Налогообложение малого и среднего бизнеса: от «налогового бремени» к «инструменту государственной поддержки»
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 19 (265), Октябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются ключевые нововведения в налоговое законодательство, касающиеся деятельности малого и среднего бизнеса, анализируется удельный вес платежей по специальным налоговым режимам в общей структуре платежей в бюджетную систему и динамика количества налогоплательщиков по югу Тюменской области, несколькими способами оценивается налоговая нагрузка, обосновывается необходимость корректировки специальных налоговых режимов.
Ключевые слова: налоговая нагрузка, малый и средний бизнес, Тюменская область, налоговые доходы бюджета, специальные налоговые режимы, инструменты государственной поддержки
Налоги на современном этапе развития экономических систем являются одним из важнейших элементов во взаимоотношениях государства и бизнеса. Они представляют собой своеобразную плату за обеспечение государством равных, прозрачных и справедливых правил игры для бизнеса. Однако, по мнению экспертов, «применение общего налогового режима в сфере малого и среднего предпринимательства способствует неуклонному уводу его доходов «в тень»» [7]. Так, в соответствии с многочисленными опросами предпринимателей, например, по данным независимого бюллетеня «Российский экономический барометр», на протяжении последних лет потребность в снижении налогового бремени оставалась важнейшим фактором увеличения выпуска продукции отечественными малыми и средними предприятиями.
Нововведения в налоговое законодательство: плюсы и минусы
По мнению экспертов, «налоговое законодательство России характеризуется с одной стороны обширным нормативным материалом, с другой – частым внесением всевозможных изменений и дополнений, т.е. нестабильностью» [7]. Так, с 1 января 2013 г. в законодательную базу, регулирующую налогообложение бизнеса, внесены существенные изменения. Cреди наиболее важных нововведений, с точки зрения их влияния на деятельность большинства субъектов малого и среднего бизнеса, можно отметить следующие:
– освобождение организаций от обязанности предоставлять промежуточную бухгалтерскую отчетность;
– возложение обязанности по ведению бухгалтерского учета и на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;
– повышение тарифов взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование для отдельных категорий организаций, а также увеличение в два раза общего платежа по обязательным страховым взносам для индивидуальных предпринимателей;
– отмену «двойного налогообложения» движимого имущества организаций (существовавшую ранее уплату одновременно и налога на имущество, и транспортного налога);
– введение Федеральным законом за №94-ФЗ в Налоговый кодекс РФ новой главы 26.5 «Патентная система налогообложения» взамен статьи 346.25.1 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения на основе патента»;
– установление обязанности налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в случае прекращения их деятельности, в отношении которой применялись такие режимы налогообложения, уведомить об этом на основе подачи заявления налоговый орган [4, 5].
При этом в погоне за стремлением получать объективную информацию о функционировании сегмента малого и среднего бизнеса государство увеличивает количество разнообразных форм отчетности, усложняет методику их заполнения, создавая, таким образом, дополнительную «административную нагрузку» на малые и средние предприятия.
Последствия увеличения тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды
Начавшийся еще в 2009 г. курс на повышение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (с 26 до 34%), затем их снижение до 30% с одновременным введением ставки, равной 10%, на суммы, превышающие предел для начисления страховых взносов, вызвал существенный рост налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Подобные инициативы не только вызывают существенное недовольство и противодействие со стороны предпринимателей, но и побуждают их искать разнообразные схемы ухода от уплаты налогов, базой для исчисления которых является заработная плата. Среди распространенных у предпринимателей «механизмов» можно отметить следующие:
– разделение заработной платы на «серую» и «белую» части;
– замену трудовых договоров с работниками гражданско-правовыми договорами по оказанию услуг предпринимателям без образования юридического лица, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях снижения подлежащих уплате сумм налога на доходы физических лиц и отчислений во внебюджетные фонды.
В итоге, пострадавшей стороной при реализации подобного рода схем становятся наемные работники малых и средних предприятий, которые лишаются пенсионных отчислений, достойных выплат в связи с нетрудоспособностью или материнством. В результате совокупный отрицательный эффект от увеличения ставок страховых взносов превосходит планируемые к получению выгоды.
