Оценка эффективности создания макрологистической системы

Карнаухов С.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (46), Октябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Зарубежный и отечественный (хотя и небольшой) опыт показывают, что тотальная логистизация конкурирующих экономических потоков при добровольном кооперировании объединений участников, технологически связанных логистических цепей, сетей и каналов дает более значительный эффект, чем любые формы принуждения к интеграции.

Ключевые слова: интеграция, макрологистическая система



Зарубежный и отечественный (хотя и небольшой) опыт показывают, что тотальная логистизация конкурирующих экономических потоков при добровольном кооперировании объединений участников, технологически связанных логистических цепей, сетей и каналов дает более значительный эффект, чем любые формы принуждения к интеграции.

В рамках макрологистических систем логистизация может осуществляться на разных условиях, предопределяющих последующую организационную и хозяйственную политику. При этом возможны следующие варианты:

‑ объединение на добровольной основе (например, при договорном кооперировании), когда общесистемные экономические выгоды превалируют над эгоистическими представлениями участников. Другими словами, основание для такого объединения возникает тогда, когда доля субъекта рынка в системных результатах деятельности логистической системы будет выше, чем при его индивидуальной работе в условиях достигнутого уровня конкурентоспособности фирмы;

‑ объединение на компромиссной основе, когда участник поступается некоторыми своими выгодами ради выигрыша в рамках макрологистической системы, что заставляет участников приспосабливаться друг к другу и дает возможность использования методов индикативного (следящего) управления подконтрольными структурами макрологистической системы;

‑ объединение на корпоративной основе, которое предполагает добровольное делегирование участниками части своих полномочий для получения более высокого общесистемного эффекта и соответственно своей выгоды;

‑ объединение на основе принудительного поглощения участников более крупными транспортно-экспедиторскими компаниями, доминирующими на рынке.

Большинство российских структур в условиях бессистемно проводившихся реформ и перманентных преобразований собственности выработали консервативный стереотип деятельности (обуcловленный трудностями адаптации к рыночным условиям, доминированием модели выживания, а не развития), следствием чего стало медленное принятие к практической реализации достижений современной логистики. Это относится к характеристикам их организационной структуры, рыночной мотивации (мотив прибыли не всегда стоит на первом месте), степени управляемости, к показателям информационного обеспечения и достигнутому уровню менеджмента, а также к степени развития неформальных отношений (включая патерналистские отношения с местными властями).

Без серьезных преобразований отечественных организационных структур применение современного инструментария логистики либо вообще невозможно, либо неэффективно, либо может породить организационно-экономический «ступор» уже сложившихся упрощенных (архаичных) хозяйственных форм и методов ведения хозяйства.

Любые логистические преобразования сопровождаются значительными затратами и поэтому требуют реализации последовательной и развернутой в пространстве и времени программе мероприятий, которые одновременно являются комплексом необходимых социально-экономических, организационно-технических, информационных, правовых, кадровых и других предпосылок создания полноценного логистического обеспечения действующих структур.

Такой многошаговый инновационный процесс, требующий длительного и достаточно дорогостоящего экспериментирования, позволяет, с одной стороны, осуществлять сравнительно равномерное, а потому доступное инвестирование капитала в процесс логистизации, с другой – получать рост годового эффекта от прошлых и текущих мероприятий логистизации и сопоставлять их с произведенными затратами.

В качестве объекта логистизации могут выступать как традиционные сферы деятельности, которые по своей природе относятся к логистическим (производственная инфраструктура), так и любые поточные процессы, имеющие пространственно-временную последовательность.

Организационно-методической основой структурно-функциональной части макрологистической системы является новая интегральная парадигма. Ее сущность заключается в рассмотрении логистики в качестве некоего инструмента менеджмента и интеграции различных функций, связанных с материальным потоком, для достижения целей бизнеса. Смысл интегральной парадигмы показан на рис. 1.

Рис. 1. Интегральная парадигма логистики:

а) традиционный (технологический) подход; б) интегральный (логистический) подход.

Традиционный технологический подход (Рис. 1а) опирается на специфические функции бизнеса (закупку, производство, продажи) и соответствующий теоретический аппарат инжиниринга, микроэкономики, организации и технологии производства, операционного менеджмента. С концептуальных позиций логистика имеет минимальный потенциал интеграции в рамках материального и товарного потоков. Она, в основном, имеет своей целью компенсацию недостаточности объемов объединения с партнерами по бизнесу.

Интегральная парадигма (Рис. 1б) представляет материальный поток в качестве интегратора, причем интегрирующая функция может распространяться как на несколько фирм, организаций и логистических посредников, так и на обобщенные функции, компьютерные информационные системы и финансовые институты. Единственным необходимым условием является наличие взаимодействия указанных объектов (элементов интегрированной логистической системы) либо с управляемым материальным потоком непосредственно, либо опосредованно – через информационные или финансовые потоки.

Таким образом, логистическая система, согласно новой, интегральной парадигме, рассматривается как интегрированная система, реализующая цели бизнеса во всех своих звеньях – от поставщика до конечного потребителя (покупателя). Она отражает новое понимание бизнеса, при котором отдельные фирмы, организации и системы рассматриваются как некоторые центры так называемой «логистической активности», прямо или косвенно связанные в едином интегральном процессе управления материальным потоком для наиболее полного удовлетворения запросов покупателей в соответствии с целями бизнеса.

Основой подобного интегрального подхода стали: концепция всеобщего управления качеством, японские системы контроля качества продукции, интегрированные системы дистрибуции товаров, концепции «точно в срок» и «тощего производства». На интегральной парадигме базировалось, например, создание логистической системы ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) – интегрированной информационной системы, обслуживающей логистический канал, которая реализует интегральную координацию логистических систем и их звеньев на микро- и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам в режиме «on line» обработки сообщений в телекоммуникационных сетях. Информационное обеспечение системы унифицировано международным стандартом ISO 9735 – EDIFACT.

Интегральная парадигма успешно используется и при синтезе макрологистических структур. Например, создание мировой сети центров торговли (trade points) в рамках Международной программы ООН по повышению эффективности мировой торговли (программа UNCTAD 1995-2000 гг.) также во многом опиралась на принципы интегральной логистической концепции.


Страница обновлена: 26.09.2024 в 19:32:17