном значении с учетом имеющих тенденций за 2000-2013 гг. незначительно улучшилось. Данная ситуация неблагоприятно характеризует эффективность проводимой аграрной политики.
Таблица 2. Прогноз развития предпринимательства в аграрной сфере ПФО 2014 г. [8]
Регионы
ПФО
|
Величина
рейтинга (R)
|
Место
в ПФО
| ||
2013
г. (фактическое значение)
|
2014
г. (прогноз)
|
2013
г. (фактическое значение)
|
2014
г. (прогноз)
| |
Республика
Башкортостан, РБ
|
0,5935
|
0,636609
|
8
|
4
|
Чувашская
Республика, ЧР
|
0,4963
|
0,537769
|
13
|
12
|
Республика
Марий Эл, РМЭ
|
0,6672
|
0,688904
|
4
|
2
|
Республика
Мордовия, РМ
|
0,6808
|
0,671706
|
3
|
3
|
Нижегородская
область, НО
|
0,5461
|
0,622698
|
10
|
7
|
Удмуртская
Республика, УР
|
0,5333
|
0,611175
|
11
|
8
|
Республика
Татарстан, РТ
|
0,8761
|
0,989787
|
1
|
1
|
Пермский
край, ПК
|
0,5162
|
0,592537
|
12
|
10
|
Кировская
область, КО
|
0,4841
|
0,49494
|
14
|
13
|
Оренбургская
область, ОО
|
0,6541
|
0,610934
|
5
|
9
|
Пензенская
область, ПО
|
0,6535
|
0,549956
|
6
|
11
|
Ульяновская
область, УО
|
0,5506
|
0,4905
|
9
|
14
|
Самарская
область, СО
|
0,6185
|
0,635034
|
7
|
6
|
Саратовская
область, СрО
|
0,7181
|
0,636195
|
2
|
5
|
Рисунок 2. Общая оценка за 2013 г. и прогноз развития предпринимательства в аграрной сфере ПФО 2014 г.
Развитие предпринимательства в агробизнесе
В условиях необходимости ускорения темпов развития производственной деятельности, усиления конкуренции, особенно при международной интеграции экономических отношений, актуализируется необходимость разработки новой концепции развития предпринимательства с учетом региональных и отраслевых особенностей. Современная теория развития предпринимательства не учитывает региональные и отраслевые особенности, поэтому качественного увеличения темпов экономического развития в российской экономике в целом не возможно.
Так, в условиях роста объема государственной поддержки аграрной сферы в регионе в 2013 г. на 19% (2,45 млрд рублей) значение рейтинга по сравнению с другими субъектами ПФО не увеличилось [7]. Следовательно, необходимо выявить новую стратегию развития аграрной сферы, чтобы обеспечить устойчивый рост объема производства аграрной продукции с целью выполнению основных задач по государственной программе развития села и продовольственной безопасности в регионе.
Перспективным, на наш взгляд, является развитие предпринимательства в аграрной сфере. Актуальность данного направления в стратегии развития аграрной сферы непосредственно сопряжено с концепцией развития предпринимательства.
Концепция развития предпринимательской деятельности характеризуется основными ключевыми параметрами:
- деятельность осуществляется индивидуумами (индивидуальные предприниматели в качестве собственника, а также менеджеры, которые осуществляют управление);
- деятельность осуществляется самостоятельно индивидуумом;
- рисковая деятельность, положительный результат которой не может гарантироваться;
- инновационная черта деятельности, в основе которой лежит реализация новых технологий, производство нового товара, применение новых методов управления и т.д.;
- обязательная финансовая мотивация – это получение прибыли от предпринимательской деятельности.
Предпринимательство в аграрной сфере включает все ранее перечисленные критерии предпринимательства, но все же включает отраслевые специфические особенности.
Во-первых, высокая зависимость от природно-климатических условий, что увеличивает риск предпринимательской деятельности. Кроме того особенности качества земли, погодные условия, сезонность оказывают огромное влияние на степень самостоятельности предпринимателя при выборе вида и объекта деятельности. Также степень риска увеличивается в аграрной сфере в условиях роста влияния монополизации отрасли. Предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, зачастую сильно зависят от перерабатывающих предприятий, которые в регионах оказывают свое монополистическое давление при формировании закупочной цены, которая может снизить эффективность сельскохозяйственных производителей-предпринимателей.
