Анализ тенденций развития предпринимательства в аграрной сфере Чувашской Республики

Тюмерова И.Б.1, Григорьева С.В.1
1 Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, г. Чебоксары

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 2 (Январь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

В статье проведен анализ развития предпринимательства в аграрной сфере в ПФО, выявлен рейтинг развития предпринимательства в Чувашской Республике среди всех субъектов ПФО, определен прогноз рейтинга региона в развитии предпринимательства в аграрной сфере на 2014 г. Также в работе обозначено перспективное направление развития предпринимательства в аграрной сфере в форме предпринимательского кластера.

Ключевые слова: аграрная сфера, рейтинг субъектов ПФО, прогнозное развитие, предпринимательский кластер



В настоящее время развитие предпринимательства в аграрной сфере является приоритетным направлением социально-экономического развития Чувашской Республики, так как это связано с тем, что в регионе более 40% сельского населения, низкая доля произведенной продукции агарной сферы в ВРП, низкий уровень доходов и качества жизни в сельской местности и ряда других региональных особенностей [7]. Поэтому создание благоприятных условий для развития аграрной сферы будет способствовать не только социально-экономическому развитию республики, но и позволит обеспечить выполнение доктрины по продовольственной безопасности и других государственных программ развития села [1,2].

В рамках комплексного анализа проведем рейтинговую оценку уровня развития предпринимательства в аграрной сфере Чувашской Республики и сравним данные показатели со значениями уровня развития предпринимательства в аграрной сфере других субъектов Приволжского федерального округа (ПФО) в таблице 1 [6].

Предложенная методика комплексной рейтинговой оценки развития предпринимательства в аграрной сфере Чувашской Республики в сравнении с другими субъектами ПФО предполагает оценку результатов деятельности (анализ количественных и качественных показателей) и их ранжирование по рейтингу. Использование подобной методики позволяет определить лучшие и худшие результаты экономической деятельности в аграрной сфере по рейтингу их развития, определить направления мероприятий по привлечению инвестиционных ресурсов, способствует совершенствованию государственной аграрной политики в области развития предпринимательства в аграрной сфере.

Критерии оценки агробизнеса в Чувашской Республике

Критерием рейтинговой оценки будем использовать следующие показатели:

- доля сельского населения от общей численности позволит определить количественные возможности обеспечения трудовыми ресурсами, в том числе резервы развития предпринимательства;

- производительность труда в аграрной сфере на 1 занятого характеризует эффективность использования наемного труда;

- размер среднемесячной заработной платы в аграрной сфере позволяет определить платежеспособность и уровень качества жизни в сельской местности;

- размер инвестиций в аграрную сферу на 1 работника отражает модернизацию предпринимательской деятельности в рамках проводимой инвестиционной политики;

- объем продукции аграрной сферы на душу населения дает оценку возможности обеспечения продовольственной безопасности региона за счет самообеспеченности региональными производителями;

- размер валового регионального продукта (ВРП) на душу населения предоставляет возможность определить эффективность социально-экономического развития региона (эффективность макроэкономического развития).

Таблица 1. Комплексная рейтинговая оценка развития предпринимательства в аграрной сфере ПФО 2000 и 2013 гг. [8]

Регионы ПФО
Величина рейтинга (R)
Место в ПФО
2000 г.
2013 г.
2000 г.
2011 г.
Республика Башкортостан, РБ
0,7404
0,5935
2
8
Чувашская Республика, ЧР
0,5243
0,4963
13
13
Республика Марий Эл, РМЭ
0,5550
0,6672
11
4
Республика Мордовия, РМ
0,7297
0,6808
3
3
Нижегородская область, НО
0,6348
0,5461
7
10
Удмуртская Республика, УР
0,6469
0,5333
5
11
Республика Татарстан, РТ
0,8312
0,8761
1
1
Пермский край, ПК
0,6074
0,5162
9
12
Кировская область, КО
0,5386
0,4841
12
14
Оренбургская область, ОО
0,6694
0,6541
4
5
Пензенская область, ПО
0,6152
0,6535
8
6
Ульяновская область, УО
0,4672
0,5506
14
9
Самарская область, СО
0,6349
0,6185
6
7
Саратовская область, СрО
0,5928
0,7181
10
2
Среднее значение
0,6277
0,6135
-
-

Рисунок 1. Комплексная рейтинговая оценка развития предпринимательства в аграрной сфере ПФО 2000 и 2013 гг.

