Рыночная инфраструктура как основа роста конкурентоспособности аграрной экономики России

Тимошенко М.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 20 (266), Октябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Тимошенко М.А. Рыночная инфраструктура как основа роста конкурентоспособности аграрной экономики России // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 20. – С. 70-80.

Аннотация:
Целью выполненного исследования явился анализ и изучение современного состояния рыночной инфраструктуры и конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли экономики РФ. В результате установлено, что медленный процесс внедрения инноваций и формирования рыночной инфраструктуры в аграрном секторе экономике обусловлен наличием определенных проблем в этой отрасли. К ним относятся: негативная демографическая ситуация, высокий уровень безработицы, сельская бедность, продолжающееся снижение уровня качества жизни на селе, низкий уровень бытовых и жилищных условий и др. На основе анализа и обобщения вышеотмеченных проблем определены причины их возникновения. Разработаны основные условия для создания и развития рыночных структур, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности аграрного сектора экономики нашей страны. Эффективный и конкурентоспособный сельскохозяйственный сектор сможет придать аграрной экономике нашей стране новый статус на международном уровне.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, экономика, аграрный сектор, рыночная инфраструктура, импорт продукции

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Сельское хозяйство одна из ведущих отраслей экономики любого современного государства. Оно дает жителям нашей планеты необходимую для существования и жизнедеятельности продукцию: продукты питания и сырье для производства предметов потребления, мебели, одежды. Продукция сельского хозяйства используется в более чем восьмидесяти отраслях производства. Современное сельское хозяйство невозможно сегодня представить обособленным, изолированным и развивающимся вне национальной экономики и международного разделения труда.

Уровень развития сельского хозяйства во многом определяет степень экономической и продовольственной безопасности государства. Доля сельского хозяйства в ВВП России в 2013 г. составила 4,4%, а число занятых в этой сфере 10%. В развитых странах мира доля сельскохозяйственной продукции в ВВП колеблется в пределах 2-10%, а уровень занятых - 2-5% [1]. В такой экономически развитой стране, как США, доля сельского хозяйства составляет 1% ВВП, а число занятых в отрасли - 4%. Сельскохозяйственная отрасль этой страны производит такой объем продукции, который удовлетворяет потребности более 316 млн американцев, но и еще около 100 млн человек за рубежом. Сегодня США является одним из крупных экспортеров сельскохозяйственной продукции, в том числе и в нашу страну.

Конкурентоспособность продукции

В условиях рыночной экономики выживаемость любого сельскохозяйственного предприятия, его стабильное положение на рынке продукции определяется уровнем его конкурентоспособности, т.е. способностью производить и реализовывать товары, которые по ценовым, качественным и другим характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов. Она характеризует возможность и динамику приспособления производителя товаров к современным рыночным условиям. Конкурентоспособность продукции это относительное понятие, четко привязанное к определенному рынку и времени сбыта, что особенно характерно для сельскохозяйственной продукции. В современных условиях конкуренция на мировом рынке продовольствия усиливается с каждым годом. Это объясняется, прежде всего, тем, что в мире большое число средних и крупных сельхозпроизводителей, которому противостоит ограниченное количество покупателей. Интенсивность конкуренции зависит не только от размера хозяйств, но и от численности и пространственной концентрации производителей сельскохозяйственной продукции на рынке. На уровень концентрации влияет также и степень доступности сельскохозяйственной отрасли для потенциальных конкурентов из других отраслей экономики, которые обладают значительными финансовыми ресурсами.

Низкий уровень конкурентоспособности продукции аграрного сектора автоматически ведет к увеличению импорта продукции, что является серьезной проблемой для продовольственной безопасности любого государства. Степень зависимости государства и общества от состояния дел в этой области очень высока. К сожалению, в последние два десятилетия в России, самой большой по территории (17075,4 кв. км) стране в мире, с населением более 143 млн чел. и плодородными землями, постоянно быстрыми темпами наращивалось отставание по производству многих продуктов питания от развитых стран мира.

