Кадровое обеспечение государственной политики сбалансированного пространственного развития регионов

Крутиков В.К.1, Дорожкина Т.В.1, Зайцев Ю.В.1, Богачева Ж.А.1
1 Институт управления, бизнеса и технологий

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 1 (Январь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

В статье раскрываются современные особенности государственной политики в вопросах комплексного развития регионов. На примере Калужской области проводятся историко-экономические параллели по формированию внутренних условий для формирования инвестиционной привлекательности территории. Анализируются подходы к кадровому обеспечению инновационного развития экономики региона. Рассмотрена роль учебных заведений области в формировании кадрового потенциала. 

Ключевые слова: подготовка кадров, инновационное развитие, кадровый потенциал, экономика знаний, региональное развитие, инвестиционные программы



По мнению ведущих государственных деятелей и экспертов, в настоящее время наблюдается торможение темпов развития российской экономики, которое обусловлено рядом факторов.

На первое место ставятся внутренние проблемы страны, связанные со структурными и институциональными ограничениями [1, 9].

Отмечается низкое качество принимаемых управленческих решений и аналогичное качество реализации инвестиционных проектов. Премьер-министр РФ Д. Медведев считает, что для выхода из сложной ситуации «мы должны из страны дорогого, но зачастую некачественного и неэффективного труда, стать страной высокого коэффициента полезного действия». Медведев уверен, что только при осуществлении подобного вектора развития может быть решена задача по созданию к 2020 году 25 млн высокотехнологичных рабочих мест [8].

Государство связывает перспективы долгосрочного, стратегического развития с улучшением делового климата в стране, поэтому готово, в связи со складывающейся демографической ситуацией в регионах, взять на себя затраты по переобучению и переезду на новые рабочие места экономически активной части населения [1, 8].

Сегодня регионы выступают в качестве самостоятельных субъектов международных отношений, а региональные объединения обеспечивают необходимые условия для повышения роли России в мировом хозяйстве, укреплении национальной конкурентоспособности, защите общественных отношений от негативных вызовов.

В настоящее время в соответствии с реализуемой государственной политикой сбалансированного пространственного развития регионы России формируют новые центры промышленности, аграрного производства, рекреации, образования, науки и пр.

Стратегия пространственного развития, включающая схему расселения и размещения производительных сил, призвана обеспечить устойчивое комплексное развитие регионов страны. Обширные территории и потенциалы, которыми обладает Россия, позволяют ей претендовать на ведущую роль в мировом хозяйстве, но требуется конструктивное решение проблем приоритетного развития региональных интеграционных процессов [5].

Ряд проблем, как демонстрирует опыт ведущих стран мира, может быть решен благодаря развитию экономики, основанной на знаниях и требующей качественно нового уровня непрерывного, в течение всей жизни, обучения и повышения квалификации.

Решение последней задачи, как показывает зарубежный опыт, во многом зависит от формирования эффективной региональной инновационной системы, которая представляет собой благоприятную для инноваций институциональную среду, объединяющую государственный, частный, научно-образовательный, общественный потенциалы в процессе взаимодействия по осуществлению инвестиционной деятельности.

Например, в США инвестиции в человека в 3 раза превышают производственные инвестиции, а опыт американских фирм убедительно демонстрирует, что каждые 35 тыс. долл., вложенные ими в образование, приносят прибыль в 1 млн долл. [2, 4].

Но пока остаются нерешенными вопросы, связанные с качеством проводимой в стране образовательной реформы, результаты которой непосредственно влияют на темпы инновационного развития. Проведенное исследование позволило выявить следующие проблемные области:

- Необходимо преодолеть отрыв системы образовательных учреждений от реальных потребностей экономической жизни регионов, отраслей народного хозяйства, науки.

- Административные подходы, преобладающие в настоящее время при реформировании системы образования, следует гармонизировать активным участием гражданского общества и представителей бизнеса.

- Не сформирован алгоритм определения стоимости образованного человека, позволяющий выявить уровень инновационной составляющей его мышления, способности создавать и использовать новые технологии, отвечающие требованиям современности.

- Преимущества новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) при овладении интеграционными процессами освоения знаниями, а также персонализации и дифференциации обучения, внедряются неадекватно современным требованиям.