По данным проведенной общей оценки выявлено, что республика не улучшила свои позиции в 2013 г. по сравнению с 2000 г. Следует отметить, что значение общей оценки достаточно низкое в сравнении с другими регионами ПФО и предполагает необходимость выявления недоиспользованных возможностей для развития аграрной сферы.

Затем спрогнозируем значение рейтинговой оценки развития предпринимательства в аграрной сфере Чувашской Республики в сравнении с другими субъектами ПФО на 2014 г. (см. табл. 2) методом анализа иерархии. Метод анализа иерархий применяется в случае нечётких формулировок, различных критериев ранжирования, отсутствия возможности прямого сравнения с целью выявления общей (средней) тенденции развития предпринимательства в аграрной сфере на перспективу.

Таким образом, развитие предпринимательства в аграрной сфере Чувашской Республики за 2014 г. в прогнозном значении с учетом имеющих тенденций за 2000-2013 гг. незначительно улучшилось. Данная ситуация неблагоприятно характеризует эффективность проводимой аграрной политики.

Таблица 2. Прогноз развития предпринимательства в аграрной сфере ПФО 2014 г. [8]

Регионы ПФО
Величина рейтинга (R)
Место в ПФО
2013 г. (фактическое значение)
2014 г. (прогноз)
2013 г. (фактическое значение)
2014 г. (прогноз)
Республика Башкортостан, РБ
0,5935
0,636609
8
4
Чувашская Республика, ЧР
0,4963
0,537769
13
12
Республика Марий Эл, РМЭ
0,6672
0,688904
4
2
Республика Мордовия, РМ
0,6808
0,671706
3
3
Нижегородская область, НО
0,5461
0,622698
10
7
Удмуртская Республика, УР
0,5333
0,611175
11
8
Республика Татарстан, РТ
0,8761
0,989787
1
1
Пермский край, ПК
0,5162
0,592537
12
10
Кировская область, КО
0,4841
0,49494
14
13
Оренбургская область, ОО
0,6541
0,610934
5
9
Пензенская область, ПО
0,6535
0,549956
6
11
Ульяновская область, УО
0,5506
0,4905
9
14
Самарская область, СО
0,6185
0,635034
7
6
Саратовская область, СрО
0,7181
0,636195
2
5

Рисунок 2. Общая оценка за 2013 г. и прогноз развития предпринимательства в аграрной сфере ПФО 2014 г.

Развитие предпринимательства в агробизнесе

В условиях необходимости ускорения темпов развития производственной деятельности, усиления конкуренции, особенно при международной интеграции экономических отношений, актуализируется необходимость разработки новой концепции развития предпринимательства с учетом региональных и отраслевых особенностей. Современная теория развития предпринимательства не учитывает региональные и отраслевые особенности, поэтому качественного увеличения темпов экономического развития в российской экономике в целом не возможно.

Так, в условиях роста объема государственной поддержки аграрной сферы в регионе в 2013 г. на 19% (2,45 млрд рублей) значение рейтинга по сравнению с другими субъектами ПФО не увеличилось [7]. Следовательно, необходимо выявить новую стратегию развития аграрной сферы, чтобы обеспечить устойчивый рост объема производства аграрной продукции с целью выполнению основных задач по государственной программе развития села и продовольственной безопасности в регионе.

Перспективным, на наш взгляд, является развитие предпринимательства в аграрной сфере. Актуальность данного направления в стратегии развития аграрной сферы непосредственно сопряжено с концепцией развития предпринимательства.

Концепция развития предпринимательской деятельности характеризуется основными ключевыми параметрами:

- деятельность осуществляется индивидуумами (индивидуальные предприниматели в качестве собственника, а также менеджеры, которые осуществляют управление);

- деятельность осуществляется самостоятельно индивидуумом;

- рисковая деятельность, положительный результат которой не может гарантироваться;

- инновационная черта деятельности, в основе которой лежит реализация новых технологий, производство нового товара, применение новых методов управления и т.д.;

- обязательная финансовая мотивация – это получение прибыли от предпринимательской деятельности.

Предпринимательство в аграрной сфере включает все ранее перечисленные критерии предпринимательства, но все же включает отраслевые специфические особенности.

