Анализ реализации проектов трубопроводного строительства на ближневосточном рынке

Быстрицкая Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 16 (262), Август 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Предмет исследования данной статьи – экономические отношения, сложившиеся между заказчиками и подрядными организациями на рынке трубопроводного строительства в регионе Ближнего Востока. Теоретической и методологической основой является анализ публикаций в международных журналах, исследующих это направление («Пайплайнс Интернейшнл»), а также краткое описание реализованных на ближневосточным рынке проектов с сайтов международных подрядчиков.

Ключевые слова: нефтегазовая отрасль, подрядчик, ближневосточный рынок, реализация проекта, сооружение, трубопроводы (газо-, нефтепроводы)



Совокупные запасы углеводородов стран Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (далее страны Совета) составляют до 40% мировых запасов нефти и около 23% международных запасов природного газа, а также свыше 17% и 9% «выхода» мировых запасов нефти и газа соответственно, представляя собой крупнейших поставщиков углеводородов по трубопроводному транспорту в дефицитные районы Азии и Европы.

По данным прогноза, сделанного концерном BP до 2030 г., мировое потребление первичной энергии выросло на 45% за последние 20 лет, и, вероятно, вырастет еще на 39% за следующие 20 лет. Это означает, что на долю азиатского региона придутся наибольшие в мире приросты добычи и экспорта [2].

Поэтому совсем неудивительно, что в этом регионе на сегодняшний день существует сложная трубопроводная система.

Какие проекты и кем были успешно реализованы на территории ближневосточного региона за последнее десятилетие? В чем причины успеха задействованных в этих проектах подрядчиков?

Анализ сооруженных за последнее десятилетие трубопроводов и состав подрядчиков, осуществивших работы

Строительство трубопроводов – это та отрасль, которая процветает благодаря стабильности местного инвестиционного климата в регионе Ближнего Востока и продолжает быть привлекательной для инвесторов, несмотря на свои «взлеты и падения», которые имели место после строительного бума 2007 и 2009 гг. «Взлет» закончился быстро по причине расточительных расходов в момент спада мировой экономики. Поэтому к концу 2009 г. много проектов оказалось отложенными или приостановленными.

Постепенный процесс восстановления начался в конце 2010 г. на фоне быстрорастущего населения стран, отчислений правительства и «размораживания» приостановленных проектов в области трубопроводного строительства, начала строительства новых.

К концу 2010 г. подрядчики получили от местных правительств контрактов на строительство трубопроводов суммы свыше 140 млрд долл. [3]. Причем интересно отметить, что, несмотря на трудности «проникновения» [1] на этот рынок, многими подрядчиками стали иностранные компании.

Так, CPECC, подразделение ПетроЧайна (PetroChina), недавно завершило строительство трубопровода по перекачке сырой нефти в Абу-Даби.

Важно подчеркнуть, что китайская национальная нефтяная корпорация имеет многолетний опыт по строительству трубопроводов в сложных климатических условиях.

Она также имеет возможности для сооружения около 6700-9700 км различных видов трубопроводов (диаметром свыше 711 мм) и газо-, нефтехранилищ в год.

Среди наиболее известных местных проектов: Западно-Восточный газопровод, Шаан-Жинг трубопровод (Zhongxian-Wuhan Pipeline) и Западный трубопровод. Среди международных: Блок 1/2/4, Блок 3/7, Блок 6 в Судане, Казахско-Китайский нефтепровод по транспортировке сырой нефти, Восточно-Западный газопровод в Индии и участок «Алдан-Тында» в нефтепроводе «Восточная СибирьТихий океан» (ВСТО) в России.

Поэтому неудивительно, что ближневосточный филиал компании в Абу-Даби получил контракт на строительство трубопровода по транспортировке сырой нефти в конце ноября 2008 г. Общая стоимость контракта составила тогда 3,29 млрд долл. Это проект стал крупнейшим в истории компании, реализовывать который она стала так далеко от центрального офиса [4].

Затем китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) и международная нефтяная инвестиционная компания подписали контракт по строительству трубопровода по перекачке сырой нефти.

