Контроллинг как информационная система поддержки принятия управленческих решений в предпринимательстве

Харасова А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (267), Ноябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Харасова А.С. Контроллинг как информационная система поддержки принятия управленческих решений в предпринимательстве // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 21. – С. 17-23.

Аннотация:
В статье рассматривается информационная концепция контроллинга для целей информатизации менеджмента в предпринимательской деятельности. Предлагается использовать систему контроллинга для координации функций менеджмента посредством информационно-аналитического обеспечения процессов выработки и принятия управленческих решений.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, контроллинг, информационное обеспечение, информатизация менеджмента, принятие управленческого решения



Вступление России в ВТО, глобализация и кризисные явления в мировой экономике, ужесточение конкуренции на мировых рынках влекут за собой рост нестабильности и неопределенности и без того непростых условий ведения предпринимательской деятельности в России. Усиление подобных тенденций требует внедрения современных инструментов менеджмента в предпринимательскую деятельность, обеспечивающих обоснованность и качество принимаемых управленческих решений, позволяющих оперативно учитывать факторы динамичной окружающей среды предпринимательства и обладающих способностью оценивать не только сложившуюся ситуацию, но и перспективы ее развития. Решение такого широкого спектра задач возможно посредством концепции контроллинга, которая является на сегодня одной из перспективных и активно внедряемых парадигм современного менеджмента.

Концепции контроллинга

Надо отметить, что контроллинг как целостная система управления или отдельные его элементы активно внедряется на крупных российских предприятиях, в то время как предпринимательские структуры не уделяют должного внимания этой методологии, недооценивая важность и эффективность применения контроллинга как системы поддержки принятия управленческих решений. В значительной степени это связано с тем, что большинство отечественных авторов и зарубежные практики позиционируют контроллинг как некую глобальную систему, охватывающую все сферы функционирования предприятия и требующую высокого уровня автоматизации. В связи с этим внедрение системы контроллинга в деятельность предпринимательских структур представляется мероприятием весьма затратным и, как следствие, – неэффективным.

Тем не менее, большинство авторов сходятся во мнении, что контроллинг представляет собой перспективную концепцию менеджмента, основу которой составляет комплексная интеграция информационных и организационных составляющих планирования, координирования и контроля.

Под концепцией контроллинга следует понимать совокупность суждений о его функциональном разграничении, институциональном оформлении и инструментальной вооруженности в контексте целей предприятия, релевантных контроллингу, и целей контроллинга, вытекающих из целей предприятия [7].

В экономической литературе рассматриваются следующие концепции контроллинга.

1) Контроллинг, ориентированный на учет, – позиционируется и применяется как функция управления.

2) Контроллинг, ориентированный на информацию, – используется в качестве методологии информационного обеспечения менеджмента.

3) Контроллинг, ориентированный на координацию, – самое широкое понимание контроллинга, включающее рассмотрение его в качестве инструмента достижения целей предприятия до наиболее широкого – «системы управления управлением».

4) Контроллинг, ориентированный на самоконтроллинг, – новейшее течение, рассматривающее контроллинг как управленческую концепцию и философию управления.

Среди перечисленных концепций контроллинга можно выделить подход, рассматривающий контроллинг как систему информационного обеспечения менеджмента. Возникновение новой концепции менеджмента, сформировавшейся на стыке управления и информатизации, обусловлено необходимостью обеспечения развития предприятия в условиях нестабильной рыночной среды и растущей конкуренции. Решение этих задач связано с необходимостью своевременного получения релевантной информации, сигнализирующей об изменениях в условиях функционирования предприятия и тенденциях изменения внешней среды.

Определения контроллинга

Авторы, придерживающиеся данной концепции, дают следующие определения контроллинга.

Ю.И. Башкатова трактует контроллинг как принципиально новую концепцию управления и информационного обеспечения, под которой предлагает понимать некоторую учетно-аналитическую систему, синтезирующую совокупность элементов учета, анализа, контроля, планирования, обеспечивая тем самым стратегическое и оперативное управление процессом достижения целей предприятия [1].

В.В. Глухов определяет контроллинг как межфункциональный инструмент управления, обеспечивающий обоснованность принимаемых руководством решений [3].

И.В. Бородушко и Э.К. Васильева понимают контроллинг как инструмент методического и информационного сопровождения процесса управления [2].

С.Г. Фалько выделяет три составляющие контроллинга [5]:

- философскую, которая подразумевает, что контроллинг представляет собой образ мышления и управленческую философию руководителей, с ориентацией на рациональное и эффективное использование ресурсов в целях долгосрочного развития предприятия;

- функциональную, которая представляет собой систему методической, инструментальной и информационно-аналитической поддержки принятия решений менеджментом предприятия в ходе достижения поставленных целей, ориентированную на эффективное развитие предприятия в долгосрочной перспективе и обеспечивающую реализацию цикла управления по всем функциональным сферам и процессам посредством измерения ресурсов и результатов деятельности;

- организационную – структурное подразделение предприятия, осуществляющее функции контроллинга.

