Влияние эффекта масштаба на развитие предпринимательской деятельности в регионе

Ляманова Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 19 (265), Октябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается влияние эффекта масштаба на развитие предпринимательской деятельности. Определены факторы, способствующие положительной отдаче от масштаба. Проведен анализ динамики развития малого бизнеса в регионе. Сформулированы основные проблемы и направления развития предприятий малого и среднего бизнеса Республики Мордовия.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, регион, проблемы, эффект масштаба, специализация труда, диверсификация деятельности



В основе определения масштаба деятельности предприятия лежит теория эффекта масштаба, который выражает реакцию изменения объема выпускаемой продукции на используемые вводимые факторы производства. Выделяют три эффекта масштаба: положительный (возрастающий), постоянный и отрицательный (убывающий).

Анализ видов эффекта масштаба и определяющих его факторов

Для положительного эффекта масштаба характерной чертой является снижение издержек на единицу выпускаемой продукции при росте объема выпуска. Такое положительное воздействие достигается за счет влияния следующих факторов: специализации труда в производстве и управлении; эффективного использования капитала; диверсификации деятельности.

Специализация труда в производстве и управлении. При росте числа работающих на предприятии предприниматель повышает их специализацию, а это, в свою очередь, приводит к росту производительности труда. Специализация в управлении означает, что профессиональный рост руководителя и его менеджеров, их навыки и умения будут достаточны для того, чтобы управлять более крупным по своему масштабу деятельности предприятием.

Эффективное использование капитала. Расширение деятельности предприятия способствует получению большей выручки от реализации продукции, а значит, и чистой прибыли, которая останется у него после покрытия бухгалтерских издержек фирмы и уплаты налогов в бюджет. Беседуя с предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в производственной сфере, можно услышать основные причины сдерживания их бизнеса, к которым они относят, в первую очередь, недостаточность финансовых средств. А ведь чистая прибыль предприятия относится к важнейшему источнику воспроизводства капитала. Закупка нового современного оборудования невозможна при недостатке оборотных средств. Этим и объяснятся тот факт, что в большинстве регионов на первом месте по-прежнему находится сфера оптовой и розничной торговли. В этой сфере деятельности обеспечивается быстрый рост оборачиваемости оборотных средств.

Об этом свидетельствуют данные Министерства экономического развития РФ, по которым среднегодовой прирост оборота розничной торговли в России к 2015 г. может составить 5,9%.

Диверсификация деятельности. Развивающееся предприятие старается расширить виды своей деятельности. Отнесение его к тому или другому виду определяется большим процентным соотношением. В современных условиях предприятие строит свою работу по принципам бережливого производства, одним из которых является налаживание безотходного производства. В Германии, например, есть такой опыт на многих промышленных предприятиях, когда на производстве осуществляется покраска готового изделия, остатки этой краски оседают на полу. Рабочие собирают эту краску специальным оборудованием, далее содержимое закупоривается в емкости и оправляется поставщику, который это перерабатывает и получает краску черного цвета. В Ирландии диверсификации деятельности уделяется особая роль, а точнее тому, что мы выбрасываем (побочному продукту). На международных выставках «Resource Ireland» (Ресурсы Ирландии) представлены инновационные разработки различных организаций, посвященные сохранению экологии и окружающей среды, переработке отходов и мусора, очистке воды.

Постоянная отдача от масштаба отражает пропорциональное изменение объема выпускаемой продукции на вводимые производственные факторы. С расширением масштабов деятельности положительное влияние перечисленных выше факторов может замедлиться. И, если не воздействовать на происходящие процессы, можно будет наблюдать отрицательный эффект масштаба.

Убывающая отдача от масштаба - это ситуация при которой вводимые производственные факторы приводят лишь к замедлению общего объема выпускаемой продукции.

Рассмотрим факторы, которые могут привести к возникнувшим на предприятии трудностям. Это трудности, вызываемые определенной организацией управления.

Во-первых, увеличивающиеся масштабы деятельности могут привести к значительным трудностям управления «сверхбольшой организацией». В этом случае только квалифицированный кадровый состав, наличие командного духа в коллективе сможет способствовать выходу из сложившейся ситуации.

