Международный финансовый аутсорсинг: перспективы российских компаний

Лактионова О.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (267), Ноябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Исследованы проблемы международного финансового аутсорсинга как инструмента, повышающего эффективность в управлении финансами хозяйствующих субъектов. Рассмотрены факторы его развития: налогообложение; уровень заработной платы; достаточная численность высококвалифицированной рабочей силы; знание иностранных языков и другие. Предложены пути увеличения экспорта России в области услуг международного финансового аутсорсинга.

Ключевые слова: аутсорсинг, управление финансами, финансовый аутсорсинг, международный финансовый аутсорсинг



Одним из инструментов повышения эффективности управления финансами предприятий в международной практике стал финансовый аутсорсинг «F&O» (financial outsourcing). В общем финансовый аутсорсинг – это организационное решение в управлении финансами хозяйствующих субъектов, которое состоит в передаче сторонним фирмам (аутсорсерам) по контракту права на осуществление услуг по управлению. Также можно дать такое определение: финансовый аутсорсинг – управление финансами хозяйствующих субъектов на договорной основе.

Сущность «F&O», его природа, функции, задачи в управлении корпоративными финансами, классификация его услуг и другие аспекты управления финансами с помощью такого инструмента, как «F&O», более подробно исследованы в более ранних работах автора [4, 5, 6]. В связи с процессом глобализации стали различать внутренний и международный аутсорсинг.

В первом случае исполнитель (аутсорсер) и заказчик (аутсорси) находятся в одной стране, во втором - в разных государствах. Компании России не замечены ни как исполнители, ни как заказчики услуг финансового аутсорсинга на международном рынке. Для разработки рекомендаций по возможному участию российских компаний на международном рынке финансового аутсорсинга требуется дальнейшее исследование этого направления.

Международный финансовый аутсорсинг как направление в управлении финансами хозяйствующих субъектов

Актуальность исследования подтверждается ростом объема услуг международного «F&O». Так, управление финансами в международной практике составляют 22% всех функций, передаваемых на аутсорсинг в США. В Великобритании этот показатель равен 20%. По оценкам консультационной фирмы BDO Siedman LLP, в 2009 г. из всех заказов на ведение бухгалтерского учета и управление финансами 16% передали Индии, а 13% - в Китай. При этом отмечалось, что при передаче финансовых и бухгалтерских операций доля фирм, указавших в качестве основной причины международного аутсорсинга поиск недостающих квалифицированных специалистов, составила 36%, а доля фирм, указавших экономию на оплате квалифицированных специалистов по сравнению с уровнем оплаты труда таких специалистов в стране базирования фирмы заказчика, составила – 41%.

Поскольку стоимость найма высококвалифицированных специалистов по выполнению операций и процессов «F&O» в странах-заказчиках (промышленно развитых) и странах-исполнителях (странах с развивающейся и переходной экономикой) сильно различались, то аутсорсинговые операции приобрели характер международных, которые и стали давать наибольший коммерческих эффект. Основной стимул развития международного финансового аутсорсинга базировался на экономии в оплате рабочей силы.

В первую очередь на международный аутсорсинг передавались типичные (рутинные) стандартизированные процессы или отдельные операции, например, ввод первичной документации, расчет заработной платы и начислений на нее и др.

Они не требовали больших знаний по структуре и деятельности компании и не представляли собой источники конкурентных преимуществ. Первые шаги в этом направлении принадлежали аутсорсерам Индии, которые осуществляли выполнение некоторых услуг «F&O».

Затем стали передаваться операции или процессы, выполнение которых требовало дополнительных инвестиций в повышение квалификации исполнителей: обработка командировочных и накладных расходов; общий бухгалтерский и финансовый учет, составление отчетности; ведение процесса налогового учета и налоговое планирование; дебиторская задолженность и инкассо; кредиторская задолженность и управление поставщиками; казначейские операции и управление наличными средствами; подготовка и анализ управленческого отчета; бюджет и прогнозирование; управление финансовыми рисками, анализ стоимости кредитования реализации новых проектов и др.

Зарубежные фирмы-провайдеры предоставляли услуги, связанные с функциональным обеспечением производственного процесса - услуги учета и управления финансами. Впоследствии (ХХI в.) провайдеры стали осуществлять функциональное обеспечение отраслей наукоемкого характера. Провайдеры услуг финансового аутсорсинга из Индии стали получать заказы на выполнение контрактов полного аутсорсинга учета и управления финансами для наукоемких фирм развитых стран.