Во-первых, высокая зависимость от природно-климатических условий, что увеличивает риск предпринимательской деятельности. Кроме того особенности качества земли, погодные условия, сезонность оказывают огромное влияние на степень самостоятельности предпринимателя при выборе вида и объекта деятельности. Также степень риска увеличивается в аграрной сфере в условиях роста влияния монополизации отрасли. Предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, зачастую сильно зависят от перерабатывающих предприятий, которые в регионах оказывают свое монополистическое давление при формировании закупочной цены, которая может снизить эффективность сельскохозяйственных производителей-предпринимателей.

Во-вторых, в аграрной сфере в части эффективности использования ресурсов понятие «предпринимательство» дополняется специфическими факторами эффективного развития. Так, в аграрной сфере важным фактором является земля (средство и предмет труда), с помощью которой осуществляется производство сельскохозяйственной продукции. Местоположение, качественные характеристики и неразвитость рынка земли сдерживают, а порой и усложняют условия ведения предпринимательской деятельности, что приводит к снижению экономической эффективности бизнеса.

В-третьих, предприниматель ведет деятельность самостоятельно за счет собственных источников и несет полную ответственность за результаты деятельности. В аграрной сфере развитие предпринимательской деятельности без государственной поддержки и государственного регулирования невозможно. Мировая практика доказывает о необходимости применения важной формы государственного регулирования рыночных отношений в аграрной сфере – это система прямых выплат или субсидирования аграрных производителей. Целевые государственные субсидии могут использоваться предпринимателями при строительстве производственных мощностей, покупки техники, удешевления кредита и т.д. Система прямых государственных выплат применяется при компенсации убытков аграрных производителей-предпринимателей, полученных при неблагоприятных природно-климатических условиях (засуха, наводнение и др. природные катаклизмы) и устанавливается в расчете на единицу примененных ресурсов (гектар земли, на единицу поголовья скота или на другие измерители). Целью таких выплат является компенсация рисков (отрицательного экономического результата и повышение издержек производства) предпринимателя. В странах ЕС прямые платежи в структуре финансовой помощи составляют 22%, в США – 23%, в Норвегии – 53% [5].

В-четвертых, формулировка субъектов предпринимательской деятельности. Субъектами общей концепции предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели, юридические лица (предприятия различных организационно-правовых форм), а также руководители-менеджеры, которые принимают управленческие решения. В аграрной сфере осуществляют свою деятельность категории экономических субъектов, которые могут быть условно отнесены к субъектам предпринимательства. Так, в соответствии с российским законодательством [3] к основной категории индивидуального предпринимательства можно отнести крестьянские (фермерские) хозяйства, которые производят и реализуют сельскохозяйственную продукцию. Объединение собственников аграрной сферы (товарищества, производственные кооперативы, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества и т.д.) формирует категорию юридических лиц, наемные руководители которых (особенно в крупных компаниях) также являются субъектами предпринимательской деятельности.

Но также в аграрной сфере существенную долю занимают личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ), деятельность которых направлена на производство сельскохозяйственной продукции для собственных нужд. Наряду с этим деятельность ЛПХ имеет ряд черт, которые относятся к предпринимательской деятельности, а именно самостоятельность и имущественная ответственность, мотивация на результат, комбинирование факторов производства, частичное применение инновационных разработок (новые породы в животноводстве, новые сорта, новые удобрения в растениеводстве и т.д.).

Следует отметить, что в соответствии с законодательством о личных подсобных хозяйствах [4] деятельность данной категории признана непредпринимательской деятельностью. Но в современных условиях деятельность ЛПХ в сельской местности можно рассматривать также и как самозанятость сельского населения, что также характеризует черты предпринимательской деятельности. Таким образом, деятельность ЛПХ можно отнести к категории субъектов предпринимательской деятельности, но в рамках новой концепции развития предпринимательской деятельности в аграрной сфере необходимо активизировать объединение субъектов ЛПХ в крестьянские (фермерские) хозяйства.

