Инвестиционный климат Дальневосточного федерального округа и стран Азиатско-тихоокеанский региона
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 16 (262), Август 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Инвестиционный климат региона характеризует социально-экономические, организационные, правовые и политические условия, определяющие его привлекательность для ведения бизнеса и привлечения инвестиций. ДВФО является весьма перспективным регионом, поэтому привлечение инвестиций может стать ключевым моментом во взаимодействии региона со странами АТР. Для того чтобы имидж ДВФО поднялся до уровня стран АТР, необходимо создать такие же мягкие и эффективные условия для инвесторов, как в АТР.
Ключевые слова: государственная политика, инвестиционный климат, потенциал региона, налоговое стимулирование инвестиций
Последнее время многие государства особое внимание уделяют привлечению иностранных инвестиций, которые позволяют улучшать условия для бизнеса, развивать инновационную деятельность, повышать конкурентоспособность своих предприятий и различных бизнес-образований на своих территориях. Россия не является исключением. Особенно большие надежды по привлечению инвестиционных проектов возлагаются на Дальний Восток. Это связано с тем, что Дальневосточный Федеральный округ (ДВФО) является весьма перспективным регионом со своим уникальным природным богатством, экономически важной ресурсной базой и большим интеграционным потенциалом.
Для того чтобы привлечение инвестиций в регион было наиболее эффективным, инвестиционный климат в ДВФО должен конкурировать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а политика по привлечению инвестиций не должна уступать в своей мягкости, прозрачности и эффективности. В этом случае имидж Дальнего Востока сможет подняться до уровня стран АТР.
Основным фактором привлекательности страны или региона для инвестирования является инвестиционный климат, характеристика которого дает понять подготовленность территории для принятия инвестпроектов.
Поэтому актуальность данной работы заключается в том, что анализ и оценка инвестиционного климата Дальневосточного Федерального округа, а также сравнительная характеристика налоговых льгот в ДВФО и странах АТР позволят оценить возможности выхода региона на международный рынок.
Оценка инвестиционного климата ДВФО
Инвестиционный климат ДВФО не столь благоприятен по сравнению со странами АТР. Преимущественно это обуславливается отсутствием отлаженной системы страхования рисков инвесторов; низким уровнем развития транспортной инфраструктуры и логистики при отдаленности региона от основных экономических центров страны; непроработанностью налоговой системы и политики выравнивания возможностей вложения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов; дороговизной земельных участков и энергоресурсов; низким кадровым потенциалом [3].
Регион имеет всего несколько крупных центров промышленного, сельскохозяйственного и инновационного развития. Экономика ДВФО в большей степени имеет сырьевую направленность, несмотря на ориентиры развития, установленные Федеральной целевой программой. Исключение составляет только Приморский край, в экономике которого преобладает вторичный сектор и значительно развита сфера услуг.
Продукция и услуги в регионе имеют низкую конкурентоспособность по сравнению с другими регионами или соседними странами, это связано с тем, что в ДВФО наблюдается завышенная стоимость основных факторов производства. В частности, в регионе наблюдается низкий потенциал самофинансирования отраслей экономики, высокая стоимость основных фондов, усложненный доступ на рынок капитала для предприятий. Тем не менее, регион имеет богатый ресурсный, территориальный, природно-энергетический потенциал, который при должном развитии и правильном стимулировании инвесторов позволит стать Дальнему Востоку центром международного сотрудничества России со странами АТР [4].
Налоговое стимулирование инвестиций в АТР
Наиболее привлекательными странами Азиатско-Тихоокеанского региона для инвестиций являются Китай, Южная Корея и Сингапур. Это страны со стабильным темпом роста экономики, благоприятным инвестиционным климатом и мягкой политикой по отношению к иностранным инвесторам. В Китае создана правовая система, обеспечивающая условия для инвестиционной деятельности, минимизированы риски для инвесторов, созданы особые условия и предоставлен ряд льгот. В Южной Корее принимаются всевозможные меры по совершенствованию предпринимательского климата, создаются инвестиционные центры, уменьшаются административные барьеры. Сингапур имеет наиболее развитую инфраструктуру, надежную судебную систему, является одним из ведущих финансовых и инвестиционных центров Азии.
Все эти страны предоставляют особые льготы для стимулирования инвестиционной активности, создающие благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Наиболее эффективным способом стимулирования инвестиционной активности является снижение налогового бремени. Налоговые льготы для инвесторов предоставляются и на Дальнем Востоке, но, для того чтобы понять насколько выгодно инвестирование в регион с точки зрения налоговой политики, необходимо сравнить налоговое стимулирования в ДФО с Китаем, Южной Кореей и Сингапуром.
