Поддержка малого бизнеса "по-американски"

Букамина М.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (39), Март 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Букамина М.А. Поддержка малого бизнеса "по-американски" // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 3. – С. 11-17.

Аннотация:
Развитие малого бизнеса как базового начала отечественного предпринимательства снова попало в центр внимания высшего руководства страны и вышло на передний план экономической политики России. Малый бизнес стал одной из «горячих» тем, к которой (теперь уже в прошлом 2002 году) неоднократно обращались и Президент РФ В.В. Путин, и Председатель Правительства М.М. Касьянов, и другие руководители государства.

Ключевые слова: США, поддержка малого бизнеса



Развитие малого бизнеса как базового начала отечественного предпринимательства снова попало в центр внимания высшего руководства страны и вышло на передний план экономической политики России. Малый бизнес стал одной из «горячих» тем, к которой (теперь уже в прошлом 2002 году) неоднократно обращались и Президент РФ В.В. Путин, и Председатель Правительства М.М. Касьянов, и другие руководители государства.

Поддержка малого бизнеса была определена в качестве одной из приоритетных задач в области государственной экономической политики. Инструментом реализации этой цели является «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 годы». Только в прошлом году состоялся ряд конференций, семинаров, «круглых столов» и выставок, посвященных развитию малого бизнеса. Однако несмотря на все принимаемые меры, количество малых предприятий заметно не увеличивается, а их вклад в валовой внутренний продукт в России в целом не превышает 11 %.

Между тем, в большинстве индустриальных стран малый бизнес занимает в экономике существенно более заметное место. Например, в США малый бизнес дает до 50% ВВП. Там насчитывается около 25 миллионов малых предприятий, которые обеспечивают занятостью до 53 % населения и создают приблизительно 75 % новых рабочих мест. Эти показатели были достигнуты в результате активной работы государства по поддержке малого бизнеса. В 1953 г. в США была создана Администрация по делам малого бизнеса ‑ АМБ (Small Business Administration). Главный офис АМБ расположен в Вашингтоне.

Программы АМБ включают в себя финансовую, техническую, юридическую и консультационную поддержку, в том числе, в получении федеральных контрактов, а также в обучении предпринимателей. Только за 10 лет (1991-2000 гг.) АМБ профинансировала около 435000 малых предприятий на сумму более чем 94,6 миллиардов долларов, что превышает все объемы финансирования до 1991г. АМБ осуществляет свою деятельность путем реализации программ, которых в настоящее время насчитывается около 70, причем однородные программы объединяются в 18 крупных разделов, охватывающих проблемы финансирования, инвестирования в ценные бумаги, содействия в получении федеральных контрактов, а также разносторонней и многообразной поддержки различных сторон малого бизнеса. Ежегодно программы корректируются и инициируется работа в новых направлениях. Сегодня АМБ имеет региональные представительства во всех штатах, через которые предприятия малого бизнеса могут воспользоваться существующими программами.

Партнерами АМБ являются тысячи кредитных, образовательных и других организаций. Одна из основных форм финансовой поддержки АМБ ‑ это гарантированные займы. Банки, которые предоставляют займы малым предприятиям, получают от правительства в лице АМБ гарантию возврата этих средств в размере 85 % от суммы займа, не превышающего 150 тыс.дол. и 75 % ‑ для сумм более 150 тыс. дол. В случае финансовой несостоятельности заемщика АМБ возвращает банку соответствующую сумму. Максимальная сумма займа, возврат которой обеспечивает АМБ, составляет 1 млн. долларов.

Кроме финансовой, малый бизнес получает в США другие виды помощи. В частности, существует ряд специальных программ по обучению и консультированию предпринимателей, на которых хотелось бы остановиться подробнее. Это, в частности, программы Small Business Classroom; Small Business Development Center (SBDC); Business Information Center (BIC) и др. Рассмотрим некоторые из них.

