Механизмы налогового регулирования инновационного развития предприятий в условиях членства России в ВТО
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 20 (266), Октябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности косвенного регулирования инновационной активности российских предприятий в условиях членства России в ВТО.
Ключевые слова: налоговая нагрузка, налоговое регулирование, инвестиционный налоговый кредит, особая экономическая зона технико-внедренческого типа, льготы по НИОКР
После вступления России в ВТО часть механизмов финансовой поддержки национальных инновационных предприятий и технологий, связанных с политикой протекционизма (субсидии, высокие таможенные пошлины на отдельные вид товаров) была утрачена как несоответствующая принципам свободной торговли. Однако Россия, как и другие страны – члены ВТО, по-прежнему имеет возможность с помощью государственного регулирования способствовать развитию национальных инновационных производств. В частности, эффективными механизмами обладает налоговое регулирование, влияние которого рассмотрено в данной статье.
Инструменты налогового регулирования
Налоговое регулирование является эффективным, в первую очередь, потому, что носит косвенный характер и направлено на все стадии воспроизводственного процесса. Такое регулирование решает целый комплекс экономических и социальных задач: предоставляет стимулы для развития предпринимательской и инновационной активности, способствует аккумулированию капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, стимулирует развитие НИОКР, кадрового потенциала предприятий, а также направляет и развивает инвестиционную деятельность и внешнеэкономические отношения.
Одним из инструментов налогового регулирования инновационного развития являются налоговые льготы, основная цель которых – уменьшение налогового обязательства налогоплательщика или отсрочка, рассрочка налоговых платежей, инвестиционный налоговый кредит. Отсрочка и рассрочка налоговых платежей могут быть предоставлены при условии наступления неблагоприятной экономической ситуации и потому не могут рассматриваться в качестве актуальных вариантов стимулирования инновационной деятельности. Инвестиционный налоговый кредит, напротив, представляет собой временное уменьшение платежей по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов, осуществляемое в связи с несением налогоплательщиком затрат по экономически приоритетным направлениям и потому, наряду с классическими налоговыми льготами, уменьшающими налоговые платежи, может быть признан налоговой мерой для развития инновационной деятельности.
Инвестиционный налоговый кредит может быть получен предприятием-налогоплательщиком на сумму стоимости приобретения оборудования при выполнении одного из следующих требований [2]:
- проведение НИОКР или осуществление технического перевооружения производства, например, защита окружающей среды от промышленных отходов и (или) достижение высокого уровня энергоэффективности при производстве товаров, работ, услуг;
- инвестирование в объекты, отличающиеся наибольшей степенью энергетической эффективности.
Инвестиционный налоговый кредит может быть получен на другую сумму при условии соглашения уполномоченного органа и налогоплательщика в следующих ситуациях:
- осуществление инновационной либо внедренческой деятельности, в частности, создание либо совершенствование используемых технологий, разработка новых типов сырья или материалов;
- выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению;
- выполнение государственного оборонного заказа.
Инвестиционный кредит предоставляется сроком от года до пяти лет по заявлению налогоплательщика, адресованному уполномоченному органу. При этом налогоплательщик может получить несколько инвестиционных налоговых кредитов, поскольку инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на различных уровнях (федеральном, региональном, местном).
Классические налоговые льготы, уменьшающие налоговую нагрузку, можно условно разделить на две категории:
- льготы, применимые ко всем налогоплательщикам, занимающимся инновационной деятельностью;
- льготы, предусмотренные для налогоплательщиков-резидентов особых экономических зон.
Условия получения налоговых льгот
При этом в настоящее время в России не существует единого официально закрепленного определения инновационной деятельности НИОКР. Для целей применения налоговых льгот используется определение, содержащееся в Налоговом Кодексе РФ, которое подразумевает под инновационной деятельностью производство новой или усовершенствованной продукции (товаров, работ, услуг), создание новых или усовершенствование применяемых технологий, методов организации производства и управления. Очевидно, что данное определение имеет общий характер и должно быть дополнено и конкретизировано определениями из других нормативных документов, в частности, из программы инновационного развития России до 2020 г., федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технический политике» и т.д.
Кроме того, для того, чтобы предприятие-налогоплательщик получало налоговые льготы, инновационная деятельность должна составлять основную часть бизнеса (численно данный критерий может быть представлен как доля выручки от инновационной деятельности в общей сумме полученной выручки).
Основные льготы, которые могут быть получены при осуществлении инновационной деятельности, относятся к федеральным налогам: НДС и налогу на прибыль.