- Не выстроена система, охватывающая широкие слои населения и обеспечивающая, с одной стороны, дифференциацию распространения знаний, с другой – персонализацию обучения для наиболее одаренных людей.

Рассмотрим ситуацию на примере Калужской области, которая в 1914 г. (тогда губерния) выступала в качестве региона – демографического донора при численности населения 1147,6 тыс. человек и динамике его прироста в 5,3 % за полвека. В среднем, с 1861 по 1913 г. ежегодно рождалось 48,3 человека на 1000 населения. Для сравнения, на начало 2014 г. численность населения области составляла 1004,5 тыс. чел., общий коэффициент рождаемости в Калужской области составил 11,8 на тысячу населения [3, 12].

Губерния являлась крупным поставщиком рабочей силы в промышленные районы страны. В 1906-1910 гг. в среднем отход Калужской губернии составлял 254 человека на 1000 человек. В 1902 г. в Москве проживало 67,4 тыс. крестьян из Калужской губернии, в Петербурге в 1910 г. – 24,9 тыс. калужских крестьян. На динамику численности населения оказывало влияние и переселенческое движение. Из Калужской губернии за период с 1896 по 1914 г. проследовало в Сибирь 25,4 тыс. человек. До 4/5 из них остались жить на новых местах [3].

В начале ХХI века (2000-2003 гг.) по интегральному инвестиционному потенциалу, являющемуся главным показателем инвестиционного климата, Калужская область в рейтинге регионов России занимала 40-е место, что было ниже уровня 1995 г. (33-е место). По инвестиционному потенциалу в 2003 г. Калужская область находилась лишь на 10-м месте среди 18 регионов ЦФО. Объем иностранных инвестиций быстро снижался. На этом фоне наблюдался низкий уровень среднедушевых доходов населения области. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2003 г. составляла 33,2 %, что в 1,5 раза превышало показатель в среднем по России [11, 12].

Но в 2009 г. изменения, происшедшие в регионе, были следующим образом оценены В.В. Путиным: «Пример Калужской области показывает, что и в не простых условиях сегодняшнего дня можно активно и инициативно работать. Привлекать инвестиции, диверсифицировать структуру региональной экономики, расширять доходную базу бюджета» [7].

Основой для социально-экономического прорыва Калужской области стала мобилизация внутренних потенциалов для формирования инвестиционной привлекательности региона, обеспечивающей приток иностранных инвестиций и технологий. Привлечению иностранного капитала способствуют: создание технологических парков в рамках кластерного подхода; предоставление преференций инвесторам; полная административная поддержка; создание имиджа привлекательной территории для крупных иностранных компаний.

Сложившаяся деловая репутация позволяет экономике области сохранять высокую конкурентоспособность даже в сложный современный период. Это подтверждается показателями 2013 года. Объём промышленного производства вырос на 7,5% по сравнению с прошлым годом. В экономику региона инвестировано свыше 30 млрд рублей и более 700 млн долл. Прирост иностранных инвестиций на треть превышает прошлогодний показатель.

По темпам роста реальных денежных доходов населения Калужская область опережает сейчас все регионы Центрального федерального округа, а по размеру заработной платы уступает только Москве и Московской области. В 2013 г. средняя зарплата составила свыше 26 тыс. рублей [10-12.].

В то же время сегодня, в условиях активно развивающейся экономики области, перед региональными органами власти возникла новая проблема, связанная с обеспеченностью необходимым количеством и качеством трудовых ресурсов созданных 10 индустриальных парков. На территории парков реализуются 86 инвестиционных проектов, из них 64 – действующие предприятия [12].

В 2013 г. в прогнозировании потребности области в кадрах приняли участие 1733 организации. Согласно полученным данным, в настоящее время предприятиям не хватает более 22 тыс. рабочих и специалистов. Наблюдается максимальный спрос на инженерно-технический персонал, необходимая потребность – 1700 инженерно-технических специалистов, а наибольший кадровый дефицит испытывают предприятия обрабатывающих производств и строительные организации.

