Механизм управления агропромышленным комплексом региона в условиях ВТО

Заглядова М.Х., Ионова И.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (270), Декабрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Заглядова М.Х., Ионова И.Г. Механизм управления агропромышленным комплексом региона в условиях ВТО // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 24. – С. 87-92.

Аннотация:
В статье рассматриваются последствия для регионального агропромышленного комплекса от присоединения России к ВТО. Предложена концепция механизма управления АПК, основанного на оптимизации приоритетных направлений государственной поддержки и защиты аграрных товаропроизводителей в условиях обострения конкурентной среды.

Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, Всемирная торговая организация (ВТО), агропроизводство, агропромышленный комплекс (АПК, агропром)



На протяжении последних лет как в отечественной научной, так и публицистической литературе наблюдалась оживленная дискуссия о возможных положительных и негативных последствиях для сельскохозяйственного производства от присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО).

Возможные последствия вступления в ВТО

Значительной частью научного сообщества, специализирующегося в области аграрного менеджмента, предсказывались в частности такие угрозы и риски, как:

- ограничение полномочий служб, контролирующих качество импортируемой продукции, ослабление возможности развития агропромышленного комплекса (АПК) регионов и страны в целом;

- снижение платежеспособности аграриев и увеличение производственных затрат, вызванное возможным ростом цен на энергоресурсы до мирового уровня;

- сокращение темпов технологического переоснащения производственных процессов, связанное с уменьшением собственных средств агробизнеса, и другие риски.

В то же время отмечалось, что требования ВТО могут стать катализатором повышения конкурентоспособности аграрных товаропроизводителей, эффективность которых обеспечится внедрением современных инновационных технологий.

По нашему мнению, в новых условиях хозяйствования для российского АПК появляются дополнительные возможности для доступа отечественной сельхозпродукции и продовольствия на мировые рынки, в том числе за счет вхождения в систему международных арбитражных организаций, регулирующих взаимоотношения стран-участниц ВТО [1-5]. Кроме того, либерализация товарооборота положительно скажется на преодолении коррупционных механизмов и лоббировании государственных квот.

Задачи снижения возможных негативных последствий от вступления в ВТО и развитие потенциала регионального АПК обуславливают необходимость совершенствования механизма управления отраслью, а также разработки методических рекомендаций по оптимизации системы мер государственной поддержки. К таким мерам мы относим:

- переход от непосредственного субсидирования сельхозпроизводителей к развитию социальной сферы и инфраструктуры села;

- «несвязанная» поддержка отраслей обеспечения сельскохозяйственного производства, в том числе посредством инструментов поддержки их рентабельности;

- привязка госсубсидий к площади земель сельскохозяйственного назначения, товарному выпуску агропродукции, продовольствия и т.п.;

- выстраивание системы коммуникаций органов управления АПК с таможенными службами, а также ветеринарным и санитарным надзором за качеством импортируемой продукции.

Обновленный механизм управления АПК должен быть ориентирован не только на обеспечение сохранения современного уровня развития сельхозпроизводства в условиях ВТО, но и получение максимального экономического эффекта от новых условий хозяйствования. Это предполагает организацию постоянного мониторинга показателей импортируемой в регионы продукции, особенно по потенциально конкурентоспособному ассортименту, что требует повышения оперативности принятия решений по защите местных рынков, а также реализации необходимых упреждающих мер.

Механизм управления агропромышленным комплексом региона

Основываясь на вышесказанном, предлагаем механизм управления агропромышленным комплексом региона, представляющий собой структурированную и упорядоченную взаимосвязь организационно-экономических и нормативно-правовых элементов, а также методов и инструментов их коммуникационного взаимодействия, которые в целом составляют систему управления, направленную на адаптацию и интеграцию регионального АПК к условиям ВТО. Механизм включает следующие составляющие (см. рис.).

Рис. Механизм управления АПК региона в условиях ВТО

1) Определение приоритетных направлений совершенствования управления развитием АПК региона, с учетом выработанных на основе рекомендаций по оптимизации мероприятий государственной поддержки сельхозпроизводства и перерабатывающей промышленности антидемпинговых, квотовых, субсидиарных и компенсационных мер, направленных на повышение конкурентоспособности региона и поддержку экспорта.

