Развитие локального рынка индустрии гостеприимства (на примере г. Москвы)
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 16 (262), Август 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ковальчук А.П., Евстигнеев А.М. Развитие локального рынка индустрии гостеприимства (на примере г. Москвы) // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 16. – С. 145-156.
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы развития локального рынка индустрии гостеприимства в России на примере г. Москвы. В целях обоснования направлений развития индустрии гостеприимства г. Москвы предлагается использовать мировой опыт известных туристических центров. Здесь также представлен анализ реализации Государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2016 гг.» и Генерального плана развития Москвы до 2025 г.
Ключевые слова: Москва, туризм, индустрия гостеприимства, локальный рынок
Москва как столица и самый крупный рынок гостиничных и туристических услуг обладает уникальным культурно-историческим наследием и играет ведущую роль в политической и экономической жизни современной России и поэтому имеет все основания претендовать на позицию крупнейшего центра гостеприимства не только общероссийского масштаба, но может успешно конкурировать на мировом рынке со столицами западноевропейских стран.
Возможности и трудности Москвы
В Москве сосредоточено около трети всех предприятий туриндустрии Российской Федерации. На долю столичных компаний приходится около трети общего объема реализации платных туристских услуг, около 74% годового оборота пятидесяти крупнейших отечественных туроператоров и 36% всех доходов гостиничного хозяйства Российской Федерации. Число ночевок в гостиницах города Москвы составляет около 23% от показателя Российской Федерации. В городе сосредоточено 17,9% номерного фонда и 4,3% всех гостиничных предприятий Российской Федерации [1]. Количество объектов показа в Москве составляет 38% от общероссийского, и среди них более 200 объектов внесены в регистр ЮНЕСКО [2].
Тем не менее, потенциал города Москвы как туристского центра на сегодня реализован далеко не в полном объеме. В то время как по уровню обеспеченности гостиницами уровня 4–5* Москва уже приблизилась к уровню европейских столиц, по уровню обеспеченности гостиницами 2–3* и в целом малобюджетными средствами размещения существенно отстает от большинства мегаполисов. Все это в совокупности ведет к увеличению доли размещения прибывающих в город иностранных и российских граждан в «частном секторе», функционирующем преимущественно в теневой сфере экономики.
Одной из основных причин, по которой большинство малых субъектов рынка гостиничных услуг предпочитает функционировать в качестве частных «гостевых домов» (доходных домов) является сложность с получением разрешительной документации на целевое землепользование. Также не соизмеримы затраты на оформление проектной и разрешительной документации на строительство гостиниц.
Для строительства гостиницы и жилого дома необходимо получить примерно одинаковое количество согласований, которые включают в себя согласование эскизного проекта: с Главным архитектором города или района, в Комитете по архитектуре и градостроительству, Земельном комитете, Управлении берегоукрепительных и противооползневых работ, Управлении лесопаркового хозяйства, Санэпидемнадзоре, Госпожнадзоре. Необходимо провести экспертизу проекта и пр. Однако стоимость данных согласований для строительства гостиницы в среднем не менее чем в три раза выше, чем при индивидуальном жилищном строительстве [3].
Нельзя не затронуть и еще одной серьезной проблемы, связанной с имиджем города Москвы на мировом туристском рынке. По мнению профессиональных участников рынка, наша столица за пределами территории Российской Федерации воспринимается как город интересный, но дорогой, небезопасный и мало приспособленный к приему туристов.
На современном этапе развитие регионального рынка услуг гостеприимства сопровождается противоречиями, обусловленными наложением и переплетением комплекса проблем на вновь присоединенных территориях Троицкого и Новомосковского округов, дефицитом отелей среднего сегмента в регионе, увеличением турпотока на фоне усиливающихся процессов глобализации.
Развитие московского рынка гостеприимства
Наличие специфических хозяйственных отношений в городе, которые сложились под влиянием различных политических интересов, накладывает отпечаток на реализацию функций и структурную организацию рынка услуг индустрии гостеприимства. Развитию гостиничного регионального бизнеса препятствует очевидные противоречия, связанные с неоднородностью экономического пространства Московского региона, которому по-прежнему свойственны:
– высокий моральный и физический износ материально-технической базы парков культуры и отдыха;
– недостаточное развитие социальной, транспортной, информационной и инженерной инфраструктуры, в том числе из-за высоких издержек на строительство объектов инженерной инфраструктуры [2].
Инвесторы пока предпочитают использовать «накатанные» схемы инвестирования в офисные площади и жилье, учитывая отсутствие выгодных условий для строительства объектов индустрии гостеприимства.