Региону требуется 605 врачей, 659 медицинских сестер. По обеспеченности врачами регион находится на 72-ом месте в России. Калужские поликлиники укомплектованы на 77%, стационары – на 88,3%, «скорая помощь» – на 57,1%. Кроме того, Калужская область нуждается в 363 педагогах, 85 ветеринарных врачах. Среди рабочих специальностей требуется 380 сварщиков, 850 водителей, 350 токарей [10].

Аналогичные кадровые проблемы сохранялись и в 2014 году.

Руководством области принимаются меры по кадровому обеспечению инновационного развития народного хозяйства. При этом используются несколько основных подходов:

- создание территории, комфортной для проживания в социально-экономическом плане;

- формирование условий для привлечения высококвалифицированных специалистов из других регионов;

- внедрение малолюдных инновационных технологий, позволяющих повысить производительность труда, сократить численность работающих с целью их дальнейшего перераспределения на другие предприятия;

- решаются вопросы массового жилищного строительства.

Вносятся позитивные изменения, отвечающие современным требованиям, и в систему образования при подготовке качественных специалистов для развивающихся кластеров, бюджетной и иных сфер региональной экономики.

В этом плане показателен ряд примеров.

На базе Калужского колледжа информационных технологий и управления создан Центр подготовки кадров для автомобильной промышленности. Центр оснащен современным оборудованием и методической базой международного уровня для одновременного обучения до 400 человек. За прошедшие четыре года подготовлено более девяти тысяч специалистов. Высокотехнологичный процесс обучения позволяет полностью удовлетворить потребности области в профессиональной подготовке кадров для автомобилестроительного кластера.

В Калужском филиале технического университета им. Баумана внедрена, совместно с иностранными специалистами, дуальная система образования.

В Обнинске открыт медицинский факультет в составе государственного технического университета атомной энергетики (НИЯУ МИФИ), а в Калуге специально создан центр подготовки специалистов для фармацевтической промышленности на базе медицинского училища и биологического факультета Калужского государственного университета. Учреждения образования призваны обеспечить кадрами кластер фармацевтики и биотехнологий.

Используются возможности целевого набора для подготовки кадров. За 2013 г. в КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана по целевому набору поступили 48 студентов и продолжают обучение 98 студентов; 370 выпускников направлены для участия в конкурсе на целевые места в 14 медицинских вузов и 92 человека в базовый медицинский колледж области, продолжают обучение 532 студента. Кроме того, по направлениям в сельскохозяйственные вузы поступили 20 студентов, по специальности «строительство и жилищно-коммунальное хозяйство» – 10 студентов [10].

Калужская область входит в московскую агломерацию и объединена со столичным мегаполисом тесными социально-экономическими связями, благодаря которым эксперты оценивают их как единое целое. В Москве располагаются ведущие медицинские высшие учебные заведения, обладающие современной научно-образовательной базой и качественным профессорско-преподавательским составом [5].

Федеральными органами власти проводится политика объединения ряда вузов для создания мощных университетов, отвечающих международному уровню, приветствуется и система целевого набора в вузы, позволяющая обеспечить регионы высококвалифицированными кадрами [6].

В это же время в Калужской области, испытывающей острый дефицит врачей разных специальностей, на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского открыта специальность – лечебное дело. Следует иметь в виду, что только несколько лет назад университет являлся не классическим, а педагогическим, и два года по результатам мониторинга, проведенного Министерством образования и науки РФ, признавался неэффективным.

Сегодня в области реализуются инвестиционные проекты по строительству аэропортов «Ермолино» и «Грабцево», которые позиционируются органами власти как резервные воздушные ворота Москвы, предполагается в перспективе придать им международный статус [10].

Если следовать логике подготовки врачей на базе регионального университета, то пора задумываться и о запуске по аналогичной схеме образовательных программ подготовки пилотов и штурманов гражданской авиации. А, как известно, проблема нехватки этой категории специалистов характерна для многих крупных авиационных компаний, так что на базе бывшего педагогического института можно провести эксперимент по решению кадровых проблемы авиации всей страны. Думается, что вряд ли подобную деятельность можно признать экономически и образовательно осмысленной.