Проект включал в себя сооружение 400 км трубы с 48-дюймовым диаметром, по которому нефть из нефтяного поля Хабшан на западе была направлена в порт Фуджейры на востоке, и сразу же были подписаны поставки с планируемым объемом в 1,5 млн баррелей в сутки.

В августе 2009 г. компания «Долфин Энерджи» завершила ввод в эксплуатацию газопровод на газораспределительной станции, соединенной с трубопроводом Тавила-Фуджейра. 240 км трубы, переносящей газ из терминала побережья в Персидском заливе в эмират Фуджейра (неподалеку от границы с Оманом).

Интересно, что первым этапом этого трубопровода стал наиболее важный участок от Аль Аин до Фуджейры. Строительство этого 182-километрового газопровода было завершено в декабре 2003 г.

А в декабре 2010 г. компания полностью завершила строительство 244 км трубопровода «Тавила-Фуджейра» [5].

Помимо ОАЭ крупным экспортером и заказчиком строительных работ является КСА. Еще в 1992 г. «Сауди Арамко» построила 2 трубопровода для того, чтобы обогнуть Ормузский пролив. С тех пор КСА экспортировало нефти на запад больше, чем в Азию. Трубопроводы еще не использовали до конца – и один из них был переделан под транспортировку природного газа.

Сейчас на территории КСА существует 4 взаимосвязанных трубопровода: 2 шельфовых, пристыкованных к газодобывающим платформам и связующей платформе 24 и 36 км длиной, также шельфовый трубопровод для транспортировки газа к Манифе – месторождению тяжелой сырой нефти и газового конденсата, и 100-километровый наземный трубопровод, переносящий газ к газовому заводу в Берри [6].

Планирование проекта Манифа (также известного, как Монеефа) началось в 2006 г. и окончание подготовительной фазы (предварительный инжиниринг, дизайн) состоялось в конце 2007 г. Это месторождение было открыто и исследовано еще в 1957 г., но из-за качества сырой нефти было впоследствии законсервировано.

Первый контракт на строительство был подписан «Сауди Арамко» в конце 2007 г., и начало было намечено на первый квартал 2008 г., которое, однако, постоянно откладывалось – вплоть до начала 2010 г.

Общая стоимость проекта оценивается в 10 млрд долл. Проект планируется завершить в 2015 г. [7].

Основными подрядчиками выступили компании «Сайпем» (Saipem), Халлибертон (Halliburton), Фостер Вилер (Foster Wheeler), Текникас Ройнидас (Tecnicas Reunidas).

Компания «Сайпем» – это международный подрядчик в отрасли нефти и газа. Компания занимается различными видами деятельности, так или иначе связанными с этой отраслью, и является лидером по выполнению большого объема работ на глубоководье, в удаленных местах на суше.

«Сайпем» - компания, имеющая свои представительства на разных континентах: в Западной Африке, Северной Америке, Центральной Азии, Ближнем Востоке [8].

Компания «Халлибертон» - одна из крупнейших в мире компаний по обеспечению услугами в энергетической отрасли. С момента своего основания в 1919 г. компания осуществляет полный цикл работ для своего заказчика: от исследований, сбора геологической информации до бурения скважин и строительства трубопроводов, способных доставить добытые ископаемые из скважин на НПЗ.

Компания также представлена в разных частях света, занимается строительством трубопроводов на Ближнем Востоке долгие годы. В прошлом году прибыль компании от ее ближневосточного дивизиона выросла на 16% [9].

Компания «Фостер Вилер» является международной корпорацией, предоставляющей свои услуги в области инжиниринга, поставки материалов и оборудования, сооружения различных установок и труб. Благодаря своей репутации пунктуальной (с точки зрения сроков выполнения работ), экономной (рационально экономной – не выходящей за рамки бюджета), надежной и технически высококлассной компании востребована заказчиками со всего мира, имеет филиалы в разных странах [10].

Компания «Текникас Ройнидас» представляет собой одного из европейских лидеров в области дизайна и сооружения нефтегазовых объектов, одного из мировых лидеров в перерабатывающей отрасли. Большую долю ее бизнеса составляют работы по полному сооружению объектов, их «сдача под ключ», а также работы по обеспечению инжиниринговыми услугами, услугами управления и т.д. [11].

