Бизнес и культура: механизм латентной «встроенности»

Левченко И.И.1
1 Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 1 (Январь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Левченко И.И. Бизнес и культура: механизм латентной «встроенности» // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 1. – С. 175-182. – doi: 10.18334/rp.16.1.36.

Аннотация:

Интеграция бизнеса и культуры всегда вызывает множество споров и носит сложную структуру взаимодействия. Их часто противопоставляют друг другу. Тем не менее, процессы сферы культуры, проникая и интегрируясь с бизнес-процессами, формируют некое «экономическое измерение», которое может быть выражено в денежном эквиваленте. Приобретая стоимость, культурные феномены обретают экономическую значимость, становятся объектами сферы бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, сфера услуг, сфера культуры, культурный продукт, производство в культуре



Культура – это определение, которое характеризует ценностные ориентации общества, основанные на его традициях. Возникает культура в период становления «homo sapiens», в момент зарождения древнейших форм ценностной ориентации и является древнейшей формой социального взаимодействия людей. Основной фундамент культуры – это духовные ценности.

Бизнес – динамичная область деятельности, возникшая в условиях индустриального общества, главная цель – прибыль. Имеет глубокие корни в производительной деятельности человека.

Отметим, функциональные особенности сферы культуры и тех услуг, которые она осуществляет. Они обусловлены как особенностями самого процесса, так и получением конечного результата такой деятельности, имеющего, как правило, не овеществленный характер. Те продукты, которые производятся и распространяются в социально-культурной сфере – это интеллектуальные продукты, соответственно, услуги будут также формироваться про помощи интеллектуального труда работников.

Социально-культурная сфера напрямую оказывает воздействие на духовные ресурсы и косвенно на материальные. На сегодняшний день она становится ведущей сферой малого и среднего предпринимательства. Социально-культурные услуги востребованы обществом, что оправдывает возникновение новых видов организаций, которые должны своевременно удовлетворять такого рода запросы и потребности. Следовательно, социально-культурная сфера представляет собой совокупность отраслей общественного производства, создающих интеллектуальные продукты и услуги. Следует отметить, что данное объединение выполняет универсальные для всех отраслей общественного производства экономические функции, а именно:

– трудоустройство людей;

– производственную функцию;

– доходную функцию;

– обеспечивающую функцию;

– вносит вклад в совокупный общественный продукт;

– формирует национальный доход.

Представив сущность понятия культура и бизнес, можно обозначить различия и противоположности данных направлений. Но если более детально проанализировать природу этих явлений, то можно обнаружить моменты их сходства. Рассмотрим основные характеристики:

1) культура, как и бизнес, является результатом формирования, развития и удовлетворения человеческих потребностей;

2) оба направления имеют социальную природу;

3) способность двух направлений к воспроизводству.

Попробуем выделить бизнес-процессы и провести их проекцию на сферу культуры.

Представим подход Будагьянец Н.А., чьи исследования, на наш взгляд, представляют наиболее приемлемую дифференциацию.

Итак, в бизнесе выделяют ряд основных принципов.

Рисунок 1. Система бизнес-процессов (источник - [1])

Теперь сформируем проекцию данных принципов и процессов в сфере культуры.

Таблица. Проекция бизнес-принципов на сферу культуры


Бизнес-принципы
Анализ

Бизнес-принципы в сфере культуры
1
Принцип наличия входов (ресурсов)/ выходов (продуктов) бизнес - процессов
Таким образом, бизнес – это любой вид деятельности в сфере (материального/ нематериального) производства, приносящий доход.
Итак, предметом оборота на рынке культуры являются культурные услуги (культурный сервис) и культурный продукт, сочетающий в себе признаки товара и услуги.
1
Входы (ресурсы): финансы, мат.-техническая база, информационное и организационное обеспечение, кадры.
Выходы (продукты): культурные блага, которые можно купить.
(Пример: первичные – мероприятие;
вторичные – фото-услуги, видео-услуги и т.д.)
2
Принцип наличия поставщика бизнес-процесса
2
Поставщики: дома культуры, центры культуры.
3
Принцип наличия клиента бизнес-процесса
3
Клиенты: ВНЕШНИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ: Индивидуальные потребители – жители города; организации (учреждения) города, района, области и др. областей:
а) Коммерческие и производственные структуры;
б) Учреждения города сфер образования, здравоохранения, соц. обеспечения, коммунального хозяйства; городская, областная или районная администрация и др.
ВНУТРЕННИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ: работники учреждений культуры, испытывающие потребность в обеспечивающих услугах (пошив костюмов, изготовление декораций и т.д.)
4
Принцип наличия границ бизнес-процессов
4
Границы: сохранение основополагающих духовных ценностей культуры.
5
Принцип взаимодействия и взаимосвязи бизнес-процессов
5
Взаимосвязи: все бизнес-процессы в сфере культуры должны быть взаимосвязанными и взаимодополняющими
(к примеру, полученную прибыль от реализации одного культурного продукта можно направить на усовершенствование другого, являющегося составляющим третьего).
6
Принцип измеряемости и управляемости бизнес-процесса
6
Измеряемость: бизнес-процессы в культурной сфере должны иметь параметры, отражающие их целесообразность, востребованность, адекватность и целевое назначение. Параметры процессов должны быть измеряемыми, т.е. иметь количественные и качественные характеристики. Качественные параметры культурного процесса должны отражать качество деятельности организации (результативность, эффективность, адаптируемость). К количественным - относят производительность, продолжительность и стоимость культурного продукта или услуги.