Конечно, кадровый проект для автомобильной промышленности оказался затратным, как определил сам губернатор области А.Д. Артамонов: «мы вынуждены были пойти на создание специального учебного центра для предприятий автомобильной промышленности и вложить в этот проект около 1 миллиарда рублей». И это, следует дополнить, в условиях жесткого дефицита бюджета Калужской области [7, 10].

Но в данном случае создание уникального Центра подготовки кадров для автомобильной промышленности оправдано и высоко оценено руководством страны, т.к. Центр имеет перспективы выступить в качестве образовательного учреждения, готовящего кадры для всех регионов России. В этом случае его создание будет не только экономически осмысленно, но и эффективно.

В сфере образования региона представлены образцы достижений даже международного уровня, на которые следует равняться. Программы подготовки кадров, реализуемые техническим университетом атомной энергетики, притягательны для студентов многих стран мира. Заслуга в этом полностью принадлежит профессорско-преподавательскому составу, составляющему содержание университета, именно им создана на высочайшем уровне система обучения, основывающаяся на массовом распространении современных информационных, коммуникационных технологий и средств мультимедиа. Программы развивают интеллектуальный потенциал студентов, стимулируя к самостоятельной работе в информационном пространстве и научно-исследовательскому поиску.

Фигурально содержание образовательного процесса подобного уровня можно сформулировать так: «В университете, являющемся храмом науки, как и в церкви, должно быть «намолено»». В первую очередь это относится к вузам, где изучаются фундаментальные науки – о земле, о космосе и человеке (ядерная физика, медицина, биология и пр.). Есть уверенность, что в филиале НИЯУ МИФИ продолжат высокопрофессионально выстраивать образовательную стратегию, поэтому новые направления по подготовке специалистов фармацевтики, биотехнологий будут иметь серьезные перспективы.

Но угрозы принятия некачественных управленческих решений на всех уровнях сохраняются. Так, в субъекте РФ реализуется Стратегия социально-экономического развития Калужской области на средне- и долгосрочную перспективу, содержащая раздел по инновационному развитию научно-образовательной системы. Одновременно в Российской Федерации осуществляется воплощение Стратегии инновационного развития на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, также непосредственно влияющей на перспективное развитие науки и образования. Но стратегия субъекта федерации охватывает период до 2030 г., а стратегия Российской Федерации лишь период до 2020 г. Таким образом, горизонты планирования в регионе на десять лет шире, чем общероссийские. Подобное планирование не может не вызвать нарушение координации совместных действий органов власти, дезориентацию бизнеса, общества и населения [10, 14].

Коренным образом изменить ситуацию в образовательной, научно-исследовательской и практической деятельности региона может Финансовый университет при Правительстве РФ, выступающий в роли инновационного, культурного, научно-образовательного комплекса, включающего головной вуз и филиалы, объединенные единой корпоративной сетью. На территории Калуги в состав университета вошли Заочный финансово-экономический институт и Государственный университет Министерства финансов РФ (Калужские филиалы) [6].

Предстоит создать систему, объединяющую классическое высшее профессиональное образование, где главную роль играет фундаментальная теоретическая база, неразрывно связанная с практической подготовкой, и бизнес-образование, ориентированное на практическую деятельность, в которой творческий потенциал направлен на достижение высокого профессионального уровня с широкими горизонтами мышления и овладение современными технологиями принятия управленческих решений.

В любом случае, инвестиционные образовательные программы должны быть направлены, с учетом постоянного роста, объема информации и скорости ее обновления, на непрерывный процесс актуализации знаний на протяжении всей активной экономической деятельности человека.

Прогрессивные формы организации образовательного процесса обязаны создавать своеобразную социально-экономическую систему координат, обеспечивающую личность, обладающую высокими профессиональными качествами, инновационным мышлением, объективной возможностью для самореализации.

Именно поэтому требуются принципиально новые подходы к деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) и администрации университета.

Сегодня, когда образ жизни и мыслительные процессы человека поменяли информационные и коммуникационные технологии, полезно вдуматься в слова новатора, радикально поменявшего социально-экономический ландшафт повседневности и приведшего нас на новый цивилизационный уровень, Стива Джобса: «Чаще всего люди не понимают, что им на самом деле нужно, пока сам им этого не покажешь» [12].