217 км трубопровода соединили новый завод, который разделил газ и нефть на Шейбе в существующем трубопроводе, переносящем сырую нефть в Абкейк. Существующие 640 км Шейба-Абкейк-1 транспортирует сырую нефть в Абкейк из разделенных нефтяных и газовых заводов, размещенных в Шейбе.

Вторая фаза строительства трубопровода «Шейба» (Shaybah Phase 2 Expansion) была завершена в конце 2008 - начале 2009 гг. Общая стоимость контракта составила 3 млрд долл. Ежедневный объем добычи составил 250 тыс. баррелей нефти.

Завершение строительства (обеих фаз проекта) означало транспортировку в общей сложности 750 баррелей легкой нефти с низким содержанием серы.

Среди основных подрядчиков были ЭсЭнСи-Лавалин (SNC-Lavalin), Хендай Хеви Индастриз (Hyundai Heavy Industries), Энерджи энд Пауэр Констрактинг Ко (Energy and Power Contracting Co), Хаиф Ко (Haif Co), Ахмад Аль-Бинали энд Санс (Ahmad Al-Binali and Sons).

Основанная в 1911 г. компания «ЭсЭнСи-Лавалин» стала одной из лидирующих инжиниринговых и строительных компаний мира и крупнейших игроков по созданию инфраструктуры в нефтегазовой отрасли. Полный комплекс услуг (от добычи до транспортировки) компания оказывает из множества офисов, находящихся по всему миру [12].

Компания «Хендай Хеви Индастриз» - многопрофильная компания, являющаяся ключевым игроком во многих отраслях (судостроении, машиностроении и пр.). Благодаря своей многофункциональности у компании есть большой потенциал для участия и в других отраслях строительства [13].

Три других подрядчика (Энерджи энд Пауэр Констрактинг Ко, Хаиф Ко, Ахмад Аль-Бинали энд Санс) являются компаниями-резидентами КСА.

Анализируя, почему же именно эти подрядные компании были выбраны правительствами ОАЭ и КСА, можем сделать вывод о том, что основной причиной является их интернациональность, длительная история присутствия на рынке, мульти-функциональность выполняемых работ, а также хорошая репутация, которая для подрядчика важна не меньше, чем для заемщика. При этом обращаем внимание на то, что больше половины подрядчиков (три из пяти) – национальные компании, что тем более делает ценным выбор иностранных компаний.

В Катаре наиболее крупным проектом по добыче и транспортировке нефти стал Пирл ДжиТиЭль Pearl GTL).

Его заказчиком стала государственная национальная компания Катар Петролеум (Qatar Petroleum).

Завершение проекта было намечено на 2010 г. Предварительная стоимость проекта составила 24 млрд долл. (против оценочной стоимости в 5 млрд долл.). Этот проект стал крупнейшим по конвертации природного газа в топливо и другие продукты, используемые для транспорта.

Крупными подрядчиками явились ДжейДжиСи Корпорэйшн (JGC Corporation), Келлогг Браун и Рут (Kellogg Brown and Root), Халлибертон (Halliburton), ЭмДабблю Келлогг Лимитед (MW Kellogg Ltd), Ханивэлл (Honeywell), Шелл (Shell), Дженерал Электрик (General Electric).

Компания ДжейДжиСи Корпорэйшн – ведущая международная инжиниринговая компания, которая с момента своего основания в 1928 г. приняла участие в бесчисленном множестве проектов в нефтегазовой отрасли по всему миру.

Многие из них были крупнейшими субсидируемыми государством проектами на территории Азии, Африки, Южной Америки, Восточной Европы и Ближнего Востока. Высокий профессиональный уровень, а также прекрасный менеджмент проектов способствовали успешному выполнению широкомасштабных проектов.

В общей сложности компанией выполнено около 20 тыс. проектов в 70 странах мира. Поэтому нет ничего удивительного в том, что компания является первоклассной инжиниринговой компанией с высокими технологическими и техническими возможностями [14].