В-пятых, развитие предпринимательства в аграрной сферы является не только экономически необходимым фактором, но и основанием социального развития территории. В условиях проводимой современной государственной политики, направленной на стимулирование развития сельской местности, обеспечение продовольственной безопасности, поддержку сельскохозяйственных производителей при ограниченных финансовых возможностей всех уровней государственных бюджетов, развитие предпринимательства в аграрной сфере становится актуальным. Предпринимательская деятельность в аграрной сфере наиболее ярко выполняет функцию социальной ответственности бизнеса, а именно способствует производству экологически безопасных и качественных продуктов питания, обеспечивает рабочими местами в рамках высокой безработицы и невысокого уровня жизни в селе.

Проанализировав особенности концепции развития предпринимательства в аграрной сфере, составим аналитическую таблицу (см. табл. 3), которая позволит выявить особенности развития предпринимательской деятельности в аграрной сфере.

Кластер аграрной сферы

Развитие предпринимательской деятельности в аграрной сфере в форме предпринимательского кластера будет способствовать аккумулированию механизмов государственной поддержки (финансовые ресурсы, административные механизмы, налоговые изменения и др.) при разработке стратегии развития аграрной сферы региона.

Эффективность развития в форме предпринимательского кластера проявляется в соединении всех субъектов предпринимательской деятельности разной отраслевой направленностью (сельское хозяйство, переработка, финансовые организации, страхование, образование, медицинское обслуживание и т.д.) на базе территориальной концентрации, связанных технологической цепочкой. Взаимодействие на базе предпринимательского кластера способствует развитию по следующим направлениям:

- развитие производственной деятельности агарной сферы в рамках расширенного воспроизводства, что является фактором устойчивого экономического роста;

- социально-экономическое развитие сельской местности за счет равномерного территориального размещения производительных сил на основании специализации и кооперации на всех муниципальных территорий республики, что приведет к росту доходов и качеству жизни в сельской местности;

- производство доступных для большого количества потребителей качественных продуктов питания отечественного производства (региональными производителями) с целью выполнения доктрины по продовольственной безопасности региона;

- концентрация ресурсов (особенно финансовых ресурсов в условиях ограничения финансирования из федерального бюджета и дефицитности регионального и муниципальных бюджетов) в рамках государственной программ по поддержке аграрной сферы и предпринимательства, а также развития села.

Таблица 3. Особенность теоретических подходов развития предпринимательства в аграрной сфере

Характерные черты предпринимательской деятельности
Интенсификация предпринимательской деятельности в аграрной сфере
Стремление к получению максимальной прибыли за счет комбинирования факторов производства, действует правило минимизации затрат
Менее тесная связь между затратами и полученным финансовым результатом (прибыль или убыток), так как сказывается влияние природно-климатических условий и в случае получения убытка включается механизм государственной компенсации по специальным разработанным условиям.
Наличие сезонности и длительности производственного цикла также уменьшает возможности предпринимателя получить высокую ренту
Наличие риска является обязательным фактором, размер влияния которого на экономические возможности могут регулироваться самим предпринимателем
Риск значительно увеличивается за счет влияния природно-климатических условий, на которые предприниматель не влияет (или доля влияния незначительна). Особо высокая степень производственного и коммерческого риска
Инициативность и самостоятельность ведения предпринимательской деятельности
Высокая степень зависимости в кооперации и интеграции, монополистическое влияние на сельскохозяйственных предпринимателей, которое формирует диспаритет закупочной цены и цены готовой сельскохозяйственной продукции
Развитые конкурентные отношения
В ряде направлений (компенсация убытков, развитие приоритетных отраслей в соответствии с обеспечение продовольственной безопасности) требуется государственная поддержка предпринимателей
Высокая инновационная и инвестиционная активность за счет доступности к заемным средствам, направленная на развитие предпринимательской деятельности
Высокая степень риска, высокая степень технической изношенности и длительные производственные процессы снижают инновационную и инвестиционную привлекательность в условиях нехватки собственных средств
Социальная ответственность предпринимательской деятельности не является ярко выраженной
Повышенная социальная ответственность, направленная на социально-экономическое развитие сельской местности в рамках повышения условия и качества жизни на селе

Заключение

Анализируя все вышесказанное, можно отметить, что развитие предпринимательской деятельности в форме предпринимательского кластера в аграрной сфере обеспечит повышение рейтинга Чувашской Республики среди других субъектов ПФО в краткосрочной перспективе.


Страница обновлена: 22.09.2024 в 10:16:11