Анализ правового обеспечения регулирования эффективности инвестиционной деятельности сельхозпредприятий
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 19 (265), Октябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Одним из направлений повышения эффективности инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области является использование государственного механизма ее регулирования. В данной статье представлен анализ нормативно-правовой базы данного механизма на уровне некоторых регионов Приволжского федерального округа.
Ключевые слова: сельское хозяйство, правовое обеспечение, Республика Татарстан, Нижегородская область, Пензенская область, эффективность инвестиционной деятельности, государственный механизм регулирования
Низкая эффективность инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве грозит усугублением критического состояния сельских территорий, способствует их дальнейшему вымиранию [8, 9]. Мы считаем, что в современных условиях развития сельского хозяйства можно рассматривать государственный и частный механизм регулирования эффективности инвестиционной деятельности сельскохозяйственных организаций.
Нормативно-правовая база регулирования инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий Приволжского федерального округа
Государство осуществляет свое воздействие путем принятия и реализации нормативно-правовых актов. Как известно, право и экономика взаимно влияют друг на друга. При этом соотношение права и экономики, по мнению М.Н. Марченко, таково: право с учетом объективных законов экономики, с помощью установления, изменения и корректирования правовой базы стремится восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе [7].
По нашему мнению, необходим сравнительный анализ нормативно-правовой базы регулирования инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий Приволжского федерального округа: региона-лидера – Татарстана (средний темп роста физического объема инвестиций – 113,2%), интенсивно развивающегося региона – Пензенской области (112,4%) и исследуемого региона – Нижегородской области (109,9%). Таким анализом возможно выявить некоторые пути совершенствования государственного механизма регулирования инвестиционной деятельности исследуемого региона.
Республика Татарстан
Прежде всего обратимся к инвестиционному законодательству Республики Татарстан. В законе об инвестиционной деятельности строго закреплено понятие инвестиционного проекта, который представляет собой обоснование необходимости осуществления инвестиции вопределенных объеме и сроке, а именно комплект документов по проекту, удовлетворяющих требованиям законодательства, в том числе нормам и правилам, с расшифровкой конкретных действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) [1].
Форма бизнес-плана утверждена постановлением, что оказывает важную методическую помощь менеджменту молодых организаций в процессе получения государственной поддержки, поскольку бизнес-план является важным основанием для получения государственной поддержки [4]. При этом, например, в Эстонии для получения единовременного государственного пособия для открытия малого бизнеса необходимо пройти обязательные краткосрочные курсы повышения квалификации с изучением структуры и содержания бизнес-плана.
С 2003 г. предусматривается возможность заключения Договора о реализации инвестиционного проекта – соглашения между лицом, осуществляющим инвестиционную деятельность, и органом государственной власти, которому предоставлены такие полномочия, о смягчении условий осуществления инвестиционного проекта на территории республики. В частности, субъектам инвестиционной деятельности, заключившим договор, предоставляются налоговые льготы.
Договор о реализации инвестиционного проекта заключается с субъектами независимо от формы собственности, реализующими или планирующими осуществление инвестиционных проектов, которые соответствуют приоритетным направлениям инвестиционной политики республики. Последняя определяется программой социально-экономического развития и инвестиционным меморандумом республики, который утверждается ежегодно на предстоящий год. Следует заметить, что в 2013 г. среди основных направлений инвестиционной политики значилась поддержка ведущих отраслей экономики, к числу которых было отнесено и сельское хозяйство [5]. Так, на начало 2013 г. к приоритетным были причислены 14 инвестиционных проектов в сельском хозяйстве.
Субъект, заключивший договор о реализации инвестиционного проекта, обязан достичь выполнения следующих показателей: объем вложенных, создание новых рабочих мест с начала реализации проекта, обеспечение заданной средней заработной платы по проекту, обеспечение роста поступлений налогов и платежей в консолидированный бюджет республики.
Нижегородская область
Наиболее значимым для Закона Нижегородской области является понятие приоритетного инвестиционного проекта (ПИП), т.е. изученного экспертами и прошедшего отбор по конкурсу. Итогом такого проекта должно стать достижение положительного экономического (или) социального эффекта для области [2].
В Нижегородской области право на получение государственной поддержки инвестиционной деятельности имеют только инвесторы, которые осуществляют ПИП, для чего они заключают инвестиционное соглашение – гражданско-правовой договор региональными и местными властями, который определяет права, обязанности и ответственность сторон, а также порядок и принципы предоставления государственной поддержки.
Инвесторам, реализующим ПИП, гарантируется, что введение новых налогов и сборов или повышение существующих ставок не затронет их в течение срока действия инвестиционного соглашения и не более пяти лет.
К сожалению, в Нижегородской области, за последние 5 лет лишь 1 сельскохозяйственный инвестиционный проект был признан приоритетным с назначением нефинансовых мер государственной поддержки – проект ООО «Скат» - «Строительство мясоперерабатывающего комплекса в Кстовском районе Нижегородской области».