Непродуманные, поспешные и ничем не обеспеченные реформы, проведенные в аграрном секторе экономики в 90-х годах прошлого века, привели к тому, что наша страна оказалось у критической черты, за которой утрачивается продовольственная безопасность государства. Импорт продовольствия в нашу страну в 2013 г. оценивается 40,2 млрд долл. Стоимость завозимых из-за рубежа продуктов на 26,4 млрд долл. превышает стоимость экспортируемых [2]. Даже в кризисном 2009 г., когда ввоз в страну практически всех товаров упал, динамика импорта продовольственной группы товаров не ослабла, что свидетельствует о том, что мы приобретаем за рубежом товары первой необходимости и не способны отказаться от них. Импорт сельскохозяйственной продукции ведет к замедлению экономического роста и разрушению производственных отраслей АПК.

Сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что в стране значительно сократилось поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец. Мясная и молочная отрасли промышленности нашей страны напрямую зависят от поставок многих импортных компонентов. В отраслях пищевой промышленности применяются преимущественно зарубежная техника и технологии, т.к. производство необходимого оборудования в нашей стране не покрывает нужд отрасли и во многих случаях надо прямо отметить, не соответствует современным прогрессивным требованиям. Многие научно-исследовательские институты и предприятия, проводившие научные исследования в интересах аграрного сектора экономики, прекратили свое существование, или влекут жалкое существование. Практическая отдача исследований российских специалистов крайне низка – до 60% ежегодных разработок остаются невостребованными.

Такая сложившаяся ситуация характеризуется с одной стороны значительным снижением объемов отечественного производства, а с другой - резким возрастанием импорта традиционно производимых в нашей стране видов продовольственных продуктов и разрушением производственного потенциала российских сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. На полках магазинов зарубежных стран почти невозможно встретить продукты и товары, изготовленные или разработанные в нашей стране. Положение дел, связанное с низкой конкурентоспособностью аграрного сектора экономики РФ, объясняется: отсутствием четкой и научно-обоснованной концепции развития сельскохозяйственного производства, правовой базы при осуществлении аграрных реформ проведенных в конце прошлого века в нашей стране, финансового механизма, который создавал бы экономические условия для расширенного и качественного производства и воспроизводства сельскохозяйственной продукции. Отсутствие эффективного взаимодействия между бизнесом и наукой приводит к росту доли зарубежных сортов в общем посеве овощных культур, сахарной свеклы и картофеля. Около половины поставок племенного скота также осуществляется из-за границы.

Сегодня в мире выделяются следующие две основные тенденции повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора экономики, во-первых, это агропромышленная интеграция и внедрение новых прогрессивных инновационных технологий в развитие сельскохозяйственного производства и, во-вторых, развитие, и совершенствование рыночной инфраструктуры в сельской местности, необходимой для создания эффективных условий функционирования сельскохозяйственного производства и социально-экономического развития сельских территорий. Вопросы, связанные с обеспечением производства конкурентоспособной отечественной сельскохозяйственной продукции, активно обсуждались на прошедшем 4-5 апреля 2014 г. съезде депутатов сельских поселений России. В своем выступлении на съезде Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, обозначил две основные задачи сельскохозяйственной отрасли -сделать в ближайшие годы жизнь на селе удобной, а аграрную отрасль более конкурентоспособной.

Проблемы, препятствующие инновационному развитию сельскохозяйственного производства

Инновационное развитие сельскохозяйственной экономики неразрывно связано с повышением конкурентоспособности агропромышленных предприятий, насыщением потребительского рынка товарами и услугами высокого качества. Во многих странах мира инновации стали приоритетным направлениям развития аграрного сектора. В результате интенсивного развития аграрной науки, быстрого внедрения научно обоснованных технологий в сельскохозяйственное производство такие страны, как Египет, Израиль, Турция и др. стали ведущими экспортерами продовольствия на мировом рынке. Стоит заметить, что в этих странах нет плодородных земель, ограничены водные ресурсы, а Россия в отличие от них располагает тем и другим. На долю нашей страны приходится 10% мировой пашни и 55% мировых запасов чернозема. Посевная площадь в РФ может быть быстро увеличена, т.к. более 41 млн га плодородной земли были выведены из севооборота в конце XX–го века. На сегодняшний день все страны, за исключением государств СНГ и Африки, уже полностью исчерпали свои земельные ресурсы, а в Южной Америке любое расширение посевных площадей связано с вырубкой лесных массивов и большими финансовыми вложениями [3].