Программа Small Business Classroom

Программа представляет собой WEB-страницу с электронными бизнес-курсами, обучаться на которых можно в течение 24 часов в сутки. SBC ориентирована не только на предпринимателей, но и на другие категории обучаемых (например, студентов высшей школы и колледжей, людей с ограниченными физическими возможностями). Электронные курсы представляют собой ряд программ по развитию бизнеса. Они включают следующие разделы:

- бизнес-планирование;

- как начать собственное дело;

- самостоятельная оценка первоначальных затрат;

- строительство бизнеса;

- бизнес-мониторинг,

а также программы сертификации, финансирования бизнеса, программы по электронной коммерции и другие.

Изучая представленные электронные курсы на сайте SBC, предприниматели могут задавать вопросы бизнес-консультантам по интересующим их проблемам с помощью электронной почты, а также воспользоваться электронной библиотекой.

Программа Small Business Development Center (SBDC)

Центр развития малого бизнеса (ЦРМБ) осуществляет консультационную, техническую и образовательную поддержку. Кроме того, он оказывает помощь в решении финансовых, организационных, маркетинговых, производственных проблем. Почти в каждом штате существуют центры развития малого бизнеса (всего около 57). Наряду с этим, сформировано около 1000 субцентров, объединенных в сеть и расположенных в колледжах, университетах, коммерческих палатах и корпорациях штата.

Придя в центр, каждый предприниматель может получить интересующую его информацию, воспользоваться консультацией высококвалифицированных специалистов. Предпочтение при наборе консультантов центра отдается представителям банковских структур, торговых ассоциаций, коммерческих палат и академии. Центр имеет постоянный штат персонала. Кроме того, центры развития малого бизнеса привлекают для работы платных консультантов, инженеров, а также исследовательские лаборатории частного сектора для того, чтобы клиенты центра могли получить специализированную экспертизу.

Финансирование центров развития малого бизнеса осуществляется АМБ совместно со спонсорами. Причем сумма, которую АМБ вкладывает в развитие центра, не превышает 50%, остальная часть денежных средств привлекается за счет спонсоров. Такими спонсорами могут быть общественные и частные университеты, коммерческие палаты, колледжи, корпорации, а также частные фонды и другие организации.

С 1980 г. около 8 миллионов предприятий воспользовались услугами центров. В 2001 г. центры развития малого бизнеса проконсультировали и обучили около 610000 клиентов.

Программа Business information Center (BIC)

Бизнес-инфомационные центры (БИЦ) также созданы для поддержки и развития предприятий малого бизнеса. Всего их насчитывается более 70. БИЦ ведут совместную работу с ЦРМБ по консультированию и обучению предпринимателей. Центры оснащены последними компьютерными технологиями: имеют современное оборудование, программное обеспечение, электронную библиотеку, необходимые базы данных.

В качестве примера в табл. 1 приводится перечень технического и программного обеспечения подобного центра, который может служить ориентиром при формировании аналогичных учебных центров в России.

Таблица 1

Перечень технического и программного обеспечения типового бизнес-информационного центра

Техническое обеспечение
Программное обеспечение
Computer Hardware (minimum standards)
Compaq Deskpro EP 111 600 MhzPC, Minitower Case, 128 MB SDRAM 10 GB Ultra ATA hard drive, 40X CD-ROM, Matrox Video w/4MB, Enhanced Business Audio Speakers 3 COM Etherlink 10/100 PCI NIC, 32 bit Sound Card, Mouse.
Proliant Server ML 350 650 MHZ 20 GB, 128 MB SDRAM, 9.1 Wide Ultra SCSI hard drive, 32X CD-ROM, Enhanced, Business Audio Speakers, ATI Video w/4.MB SGRAM, 10/100 PIC NIC, 104
Audio Visual Hardware
2 19" Color TV/VCRs
Printers
1 - HP 2100 TN Laser Printer
1 - HP Deskjet Color Printer
1 - Canon Multiphase Printer.
Copier
1 - Xerox 5828 copy machine.
1 - Scanjet Flatbed - HP 6250 LXI
1 - Farallon Netopia Router
1 - Universal Power Source
Application Software
Microsoft Office 2000 -- Professional
Microsoft Word
Microsoft Excel
Microsoft Powerpoint
Microsoft Access
Microsoft Small Business Tools
JIAN Suite of Tools
BizPlan Builder Interactive
Marketing Builder
ADOBE
Acrobat Reader 4.0
Pagemill
Pagemaker 6.5
PhotoShop Deluxe
Microsoft NT Server
Intuit
Quickbooks 2000
Turbo Tax
Export Expert
CD-ROM Applications
Microsoft Streets, 2001 Edition
International Trade Data Base (ITDN)
The Business Disk (Ask Harry)
Small Business Resource Guides
Build Your Own Business Website for Free