Сущность контроллинга

Обобщая вышеприведенные трактовки контроллинга, можно сделать вывод, что контроллинг представляет собой систему, обеспечивающую информационную поддержку менеджмента и, в первую очередь, процессов принятия управленческих решений.

В предпринимательской деятельности контроллинг целесообразно рассматривать как методологию, направленную на координацию функций менеджмента и контроль эффективности их реализации за счет информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений. Интегрируя в себе традиционные методы менеджмента – планирование, учет, анализ и контроль, контроллинг являет собой единую систему сбора, обработки, обобщения информации и обеспечения ею процессов принятия управленческих решений [4]. Важно отметить, что контроллинг предполагает наличие механизмов саморегулирования менеджмента, в частности – обратную связь в контуре управления, реализация которой обеспечивает возможность координации и корректировки управляющих воздействий в соответствии с целями деятельности и условиями ее осуществления [10].

Функционал контроллинга достаточно широк, в зависимости от широты его применения, контроллинг как система поддержки принятия управленческих решений предполагает реализацию следующих функций:

- разработка и утверждение целей, координация управленческих функций в ходе достижения поставленных целей;

- оптимизация процессов управления и принятия управленческих решений;

- информационная, аналитическая, организационная и методическая поддержка принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности.

На многих российских предприятиях можно наблюдать ситуацию, когда, например, действующая информационная система подготовки производства не дает требуемого эффекта по причине того, что сами производственные процессы автоматизированы в гораздо меньшей степени. Нет возможности производить оперативные изменения в действующей технологии и оперативно контролировать производственные процессы.

Скорость обработки информации иногда настолько отстает от производственного темпа, что подготовленная информация уже утрачивает свою актуальность и не может быть использована для принятия управленческого решения. Особенно это проявляется при организации межфункционального взаимодействия. Низкая оперативность в ходе сбора, обработки и предоставления информации затрудняет принятие решений по сквозной корректировке отклонений фактических параметров материального потока от заданных [9].

Во многих случаях отсутствие формализованных требований к сбору информации, квалифицированно организованного учета и регулярного формирования отчетности приводит к получению случайных данных, не отражающих реального положения дел. Из‑за перегруженности работников вычислительными работами допускаются ошибки в расчетах и, как следствие, – в принимаемых решениях. На их выявление и исправление требуются дополнительные затраты и время.

Неупорядоченность и несистемность данных зачастую приводит к возникновению излишнего количества планово-учетной и технической информации, в результате чего затрачивается дополнительное время на поиск и обработку необходимых данных, расчет показателей. Значительный объем циркулирующей внутри предприятия документации свидетельствует о нечетком делегировании полномочий и разграничении функциональных зон ответственности, что влечет излишние затраты управленческого труда и увеличивает время, необходимое для принятия управленческих решений.

Выводы

1. Повышение эффективности управления – одна из главных задач российских предпринимательских структур, поскольку только эффективное управление открывает путь к реальному повышению конкурентоспособности и привлечению инвестиций.

2. Для повышения эффективности принимаемых управленческих решений и менеджмента предпринимательской деятельности в целом руководству компаний необходимо обратить пристальное внимание на такой перспективный инструмент менеджмента как контроллинг. Именно он интегрирует в себе тот функционал, за счет которого можно достичь необходимого уровня оперативности и качества принимаемых управленческих решений.

3. Вступление России во Всемирную торговую организацию окажет сильное воздействие на конкурентоспособность отечественных предприятий всех форм собственности. Внедрение системы контроллинга может стать действенным инструментом в борьбе за лидирующие позиции на рынке товаров и услуг.


Источники:

1. Башкатова Ю.И. Контроллинг. – М.: ЕАОИ, 2009. – 104 с.
2. Бородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг. – СПб: Питер, 2006. – 192 с.
3. Глухов В.В. Менеджмент. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 608 с.
4. Грибанов Ю.И., Ершов К.О. Информационное обеспечение системы контроллинга на промышленном предприятии // Российское предпринимательство. – 2013. – № 2.
5. Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг. – 3-е изд. – М.: Инфра-М, 2013. – 336 с.
6. Нуртдинова Э.Э. Роль информационного обеспечения в предпринимательской деятельности // Креативная экономика. – 2014. – № 4.
7. Пич Г., Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – № 3.
8. Пономарева Е.В. Контроллинг на предприятии. – СПб: СПбУУЭ, 2012. – 188 с.
9. Пыткин А.Н., Блаженкова Н.М. Комплексная оценка результативности хозяйственной организации на основе информации управленческого учета // Экономические и гуманитарные науки. – 2009. – № 1. – С. 196–202.
10. Пыткин А.Н., Нечеухина Н.С. Методологические основы совершенствования учета в системе контроллинга промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 3. – С. 11–16.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:44:07