Во-вторых, теряется «гибкость» фирмы, она становится «неповоротливой», замедляется процесс принятия управленческих решений. Умение координировать работу всех служб предприятия, своевременная подготовка и передача информации позволит менеджерам высшего звена найти выход из данной ситуации.

В-третьих, у подразделений, входящих в организационную структуру предприятия, могут возникнуть локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом. Понимание того, что менеджеры предприятия должны работать согласованно, нести личную ответственность за реализацию его стратегических целей позволит им разрешать возникающие противоречия в интересах развития организации.

Влияние эффекта масштаба на масштаб предпринимательской деятельности

Теория эффекта масштаба положена в основу одного из важнейшего классификационного признака, позволяющего разделить предприятия по масштабам их деятельности на крупное, среднее и малое. Для любого начинающего предпринимателя нет единого рецепта того масштаба его будущей деятельности, на котором он обязательно должен остановиться. Всех предпринимателей объединяют общие усилия получать больший доход от занятия собственным бизнесом, нести персональную ответственность и возможность реализовать свой талант управленца.

Вместе с тем масштабы развития деятельности непосредственно зависят от многих факторов: насколько долго предприниматели готовы нести эту ответственность, наличие возможности регулировать свою деятельность, в случае воздействия отрицательных факторов.

Безусловно, стране и отдельным ее регионам нужны все перечисленные масштабы предприятий, только их динамичное развитие позволит обеспечить им процветание и решение важных экономических и социальных задач.

Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике России в целом и каждого ее региона в отдельности. Поэтому актуальная задача государства заключается в создании благоприятных условий функционирования всех субъектов предпринимательской деятельности. Формирование предпринимательства во всех секторах экономики страны отвечает общим мировым тенденциям развития экономических процессов [1].

Важность среднего и малого предпринимательства определяется выполняемыми ими функциями: реализация своего таланта; возможность обеспечить себя и членов своей семьи; обеспечение мобильности своей деятельности; создание новых рабочих мест; ослабление социальной напряженности в регионе; способность развивать инновационные процессы; эффективное использование интеллектуальных и трудовых ресурсов и т.п. Все это вместе взятое будет способствовать развитию благоприятных факторов, играющих важную роль в обеспечении устойчивости региона в целом.

В Республике Мордовия уделяется большое внимание государственной поддержке развития малого и среднего предпринимательства.

За 10 лет были приняты, реализованы и продолжают выполняться девять республиканских программ поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. Основное назначение принимаемых программ заключается в своевременной оценке состояния среднего и малого бизнеса в регионе; совершенствовании нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки предпринимательства; развитии его в приоритетных направлениях экономики и социальной сферы, формировании благоприятных условий для развития малого предпринимательства в инновационной и научной сферах; преодолении административных барьеров.

С 2013 г. реализуется Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013–2018 гг., в которой нашли отражения и направления развития малого и среднего бизнеса [2].

На 01 января 2013 г. количество малых предприятий, по данным статистической отчетности (без микропредприятий), составляло 1148 единиц или 0,5% от общего итога малых предприятий по России в целом, что на 2,2% меньше, чем в 2011 г.; средних – 121 единицу, что на 4 единицы больше в сравнении с прошлым годом [3].

По числу малых и средних предприятий в Приволжском федеральном округе Республика Мордовия опережает лишь Республику Марий Эл.

Таблица

Динамика отраслевой структуры малых предприятий Республики Мордовия за 2008-2012 гг. (без микропредприятий), единиц


2008
в % к итогу
2009
в % к итогу
2010
в % к итогу
2011
в % к итогу
2012
в % к итогу
Всего
1064
100
1211
100
1369
100
1174
100
1148
100
в том числе по видам экономической деятельности:
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
179
16,8
160
13,2
158
11,5
148
12,6
117
10,2
обрабатывающие производства
153
14,4
185
15,3
204
14,9
162
13,8
154
13,4
Добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды
11
1,0
13
1,1
17
1,2
3
0, 3
2
0,1
строительство
204
19,2
233
19,2
257
18,8
181
15,4
185
16,1
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
251
23,6
291
24,0
342
25,0
281
23,9
282
24,6
транспорт и связь
43
4,0
57
4,7
73
5,4
69
5,9
60
5,2
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
167
15,7
198
16,4
232
16,9
92
7,8
225
19,6
Другие отрасли экономики
56
5,3
74
6,1
86
6,3
238
20,3
123
10,8
Источник: [4].