События, происходящие на локальных рынках гостеприимства, связанные с политической ситуацией на Украине и введением санкций в отношении России, могут замедлить развитие отечественной индустрии гостеприимства. При этом условия функционирования локальных рынков гостеприимства в России таковы, что она может пострадать от кризиса сильнее, чем другие страны, т.к. выездной поток может перенаправиться внутрь страны, а специализированная инфраструктура на многих локальных рынках, в частности в Москве, еще не готова к обслуживанию большого количества гостей. В современных условиях наиболее привлекательными направлениями развития локальных рынков гостеприимства стало создание экономичной инфраструктуры с доминантами обслуживания в среднем и нижнем ценовом сегменте.
В целом, чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо создать в Москве условия пребывания иностранных туристов, к которым они привыкли в популярных городских туристских центрах. Имеются в виду доступные по цене средства размещения, условия информационного обеспечения туристов, безопасности пребывания, удобство пользования услугами общественного пассажирского транспорта, торговли, музеев, упрощение туристских формальностей.
Опыт развитых стран в комплексном развитии индустрии гостеприимства позволяет выявить ряд ключевых направлений, причем большинство из них укладывается в достаточно четкое дерево задач. Программа развития локального рынка гостеприимства в основном сосредоточена на 3-х основных направлениях: развитие индустрии гостеприимства, дестинации и обеспечение безопасности гостей (см. рис.).
Рис. Направления развития локального рынка гостеприимства
Структура индустрии гостеприимства
Индустрия гостеприимства состоит из предприятий и организаций, непосредственно входящих в индустрию гостеприимства и предоставляющих услуги гостеприимства конечным потребителям, и предприятий и организаций, поддерживающих индустрию гостеприимства.
К первой группе мы относим гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, пассажирский транспорт, туризм и экскурсии, организацию отдыха, зрелищ, развлечений и т.д., а также профессиональную подготовку специалистов для этой отрасли экономики. Во вторую группу, поддерживающую индустрию гостеприимства, мы включаем предприятия и организации жилищного, капитального и дорожного строительства, машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности и энергетики, сельского хозяйства, пищевой и химической промышленности, здравоохранения, производство сувениров и предметов туристского обихода и т.д. [4].
При введении в строй новых объектов индустрии гостеприимства всегда является актуальным вопрос их правильного размещения. Другая проблема: «Стоит ли развивать бизнес, пользуясь существующими объектами инфраструктуры (несоответствующими современным стандартам), или строить новые?». Важной задачей является и оценка количественных характеристик объектов инфраструктуры, ее возможностей по удовлетворению ожидаемого спроса.
В особом внимании нуждаются вопросы организационно-управленческого характера. Любые меры, направленные на развитие туристско-экскурсионной активности населения, освоение новых туристских местностей, использование в целях туризма и отдыха памятников истории, культуры, архитектуры, достигнуть желаемого эффекта лишь при наличии заинтересованности и поддержки со стороны тех или иных структур региональной власти, органов культуры, образования, церкви и т.д.
Успех развития мировых региональных рынков гостеприимства свидетельствует, что «гостиниц много не бывает». По Москве показатель обеспеченности гостиничными номерами составляет 7,5 мест на тысячу жителей. Ради сравнения можно сказать, что в Берлине этот показатель составляет 11 мест на тысячу жителей, в Риме – 19 [5].
Изучив опыт развития индустрии гостеприимства в развитых странах, можно выделить определенные тенденции развития:
– строительство бюджетных отелей (Берлин, Дубай, Шанхай);
– использование альтернативных средств размещения (Берлин, Дубай, Лондон, Рим, Сеул);
– создание элитарных 6* гостиниц (Лондон);
– экологические отели (Дубай, Берлин);
– строительство инновационных и высокотехнологичных отелей (Париж);
– создание бутиковых отелей и террас на крышах (Мадрид);
– создание сетевых бизнес-отелей (Сеул);
– ориентация на специальные клиентские линии (по национальности – Сеул).
Опыт развития крупнейших локальных рынков гостеприимства показывает, что одной из задач развития специализированной инфраструктуры является расширение сети питания, т.к. гости зачастую предпочитают совмещать экскурсионную программу и питание вне гостиниц. Расширение сети может осуществляться за счет создания различных кафе и ресторанов, предлагающих доступные по цене и качеству блюда.
В результате анализа опыта мировых рынков гостеприимства выявлены следующие тенденции развития сети питания, которые могут помочь привлечению посетителей в Московский регион:
– широкое распространение ресторанов национальной кухни различных ценовых категорий (Мадрид, Рим, Сеул);
– размещение ресторанов вблизи достопримечательностей (Берлин, Рим, Барселона, Шанхай);
– продвижение предложений через ресторанные каталоги, составленные региональным офисом по туризму (каталог Michelin в Сан-Франциско, Барселоне, Берлине);
– гибкая ценовая диверсификация и предложение блюда дня (Сеул, Барселона).