Несмотря на принимаемые меры, процесс внедрения инноваций в нашей стране еще не дает ожидаемых существенных результатов, а порой тормозится наличием определенных проблем в аграрном секторе. По нашему мнению, это следующие проблемы экономики российского аграрного сектора:

- продолжающаяся, устойчивая негативная демографическая ситуация в сельской местности, сегодня население деревни потенциально стареет и снижается. Каждый год количество сельских жителей сокращается на несколько сотен тысяч человек, растет смертность трудоспособного населения, что приводит к обезлюдению сельских территорий и запустению земель сельскохозяйственного назначения;

- высокий уровень безработицы, только среди молодежи он достигает 30%, что является одним из путей к росту алкоголизма, наркомании и преступности. Доля молодых людей (в возрасте 14-29 лет) среди лиц покидающих село достигает почти 60% [4];

- прекращение деятельности сельскохозяйственных предприятий, как правило, не сопровождается образованием новых предпринимательских структур;

- сельская бедность, сегодня за чертой бедности по денежным доходам находится до 80% сельского населения, по располагаемым ресурсам – 65%. В крайней бедности (с доходами 2 и более раз ниже ПМ) проживает половина сельчан [5];

- неуклонно продолжающееся снижение уровня качества жизни сельских жителей, которое сопровождается непродуманным и необоснованным сокращением объектов социальной инфраструктур (детских садов, школ, центров досуга, библиотек, ремонтных мастерских, фельдшерско-акушерских пунктов), медицинские учреждения территориально доступны только для 49,4% сельского населения;

- низкий уровень бытовых и жилищных условий. Уровень благоустройства жилищного фонда, несмотря на принятие в последнее время меры в этом вопросе, продолжает оставаться низким. В принятой ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» планируется увеличить газификацию жилых домов в сельской местности только до 61,5%, а уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой довести до 63%.

Причины возникновения вышеотмеченных проблем, на наш взгляд, состоят в следующем:

- в остром дефиците финансовых средств, который испытывает аграрное производство для текущей и инвестиционной деятельности. На сегодняшний день инвесторы, приходящие в сельскохозяйственную отрасль, стараются развивать в основном производство и не стремятся вкладывать средства в социальное и экономическое развитие села;

- в недостаточной информированности представителей сельского бизнеса о новых перспективных технологиях, изменениях в налоговом и финансовом законодательстве;

- в слабом знании сельскими жителями нормативно-правовой базы, регламентирующей их экономические и социальные права;

- в низком уровне развития сельской рыночной и инженерной инфраструктуры территорий, в результате сельские жители испытывают ограниченный доступ к рынкам продукции;

- в ограниченности надежных источников финансовой поддержки среднего и малого предпринимательства;

- в узкоотраслевом аграрном подходе к развитию экономики сельских территорий, что негативно отражается на создании альтернативных несельскохозяйственных сфер занятости населения.

Мероприятия, необходимые для создания и развития рыночной структуры в сельскохозяйственном секторе экономики

Изучение и анализ современных проблем сельскохозяйственного сектора экономики России позволяет определить, что для эффективной работы аграрного сектора экономики, обеспечения конкурентоспособности продукции российских товаропроизводителей на мировом рынке является создание и развитие рыночной инфраструктуры. Анализ мировой экономической практики показывает, что если в обществе что-то работает по законам рынка, то для качественного функционирования необходимо создание всех элементов рыночной системы с учетом особенности отрасли. Но для этого необходимо развивать рыночную инфраструктуру, которая состоит из многих взаимосвязанных элементов.

Государство должно направить русло аграрной политики в развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, которая должна включать в себя создание и поддержку аграрного фонда, земельного банка, аграрной биржи, рынков для индивидуальных предпринимателей, совершенствование и развитие страхового фонда. Большое внимание в этом вопросе должно отводиться повышению качества жизни в сельских территориях.

Для создания и развития рыночной структуры в сельскохозяйственном секторе экономики необходимо:

- принять меры для перехода села в единую общую экономическую систему, созданию единых общих хозяйственных структур, строительству современных дорожно-транспортных коммуникаций, созданию единых структур общественного обслуживания населения;

- более качественно и эффективно использовать природные ресурсы сельских территорий;

- развивать аграрный сектор необходимо комплексно по всем направлениям: экономическому, социальному, природному, демографическому и рекреационному;

- обеспечить территориальную доступность социальных услуг отдаленным сельским поселениям;

- организовать четкое взаимодействие государственных и региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий;

- для развития экономического потенциала наряду с мерами государственной поддержки необходимо также использовать ресурсы, которыми располагают сельские территории;

- повысить роль и участие сельских жителей в вопросах, связанных с развитием производства, застройкой сельских территорий, повышением качества жизни населения.

