Практическая апробация методики оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса регионов

Назарычев Д.В., Шубный А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 23 (269), Декабрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье на основе первичных данных произведена практическая апробация методики оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса регионов. Сделан вывод, что разработанная методика целесообразна к применению коммерческими предприятиями и государственными органами, что должно благоприятно сказаться на региональном экономическом развитии.

Ключевые слова: регион, транспортно-логистический потенциал, автомобильный комплекс



Транспортно-логистическая система на региональном уровне представляет собой комплекс, состоящий из определенных элементов, в рамках которого выполняются те или иные функции, в том числе экономического характера [2]. Являясь частью единой экономической макросистемы, она испытывает на себе воздействие различного рода факторов и в то же время сама выступает катализатором их дальнейшего развития в релевантных направлениях.

В России транспортно-логистическое обеспечение автомобильного комплекса субъектов страны традиционно является сдерживающим фактором, продуцируя экономическую дифференциацию в их развитии. Указанное определяет необходимость разработки методического обеспечения для текущей оценки, а также последующего принятия соответствующих управленческо-экономических и финансовых решений на различных уровнях.

Интегральный показатель оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса региона

Разработанный нами в [3] интегральный показатель оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса региона, имеющий вид:

, (1)

где kТП – показатель, отражающий инфраструктурную составляющую; kП – показатель, отражающий производственную составляющую; kЭ – показатель, отражающий экономическую составляющую; kЛ – показатель, отражающий логистическую составляющую; в своей основе имеет как теорию статистики (с использованием стандартизированного коэффициента регрессии), так и экспертные характеристики, что повышает его объективность. Кроме того, практическая апробация на 31 регионе Приволжского и Центрального федеральных округов России позволила доказать гипотезу о том, что в основе эмпирического распределения его значений лежит закон нормального распределения, тем самым с использованием теории статистики обоснована его значимость. Это, в свою очередь, позволило сформулировать оценочную шкалу дифференциации регионов по уровню их транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса (см. табл. 1).

Таблица 1

Оценочная шкала дифференциации регионов по уровню транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса

Уровень региона
Диапазон φ
Отстающий
φ < 0,436
Устойчивый
0,436 ≤ φ < 0,502
Перспективный
φ ≥ 0,502
Источник: составлено автором.

Сформулированная оценочная шкала достаточно скупо отражает уровень дифференциации регионов, однако несомненным ее преимуществом является простота и универсальность практического применения независимо от:

- размеров региона;

- географического расположения;

- наличия международных транспортных коридоров или пограничных выходов;

- особенностей организационно-экономического характера;

- иных индивидуальных особенностей региона.

Таким образом, разработанный интегральный показатель оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса региона (1) в совокупности с оценочной шкалой (см. табл. 1) представляют собой законченную методику оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса регионов, которая должна учитываться при формировании стратегий социально-экономического развития конкретного региона, а также иных стратегических документов и мероприятий, направленных на развитие субъекта.

Используя полученную методику оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса, для большей информативности представим регионы Приволжского и Центрального федеральных округов России в сгруппированном виде (см. табл. 2).

Таблица 2

Регионы ПФО и ЦФО по уровню транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса


Отстающие

Устойчивые

Перспективные
1
ПФО
Пензенская область
1
ПФО
Республика Мордовия
1
ПФО
Республика Башкортостан
2
Самарская область
2
Нижегородская область
2
Республика Марий-Эл
3
Чувашская Республика
3
Удмуртская Республика
3
Республика Татарстан
4
Оренбургская область
4
Кировская область
1
ЦФО
Ярославская область
5
Пермский край
5
Саратовская область
2
Московская область
1
ЦФО
Брянская область
6
Ульяновская область
3
Рязанская область
2
Костромская область
1
ЦФО
Белгородская область



3
Орловская область
2
Владимирская область



4
Тверская область
3
Калужская область



5
Воронежская область
4
Смоленская область



6
Ивановская область
5
Тульская область



7
Курская область






8
Липецкая область






9
Тамбовская область






Источник: составлено автором.