Пензенская область
Наконец, в Законе Пензенской области также существует понятие ПИП. Для признания проекта приоритетным он должен осуществляться в отраслях лесопереработки, промышленности, строительства и сельского хозяйства, а в итоге его реализации должен достигаться положительный экономический и социальный эффект [3]. Как видно, в этом законе изначально делается акцент на сельское хозяйство.
В Пензенской области, как и в Нижегородской, меры государственной поддержки инвестиционной деятельности распространяются только на инвестиционные проекты, признанные приоритетными, по поводу которых было заключено инвестиционное соглашение. В этом заключается важное отличие от Республики Татарстан, где государственную поддержку могут получить любые организации, оформившие инвестиционный проект по требованиям законодательства.
Сравнительный анализ форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности в отдельных регионах Приволжского федерального округа
Однако законодательство Республики Татарстан содержит ограничения. Государственная поддержка при реализации инвестиционных проектовбудет предоставлена предприятиям при условии, если доля собственных средств организации в стоимости проекта (по бизнес-плану) будет составлять:
а) для малого проекта (до 30 млн руб.) – не менее 20%;
б) для среднего проекта (от 30 до 350 млн руб.) – не менее 10%;
в) для крупного проекта, при котором капиталовложения составляют:
– от 350 до 800 млн рублей – не менее 5%;
– более 800 млн рублей, – не менее 1%.
Для регулирования инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий, которая осуществляется в рассматриваемых субъектах Российской Федерации, используются достаточно широкие формы и методы государственного механизма регулирования, которые прописаны региональном законодательстве.
Однако, как видно из Приложения, список мер поддержки в Республике Татарстан более длинный. Наиболее интересные меры, которые, на наш взгляд, были бы полезны для Нижегородской области, – это предоставление кредитов бюджета по инвестиционным проектам, разработка, утверждение и финансирование программ инвестиций на предстоящий год, установление льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Интересны и различия рассматриваемых субъектов федерации, вызванные дифференциацией условий предоставления налоговых льгот организациям, осуществляющих ПИП (см. табл.).
Таблица
Налоговые льготы организаций, осуществляющих инвестиционные проекты,
признанные приоритетными
Виды
налоговых льгот
|
Республика
Татарстан |
Нижегородская
область
|
Пензенская
область |
Срок действия налоговых льгот
|
Срок окупаемости, но не более
7 лет
|
Срок окупаемости,
но не более 5 лет |
Срок окупаемости, но не более
5 лет
|
Срок предоставления налогового
кредита
|
1-7 лет
|
1-5 лет
|
1-5 лет
|
Ставка налога на прибыль,
подлежащего зачислению в бюджет региона
|
13,5%
|
13,5-17%
|
14%
|
Ставка налога на имущество, участвующее
в инвестиционном проекте
|
0,1%
|
0,55-1,65%
|
0%
|
Ставка транспортного налога
|
Согласно региональному закону
|
Согласно региональному закону
|
0%
|
Наиболее продолжительный срок окупаемости инвестиционного проекта, от которого зависит предельный срок установленных налоговых льгот и, в частности, налогового кредита, наблюдается в Республике Татарстан. Наиболее низкие ставки налога на прибыль, который подлежит зачислению в бюджет региона, утверждены законами Нижегородской области и Республики Татарстан. В то же время в Пензенской области действуют нулевые ставки имущественного налога и налога на транспорт. В Нижегородской области, отличающейся очень высокими значениями ставок транспортного налога по сравнению общероссийскими значениями, даже для организаций, осуществляющих ПИП, среди сравниваемых регионов они наиболее высоки.
Нужно отметить, что в 2010-2012 гг. в Нижегородской области существовала строгая система дополнительной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве. Например, условием для предоставления субсидии в размере 20 тыс. руб. на одно скотоместо являлось неснижение поголовья коров [6].
Также субсидировалось до 50% затрат за объекты производственной инфраструктуры, которые были приобретены и введены в эксплуатацию (кроме дизель-генераторов). Субсидия на покупку дизель-генераторов, если они приобретались на молочно-товарные фермы, получалась из расчета 1000 руб. на 1 голову дойного стада, но не более 50% от стоимости и доставки.
Выводы
1. В связи со вступлением России в ВТО новое законодательство Нижегородской области не содержит меры поддержки сельскохозяйственным организациям, пользующимся инвестиционными кредитами. Однако анализ эффективности инвестиционной деятельности сельскохозяйственных организаций Нижегородской области позволяет сделать вывод, что этих мер поддержки было недостаточно и во времена их действия [8].
2. Близость к федеральному центру и меньшая акцентированность на сельское хозяйство в инвестиционном законодательстве по отношению к сравниваемым регионам не способствует привлечению инвестиций из других регионов и из-за рубежа именно в сельское хозяйство.
В этой связи следует отметить, что Пензенская область, давая сельскому хозяйству приоритет в процессе оживления экономики, поиска своей «ниши» в общероссийском разделении труда, упоминает среди объектов частно-государственного партнерства и находящиеся в собственности Пензенской области объекты сельскохозяйственного назначения [3].
3. Проведенный анализ дает представление о приоритетности тех или иных сфер экономики в различных регионах, ведущей к их развитию. Для привлечения большего объема инвестиций в сельское хозяйство Нижегородской области необходимо создание соответствующего правового обеспечения.
