О проблеме реформирования правил российского финансового учета в международные стандарты
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (37), Январь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Строкова Е.В. О проблеме реформирования правил российского финансового учета в международные стандарты // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 1. – С. 16-19.
Аннотация:
(Продолжение. Начало в №12/2002).
Российская система бухгалтерского учета и проблемы перехода на международные стандарты финансовой отчетности.
Ключевые слова: МСФО, бухгалтерский учет, учет, международные стандарты, меджународные стандарты финансовой отчетности, международные бухгалтерские стандарты
Если национальные стандарты европейских государств в значительной степени гармонизированы, то американские бухгалтерские стандарты более детальны и требовательны. Однако все больше и больше транснациональных компаний и групп составляют сводную/консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Международных, а не национальных бухгалтерских стандартов. Примерами таких транснациональных компаний являются: ABB (Швеция), Rochй (Швейцария), Renault (Франция), DeutcheBank (Германия), Bayer (Германия), Fiat (Италия), Nestlй (Швейцария), Nokia (Финляндия) и др.
После всего, что было сказано в прошлом номере журнала, насколько замечательными являются Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), невольно напрашивается вопрос о том, а являются ли они де факто международными, или же они только претендуют на эту роль и место? Объективности ради следует признать наличие упорной борьбы между представителями финансовых кругов различных стран за право признания своих национальных (или региональных) стандартов глобальными. Высокий тон в этой борьбе задает Комиссия по биржам и ценным бумагам (SEC) США, требуя, чтобы качество финансовой отчетности неамериканских компаний, желающих выйти на финансовые рынки США, не уступало качеству финансовой отчетности американских компаний, подготовленной в соответствии с очень высокими требованиями общепринятых в США бухгалтерских принципов (USGAAP).
Существует Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organisation of Stock Exchange Commisions – IOSCO), которая пытается гармонизировать требования, предъявляемые комиссиями разных стран к участникам соответствующих финансовых рынков. Это нашло отражение в разработке (в июле 1995 г.) списка так называемых «основных стандартов» (corestandards), которые Комитет по международным бухгалтерским стандартам (IASC) обязался разработать и внедрить (или уже внедрил). Это мероприятие было осуществлено для того, чтобы финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с Международными стандартами, принималась на всех финансовых рынках (прежде всего, на американском). Процесс разработки и уточнения необходимых стандартов практически завершен и в настоящее время Комиссия по биржам и ценным бумагам (SEC) США начала, с высокой долей профессионального скептицизма, рассматривать полученные результаты. Если предъявляемые этой комиссией высокие требования будут удовлетворены, то Международные бухгалтерские стандарты могут получить безоговорочное признание во всем мире и стать глобальными.
Что же сегодня происходит в России?
В 2004 г. Россия планирует перейти на международную систему бухгалтерского учета. В связи с этим премьер-министр РФ Михаил Касьянов 23.07.2002 г. на заседании Совета по предпринимательству поручил Министерству финансов РФ разработать на 2003 год помесячный план перехода России на международную систему бухгалтерского учета и отчетности.
На этом же заседании резкой критике подверглась существующая система бухучета, поскольку она не дает реального представления о состоянии экономики, а официальная статистика не позволяет достоверно и объективно формировать прогнозы развития страны. Обсуждавшийся прогноз социально-экономического развития на 2003 год и на период до 2005 года принят за основу.
В то же время Минфин находит приемлемыми для России только 22 из 35 МСФО, и поэтому в настоящий момент в России действуют национальные стандарты, не привязанные к нормам МСФО.
14-15 мая 2001 года в Москве состоялся Конгресс профессиональных бухгалтеров и аудиторов Московского региона. На Конгрессе обсуждались такие актуальнейшие вопросы, как реформирование бухгалтерского учета, организация перехода на новый план счетов, налоговая реформа, взаимодействие системы государственного финансового контроля и аудита, ведение бухучета по стандартам МСФО в крупных организациях, перспективы экономического развития Московского региона. На Конгрессе был принят целый ряд решений:
а) о необходимости принятия новой редакции федерального закона «О бухгалтерском учете»;
б) об осуществлении комплекса мер по повышению достоверности и полноты бухгалтерской отчетности;
в) о целесообразности использования данных бухгалтерского учета как основы для ведения налоговых расчетов;
г) о введении единых правил бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;
д) о разработке методических указаний по ведению бухгалтерского учета для некоммерческих организаций.
Вступление России в третье тысячелетие проходит под знаком реформ в области бухгалтерского и налогового учета. Введены в действие Налоговый Кодекс, новый план счетов бухгалтерского учета, 14 ПБУ, переработана действующая система регистров бухгалтерского учета (журналов-ордеров, мемориальных ордеров, программных продуктов и т.п.), преодолен психологический барьер для абсолютного большинства сотрудников бухгалтерских служб предприятий и организаций. Но все эти мероприятия на сегодня действуют для коммерческих организаций. А где же бюджетники?
С введением Налогового Кодекса бюджетные образовательные учреждения лишились возможности реинвестирования внебюджетных доходов в свою основную деятельность, запланированный ввод с 01.01.2003 г. нового плана счетов бухгалтерского учета (при совершенно недавнем изменении его в 1999 г) потребует колоссальных материальных затрат на эти новшества, интенсификацию труда всех экономических служб. Одно лишь то обстоятельство, что бюджетники весь 2002 год ведут два «не увязанных между собой» глобальных вида учета: бухгалтерский и налоговый, говорит о несбалансированности современного законодательства.
Ко всем имеющимся нестыковкам гражданско-правовой законодательной базы бюджетников добавились вновь принятые законодательные инициативы:
‑ новый закон «О бухгалтерском учете» (с введением аттестации главных бухгалтеров);
‑ новые нормы административного права и трудового законодательства;
‑ Кодекс этики профессионального бухгалтера;
‑ законы о пенсионном обеспечении, медицинском и социальном страховании.
Наряду с предстоящим переходом на Международные стандарты финансовой отчетности рядовым работникам бухгалтерий (как некоммерческих, так и коммерческих организаций) предстоит овладевать постоянно изменяющейся нормативной базой, изучать и внедрять её в практику. Возможно, практической помощью в решении этих вопросов могли бы стать:
‑ упрощенные стандарты национального учета;
‑ введение единых затратных нормативов;
‑ разработанные заранее программные продукты по сферам деятельности;
‑ приведенные к единому знаменателю термины законодательной базы;
‑ специализированные центры учета (например, таким центром может стать центр учета бюджетных образовательных учреждений г. Москвы при Министерстве образования РФ).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:44:44