При международном аутсорсинге [3] происходит отказ поставщиков товаров и услуг из развитых стран от владения предприятием и размещение заказов на производство и оказание слуг в специализированных компаниях, расположенных в благоприятных географических точках (отдельных регионах или странах), например, с низкой стоимостью рабочей силы, с сильной государственной поддержкой экспортного аутсорсинга и т.д.

Получение заказов на выполнение операций учета и управление финансами путем передачи контрактов на аутсорсинг из промышленно развитых стран в развивающиеся страны (Индия, Китай) подтверждает тот факт, что аутсорсеры этих стран дают возможность экономить средства и становятся полноправными участниками международного аутсорсинга.

Факторы развития международного финансового аутсорсинга

Наиболее благоприятные географические точки для организации деятельности аутсорсера по выполнению услуг международного «F&O» можно определить по следующим факторам [2, 8]: налоговое регулирование предпринимательской деятельности в стране (особый налоговый режим к прямым иностранным инвестициям в стране); разрыв в уровне заработной платы одинаковых специалистов; большая численность и достаточно высокая квалификация рабочей силы; высокое качество образования; знание специалистами иностранных языков; высокая мотивация работающих, для которых работа в компании-провайдере означает возможность работы по специальности и значительный карьерный рост; улучшенный бизнес-климат (особенно в Китае); реформы законов, стандартов, нормативных документов в области интеллектуальной собственности и др.

У каждой принимающей страны есть преимущества и недостатки, например, хорошее знание английского языка у специалистов Индии. Что касается Восточной Европы, Китая, то знания языка на порядок ниже. Кроме того, специалисты Индии проходили обучение в вузах США и являются дипломированными специалистами в области учета и управления финансами.

Рост объема услуг международного финансового аутсорсинга продолжается. Так, по данным международной консультационной компании Outsourcing Institute, в импорте США доля аутсорсинговых контрактов по ряду основных видов наукоемких услуг сравнительно велика и достигла следующего в 2012 г.: информационные услуги - 40%, финансовые услуги – 18%.

Исследование развития рынка услуг международного аутсорсинга, проведенного в работе Д.Е. Васильевым [2], показало, что удельный вес аутсорсинговых продаж услуг по обработке финансовой и бухгалтерской информации уже к концу 2010 г. составил 36-37% в общем объеме деловых услуг международного аутсорсинга, а среднегодовые темпы роста продаж этих услуг - 8-10%, начиная с 2006 г., а в 2012 г. их рост составил 12-13% (см. рис. 1). О росте услуг финансового аутсорсинга говорит и тот факт, что ежегодно происходит увеличение на заказы по разработке программного обеспечения для осуществления операций по аутсорсингу учетных функций и управлению финансами (см. рис. 2).

Источник: [2].

По горизонтали – удельный вес аутсорсинговых продаж в общем объеме продаж данного вида услуг;

по вертикали – среднегодовые темпы роста аутсорсинговых услуг.

Примечание: 1 - аналитические услуги (т.е. анализ предоставленной или собранной информации), 2 - выполнение НИОКР; 3 - разработка новых аппаратов; 4 - предоставление инжиниринговых услуг; 5 - предоставление услуг по разработке информационных технологий; 6 - предоставление юридических услуг; 7 - предоставление маркетинговых и сбытовых услуг; 8 - услуги по материально-техническому снабжению; 9 – услуги по подбору кадров; 10 – услуги по обработке финансовой, в т.ч. бухгалтерской информации; 11 - услуги по обработке вызовов.

Рис. 1. Развитие рынка услуг международного «F&O» в сравнении

с другими услугами ВРО за 2012 г.

Согласно рисунку 2 динамика ежегодного роста заказов разработки программного обеспечения для осуществления операций учета и управления корпоративными финансами составляет 3,3%. По данным крупнейшего Института автоматической обработки данных (Automatic Data Processing. Inc: Datamonitor), в мировой практике объем глобальной обработки данных и аутсорсинговый (outsourced) рынок услуг имеет позитивную перспективу в будущем.

Источник: [9].

Рис. 2. Динамика роста заказов на разработку программного обеспечения для осуществления операций учета и управления финансами.