В соответствии с динамично меняющимися условиями деятельности гостиничные предприятия, турфирмы, реализующие свои услуги в Москве, как полноценные участники процесса глобализации вынуждены изменяться, становясь инициатором внутриорганизационных инновационных процессов.
Для предприятий индустрии гостеприимства инновационный подход проявляется, прежде всего, в совершенствовании систем управления продажами. В каких каналах и когда осуществлять продажи – вопрос политики продвижения, это зависит от сезона, текущей загрузки отеля и множества других факторов. В частности, представлять себя в глобальных (GDS) и/или альтернативных (ADS) системах бронирования, в первую очередь, необходимо отелям, ориентированным на бизнес-сегмент [6]. Однако это могут быть не только городские бизнес-отели, но и средства размещения любого формата: загородные отели, SPA-отели на побережье, отели для любителей экстремального отдыха, желающие привлечь клиентов с определенным уровнем достатка.
Что ждет рынок гостеприимства Москвы
Важным элементом стратегического позиционирования Москвы является определение целевых пользовательских групп (текущее состояние – зарубежные деловые посещения, потенциально привлекательные группы: российские транзитные туристы, зарубежные транзитные туристы в коридоре Европа–Азия, индивидуальные зарубежные гости и семьи). Это приведет к более точному формированию клиентоориентированных предложений для потенциально привлекательных групп за счет использования опыта всех локальных рынков гостеприимства. Также на развитие дестинации работает упрощение визового режима и возврат налогов.
В 2011 г. в целях создания условий для повышения качества, привлекательности и доступности услуг в сфере здорового и культурного отдыха жителей и гостей города Москвы путем развития парков культуры и отдыха, туристских и гостиничных услуг Правительством Москвы была утверждена Государственная программа города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2016 гг.».
В 2014 г. утвержден новый, актуализированный Генеральный план развития Москвы до 2025 г., разработанный в мэрии с учетом присоединенных территорий и предполагающий реализацию всего комплекса мероприятий по развитию туристской инфраструктуры города, которая, как запланировано, должна быть способна принимать до 6,8 млн туристов ежегодно [7]. Для этого в Генплане предусмотрено строительство 3, 4 и 5* комплексов и гостиниц, а также 3* гостиниц в составе многофункциональных комплексов, апарт-отелей и мотелей [8].
Всего до 2025 г. в городе планируется построить 364 гостиничных комплекса и гостиниц на 167,9 тыс. мест [9], в том числе согласно Государственной программе города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2016 гг.» уже построено в 2013 г. 43,4 тыс. места, в 2014 г. планируется довести этот показатель до 45,60 тыс. мест, в 2015 г. – до 48,50 тыс. мест, в 2016 г. – до 51,70 тыс. мест [10].
Возводить отели городское правительство намеревается в срединных и периферийных зонах Москвы, а также на новых территориях для повышения качества городской среды.
Большинство столичных гостиниц требует реконструкции с последующим применением специальных мер к повышению качества предоставляемых услуг. Их предложение по цене не соответствует уровню услуг и спросу, имеющемуся на рынке. Это говорит о том, что не все гостиницы приспособились к новым условиям по привлечению инвестиционных и кадровых ресурсов. В отличие от высококлассных гостиниц (Рэдиссон–Славянская, Мариотт и т.д.), сумевших привлечь иностранные инвестиции и обеспечить коренное обновление основных средств, остальным гостиницам приходится надеяться только на государственную поддержку [2].
Генеральный план развития Москвы до 2025 г. предусматривает также реставрацию и реконструкцию действующих: гостиниц, музеев, архитектурных памятников, садово-парковых ансамблей, а также создание новых объектов показа мемориальных мест. На территории Москвы появятся 69 туристско-рекреационных зон, обеспечивающих полный комплекс услуг для туристов в пределах пешеходно-транспортной доступности и связанных с ними туристских маршрутов, в том числе создание в Москве 49 историко-культурных зон.
Запланированы также 20 спортивно-рекреационных зон на базе природного потенциала города, привлекательных ландшафтных зон, лесопарков, акватории Москвы-реки и других природных и искусственных водоемов, природных и озелененных территорий. До 2025 г. в Москве запланировано также создание 400 туристских обзорных и тематических маршрутов в административных округах с учетом уникальных достопримечательностей, отражающих специфику каждого административного округа и определяющих его место в тематике туристско-рекреационных зон для въездного и внутреннего туризма.
«Креативные кварталы», или «туристские кластеры»
Одним из вариантов развития индустрии гостеприимства г. Москвы является создание так называемых «креативных кварталов», или «туристских кластеров». «Кластер» – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [11].