Действительно, предметом оборота на рынке культуры являются предметы (товары), услуги (культурный сервис) и культурный продукт, сочетающий в себе признаки товара и услуги. Все приведенные элементы являются предметным полем различных форм предпринимательства.

Одним из наиболее распространенных в последнее время способов такого взаимодействия культуры и бизнеса является рассмотрение культуры в качестве одной из сфер бизнеса.

Как известно, золотое правило бизнеса базируется на пяти китах:

- единоличное владение бизнесом;

- предоплата;

- порядок в документах;

- высокий уровень порядочности;

- наличие новой творческой и полезной идеи.

Так вот последних три положения дают возможность сделать вывод, что сфера предпринимательства также имеет латентную встроенность и зависимость от сферы культуры.

Рассмотрим взаимодействие бизнеса и культуры более детально (см. рис. 2).

Исходя из того, что оба направления ориентированы на массового розничного потребителя, можем заключить, что и сфера культуры также нацелена на получение прибыли. Это утверждение главным образом определяет основные видовые направления развития культуры (тиражирование печатной, музыкальной, видеопродукции, шоу-бизнес, театр, кинематограф, телевидение) [2].

Иной подход представляет собой инвестирование в произведения искусства. Приобретение таких объектов используется бизнесом для извлечения прибыли при продаже ранее приобретенных объектов культуры через некоторое время, когда объект будет предоставлять наибольшую ценность.

Аукционный бизнес – обособленное экономическое направление. Такого рода бизнес не производит предметов искусства, он создает благоприятную площадку с возможностью для реализации следующих бизнес-операций над объектами культуры: производства, инвестирования и пр.

Рисунок 2. Взаимодействие бизнеса и культуры (источник - [2])

Еще одним вариантом взаимодействия бизнеса и культуры является коллекционирование. Здесь бизнесмен приобретает предмет искусства не с целью извлечения прибыли в будущем, а потому, что испытывает к нему эстетический коллекционный азарт.

Меценатство отличается от коллекционирования тем, что бизнесмен, обладающий денежными ресурсами, не преследует меркантильную цель – стать владельцем уже созданного артефакта, он своими действиями пытается развить, укрепить или сохранить то или иное направление культуры либо культурный объект, культурный артефакт [3].

Следующим способом взаимодействия культуры и бизнеса является использование факта культурной активности в целях информационного повода для повышения известности собственной организации и улучшения ее имиджа, а также для пиара отдельных личностей, для которых реклама – это важнейшее средство для приобретения доверия и/ или получения дохода.

Приведем пример: бизнесмен выделяет средства для проведения ежегодного международного фестиваля или акции с массовым привлечением местного населения; в обоих случаях он расширяет свое влияние, как на местном уровне, так и на международном, посредством личного участия или выступления, выпуска комментариев в средствах массовой информации, громких лозунгов и максимальной активности.

Теперь перейдем к бизнес-монополиям. Это еще один вид взаимодействия сферы культуры и бизнеса. Учреждения культуры могут привлекать предпринимателей на договорной основе в целях осуществления услуги. Например, частное лицо может организовывать в учреждении культуры за умеренную аренду определенные праздники, проводить танцевальные вечера или организовать кинопросмотры и т.д. В результате реализации данных мероприятий бизнесмен получает прибыль, часть которой (процентная ставка определяется в договоре) он выплачивает учреждению.

Наряду с общими моментами в культуре и бизнесе есть и важные различия. Ключевым различием является целеполагание в бизнес-предпринимательстве и культуре. Цели этих областей ориентированы на разные потребности и ценности: бизнес-предпринимательство – на прагматические, материальные; культура и искусство – на духовные.

Тем не менее, исследовав указанные понятия, мы пришли к выводу, что они, действительно, могут взаимодействовать друг с другом, а различия в целеполагании, наоборот, смогут усовершенствовать оба направления и поставить их на новый уровень развития.

К концу 20 века пришло понимание того, что бизнес способствует улучшению жизни общества, и это дает нам возможность в 21 веке сформулировать мысль о том, что сфера культуры все же открыта для бизнеса, который является своеобразным «геном цивилизации» и посредством своей культурных функций оказывает существенное влияние на все стороны жизни общества [5].

Таким образом, можно сделать заключение, что культура и бизнес могут взаимодействовать по принципу дополняемости. Общее и особенное в культуре и бизнесе являются объективным основанием для их эффективного взаимодействия. Важно найти продуктивные пути взаимодействия. Сфера культуры и бизнес имеют общие связи, вовлекающие их в совместные экономические процессы и проекты. Тем не менее, способствовать эффективному взаимодействию бизнеса и культуры в первую очередь должно государство.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:46:13