Согласно Datamonitor, объем услуг по глобальной обработке данных и outsourced рынок услуг увеличиваются ежегодно на 7-8,6% и уже в 2015 г. достигнет значения 956 млрд долл.

Проблемы развития международного финансового аутсорсинга в России, пути решения

Объем глобального рынка аутсорсинговых финансовых услуг имеет огромный потенциал к росту, и поэтому необходимо специалистам российских аутсорсинговых компаний пересмотреть свои позиции в отношении присутствия на этом современном развивающемся рынке.

В начале ХХI века специалисты бывших пост-европейских стран стали оказывать услуги международного финансового аутсорсинга, в т.ч. специалисты Польши, Молдовы, Чехии, Словаки, а также Румынии. Исследование, проведенное румынскими экономистами, показало следующую структуру международного рынка деловых аутсорсинговых услуг Румынии: услуги по производству – 31%, аутсорсинговые услуги по найму кадров – 25%, услуги по продажам и маркетингу - 13%, финансовые услуги (бухгалтерский учет и управление корпоративными финансами) - 24%, остальные аутсорсинговые услуги - 7% [2]. Такая структура показывает, что Румыния выбрала современное направление развития своей экономики – предоставление услуг «F&О» на международном рынке интеллектуальных услуг для развитых стран Европы. Это компании Румынии осуществляют в «связке» с компаниями Польши. В таблице 1 представлены виды услуг «F&О» как бизнес-процессов (BPO) и наиболее известные международные поставщики этих услуг.

Таблица 1

Исследование рынка финансового аутсорсинга как BPO

Бизнес
Виды услуг «F&A» как BPO
Поставщики услуг
услуг «F&О»


Финансы
Учет (Accounting)
Финансы и учет
(Finance and
acсounting)
Внутренний аудит (Internal audit)
Accenture
BDO Seidman
Управление расходами (Spendings management)
Capgemini
BKD

Анализ дебиторской задолженности
(Debts analisys)
CGI
CBIZ

Выставление счетов (Invoicing)
CSC
Convergys

Составление финансовой отчетности (Financial reporting)
EDS
CroweChizek

Налоговый учет (Taxing service)
HCL Tech
Delloite & Touche

Составление налоговой отчетности
(Fiscal reporting)
iGate
Ernst & Young

Бюджетирование (Budgeting)
Бухгалтерский учет (General accou-nting)
Patni
Satyam
Intelenet Global
IQ Backoffice

Tresury
Wipro




KPMG
Mellon Financial
Outsource Partners International
PriceWaterhouse Coopers
Grant Thornton
RSM McGladrey
Источник: [10].

Виды услуг «F&О», предлагаемые специалистами Румынии представлены в таблице 2.

Таблица 2

Виды услуг «F&О», предлагаемых специалистами Румынии

Виды аутсорсинговых финансовых услуг (The type of outsourced serice)
(The type of outsourced ser­vice
The types of activities)
Услуги учета и управления финансами
(Accounting and financial services)
Офис-обслуживание
(Wage and office service)
Финансовое администриро-вание
(Fiscal admi-nistration)
Тип действий (The types of activities)
Учет ситуаций и управление финансовыми ситуациями
(Complete accounting situations that includes management reports and financial situations)
Отчетные данные за год, в т.ч. по ЗП
(Annual return reports regarding the wages incomes)
Расчет налога на прибыль, НДФЛ, другие налоги
(Income taxes, VAT and other taxes)

Контроль учетными ситуациями
(The control of accounting situation)
Ситуация оплаты
(Payment record situation)
Возврат налогов
(Taxation return reports)

Управление занятостью
(Employment relationship management)

Ввод документации
(Wage reports)
-

Другое электронное обслуживание
(Other service: electronic banking etc.)
-
-

Международный аутсорсинг должен стать частью международной стратегии фирмы [7]:. Международный аутсорсинг услуг учета и управления финансами относится к вспомогательным операциям, обеспечивающим производственный процесс или процесс выполнения заказов на НИОКР. Эти вспомогательные деловые операции, относящиеся к бизнес-процессам (ВРО) и передающиеся в страны с низким уровнем заработной платы, такими как Китай или Индия, в настоящее время уже достигли минимума затрат.