Использование вышеотмеченных направлений в создании и дальнейшем развитии инфраструктуры позволит решить ряд важных проблем в сельскохозяйственном секторе экономики нашей страны:

- добиться снижения сельской безработицы, уровень, который продолжает оставаться высоким. Сегодня сельская безработица характеризуется превышением уровня по сравнению с городской. В январе 2014 г. это превышение стало двукратным (городская безработица - 4,5%; сельская - 9,1%) [6];

- закрепить молодежь и трудоспособное население села за счет принятия и реализации программы по поддержке занятости, обучению новым профессиям и основам предпринимательства, предоставлению льготных целевых сельскохозяйственных кредитов, направленных на развитие и организацию крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуального предпринимательства;

- разработать меры по расселению жителей из местностей, природные и климатические условия которых не позволяют осуществлять сельскохозяйственное и какое-либо другое производство;

- принять соответствующие меры по ликвидации изолированности сельских поселений и созданию благоприятной среды проживания в них, обеспечить взаимосвязи сельских населенных пунктов между собой и городами, особенно с районными центрами;

- разработать целевую программу по развитию и предоставлению сельским жителям качественных современных информационных услуг, с этой целью создавать и развивать имеющиеся информационно-консультативные службы;

- привлечь представителей сельских поселений для участия разработки и реализации программ развития сельских поселений.

Выводы

Конкурентоспособность сельскохозяйственного сектора экономики будет возможна, если будут выполнены следующие условия.

1. Обеспечен экономический рост в аграрном производстве и макроэкономическая стабильность.

2. Обеспечено развитие сельского предпринимательства и несельскохозяйственной занятости жителей села.

3. Созданы равные с городом социальные условия жизни.

4. Приняты меры по обеспечению своевременного доступа субъектов, ведущих хозяйственную деятельность в сельских территориях, к кредитным, материально-техническим, финансовым и информационным ресурсам.

5. Сформирован орган, который бы обеспечивал защиту на федеральном уровне экономических и социальных интересов жителей сельских территорий.

6. Приняты реальные государственные программы по улучшению экологической ситуации в сельских территориях.

7. Созданы благоприятные условия для инновационной деятельности и внедрения ее результатов в аграрное производство.

8. Сформирована более совершенная система управления аграрным сектором экономики, эффективность которой во многом зависит от функционирования органов управления. Основными задачами управленческих структур должны стать: решение экономических, социальных, культурных и других вопросов сельских территорий, что невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров для села, расширения научных исследований проблем рынка, создания рыночных моделей эффективного управления в рыночных условиях. Это - важные факторы повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики.

9. Обеспечена государственная финансовая поддержка аграрного производства, основным принципом должен стать аграрный протекционизм, который должен обеспечивать эквивалентность товарного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, а также конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке.

10. Будет сформирована эффективная вертикальная агропромышленная интеграция, которая поможет сельскохозяйственным предприятиям освободиться от посредников, самим перерабатывать продукцию и реализовывать ее через торговую сеть на взаимовыгодных условиях.


Источники:

1. За счет чего живет Россия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.agronews.ru/nevs/detatait/130283/.
2. Минсельхоз, АПК, сельское хозяйство, импорт, экспорт, кредитование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rosbalt.ru/business/2013/03/15/1106107.html.
3. Бабкин К. Дорожная карта развития сельского хозяйства России до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: babkin-k.Iivejomal.com/139316.html.
4. Тимошенко М.А. Социально-экономические проблемы российского села. Пути и направления их решения // Естественные науки. - 2010. - № 2.
5. Тимошенко М.А., Медведева Л.Н. Управление социальными системами сельских территорий как основа для повышения качества жизни населения // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса. - 2011. - № 2.
6. Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2014 г. (по итогам обследований населения по проблемам занятости) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru/bgd/free/B004_03/Isswww.exe/Stg/d03/36.htm.
7. Случевский Н. Вспомните Столыпина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru./2013/11/27/stlypin.htmI.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 16:37:20