Во-вторых, в аграрной сфере в части эффективности использования ресурсов понятие «предпринимательство» дополняется специфическими факторами эффективного развития. Так, в аграрной сфере важным фактором является земля (средство и предмет труда), с помощью которой осуществляется производство сельскохозяйственной продукции. Местоположение, качественные характеристики и неразвитость рынка земли сдерживают, а порой и усложняют условия ведения предпринимательской деятельности, что приводит к снижению экономической эффективности бизнеса.
В-третьих, предприниматель ведет деятельность самостоятельно за счет собственных источников и несет полную ответственность за результаты деятельности. В аграрной сфере развитие предпринимательской деятельности без государственной поддержки и государственного регулирования невозможно. Мировая практика доказывает о необходимости применения важной формы государственного регулирования рыночных отношений в аграрной сфере – это система прямых выплат или субсидирования аграрных производителей. Целевые государственные субсидии могут использоваться предпринимателями при строительстве производственных мощностей, покупки техники, удешевления кредита и т.д. Система прямых государственных выплат применяется при компенсации убытков аграрных производителей-предпринимателей, полученных при неблагоприятных природно-климатических условиях (засуха, наводнение и др. природные катаклизмы) и устанавливается в расчете на единицу примененных ресурсов (гектар земли, на единицу поголовья скота или на другие измерители). Целью таких выплат является компенсация рисков (отрицательного экономического результата и повышение издержек производства) предпринимателя. В странах ЕС прямые платежи в структуре финансовой помощи составляют 22%, в США – 23%, в Норвегии – 53% [5].
В-четвертых, формулировка субъектов предпринимательской деятельности. Субъектами общей концепции предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели, юридические лица (предприятия различных организационно-правовых форм), а также руководители-менеджеры, которые принимают управленческие решения. В аграрной сфере осуществляют свою деятельность категории экономических субъектов, которые могут быть условно отнесены к субъектам предпринимательства. Так, в соответствии с российским законодательством [3] к основной категории индивидуального предпринимательства можно отнести крестьянские (фермерские) хозяйства, которые производят и реализуют сельскохозяйственную продукцию. Объединение собственников аграрной сферы (товарищества, производственные кооперативы, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества и т.д.) формирует категорию юридических лиц, наемные руководители которых (особенно в крупных компаниях) также являются субъектами предпринимательской деятельности.
Но также в аграрной сфере существенную долю занимают личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ), деятельность которых направлена на производство сельскохозяйственной продукции для собственных нужд. Наряду с этим деятельность ЛПХ имеет ряд черт, которые относятся к предпринимательской деятельности, а именно самостоятельность и имущественная ответственность, мотивация на результат, комбинирование факторов производства, частичное применение инновационных разработок (новые породы в животноводстве, новые сорта, новые удобрения в растениеводстве и т.д.).
Следует отметить, что в соответствии с законодательством о личных подсобных хозяйствах [4] деятельность данной категории признана непредпринимательской деятельностью. Но в современных условиях деятельность ЛПХ в сельской местности можно рассматривать также и как самозанятость сельского населения, что также характеризует черты предпринимательской деятельности. Таким образом, деятельность ЛПХ можно отнести к категории субъектов предпринимательской деятельности, но в рамках новой концепции развития предпринимательской деятельности в аграрной сфере необходимо активизировать объединение субъектов ЛПХ в крестьянские (фермерские) хозяйства.
В-пятых, развитие предпринимательства в аграрной сферы является не только экономически необходимым фактором, но и основанием социального развития территории. В условиях проводимой современной государственной политики, направленной на стимулирование развития сельской местности, обеспечение продовольственной безопасности, поддержку сельскохозяйственных производителей при ограниченных финансовых возможностей всех уровней государственных бюджетов, развитие предпринимательства в аграрной сфере становится актуальным. Предпринимательская деятельность в аграрной сфере наиболее ярко выполняет функцию социальной ответственности бизнеса, а именно способствует производству экологически безопасных и качественных продуктов питания, обеспечивает рабочими местами в рамках высокой безработицы и невысокого уровня жизни в селе.