2) Реализация нормативных документов РФ и региона по повышению конкурентоспособности и поддержке экспорта сельскохозяйственной продукции. Совершенствование методического инструментария по управлению региональным АПК, информационно-консультационное содействие, а также помощь при регистрации и защите прав интеллектуальной собственности сельских товаропроизводителей за рубежом. Продвижение международных стандартов менеджмента качества на предприятиях АПК.

3) Государственный протекционизм в отношении региональных товаропроизводителей:

- развитие социальной сферы и инфраструктуры села, создающее синергетический эффект в агроэкономике;

- «несвязанная» поддержка и поддержание доходности отраслей обеспечения АПК;

- привязка государственных субсидий к площади земель сельскохозяйственного назначения, выпуску продукции определенного качества и ассортимента и т.п.

Реализация мероприятий данного блока должна осуществляться с учетом разрешенных условиями ВТО ограничений доступа импортной продукции с содержанием ГМО (генно-модифицированных организмов), не отвечающей российским требованиям безопасности продуктов питания.

4) Маркетинг, мониторинг и анализ текущего уровня развития АПК региона на основе достоверной информации о состоянии агропродовольственного рынка.

5) Разработка альтернативных вариантов развития АПК региона с учетом управленческих решений по устранению отклонений и корректировке задач развития [6-9].

6) Корректировка управленческих действий и процессов менеджмента в условиях ВТО.

7) Координация управления АПК региона с таможенными органами, службами ветеринарного и санитарного надзора.

Предложенный механизм предполагает его оценку как обладающую определенными свойствами систему управления. К таким свойствам мы относим адаптивность, гибкость, экономичность и эффективность. Основой реализации данного механизма является комплексный учет интересов всех субъектов и объектов системы управления АПК региона, его экономического потенциала и имеющихся конкурентных преимуществ и возможностей, развития инструментов государственной поддержки агропроизводства.

Выводы

Внедрение в практику регионального менеджмента предложенного механизма управления агропромышленным комплексом наряду с технологиями, обеспечивающими интеграцию и адаптацию агропроизводства к высококонкурентным условиям ВТО и экспансии транснациональных корпораций на отечественные рынки сельхозпродукции и продовольствия, становятся объективно необходимыми условиями для достижения устойчивого развития отечественной аграрной экономики и, как следствие, социально-экономического развития сельских территорий.


Источники:

1. Заглядова М.Х. Проблемы развития отрасли свиноводства в условиях ВТО // Российское предпринимательство. – 2013. – № 14. – С. 114–118.
2. Заглядова М.Х., Баландин Д.А. Сохранение сельскохозяйственных угодий как фактор устойчивого развития АПК // Российское предпринимательство. – 2013. – № 9. – С. 85–90.
3. Пыткин А.Н., Баландин Д.А. Характерные особенности развития регионального агропрома в условиях ВТО // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2014. – № 2. – С. 87–97.
4. Пыткин А.Н., Баландин Д.А., Тимошина Е.В. Актуальные проблемы развития сельского хозяйства Пермского края / Ин-т экономики УрО РАН. – Екатеринбург, 2010. – 125 с.
5. Пыткин А.Н., Заглядова М.Х. Проблемы управления развитием агропромышленного комплекса // Ars Administrandi. – 2013. – № 2. – С. 87–90.
6. Пыткин А.Н., Черникова С.А. Особенности реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса в инновационные интеграционные формирования: Монография - перераб. и доп. - Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2013. - 184 с.
7. Черникова С.А. Организация и управления систем учета предприятий агропромышленного комплекса в условиях вступления России в Всемирную торговую организацию // Совершенствование стратегического управления корпорациями и региональная инновационная политика: материалы Рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Пермь, 6 декабря 2012 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2012. - С. 141-144.
8. Черникова С.А., Звягина О.В. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса в условиях вступления в ВТО // Актуальные проблемы науки и агропромышленного комплекса в процессе европейской интеграции: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию высшего сельскохозяйственного образования на Урале: в 3 частях. - Пермь, 2013. - С. 113-118.
9. Черникова С.А. Повышение конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса путем реструктуризации учетных систем // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2012. - Т. 42. - № 4 (42). - С. 97-102.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:52:26