Специальные режимы налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса
Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность применения относительно более льготных режимов налогообложения для малых и средних предприятий: упрощенную систему налогообложения (УСН), уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД). В целом, существование льготных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса в России представляется абсолютно обоснованным. Во-первых, в данном сегменте бизнеса высока вероятность уклонения от уплаты налогов, например, из-за отсутствия постоянного места ведения деятельности или большой доли продаж за наличный расчет. Во-вторых, у малых и средних предприятий зачастую имеет место дефицит финансовых ресурсов для содержания собственной полноценной бухгалтерской службы. В связи с этим ведение учета должно быть упрощено, т.к., вероятнее всего, оно будет осуществляться силами самого предпринимателя, наемным бухгалтером в единственном лице либо небольшой бухгалтерской службой.
Проанализировать удельный вес платежей, осуществляемых в рамках специальных налоговых режимов, в общей структуре платежей в бюджетную систему Российской Федерации по югу Тюменской области за период 2007–2012 гг. позволяют данные ниже приведенной таблицы (см. табл. 1).
Таблица 1
Платежи по специальным налоговым режимам и их доля в общей структуре платежей в бюджетную систему РФ по югу Тюменской области в 2007–2012 гг.
Показатель
|
2007
г.
|
2008
г.
|
2009
г.
|
2010
г.
|
2011
г.
|
2012
г.
|
Поступило платежей в бюджетную
систему РФ – всего, млн руб.
|
27861
|
56724
|
59565
|
71554
|
134007
|
96689
|
Поступило платежей по ЕНВД, млн
руб.
|
742,1
|
917,5
|
914,3
|
981,3
|
969,5
|
1050,4
|
Доля ЕНВД в общей структуре
платежей в бюджетную систему РФ, %
|
2,66
|
1,62
|
1,53
|
1,37
|
0,72
|
1,09
|
Поступило платежей по ЕСХН,
млн руб.
|
14,7
|
16,5
|
10,2
|
12,0
|
17,0
|
18,9
|
Доля ЕСХН в общей
структуре платежей в бюджетную систему РФ, %
|
0,05
|
0,03
|
0,02
|
0,02
|
0,01
|
0,02
|
Поступило платежей по единому налогу,
взимаемому в связи с применением УСН, млн руб.
|
1001,7
|
1355,3
|
1135,1
|
1331,6
|
1588,2
|
1884,8
|
Доля УСН в общей структуре
платежей в бюджетную систему РФ, %
|
3,60
|
2,39
|
1,91
|
1,86
|
1,19
|
1,95
|
Данные табл. 1, рассчитанные на основе информации из Отчета о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации (форма № 1-НОМ) и Отчета о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ (форма № 1-НМ) [8], указывают на существенный прирост поступлений по специальным налоговым режимам за рассматриваемый период, в частности на 41,5% – по ЕНВД, на 29,1% – по ЕСХН, на 88,2% – по УСН.
Интересным представляется изучение динамики количества налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (см. табл. 2).
Таблица 2
Динамика количества налогоплательщиков, применяющих специальные
налоговые режимы, по югу Тюменской области за 2007–2011 гг.
Вид специального
налогового режима
|
2007
г.
|
2008
г.
|
2009
г.
|
2010
г.
|
2011
г.
|
ЕНВД
|
30812
|
31357
|
– *
|
31 663
|
– *
|
ЕСХН
|
316
|
331
|
661
|
677
|
484
|
УСН
|
15176
|
19042
|
19843
|
22396
|
23755
|
Источник: составлено автором.
Данные табл. 2 подготовлены на основе Отчета о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (форма №5-ЕНВД), Отчета о налоговой базе и структуре начислений по единому сельскохозяйственному налогу (форма №5-ЕСХН) и Отчета о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (форма №5-УСН) [8]. Приведенные в таблице показатели свидетельствуют о положительной динамике числа налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения. Увеличение числа налогоплательщиков, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, за анализируемый период по югу Тюменской области составило 53,2%, применяющих упрощенную систему налогообложения – 56,5%.
