Characteristics of innovative activity of trade companies (year 2014)
Download PDF | Downloads: 19
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 22 / November, 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The Russian market of wholesale and retail trade has been developing dynamically in recent years. Moreover the growth of the market is connected not only with its natural extension but with the implementation of innovative goods, works, services and trading tools. The purpose of the research is to define the quantitative changes in the market of wholesale and retail trade as well as the indicators of its innovative development.
During the research the author analyzes the statistical data and the results of a retrospective Russian researches.
To the results of the research we can include the definition of the dynamics of change in the share of innovative goods, works and services in the total volume of shipped goods, works and services of the Russian Federation. A special attention is given to the special innovations in particular the construction of a model of the supply chain of a digital order. The definition of the main directions of the development of innovative activity of trade companies by the author opens up possibilities for further theoretical and applied researches.
Keywords: trade market, the dynamics of the trade market, the market of wholesale and retail, digital order
Введение
Розничная торговля является динамично развивающейся отраслью российской экономики. Основной целью проведенного исследования стало определение направления инновационного развития российской торговли. Для достижения поставленной цели был проанализирован ряд источников [1,2,3,4,5,6], что позволило собрать данные, необходимые для достижения поставленного результата.
Динамика российского торгового рынка
Оборот розничной торговли в июле 2014 г. составил 2163,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 101,1% к соответствующему периоду предыдущего года, в январе-июле 2014г. - 14096,6 млрд. рублей и 102,4% [1] (таблица 1) .
Таблица 1. Динамика оборота розничной торговли в I и II кварталах 2014
|
Млрд. рублей
|
В % к
| |
соответствующему
периоду предыдущего года |
предыдущему
периоду | ||
Январь
|
1851,8
|
102,7
|
73,1
|
Февраль
|
1853,3
|
104,0
|
99,4
|
Март
|
2033,7
|
104,1
|
108,5
|
Апрель
|
2024,7
|
102,7
|
98,7
|
Май
|
2075,0
|
102,1
|
101,7
|
Июнь
|
2094,5
|
100,7
|
100,4
|
Следует отметить, что предприятия розничной торговли Российской федерации можно условно разбить на 4 основные категории:
· коммерческие организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства;
· средние предприятия;
· малые предприятия;
· микропредприятия.
Значительная доля предприятий розничной торговли приходится на микропредприятия (84%), в то время как доля коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства составляет 3% (рисунок 1).
Рис.1 Распределение долей предприятий розничной торговли Российской Федерации в начале 2014 г.
Источник: по данным Росстата РФ
В июле 2014 г. оборот оптовой торговли составил 3886,5 млрд. рублей, или 94,3% к соответствующему месяцу предыдущего года. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 32,1% оборота оптовой торговли [2] (таблица 2).
Таблица 2. Динамика изменения оборота и организаций оптовой торговли
Годы
|
Оборот оптовой
торговли - всего
|
в том числе организаций оптовой торговли
|
2008
|
105,4
|
105,9
|
2009
|
102,0
|
103,4
|
2010
|
103,0
|
99,9
|
2011
|
104,4
|
103,1
|
2012
|
103,6
|
101,7
|
2013
|
100,6
|
101,7
|
Инновационная активность предприятий торговли
В начале 2014 инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), составила 10,1% [3], что на 0,2% меньше, чем в начале 2013 года.
Деятельность большинства предприятий торговли сводится к:
· закупке;
· хранению;
· выкладке, фасовке, транспортировке;
· доставке;
· продаже.
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров в начале 2014 г. составил 11,2% [4].
Рис. 2 Динамика изменения удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг Российской Федерации
Источник: по данным Росстата РФ
«Импорт» инноваций в торговых организациях
Значительная доля инноваций в российской торговле связана с поставщиками торгового оборудования, товаров и технологий.
К инновационным поставкам торгового оборудования можно отнести:
· Холодильное оборудование;
· Складское оборудование;
· Стеллажи, произведенные с использованием новых материалов;
· Рассчетно-кассовое оборудование;
· Вендерное оборудование;
· Оборудование для учета поступления поваров (сканеры).
В свою очередь в группу инновационных товаров попадают:
· Товары с использованием микропроцессоров (например, мобильные телефоны);
· Товары с использованием лазеров (например, камеры видеонаблюдения, фото и видео камеры);
· Товары с использованием нано технологий на товарах (например, нанесение логотипов методом микро напыления) и упаковке (например, штрих кодов).
Если говорить о поставщиках технологий, то речь идет в первую очередь о программном обеспечении, предназначенном для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), управлении запасами (MRP) и цепочками поставок (SCM) [10].
Большинство
крупных и средних предприятий торговли уже успешно внедрили в свою деятельность
различного рода программы CRM
и
MRP. Вместе с тем программы SCM
для большинства предприятий торговли до сих пор остаются источником внедрения и
инноваций.
Рис.3 Модель цепочки поставок цифрового заказа
*Составлено автором
В связи с развитием дистанционной (электронной) торговли SCM представляет наибольший интерес. Модель управления заказами в дистанционной торговле включает широкий спектр товаров:
· Одежда;
· Постельное белье;
· Видео приставки;
· Плееры;
· Телевизоры;
· Мобильные телефоны;
· Компьютеры;
· Электронные книги и приложения;
· Планшеты и т.д.
Результаты:
В качестве заключения следует отметить что, распространение предприятий цифровых продуктов во многом говорит о том, что будущее инноваций в российской торговле во многом будет определяться цифровыми продуктами, для которых открыты рыночные ниши средних, малых и микропредприятий сферы торговли. А определение автором основных направлений развития инновационной деятельности торговых предприятий открывает возможности для дальнейших теоретических и прикладных исследований.
[1] Розничная торговля в июле 2014 года. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_01/IssWWW.exe/Stg/d07/2-2-1.doc (Источник: Федеральная служба государственной статистики)
[2] Оборот оптовой торговли в июле 2014 года. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_01/IssWWW.exe/Stg/d07/2-2-4-1.doc (Источник: Федеральная служба государственной статистики)
[3] Число хозяйствующих субъектов розничной торговли. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/torg/rozn/rozn1.htm (Источник: Федеральная служба государственной статистики)
[4] 9. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/innov-n4.xls (Источник: Федеральная служба государственной статистики)
Страница обновлена: 28.04.2025 в 11:33:50