Можно бесконечно наблюдать снижение авторитета профессорско-преподавательского состава и сетовать по этому поводу. Но если раньше преподаватель затрачивал огромный труд и время на проработку массы печатных материалов, то сегодня большинство действий автоматизировано и доступно для студентов в информационно-коммуникационных сетях. И главными задачами преподавателя становятся поиск необходимой информации, адаптация знаний к реальным условиям, что придает этим знаниям ценность.

Да, задача преподавателя – «учить учиться» – за счет информатизации общества облегчилась, но, как ни парадоксально, одновременно, максимально усложнилась. Студент и преподаватель находятся в одном неограниченном информационном поле, но последний обязан быть лучше сориентирован в этом динамичном, постоянно изменяющемся мире, должен быть «гурманом», способным найти самое важное и актуальное, отбросив информационный мусор. Его главная задача – научить студента думать, сформировав инновационное мышление, имеющее практическую ценность.

Задача выполнима только при одном условии, если обучающий сам является личностью и имеет неформальный авторитет. А это необходимо подтверждать повседневным трудом и практическими достижениями в избранном направлении образовательной и научной деятельности.

Одним из обязательных, на наш взгляд, современных требований является наличие собственного сайта у каждого представителя ППС. Как правило, на сайте должна быть представлена информация о преподавателе (образование, повышение квалификации, сведения о местах работы, достижения и пр.), список опубликованных работ, материалы участия в научных проектах, актуальные статьи, в первую очередь, в изданиях перечня ВАК, зарубежные публикации, пособия, монографии и пр. Информация на сайте должна постоянно обновляться, что обеспечивает его активное использование как образовательным и бизнес-сообществом, так и студентами в образовательном процессе, общении с преподавателем [15].

Но сайт преподавателя – лишь небольшая составляющая интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого в общем процессе информатизации образования. Обеспечить глобальный охват, прорывное развитие интеграционных тенденций процесса познания, сочетающих преимущества индивидуализации и дифференциации обучения, инициирующих синергизм воздействия, способна единая система информационных и коммуникационных технологий развернутая на базе комплекса Финансового университета.

В Финансовом университете уже создана Ассоциация выпускников. На основании всевозможных источников ведется работа по созданию некоего досье на выпускников, где отражаются сведения по их карьерному росту. В результате пришло осознание того, что требуется переход на более высокий качественный уровень, заключающийся в создании единой информационной базы выпускников и системы работы с ними. Разумеется, все это осуществляется с их согласия и в рамках закона. Но вряд ли кого-то оскорбит поздравление с днем рождения, юбилеем, достигнутыми успехами на службе или в общественной жизни.

Создание неформальных, пожизненных отношений между «А́льма-ма́тер» (alma mater) и бывшими студентами создаст обстановку взаимопонимания и доверия, а также условия для выстраивания перманентной системы повышения (обновления) знаний. А показать, что на сегодняшний день и в перспективе актуально и «им на самом деле нужно» (по С. Джобсу) смогут преподаватели университета, отвечающие современным инновационным требованиям, поддерживающие, в том числе, и благодаря единой информационной системе, взаимоотношения с выпускниками и отслеживающие тенденции изменения ситуаций в экономике, обществе, бизнесе, власти.

Результаты исследований позволяют сделать следующие выводы:

- В соответствии с политикой сбалансированного пространственного развития требуется принять государственные программы по подготовке кадров для новой экономики, скоординированные с федеральными и региональными потребностями.

- Необходима стратегия перехода от ручного управления к стратегическому и далее – к институциональному, реализуемая на всех уровнях, во всех приоритетных областях деятельности.

- Следует сформировать образцы высших достижений для профессорско-преподавательского состава, представителей власти общества, бизнеса и, главное, людей, получающих образование.

- Разнообразное и действенное использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) призвано придать образовательному процессу синергетический эффект интеллектуализации научно-образовательной деятельности и коммерциализации ее результатов.

- Качество знаний должно стать основой для профессионального управления международными отношениями, государственными структурами, предприятиями, домохозяйствами, а также базой карьерного роста, самореализации личности, а, в конечном итоге, конкурентоспособности страны.


Страница обновлена: 29.10.2024 в 21:38:51