Среди рассматриваемых специальных режимов по объему платежей лидирует упрощенная система налогообложения (доля в общем объеме платежей в бюджетную систему составляла от 3,6% в 2007 г. до 1,95% – в 2012 г.), на втором месте – единый налог на вмененный доход (доля в общем объеме платежей в бюджетную систему составляла от 2,66% в 2007 г. до 1,09% – в 2012 г.). Доля единого сельскохозяйственного налога в общей структуре платежей в бюджетную систему по югу Тюменской области была незначительна и в анализируемом периоде испытывала колебания в пределах от 0,05 до 0,02%.
Важно отметить также очевидное влияние кризисных явлений в экономике периода 2008–2009 гг. Суммы поступлений в рамках специальных налоговых режимов в 2009 г. существенно снизились по сравнению с 2008 г. Так, по ЕНВД снижение составило 0,4%, по ЕСХН – 38,4%, по УСН – 16,2%.
Таким образом, при существенной нагрузке на малый бизнес доля поступлений от предприятий малого и среднего бизнеса (поступлений по специальным налоговым режимам) в налоговых доходах бюджета незначительна, что свидетельствует о необходимости корректировки специальных налоговых режимов. При этом малый и средний бизнес наиболее подвержен кризисным явлениям в экономике в силу ограниченности собственных ресурсов, трудностей в получение заемных средств, значительной конкуренции со стороны более устойчивого крупного бизнеса.
Актуальные направления совершенствования системы налогообложения
На наш взгляд, основными направлениями совершенствования упрощенной системы налогообложения должны стать:
– расширение закрытого перечня признаваемых расходов с целью учета ряда необходимых затрат при определении налоговой базы налогоплательщиков;
– предоставление возможности уплаты, а соответственно, и зачета НДС для ряда налогоплательщиков, прежде всего занятых в производственной сфере, для того чтобы малые и средние предприятия, применяющие УСН, могли работать с контрагентами-плательщиками НДС;
– упрощение норм, регулирующих процесс перехода с общей системы налогообложения на УСН.
Вполне оправдано было бы увеличение суммы лимита доходов для УСН, для того чтобы более широкий круг предпринимателей смог воспользоваться данной системой, а налогоплательщики, уже использующие ее, не испытывали бы неудобств, связанных с переходом на общий режим налогообложения при незначительном превышении лимита.
Панируемая на 2018 г.отмена ЕНВД, безусловно, вызовет у ряда малых предприятий существенные трудности, т.к. расчет ЕНВД максимально прост, а у плательщиков ЕНВД нет необходимости покупать и содержать кассовый аппарат. В связи с этим необходимо заменять ЕНВД упрощенной системой налогообложения на основе патента постепенно, без усложнения системы учета и без создания иных дополнительных трудностей для субъектов малого и среднего бизнеса.
Динамика налоговой нагрузки на малые и средние предприятия по югу Тюменской области
Важное значение для проведения анализа состояния и развития сегмента малого и среднего бизнеса имеет оценка налоговой нагрузки, которая может быть произведена с использованием различных методик и подходов. Так, в соответствии с методикой, разработанной Минфином России, уровень налоговой нагрузки – это отношение всех уплаченных налогов к выручке. Вариацией данного подхода является также расчет налогового бремени через отношение уплаченных налогов к добавленной или вновь созданной стоимости или, например, к чистой прибыли [3].
Динамика налоговой нагрузки за период 2008–2012 гг. рассчитана на основе показателей выручки и величины объема отгруженных товаров собственного производства, услуг, выполненных собственными силами работ по малым и средним предприятиям юга Тюменской области (см. табл. 3).
Таблица 3
Динамика налоговой нагрузки на малые и средние предприятия по югу Тюменской области за 2008 – 2012 гг.
|
№
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
Уплачено по 3-м спецрежимам, млн руб. (ЕНВД+УСН+ЕСХН)
|
1
|
2289,3
|
2059,5
|
2324,9
|
2574,7
|
2954,2
|
Выручка от продажи товаров, продукции, выполнения работ,
оказания услуг, млн руб. (малые +средние предприятия)
|
2
|
...*
|
125798,0
|
185899,2
|
248556,9
|
276814,7
|
Налоговая нагрузка, %
|
3 = 1/2
|
...
|
1,64
|
1,25
|
1,04
|
1,07
|
Отгружено товаров собственного производства, выполнено
работ, оказано услуг собственными силами, млн руб. (малые +средние
предприятия)
|
4
|
82601,3
|
72450,1
|
85071,2
|
119138,6
|
120576,6
|
Налоговая нагрузка
|
5 = 1/4
|
2,77
|
2,84
|
2,73
|
2,16
|
2,45
|
Источник: составлено автором.