Компания «Келлогг Браун и Рут» – международная компания высшего класса по оказанию инжиниринговых, строительных и прочих услуг в нефтегазовой отрасли. Штаб-квартира находится в Хьюстоне, в то время как подразделения компании «разбросаны» по всему миру (свыше 27 тыс. сотрудников в более чем 70 странах) [15].

Компании «Шелл» и «Дженерал Электрик» являются бесспорными лидерами во многих отраслях, в том числе и в нефтегазовой.

Выводы

Представленный в статье обзор построенных трубопроводов, подрядных компаний, занятых в их строительстве на рынке Ближнего Востока, позволяет сделать следующие выводы.

1. Наибольшее количество проектов, завершенных или планируемых в ближайшее время к завершению, находится на территории ОАЭ и КСА, в меньшей степени Катара, Сирии и некоторых других ближневосточных государств. Связано это не только с количеством разведанных запасов нефти и газа и наличием возможностей и необходимости для их транспортировки, но и с более благоприятными для участников проектов условиями инвестиционного климата, политической обстановки, подготовленностью инфраструктуры и пр.

2. Анализ состава подрядчиков, реализующих в этом регионе проекты, показал, что в большей степени это национальные компании. Объясняется это, прежде всего, стремлением правительственных структур не допустить иностранные компании в стратегически важные для страны отрасли. Но для подрядчиков мирового уровня, высшей квалификации, ближневосточные правительства готовы сделать исключения, потому что их успешный опыт и наработки крайне ценны для сооружения новых нефтегазовых объектов в регионе.

3. За последние 5-10 лет произошли существенные изменения в трубопроводной системе Ближнего Востока. Так, если раньше (до 2000-2004 гг.) существовало лишь несколько трубопроводов, то теперь их с каждым годом становится все больше, что позволяет региону органично «влиться» в систему мировых хозяйственных связей, став полноценным участником международного бизнеса, давая гарантии безопасности для сотрудничества тем международным компаниям, опыт присутствия которых на мировом рынке исчисляется десятилетиями, способствуя открытию их новых офисов и представительств на Ближнем Востоке.


Источники:

1. Быстрицкая Е.А. Тактики проникновения российских компаний на ближневосточный рынок трубопроводного строительства на примере ОАО «Стройтрансгаз» // Российское предпринимательство. - 2014. - № 1 (247). - c. 99-104. - http://www.creativeconomy.ru/articles/31566/.
2. BP: прогноз развития мировой энергетики до 2030 г. - Режим доступа: www. bp.com
3. “Pipeline projects in the Middle East” - March 2010 Matthew Weinschenk. - Режим доступа: www. pipelinesinternational.com .
4. CPECC [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cnpc.com.cn/cpecc/en/about/affiliated_companies/overseas_branches/abu_dhabi_branch/?COLLCC=3790368204&.
5. Dolphin Energy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dolphinenergy.com/en/6/about-dolphin-energy/about-us.
6. Container World [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.offshore-technology.com/projects/manifaheavycrude/.
7. Saudi Aramco [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.saudiaramco.com/en/home/our-operations/gas/major-gas-processing-plants/berri-gas-plant.html#news%257C%252Fen%252Fhome%252Fnews%252Flatest-news%252F2013%252Fthe-making-on-manifa.baseajax.html.
8. Saipem [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.saipem.com/site/home/company/company-profile.html.
9. Halliburton [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.halliburton.com/en-US/about-us/corporate-profile/default.page?node-id=hgeyxt5p.
10. Foster Wheeler [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fwc.com/.
11. Tecnicas Reunidas [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tecnicasreunidas.es/en/tr-group/.
12. SNC-Lavalin [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.snclavalin.com/about.php?lang=en.
13. Hyundai Heavy Industries [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://english.hhi.co.kr/about/glance.
14. JGC Corporation [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jgc.co.jp/en/07abut/05compnyp/index.html.
15. Kellogg Brown and Root [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kbr.com/About/Company-Profile/.

Страница обновлена: 24.10.2024 в 23:18:10