Involvement of the assets of pension funds in regional projects: infrastructure projects and management of investment risks
Download PDF | Downloads: 18
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 23 / December, 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
Pension funds can be used for long-term assets investment in the infrastructure of the Russian regions, in projects annual income of which is comparable to the rate of inflation. Tools to attract investors' assets are limited at the moment and can be expanded through infrastructure bonds. To ensure commitment to customers the risks of loss of funds for infrastructure bonds should be excluded by means of guarantees and risk management in the funds. Effect of the development of regional infrastructure will create benefits for economic growth in the region.
Keywords: economic growth, risk management, financing, asset management, long-term investment, project development and execution of expert evaluation of public infrastructure projects
Использование долгосрочных инвестиционных ресурсов российских негосударственных пенсионных фондов может позволить существенно расширить возможные источники финансирования региональных инфраструктурных проектов, в том числе в инвестиционно-строительном комплексе регионов России. Вместе с тем, фонды ведут социально ответственную инвестиционную политику, нацеленную на сохранение и прирост пенсионного капитала своих клиентов.
Баланс интересов субъектов инвестиционного процесса может быть достигнут при соблюдении принципов разумного инвестора, организации процесса управлениями рисками в фонде и дополнением на законодательном уровне состава активов фондов путем включения относительно нового для российского рынка вида ценных бумаг - инфраструктурных облигаций.
Институциональные инвесторы
Российские негосударственные пенсионные фонды заметно нарастили клиентскую базу и обладают в настоящее время значительными активами. За последние 3 года пенсионные активы фондов увеличились в 2,3 раза, составляют 2,1 трлн руб. (см. рис.), фонды становятся значимыми инвесторами на российском рынке. Пенсионные фонды организуют инвестирование активов в ограниченный законодательством Российской Федерации перечень финансовых инструментов.
Источники: [1, 7].
Рис. Динамика собственных средств негосударственных пенсионных фондов
за период с 2004 г. по 1 квартал 2014 г.:
левая шкала - млрд руб.; правая шкала - количество клиентов
Инвестиционная политика пенсионных фондов
Социальная направленность деятельности фондов ограничивает направления инвестирования пенсионных активов фондов установленными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Активы являются привлекательными долгосрочными инвестиционными ресурсами с особыми требованиями по сохранности в связи с обязательствами фонда перед клиентами, в том числе необходимостью ежегодного отражения инвестиционного дохода на пенсионных счетах по итогам календарного года. Фонды организуют инвестирование в финансовые инструменты, которые позволяют обслуживать текущие обязательства перед клиентами и обеспечивают соответствие активов долгосрочным обязательствам, организуя службу риск-менеджмента [4].
Для достижения этих целей российские пенсионные фонды придерживаются инвестиционной политики, направленной на сохранение капитала с целью защиты средств клиентов от инфляции, формирования денежных потоков, достаточных для обслуживания обязательств по пенсионным выплатам, а также для наполнения внутренних резервов для выплат в гарантированных случаях.
Облигации могут быть объектами инвестирования, при этом они должны обладать рейтингами высокого уровня или должны быть включены в один из котировальных списков высшего уровня организаторов торгов [9]. Выпуск таких финансовых инструментов требует значительных усилий и затрат по организации и обслуживанию, что ограничивает круг эмитентов и не позволяет в полной мере использовать инвестиционные ресурсы пенсионных фондов для финансирования развития региональных проектов.
В этой связи представляется актуальным рассмотрение вопроса о возможностях использования долгосрочных пенсионных ресурсов пенсионных фондов для развития инфраструктуры субъектов РФ, об условиях и механизмах обеспечения пенсионных фондов финансовыми инструментами с учетом целей пенсионных фондов по сохранению и приросту активов и приемлемого риска инвестиций. Российским экспертам включение в портфель пенсионных накоплений относительно нового для российского рынка ценных бумаг вида инфраструктурных облигаций представляется удобным инструментом финансовых вложений с высокой значимостью для общества [5].
Рынок государственно-частного партнерства в России
Принимая во внимание, что в большинстве субъектов РФ отсутствуют подготовленные проекты развития инфраструктуры региона с обеспечением всех требований институциональных инвесторов, слабо развита финансовая инфраструктура, следует отметить незначительное число примеров успешного управления инфраструктурными проектами.
По данным Центра развития государственно-частного партнерства (ГЧП) отмечено, что за 9 лет работы в России Федерального закона «О концессионных соглашениях» [10] появился 131 проект ГЧП, реализовано около 10 проектов, в 23 регионах проектов нет, нормативные документы о ГЧП приняты в 65 регионах, больше всего проектов в социальной сфере – 56, в транспортной – 30, в коммунальной – 23 [3].
Финансирование развития региональной инфраструктуры
Для расширения инвестиционного портфеля пенсионных фондов представляется целесообразным рассмотрение вопроса о включении новых финансовых инструментов в состав активов, в том числе инфраструктурных облигаций, с учетом необходимости управления рисками инвестиций в фонде.
В целях инвестирования пенсионных активов пенсионных фондов в регионах возможно использование механизма выкупа фондом облигаций эмитентов-участников проекта. Объекты инфраструктуры могут передавать в лизинг специальным организациям, которые выпустят инфраструктурные облигации, обеспеченные потоком платежей за пользование объектом инфраструктуры [6].
Существующие риски для инвестиций в инфраструктурные облигации (например, фиксирование тарифов, неплатежи потребителей, неустойчивое финансовое состояние организаций-участников проекта) должны быть гарантированы третьей стороной для сохранения пенсионного капитала клиентов фондов.
В случае выпуска облигаций, соответствующих требованиям институциональных инвесторов к составу и структуре активов и обеспеченных гарантией РФ, пенсионные фонды смогут приобретать их на рыночных условиях на фондовой бирже так же, как сейчас продаются паи фондов недвижимости [2, 8].
Соблюдение интересов инвесторов и участников проекта по развитию инфраструктуры возможно при реализации привлекательного для субъектов реализации инвестиционного проекта, который обеспечит ежегодные доходы негосударственным пенсионным фондам на уровне выше инфляции и смягчит риски возможных потерь за счет гарантий третьей стороны. Развитие инфраструктуры региона способствует экономическому росту и создает значительные преимущества в долгосрочной перспективе.
Выводы
Расширение инвестиционных возможностей фондов за счет инфраструктурных облигаций и качественного их обслуживания со стороны эмитента может позволить инвесторам привлечь 5-10% имеющихся совокупных активов российских негосударственных пенсионных фондов, благодаря чему российские регионы получат дополнительные источники финансирования инфраструктуры и смогут создать фундамент для экономического роста отраслей региональной экономики.
Страница обновлена: 12.05.2025 в 10:38:54