Данные табл. 3, рассчитанные на основе информации из статистических бюллетеней Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [2, 3, 6], указывают на наличие положительной тенденции к снижению налоговой нагрузки за рассматриваемый период. Так, налоговая нагрузка на малый и средний бизнес, рассчитанная на основе показателя выручки, снизилась с 2009 по 2012 гг. на 0,57%. Показатель налоговой нагрузки, рассчитанный к объему отгруженных товаров собственного производства и услуг, выполненных собственными силами, за указанный период также снизился – на 0,32%.
На показатель налоговой нагрузки, так же, как и на величину поступлений в рамках специальных налоговых режимов, существенное влияние оказали кризисные явления, происходившие в экономике в 2008–2009 гг. Так, показатель 2009 г., рассчитанный по обеим методикам, оказался самым высоким за рассматриваемый период – 1,64% и 2,84% соответственно.
Таким образом, рассматривая многочисленные изменения в законодательной базе, вступившие в силу с 1 января 2013 года, можно отметить, с одной стороны, стремление законодателей «разгрузить» малый и средний бизнес, с другой же стороны, вывести его в «зону контроля» государства посредством введения дополнительных административных и контрольных процедур. В итоге столкновения этих двух разнонаправленных целей ожидаемый эффект, связанный с облегчением существования малого и среднего бизнеса, не достигается.
По югу Тюменской области, несмотря на существенный рост абсолютных показателей, доля платежей, осуществляемых в рамках специальных налоговых режимов, в общей структуре платежей в бюджетную систему Российской Федерации за период с 2007 по 2012 гг. не превысила 3,6%. Суммы поступлений в рамках специальных налоговых режимов в 2009 г. существенно снизились по сравнению с уровнем 2008 г. Это свидетельствует о недостаточной финансовой устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса перед негативным влиянием некоторых факторов внешней среды, а также о необходимости применения к ним особых мер поддержки со стороны государства.
Реализованное государством в последние годы увеличение ставок страховых взносов не только вызвало существенное недовольство и противодействие со стороны предпринимателей, но и побудило их искать разнообразные схемы ухода от уплаты налогов с заработной платы. В итоге пострадавшей стороной при реализации такого рода схем оказались наемные работники малых и средних предприятий.
Выводы
Поскольку доля поступлений от предприятий малого и среднего бизнеса (поступлений по специальным налоговым режимам) в налоговых доходах бюджета незначительна при существенной нагрузке на малый бизнес, необходимы корректировки специальных налоговых режимов по следующим направлениям:
– расширение закрытого перечня признаваемых расходов при применении УСН;
– предоставление фирмам, находящимся на УСН, возможности работать с НДС для взаимовыгодного взаимодействия с фирмами-плательщиками НДС;
– упрощение норм, регулирующих процесс перехода с общей системы налогообложения на УСН;
– постепенная замена ЕНВД упрощенной системой налогообложения на основе патента без усложнения системы учета и без создания иных дополнительных трудностей для малого и среднего бизнеса.
Источники:
2. Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в Тюменской области за январь–декабрь 2010 года: Стат. бюл./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Т., 2011. – 101 с.
3. Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в Тюменской области за январь–декабрь 2012 года: Стат. бюл./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Т., 2013. – 102 с.
4. Консультант Плюс: Перечень основных изменений налогового законодательства с 2013 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138309.
5. Консультант Плюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138308.
6. Малое и среднее предпринимательство в Тюменской области
(2008-2009): Стат. сб./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Т., 2010. – 224 с.
7. Сайфиева С.Н. Особенности налогообложения российского малого предпринимательства: практический аспект // Финансы. – 2012. – № 10. – С. 47–51.
8. Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:37:20