Приложение
Сравнительная таблица форм и методов государственного регулирования
инвестиционной деятельности в отдельных регионах
Меры поддержки
|
РТ
|
НО
|
ПО
|
Примечание
|
Предоставление льготных условий пользования землей и
другими природными ресурсами, находящимися в собственности региона
|
+
|
+
|
|
1. В Нижегородской области производится освобождение от
оплаты
|
Развитие финансовой аренды (лизинга)
|
+
|
|
|
|
Разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных
инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты собственности
региона
|
+
|
|
+
|
|
Проведение государственной экспертизы инвестиционных
проектов
|
+
|
+
|
+
|
1. В Нижегородской и Пензенской области: если инициатор –
правительство области
|
Предоставление государственных гарантий по инвестиционным
проектам за счет средств регионального бюджета
|
+
|
+
|
+
|
1. В Республике Татарстан и Пензенской области: на
конкурсной основе
|
Предоставление
государственных инвестиций
|
+
|
+
|
+
|
1. В Республике Татарстан – на конкурсной, возвратной и
срочной основах
2. В Пензенской области: прямое финансирование объектов бюджетной сферы, предоставление субсидий для развития социальной сферы и (или) принятия долевого участия в уставном капитале хозяйственных обществ |
Предоставление бюджетных кредитов для реализации
инвестиционных проектов на территории региона
|
+
|
|
|
|
Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных
программ на очередной финансовый год
|
+
|
|
|
|
Предоставление налоговых льгот, инвестиционного налогового
кредита, понижение ставок налога на прибыль организаций, а также иных льгот
по налогам и сборам, предоставление которых отнесено законодательством к
компетенции субъектов
|
+
|
+
|
+
|
|
Предоставление концессий российским и иностранным
инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов)
|
+
|
|
|
|
Выпуск облигационных займов, гарантированных целевых
займов
|
+
|
|
|
|
Вовлечение в инвестиционный процесс временно
приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в
собственности региона
|
+
|
|
+
|
|
Формирование перечня строительных объектов и объектов
технического перевооружения для республиканских государственных нужд и
финансирования их за счет средств бюджета региона
|
+
|
|
|
|
Создание возможностей для формирования субъектами
инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов
|
+
|
|
|
|
Установление льготных тарифов на электрическую и тепловую
энергию
|
+
|
|
|
|
Предоставление льгот при аренде объектов недвижимости
собственности региона
|
|
+
|
|
|
Создание благоприятных условий для доступа на рынки
иностранных государств субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим
экспорт товаров
|
+
|
|
|
|
Выполнение функций по координации деятельности субъектов
инвестиционной деятельности
|
+
|
|
+
|
1. В Республике Татарстан: информационное обеспечение о
структуре и емкости рынков, концентрации трудовых, производственных и
инфраструктурных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционного
проекта)
|
Содействие в реализации проектов по инфраструктурной и
кадровой политике в пределах территорий, на которых реализуется
инвестиционный проект (инвестиционных площадок)
|
+
|
+
|
+
|
1. В Пензенской области: финансирование капитального
ремонта и строительства коммунальной инфраструктуры, необходимой для подвода
необходимых коммуникаций до границы объекта вложения инвестиций)
|
Частичная компенсация инвесторам процентной ставки по
кредитам, привлекаемым для реализации приоритетных инвестиционных проектов
|
|
+
|
+
|
|
Представление приоритетных инвестиционных проектов
потенциальным инвесторам, в том числе иностранным
|
+
|
+
|
+
|
1. В Республике Татарсан: создание и развитие сети
информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение
рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной
деятельности)
|
Другие меры
|
|
|
+
|
1. В Пензенской области: для пресечения нарушений при
оформлении и продвижении приоритетных инвестиционных проектов в различных
инстанциях вводится «Патронажный сертификат Губернатора Пензенской области»
|
Источники:
2. Закон Нижегородской области от 31.12.2004 № 180-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области».
3. Закон Пензенской области от 30.06.2009 № 1755-ЗПО «Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области».
4. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7.05.1999 № 284 «Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан».
5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 № 1193 «Об утверждении инвестиционного меморандума Республики Татарстан на 2013 год».
6. Постановление Правительства Нижегородской области от 11.11.2009 № 826 «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Нижегородской области в 2010-2012 годах».
7. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2001. – 656 с.
8. Романов А.А. Анализ эффективности инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве // Экономика и менеджмент систем управления. – 2014. – № 2.2. – С. 302-308.
9. Романов А.А. Развитие села глазами молодежи / А.А. Романов, С.А. Фролов // Социологические исследования. – 2014. – № 2 (358). – С. 48-51.
10. Ходос Д.В., Иванов С.Г. Устойчивое функционирование АПК как фундамент развития региональной экономики // Российское предпринимательство. - 2013. - № 21 (243). - c. 22-32. - http://www.creativeconomy.ru/articles/30179/.
11. Черникова С.А. Перспективы развития интеграционных процессов в молочно-продуктовом подкомплексе Пермского края // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2009. - № 3. - С. 40-41.
Страница обновлена: 23.09.2024 в 02:27:58