Большой активности в международном аутсорсинге по предоставлению услуг учета и управления финансами российских компаний не наблюдается. Российским компаниям необходимо начинать позиционировать себя в качестве исполнителей услуг «F&О» на международном рынке в настоящее время не смотря на входные барьеры.

Приходится говорить, что на мировом рынке услуг «F&О» Россия не только не занимает достойное ее потенциала место, но и не проявляется как исполнитель простейших, рутинных операций этого процесса. Проблемы, препятствующие развитию рынка аутсорсинговых деловых, в т.ч. финансовых услуг в России, можно разделить на [1]:

- законодательные проблемы;

- проблемы, сдерживающие рост внутреннего рынка;

- проблемы, сдерживающие рост экспорта;

- институциональные проблемы.

Неразвитость законодательной базы в России для аутсорсинга в целом и для аутсорсинга финансовых услуг препятствует развитию как спроса, так и предложения этих услуг. Неразработанный механизм в области защиты прав интеллектуальной собственности приводит к потере доходов российского экспорта и препятствует привлечению в Россию крупных инвестиционных компаний.

Для максимального использования факторов роста и наиболее эффективного преодоления проблем, необходимо осуществление государством четкой последовательной программы мероприятий, нацеленных на поддержку и развитие современных финансовых технологий, в т.ч. аутсорсинговых финансовых услуг.

Отсутствие формулировок, касающихся наукоемких технологий, в т.ч. отсутствие вообще понятия и отнесение финансовых услуг к наукоемким в налоговом законодательстве, как это принято в международной практике, приводит к неопределенности в вопросах начисления налоговых преференций и др.

Практическое применение финансового аутсорсинга в управлении финансами предприятий, а также развитие и применение услуг финансового аутсорсинга как в России, так и на международном рынке финансовых услуг, требует дальнейшего развития теории, методологии, методик, а также повышения уровня подготовки специалистов в области управления корпоративными финансами.

Выводы

Исследованы проблемы развития международного финансового аутсорсинга в странах лидерах. Предложены пути увеличения экспорта услуг финансового аутсорсинга в России.

Анализ и обобщение зарубежных исследований позволил автору рассматривать финансовый аутсорсинг не только как новый инструмент в концепции управления корпоративными финансами, повышающий стоимость и инвестиционную привлекательность заказчика, но и как перспективное направление финансового менеджмента, способствующего повышению стоимости/ценности заказчика. С этим согласились уже многие научные школы корпоративного управления и управления корпоративными финансами не только России, но и Польши, Румынии, Чехии, Словакии и др.


Источники:

1. Варламова В.В. Организация бухгалтерского учета аутсорсинговой деятельности: теория и практика: автореферат дис. … канд. экон. наук: 08.00.12. - Орел: Орлов. гос. техн. ун-т, 2008. - С. 13.
2. Васильев Д.Е. Роль аутсорсинга в развитии экспорта наукоемких услуг и комплектующих изделий для наукоемких товаром российскими предприятиями: дис. … канд. экон. наук: 08.00.14. - М.: ВАВТ, 2011. - 188 с.
3. Котляров И. Формы аутсорсинга в современной международной торговле // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 6. - C. 64-72.
4. Лактионова О.Е. Управление финансами предприятий на договорной основе: Монография. - МАКС Пресс, 2013. - С. 9-19.
5. Лактионова О.Е. Управление финансами предприятий малого и среднего бизнеса в режиме аутсорсинга: проблемы перехода // Финансовый Бизнес. - № 4. – 2012. - С. 134-142
6. Лактионова О.Е. Управление финансами предприятий на условиях договора аутсорсинга // Финансы и бизнес. - № 3. - 2012.
7. Мещерякова С.А. Цепочка ценностей при оценке эффективности аутсорсинговой стратегии // Российское предпринимательство. - 2013. - № 3 (225). - c. 56-60. - http://www.creativeconomy.ru/articles/27987/.
8. Ioan I. ANDONE, Vasile-Daniel W. PAVALOAIA Al. I. Cuza University of Iasi, Faculty of Economics and Business Administration Outsourcing the Business Services Informatica Economica vol. 14, no. 1/2010, р.160-170.
9. Field A. Fear of Diving into outsourcing. Treasury. February. 2010. p. 33-40.
10. Wilson S., Brown D. The Black Book of Outsourcing, 2007.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 08:24:10