По данным таблицы 2 видно, что в настоящее время для регионов Приволжского федерального округа пропорция «Отстающие / Устойчивые / Перспективные» имеет вид «36% / 43% / 21%», а для регионов Центрального федерального округа – «53% / 29% / 18%». Таким образом, констатируя тот факт, что Приволжский федеральный округ опережает Центральный по количеству перспективных регионов и уступает по количеству отстающих, можно сделать вывод, что транспортно-логистическая система автомобильного комплекса лучше развита у субъектов первого. Осознание этого факта подтверждает необходимость оптимальной перегрузки части транспортной нагрузки с Центрального федерального округа на Приволжский.

Однако разработанная методика и полученные выводы могут учитываться не только соответствующими государственными органами при разработке стратегических документов и мероприятий, но и в бизнес-среде – предприятиями, чья деятельность связана с транспортно-логистическим обслуживанием, в том числе занимающимися внешнеэкономической деятельностью.

Практическая апробация на примере данных ЗАО «Юроп Фудс ГБ»

Практическую апробацию приведем на примере данных закрытого акционерного общества «Юроп Фудс ГБ» – нижегородской компании-лидера в производстве дегидратированных продуктов питания быстрого приготовления. В процессе производства и реализации своей продукции предприятие осуществляет экспортно-импортные поставки, одним из направлений которых является Украина. При этом транспортный путь продукции выглядит следующим образом: г. Бор (Нижегородская область) – г. Нижний Новгород (Нижегородская область) – г. Гороховец (Владимирская область) – г. Вязники (Владимирская область) – г. Владимир (Владимирская область) – Московская область – г. Тула (Тульская область) – г. Орел (Орловская область) – с. Троебортное (Брянская область) / с. Бачевск (Украина) – г. Глухов (Украина) – г. Козелец (Украина) – г. Киев (Украина).

Используя группировку регионов, представленную в таблице 2, транспортный путь продукции ЗАО «Юроп Фудс ГБ» по территории России можно разделить на шесть точек, что схематично представлено в таблице 3.

Таблица 3

Схема маршрута следования продукции ЗАО «Юроп Фудс ГБ» по территории России (до Украины)

1
2
3
4
5
6
Нижегородская область
«Устойчивый»
Владимирская область
«Устойчивый»
Московская область
«Перспективный»
Тульская область
«Устойчивый»
Орловская область
«Отстающий»
Брянская область
«Отстающий»
Источник: составлено автором.

При этом доля транспортных затрат в конечной стоимости продукции ЗАО «Юроп Фудс ГБ», поставляемой одному клиенту на Украину по указанному транспортному пути, составляет 5-6%. Снижение значения данного показателя возможно благодаря оптимизации транспортного маршрута через регионы, входящие в группу «Перспективных» или «Устойчивых». Очевидным видится трассировка пути следования продукции в точке «5» не через Орловскую область, входящую в группу «Отстающие», а через соседнюю Калужскую область, относящуюся к группе «Устойчивые», что возможно благодаря единоразовой логистической проработке.

Выводы

Использование разработанной методики оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса регионов широким кругом заинтересованных лиц дает возможность коммерческим организациям снизить транспортные издержки, а государственным органам сконцентрировать свое внимание на наиболее проблемных регионах, что в перспективе должно благоприятно повлиять на уровень межрегиональной экономической дифференциации.


Источники:

1. Буч О.В. Анализ предпосылок создания транспортно-логистического кластера в Мурманской области // Российское предпринимательство. - 2014. - № 2 (248). - c. 140-144. - http://www.creativeconomy.ru/articles/31532/.
2. Ларионов В.Г. Проблемы транспорта в России в свете современной промышленной логистики // Российское предпринимательство. - 2013. - № 24 (246). - c. 145-152. - http://www.creativeconomy.ru/articles/30993/.
3. Назарычев Д.В. Модернизация автотранспортной системы региона как императив его устойчивого экономического развития // Российское предпринимательство. – 2014. – № 14 (260).– C. 49-60. – http://www.creativeconomy.ru/articles/32654/.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 19:57:00