Развитие малых предприятий в республике в основном отражает общероссийские тенденции. Динамика малых предприятий за 2008–2012 гг. свидетельствует, что на протяжении рассматриваемого периода наибольший удельный вес малых предприятий приходился на три отрасли, которые лидируют и в 2013 г.

Анализ отраслевой структуры малых предприятий в 2013 г. также показал, что наиболее привлекательными видами деятельности для малого бизнеса остаются оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (25%).

Операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг занимают второе место. Их удельный вес составлял 20,5% в 2013 г. И на третьем месте - строительство (14,4%).

В настоящее время 72% общего количества средних предприятий республики сосредоточено в трех отраслях: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 35,1%; обрабатывающие производства – 18,9%; строительство – 18%.

Таким образом, несмотря на большую работу, проводимую в регионе по поддержке малого и среднего бизнеса, можно отметить, что его развитие не охватывает еще все возможные сферы деятельности. Малый бизнес недостаточно развит в таких отраслях, как обрабатывающие производства, транспорт и связь. Мало инновационных малых предприятий, способных в дальнейшем перерасти в средний и крупный бизнес.

Основные проблемы, влияющие на развитие малого и среднего предпринимательства

Выделим основные проблемы, влияющие на развитие малого и среднего предпринимательства в республике:

- непроработанность нормативно-правовой базы в области стимулирования развития малого и среднего предпринимательства;

- недостаточное финансовое, имущественное и информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- недостаточный уровень профессиональной подготовки субъектов малого бизнеса, недостаточный образовательный уровень руководителей и специалистов, работающих в субъектах малого и среднего предпринимательства и их низкая заинтересованность в обучении.

Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия должны быть направлены на действенную инфраструктурную поддержку.

Приоритетными направлениями политики региона в целях развития малого и среднего бизнеса в регионе продолжают оставаться:

- проработка нормативно-правовой базы, регулирующей развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

- снижение административных барьеров, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия;

- развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере;

- содействие исполнительных органов государственной поддержки региона в повышении квалификации и переподготовки лиц, занятых в сфере малого и среднего бизнеса;

- развитие инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Выводы

Место и роль каждого масштаба предприятия различны для экономики регионов. Крупный бизнес имеет преимущественные предпочтения в результате возможности большей эффективности управлять своим капиталом. Это проявляется в способности закупать современное оборудование для своих предприятий, повышать производительность труда за счет специализации всего персонала, проводить политику диверсификации своей деятельности. Однако малый и средний бизнес влияет на политическую и социальную ситуацию в регионе. Его развитие должно быть обеспечено эффективной государственной поддержкой.


Источники:

1. Ляманова Е.А. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Республики Мордовия) // Региональная экономика теория и практика. – 2012. – № 40 (271).
2. Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013–2018 годы / Правительство Республики Мордовия: науч. ред. С.М. Вдовин, Н.Д. Гуськова, Е.А. Неретина; редкол.: Л.А. Кормишкина, Г.В. Косова, В.Н. Мазов, Т.А. Салимова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. – 368 с.
3. Деятельность предприятий малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия: статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. - Саранск: Мордовиястат, 2014. – 30 с.
4. Мордовия: стат. ежегодник. - Саранск: Мордовиястат, 2013.
5. Бахтеев И.А. К вопросу формирования основных понятий теории предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2013. - № 18 (240). - c. 4-12. - http://www.creativeconomy.ru/articles/29798/.

Страница обновлена: 12.10.2024 в 22:41:27