Проанализировав особенности концепции развития предпринимательства в аграрной сфере, составим аналитическую таблицу (см. табл. 3), которая позволит выявить особенности развития предпринимательской деятельности в аграрной сфере.
Кластер аграрной сферы
Развитие предпринимательской деятельности в аграрной сфере в форме предпринимательского кластера будет способствовать аккумулированию механизмов государственной поддержки (финансовые ресурсы, административные механизмы, налоговые изменения и др.) при разработке стратегии развития аграрной сферы региона.
Эффективность развития в форме предпринимательского кластера проявляется в соединении всех субъектов предпринимательской деятельности разной отраслевой направленностью (сельское хозяйство, переработка, финансовые организации, страхование, образование, медицинское обслуживание и т.д.) на базе территориальной концентрации, связанных технологической цепочкой. Взаимодействие на базе предпринимательского кластера способствует развитию по следующим направлениям:
- развитие производственной деятельности агарной сферы в рамках расширенного воспроизводства, что является фактором устойчивого экономического роста;
- социально-экономическое развитие сельской местности за счет равномерного территориального размещения производительных сил на основании специализации и кооперации на всех муниципальных территорий республики, что приведет к росту доходов и качеству жизни в сельской местности;
- производство доступных для большого количества потребителей качественных продуктов питания отечественного производства (региональными производителями) с целью выполнения доктрины по продовольственной безопасности региона;
- концентрация ресурсов (особенно финансовых ресурсов в условиях ограничения финансирования из федерального бюджета и дефицитности регионального и муниципальных бюджетов) в рамках государственной программ по поддержке аграрной сферы и предпринимательства, а также развития села.
Таблица 3. Особенность теоретических подходов развития предпринимательства в аграрной сфере
Характерные
черты предпринимательской деятельности
|
Интенсификация
предпринимательской деятельности в аграрной сфере
|
Стремление
к получению максимальной прибыли за счет комбинирования факторов
производства, действует правило минимизации затрат
|
Менее
тесная связь между затратами и полученным финансовым результатом (прибыль или
убыток), так как сказывается влияние природно-климатических условий и в
случае получения убытка включается механизм государственной компенсации по
специальным разработанным условиям.
Наличие сезонности и длительности производственного цикла также уменьшает возможности предпринимателя получить высокую ренту |
Наличие
риска является обязательным фактором, размер влияния которого на
экономические возможности могут регулироваться самим предпринимателем
|
Риск
значительно увеличивается за счет влияния природно-климатических условий, на
которые предприниматель не влияет (или доля влияния незначительна). Особо
высокая степень производственного и коммерческого риска
|
Инициативность
и самостоятельность ведения предпринимательской деятельности
|
Высокая
степень зависимости в кооперации и интеграции, монополистическое влияние на
сельскохозяйственных предпринимателей, которое формирует диспаритет
закупочной цены и цены готовой сельскохозяйственной продукции
|
Развитые
конкурентные отношения
|
В ряде
направлений (компенсация убытков, развитие приоритетных отраслей в
соответствии с обеспечение продовольственной безопасности) требуется
государственная поддержка предпринимателей
|
Высокая
инновационная и инвестиционная активность за счет доступности к заемным
средствам, направленная на развитие предпринимательской деятельности
|
Высокая
степень риска, высокая степень технической изношенности и длительные
производственные процессы снижают инновационную и инвестиционную
привлекательность в условиях нехватки собственных средств
|
Социальная
ответственность предпринимательской деятельности не является ярко выраженной
|
Повышенная
социальная ответственность, направленная на социально-экономическое развитие
сельской местности в рамках повышения условия и качества жизни на селе
|
Заключение
Анализируя все вышесказанное, можно отметить, что развитие предпринимательской деятельности в форме предпринимательского кластера в аграрной сфере обеспечит повышение рейтинга Чувашской Республики среди других субъектов ПФО в краткосрочной перспективе.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:49:45