Институциональные аспекты развития предпринимательства
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (37), Январь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В настоящее время действия правительства и региональных властей загоняют предпринимательство в "тень". Рост теневого сектора приводит к сокращению легального. При определенных условиях борьба с теневой экономикой местным властям объективно оказывается невыгодной. Предложены альтернативные стратегии поведения региональных властей в отношении предприятий, уклоняющихся от уплаты налогов.
(Продолжение. Начало в 12/2002)
Ключевые слова: предпринимательство, налоги, предприятия, индекс непрозрачности, теневой сектор, уклонение от налогов, уход от налогов
Продолжение. Начало в № 12/2002
Для ускорения адаптации экономических институтов России к новым условиям они должны претерпеть достаточные изменения. Это даст дополнительный импульс дальнейшим рыночным преобразованиям, и будет способствовать их необратимости. К ним можно отнести: правовое обеспечение частной собственности; контрактное право; антимонопольное законодательство; рыночное трудовое право; определение сфер деятельности естественных монополий; включение предприятий, остающихся в собственности государства, в конкурентную рыночную среду; защиту свободы торговли; поддержку предпринимательства и образования его новых фирм.
В настоящее время действия правительства и региональных властей во многих случаях загоняют предпринимательство в «тень». Возникает своего рода порочный круг: рост теневого сектора приводит к сокращению легального. Однако при сохранении уровня общественных расходов это означает необходимость увеличения налогов на легальный бизнес, что обусловливает растущую привлекательность теневого сектора и т.д. (рис. 1).
Рис. 1. Порочный круг нелегальности
Налоги на легальную деятельность распространяются на крупный и крупнейший легальный бизнес. Для них скрыть размер прибылей от государственных налоговых органов достаточно сложно. Однако поскольку этот сектор является основным источником доходов государства, он, используя политическое лоббирование, стремится уменьшить налоговое бремя, добиться для себя различных экономических привилегий и налоговых льгот. Если эта тактика приводит к успеху, то происходит ограничение конкуренции и создается искусственная среда для функционирования легального сектора. Таким образом, увеличение налогов ведет к снижению эффективности легального сектора и еще больше увеличивает разрыв между ним и конкурентной теневой экономикой (рис. 2).
Рис. 2. Последствия порочного круга нелегальности
Поэтому, как отмечает известный экономист Э. Де Сото, раскол хозяйственной системы на легальный и нелегальный секторы «оказывает негативное воздействие на экономику в целом, выражающееся в снижении производительности, сокращении инвестиций, неэффективности налоговой системы, удорожании коммунальных услуг, замедлении технического прогресса и многочисленных трудностях в формулировании макроэкономической политики», и отнюдь не освобождает общество от необходимости совершенствования институциональной структуры [1].
Компания Pricewaterhouse-Coopers опубликовала развернутый доклад, посвященный недавно рассчитанному индексу непрозрачности (рис. 3). Данный индекс состоит из пяти элементов: коррупции, непрозрачности законодательной системы, экономической и финансовой политики, стандартов бухучета и норм отношений в бизнесе. Каждый из элементов оценивался по 100-балльной шкале группой специалистов по конкретной стране. По мнению экспертов, участвовавших в исследованиях, Россия - одна из самых непрозрачных и потому «дорогих» для ведения бизнеса стран. Наш индекс равен 84 очкам. Хуже нас только Китай.
По мнению партнера PwC А. Большакова есть несколько объяснений такой недооценки России. Сказывается отрицательный имидж страны, коррупция и нежелание корпораций раскрывать информацию о своих доходах и структуре их распределения. В пользу последнего утверждения говорит тот факт, что российские компании, продававшие свою продукцию в США и раскрывшие информацию о себе, пользуются большей популярностью у инвесторов, чем те, кто ею не делится [2].
Рис. 3. Индекс непрозрачности некоторых стран
Подведем итоги.
Неоинституционалисты отвергают резкое вмешательство государства в экономику. Оно, с их точки зрения, базируется на неглубоком понимании экономических процессов и ведет к крупным политическим изменениям, отнюдь не всегда благоприятным для экономики.
Классический либеральный подход, наоборот, исходит из глубокого анализа происходящих процессов, осмысления тенденций экономического развития и не требует резких политических изменений. Он лишь предполагает создание благоприятных институциональных условий для рыночного развития, условий, которые способствуют раскрытию потенциала и возможностей развития предпринимательства. По этому пути, как нам представляется, и должны идти законодательные и исполнительные органы власти России.
Однако своеобразный парадокс заключается в том, что при определенных условиях борьба с теневой экономикой местным властям объективно оказывается невыгодной. Поясним данное утверждение, опираясь на стандартные положения теории налоговой конкуренции. Ее основная идея сводится к тому, что в рамках федеративного государства региональные власти выступают в качестве продавцов услуг, относимых к категории «общественных благ». Ценой этих услуг являются ставки налоговых платежей. Потенциальными же покупателями выступают бизнес и население, которые при желании «голосуют ногами». В соответствии с таким «голосованием» меняются налогооблагаемая база и сумма налоговых поступлений в конкретных регионах. При этом исход борьбы за налогоплательщиков зависит от наличия или отсутствия координации в политике конкурирующих регионов [3].
Однако в российских условиях налоговая конкуренция лишь отчасти проявляется в снижении законодательно установленных номинальных ставок налогов и предоставлении иных официальных льгот по их уплате. Одним из примеров официальной налоговой конкуренции в России, вполне соответствующим теории, может быть налоговая политика губернатора Новгородской области М. Прусака, ориентированная на привлечение инвестиций.
По нашему мнению, при слабом федеральном правительстве более важным инструментом привлечения капитала для многих регионов являются изменения неформального налогового режима, выражающиеся в том, что налогоплательщикам в неявной форме разрешается не платить определенную часть налогов, причем не только региональных, но и федеральных.
С учетом этого альтернативные стратегии для региональных властей можно сформулировать не как выбор между высокими или низкими налоговыми ставками, а как пресечение или игнорирование уклонения от уплаты налогов. В этих условиях результаты усилий местных властей в отдельно взятом регионе по организации пресечения ухода от налогов будут зависеть от того, какую стратегию выберут для себя другие региональные администрации. В матричной форме возможные исходы показаны в табл. 1.
Таблица 1
Выбор региональной администрацией стратегии поведения в отношении предприятий, уклоняющихся от уплаты налогов
Варианты стратегии
|
Другие региональные администрации
| ||
Пресекают уход от налогов
|
«Не замечают» уход от налогов
| ||
А
|
В
| ||
1
|
Пресекать уход от налогов
|
Рост доходов регионального бюджета, так как уход от налогов невозможен
|
Снижение доходов регионального бюджета в силу оттока капитала в другие регионы
|
2
|
«Не замечать» уход от налогов
|
Рост доходов регионального бюджета благодаря низким реальным ставкам налогов (эффект оффшорной зоны)
|
Снижение доходов регионального бюджета вследствие широкого уклонения от уплаты налогов
|
Источники:
2. Эксперт. - 2001. - № 17. - С. 47.
3. McLurc Ch. Tax Competition: Is What's Good for the Private Goose also Good for the Public Gander? - National Tax Journal, 1986, vol. 39, September.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:44:21