Во всех странах предоставляются налоговые каникулы по налогу на прибыль, разница состоит только в продолжительности этих каникул. Так в ДФО они составляют 5 лет, в Китае и в Южной Корее – 2 года, в Сингапуре – 3 года. Также в странах предоставляется 50%-ная скидка по налогу на последующие несколько лет. Отличительной особенностью налоговой политики в Китае является то, что наибольшие налоговые каникулы предоставляются предприятиям со 100% иностранными инвестициями, что способствует приток прямых иностранных инвестиций в страну. Кроме того в КНР снижается ставка налога в низкорентабельных отраслях [5].
В Южной Корее ставка налога на прибыль снижается, если иностранная компания расположена в свободной экономической зоне, еще большие скидки по налогу имеют инвестпроекты в поощряемые сектора экономики (высокие технологии, производство конкурентоспособных товаров, строительство, научные исследования и пр.) [6]. В Сингапуре установлена минимальная ставка по налогу на прибыль в 9% при получении компанией дохода ниже 300 тыс. долл., что позволяет компаниям избежать разорения.
В Китае установлен налоговый кредит, освобождающий от уплаты подоходного налога на первые 2 года и скидка 50% на последующие 3 года. В Южной Корее такой кредит устанавливается на 7 лет и уменьшается ставка налога для иностранных сотрудников высокотехнологичных компаний. А в Сингапуре нерезидентные компании вообще освобождаются от уплаты подоходного налога, если доход не переведен в Сингапур. Также следует учесть тот факт, что в Китае и Южной Корее компании, расположенные в зонах особого развития, освобождаются от уплаты НДС, акцизов и таможенных пошлин.
Таким образом, видно, что Сингапур, Китай и Южная Корея предоставляют более благоприятные условия для инвестирования в экономику. Налоговые льготы в странах АТР направлены в основном на привлечение иностранных инвестиций, когда в ДВФО упор делается на отечественных инвесторов, т.к. налогоплательщиком признается российская компания, зарегистрированная на территории региона, где реализуется проект [7].
России следует уделить внимание привлечению иностранных инвестиций на Дальний Восток, потому что регион не обладает достаточным инновационным и кадровым потенциалом, необходимым для его качественного развития. Стимулирование иностранных инвестиций увеличит приток капитала, даст толчок инновационному развитию, привлечет высококвалифицированные трудовые ресурсы, которых в регионе недостаточно и увеличит налоговые отчисления в бюджет.
Вывод
Центр цивилизации начинает постепенно сдвигаться в Азиатско-Тихоокеанский регион, поэтому Дальний Восток необходимо развивать активными темпами. Но без вмешательства иностранных компаний достигнуть должного результата в развитии региона невозможно. У российского бизнеса нет таких возможностей и таких экономических ресурсов, которые есть у инвесторов стран АТР, поэтому привлечение иностранных инвестиций на территорию региона крайне необходимо.
Одной из ключевых составляющих роста инвестиционной привлекательности Дальнего Востока является совершенствование налоговой системы. С помощью налоговых преференций в полной мере достигается реализация регулирующей функции налогов, которая способствует стимулированию инвестиций в экономику региона. Однако налоговые преференции по своей привлекательности должны соответствовать или даже превосходить льготы в странах АТР, чтобы ДВФО мог претендовать на роль хорошего конкурента перед партнерами.
Источники:
2. Зоны привлечения иностранных инвестиций в КНР[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://economy.govrb.ru/external_relations/OsobyueakonomicheskiezonyuKitaya.pdf.
3. Инвестиционный портал Приморского края. Инвестиционный климат[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://invest.primorsky.ru/index.php/ru/2013-08-14-02-59-27.
4. Медушевский Н.А.Сравнительный анализ потенциала регионов Дальневосточного федерального округа и оценка возможностей региональной системы высшего образования для инновационного развития территории // Вестник международных организаций. -2013. - Т. 8. - № 1. -С. 115–136.
5. Чжу Хуньшень. Налоговое стимулирование иностранных инвестиций в КНР // Вестник СПбГУ. Сер.5. - 2010.-Вып. 1 (№5).
6. Поощряемые сферы для привлечения инвестиций в КНР // Торговое Представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russchinatrade.ru/ru/about-china_-new/invest-in-china.
7. Налоговый обзор. Россия, выпуск № 36, Октябрь 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pwc.ru/en_RU/ru/tax-consulting-services/legislation/assets/tax-flash-report-issue-36-354-rus.pdf.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:27:29