Согласно Налоговому Кодексу РФ, расходы, понесенные в рамках осуществления НИОКР, могут быть учтены налогоплательщиком в их фактической стоимости с коэффициентом 1,5 как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. При этом данное положение относится и к расходам на НИОКР, которые не дали положительного результата. Кроме того, взносы на формирование Российского фонда технологического развития, а также других отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в порядке, предусмотренном федеральным законом о науке, также трактуются как налогооблагаемые расходы на НИОКР и лимитируются величиной, не превышающей 1,5% валовой выручки налогоплательщика. Помимо указанных расходов, к «льготируемым» в рамках данного положения расходам относятся расходы на заработную плату сотрудникам, вовлеченным в НИОКР, затраты на оплату услуг подрядчиков, расходы на амортизацию оборудования, участвующего в НИОКР и соответствующие материальные расходы. При этом расчеты показывают, что применение описанной льготы позволяет осуществить экономию по налогу на прибыль в размере 10% от общей суммы «льготируемых» расходов либо накопить дополнительные отложенные налоговые активы.
При этом необходимо отметить, что описанная льгота, по сути, распространяется на повседневную деятельность компаний. В частности, в отношении разработки и использования компаниями информационных технологий она может быть применена в следующих ситуациях [5]:
- внедрение ERP-систем;
- внедрение новых способов предоставления информации, в том числе за счет применения новейших архитектур;
- автоматизация бизнес-процессов;
- использование программного обеспечения в соответствии с мировыми стандартами;
- использование новейших систем информационной безопасности.
Предприятие-налогоплательщик, которое занимается деятельностью в области информационных технологий при соблюдении определенных условий (требования по профилю деятельности, доле выручки от деятельности в области информационных технологий) имеет право учитывать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в полной сумме после ввода ее в эксплуатацию.
Кроме того, основные средства, используемые исключительно в научно-технической деятельности, могут амортизироваться с повышающим коэффициентом, но не выше трех.
Целевое финансирование, полученное для осуществления инновационной деятельности, не является доходом для целей налогообложения прибыли.
От НДС освобождаются работы и услуги, связанные с НИОКР, а также предоставление прав интеллектуальной собственности на основе договоров отчуждения и лицензионных соглашений. При этом под интеллектуальной собственностью понимаются изобретение, полезная модель, промышленный образец, программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау.
Однако необходимо отметить, что указанные льготы по налогу на прибыль и НДС могут быть получены только в случае, если деятельность предприятия-налогоплательщика будет трактоваться как деятельность, связанная с НИОКР и носящая инновационной характер. Из-за отсутствия четкого определения инновационной деятельности и ее критериев для целей налогового законодательства возникают проблемы признания деятельности инновационной. В этом случае налогоплательщик может постараться доказать свое право на получение льгот с помощью проведения научной экспертизы в отношении осуществляемой деятельности. Арбитражная практика показывает, что инновационной в итоге признается деятельность, которая приводит к улучшению качества продукции, ее свойств, снижению себестоимости производства.
Вторая группа льгот предоставляется только в случае, если предприятие является резидентом особой экономической зоны (в частности, промышленно-производственной или технико-внедренческой). В указанной зоне действует особый режим налогообложения, призванный развивать высокотехнологические отрасли экономики. Такие зоны регулируются отдельным федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Для получения налоговых льгот предприятию необходимо заключить с правительством специальное соглашение на осуществление определенных видов деятельности. На территории особой экономической зоны действует режим свободной таможенной зоны, поэтому при приобретении товаров резиденты такой зоны освобождаются от уплаты НДС и таможенных пошлин. При этом реализация товаров резидентами особых экономических зон осуществляется по ставке 0%.
Амортизация основных средств предполагает возможность применения повышенного коэффициента 2. Расходы на НИОКР могут учитываться для целей налога на прибыль в полном объеме. Ставка по налогу на прибыль снижается до 15,5%. Кроме того, предприятие-резидент освобождается от уплаты налога на имущество и земельного налога сроком на 5 лет.
Выводы
Обзор налоговых льгот для предприятий, вовлеченных в инновационное производство, показывает, что за счет снижения общей налоговой нагрузки такие предприятия могут демонстрировать более успешное развитие, аккумулируя средства для создания или приобретения новых технологий. В масштабах страны это означает возможности качественного инновационного роста.
Однако для эффективного использования механизмов налогового регулирования требуются дополнительные усилия государства, в частности, по упорядочению и повышению прозрачности законодательной системы в области инновационного развития. Отношения в рамках ВТО при этом могут оказаться для России весьма полезными, поскольку предполагают наличие стандартов в области права (например, действие соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности).
Источники:
2. Налоговый кодекс РФ в редакции Федерального закона от 02 апреля 2014 г. № 52-ФЗ.
3. Направления налогового регулирования развития сферы нанотехнологий в России // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - №3 – С. 5.
4. Троянская М.А., Низамиева Ю.О. Совершенствование акцизного налогообложения как инструмента налогового регулирования // Российское предпринимательство. - 2013. - № 14 (236). - c. 157-163. - http://www.creativeconomy.ru/articles/29204/.
5. Tax incentives in Russia // Консалтинговая компания Делойт и Туш Консалтинг Сервисис Лимитед. - 2014.– С. 3-6.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 17:14:53