БИЦ имеет WEB-страницу, на которой можно воспользоваться постоянно обновляемой справочной информацией, электронной библиотекой, посмотреть расписание обучающих курсов, финансируемых АМБ. Кроме того, чтобы получить консультацию специалистов- практиков, как и в ЦРМБ, можно воспользоваться услугами отошедших от дел опытных менеджеров (Service Corps of Retired Executives). Они помогут начинающим предпринимателям в решении возникших проблем, подскажут, как эффективнее организовать работу по созданию, управлению и развитию малого предприятия. Спектр предоставляемых предпринимателям услуг велик и охватывает самые различные аспекты хозяйственной жизни. Консультирование осуществляется конфиденциально в интерактивном режиме.

Кроме того, АМБ реализует специальные программы по обучению, консультированию отдельных категорий предпринимателей (женщин-предпринимателей, ветеранов-предпринимателей, предпринимателей – представителей национальных меньшинств).

В настоящее время в Америке женщинам-предпринимателям принадлежит 9,1 миллиона малых коммерческих фирм. Они обеспечивают занятость 27,5 миллионам человек, приносят доход в $ 3,6 триллионов. И эти показатели год от года постоянно увеличиваются. Женщины-предприниматели обычно являются владельцами малых предприятий в области здравоохранения, образования, модельного бизнеса, торговли и т.д. Они являются важной движущей силой американской экономики, и АМБ делает все возможное для их поддержки. С этой целью разработаны, в частности, специальные программы Women’s Business Center и Online Women’s Business Center.

Офис Women’s Business Ownership (WBO) находится в Вашингтоне и реализует программы обучения, консультирования, кредитования женщин-предпринимателей, программы по получению федеральных контрактов, осуществляет содействие развитию внешней торговли.

В США насчитывается более 80 бизнес-центров для женщин-предпринимателей, которые охватывают своей деятельностью 47 штатов. В бизнес-центре предусмотрено обучение женщин-предпринимателей управлению финансами, менеджменту, маркетингу. На WEB-сайте центра представлены актуальные для деловых женщин темы:

‑ умение себя преподнести: ваш внешний вид;

‑ умение себя преподнести: невербальное общение;

‑ необходимые качества успешных руководителей;

‑ насколько хорошо вы умеете слушать;

‑ как разрешать конфликты;

‑ изучение конъюнктуры рынка;

‑ реклама и др.

Американский опыт представляет определенный интерес для России. Многие российские женщины уже успешно сориентировались в современных условиях рыночной экономики и организовали предприятия малого бизнеса в области торговли, бытового обслуживания и в других сферах деятельности. Поскольку в Москве наблюдается самая высокая концентрация предприятий малого бизнеса, в том числе предприятий, принадлежащих женщинам - предпринимателям, было бы целесообразно организовать деловые центры, подобные Women’s Business Center. Не менее интересно и полезно для начинающих предпринимателей было бы иметь возможность обучаться на электронных курсах в бизнес-классе.

Создание деловых центров для женщин-предпринимателей, центров дистанционного обучения, осуществление подготовки как начинающих предпринимателей, так и сотрудников малых предприятий – все эти меры способствуют, в конечном итоге, развитию системы профессиональной подготовки персонала не только для малого бизнеса.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:29:38