В понятие «туристский кластер» входит концентрация на одной территории любых аттракций для отдыха и развлечений: ресторанов, кафе, арт-объектов, мастерских, оригинальных тематических музеев, выставочных залов, клубных и фестивальных площадок и так далее. Формировать такие кварталы целесообразно в зонах, где уже существуют интересные объекты индустрии развлечений. Кластеризация объектов позволяет ощутить в полной мере выгоду от синергетического эффекта и добиться увеличения потока посетителей.
Эффективная работа кластерного подхода развития туризма поможет не только значительно пополнить бюджеты территорий, но и образовать новую сферу занятости населения, стимулировать вовлечение в оборот дополнительных капиталов. Кроме того, функционирование кластера позволит усовершенствовать инфраструктуру территорий, расширить спектр предлагаемых услуг и повысить конкурентоспособность туристических предприятий.
Формирование туристских кластеров в России будет способствовать переключению интереса туристов с заграничных поездок на внутренний туризм: в те места, где сохранились историческая среда, национальный колорит, экзотика и русское гостеприимство в сочетании с необходимой инфраструктурой и высоким качеством обслуживания.
В мире есть территории, которые уже зарекомендовали себя как успешно функционирующие туристские кластеры: побережья Средиземного и Адриатического морей, Карибского бассейна; Объединенные Арабские Эмираты; горнолыжная индустрия Альпийского региона; развлекательная индустрия в Лас-Вегасе и Голливуде.
В России кластерный подход к организации туризма только начинает развиваться. Примерами территорий, которые обладают ресурсами и возможностями для формирования и развития туристских кластеров, являются: культурно-исторические центры Центральной части России (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Золотое кольцо России), рекреационные зоны на побережьях Черного моря (курорты Краснодарского края) и озеро Байкал; а также территория регионов Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, республика Алтай).
Вывод
1. Развитие рынка гостеприимства г. Москвы представляет собой сложный и трудоемкий процесс, сопровождающийся многочисленными проблемами.
2. С развитием рыночных отношений в России предпринимательскую деятельность в индустрии гостеприимства приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности и рисков.
3. Особенностями развития локального рынка гостеприимства являются ограниченность собственных ресурсов, проблемы привлечение кредитов и обострение конкурентной борьбы с зарубежными гостиничными цепями. Отсутствие достаточных стартовых капиталов усугубляется сложностью получения кредитов. Большинство банков предпочитают работать с крупными заемщиками, имеющими достаточное залоговое обеспечение. Поэтому поиск долгосрочных финансовых ресурсов для реализации инфраструктурных проектов является довольно сложной задачей.
4. Анализ особенностей развития гостиничного рынка Москвы позволяет обозначить основные направления его развития: создание благоприятных условий для привлечения инвестиций; решение проблем законодательного регулирования отрасли; разработка концепций, реализация программ финансово-экономической поддержки предприятий отрасли со стороны федеральных и местных органов власти; приведение существующей нормативно-правовой базы международным требованиям и практике функционирования аналогичных предприятий за рубежом; реализация механизмов кластерного подхода в г. Москве.
Источники:
2.Туризм в Москве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moscow.ru/ru/infrastructure/economy_business/tourism_in_Moscow/foreign_visitors/.
3.Ковальчук А.П. Развитие малых отелей в современных условиях в России // Экономика, предпринимательство и право. – № 1 (18). – 2013. – с. 35.
4.Скобкин С.С. Компетентностный подход в развитии предприятий индустрии гостеприимства // Российское предпринимательство». – № 21 (219). – 2012. – с.132.
5.Лайко М.Ю., Кобяк М.В., Технологический прогресс как фактор инноваций в гостиничном бизнесе // Российское предпринимательство. – № 18 (240). – 2012. – с.128.
6.Москва по обеспеченности отелями к 2015 году догонит Берлин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mskinweb.ru/moskva-po-obespechennosti-otelyami-k-2015-godu-dogonit-berlin/.
7.http://mosopen.ru/document/476_pp_2011-10-07
8.http://prohotel.ru/news-107682/0/
9.Приток инвестиций в строительство гостиниц в Москве будет очень большим [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stroi.mos.ru/news/pritok-investicii-v-stroitelstvo-gostinic-v-moskve-budet-ochen-bolshim-husnullin.
10.Ковальчук А.П. Анализ направлений развития гостиничных предприятий в современных условиях в России // Экономика, предпринимательство и право». – № 4 (15). – 2012. – c. 54.
11.Неустроева Н.А. Теоретические подходы и принципы формирования кластерных структур // Российское предпринимательство. – № 10 (232). – 2013. – с.114.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:37:05