Что такое дисквалификация руководителя?
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (46), Октябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Ни думал, ни гадал российский директор, а вот, поди ж ты, озаботилось государство о его «спортивной» форме. И дабы неповадно было расслабляться, приравняло отечественного директора по статусу к спортсмену. Ибо бизнес ‑ это тоже спорт. Однако не во всем, а только в возможности быть дисквалифицированным. Медали можно получать, но в другом месте, в виде дивидендов. Итак, что произошло? Дело в том, что новый Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации впервые в отечественном административном законодательстве ввел понятие «дисквалификация» применительно к деятельности руководителей организаций и должностных лиц. С какой целью установлена такая мера наказания? Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация установлена для защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, охраны здоровья граждан, а также предупреждения совершения административных правонарушений в сфере экономической деятельности.
Ключевые слова: трудовой кодекс, дисквалификация руководителя
Этот выпуск новой рубрики «Скорая помощь предпринимателя» посвящен комментарию некоторых статей Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), касающихся дисквалификации руководителей организаций.
Вопрос: Что такое дисквалификация?
Соблюдай правила, или снимут с дистанции! Или как директора приравняли к спортсмену.
Ни думал, ни гадал российский директор, а вот, поди ж ты, озаботилось государство о его «спортивной» форме. И дабы неповадно было расслабляться, приравняло отечественного директора по статусу к спортсмену. Ибо бизнес ‑ это тоже спорт. Однако не во всем, а только в возможности быть дисквалифицированным. Медали можно получать, но в другом месте, в виде дивидендов.
Итак, что произошло? Дело в том, что новый Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации впервые в отечественном административном законодательстве ввел понятие «дисквалификация» применительно к деятельности руководителей организаций и должностных лиц.
С какой целью установлена такая мера наказания? Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация установлена для защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, охраны здоровья граждан, а также предупреждения совершения административных правонарушений в сфере экономической деятельности.
Дисквалификация – пирог двухслойный. Она складывается из двуединства административных мер. Первая из них – лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. Она выражается в прекращении (расторжении) трудового договора с дисквалифицированным лицом. При этом в трудовую книжку вносится запись о том, какие должности дисквалифицированный руководитель лишен права занимать.
Трудовой кодекс пока такой нормы не содержит, поэтому в этой части, порядок внесения записей в трудовую книжку регламентируется административным законодательством.
Согласно нормам КоАП в связи с применением наказания, такому лицу может быть запрещено занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций юридического лица при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Вторая административная мера наказания - это лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет). Она включает в себя запрет заниматься конкретным, определенным видом предпринимательской деятельности.
Эти две меры в рамках одного наказания тесно взаимосвязаны между собой, поскольку запрет занимать определенные руководящие должности соответственно ограничивает пределы осуществления предпринимательской деятельности.
Из сказанного выше следует, что дисквалифицированное лицо лишается права заниматься предпринимательской деятельностью не полностью, а определенными ее видами. Устанавливаемый запрет распространяет свою юридическую силу на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, определенный уровень квалификации, позволяющий принимать решения, или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством (например, должность генерального директора хозяйственного общества).
Такая конкретизация обусловлена требованием, согласно которому лицо в силу закона или учредительных документов выступающее от имени юридического лица, должно действовать в его интересах добросовестно и разумно.
Кто может являться уполномоченным лицом?
Уполномоченными лицами по представлению интересов юридического лица являются:
‑ руководители постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
‑ учредители (учредитель) юридического лица в случае дачи ими конкретных указаний исполнительному органу;
‑ руководитель юридического лица, выступающего учредителем другого юридического лица;
‑ учредители юридического лица, выступающего учредителем другого (других)юридических лиц в случае опять-таки дачи ими конкретных указаний исполнительному органу материнского или непосредственно дочернего общества;
‑ иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного актом государственного органа или органа местного самоуправления;
‑ руководитель либо должностное лицо юридического лица, осуществляющего внешнее управление другим юридическим лицом на основании соответствующего договора;
‑ лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе конкурсный управляющий (арбитражный управляющий) или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.
К кому может быть применена дисквалификация?
Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим и иным категориям, которым предоставлены такие функции действующим законодательством или учредительными документами юридического лица.
Дисквалификация носит относительно-определенный характер (устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет, и может быть назначена судом только в качестве основного наказания). Суд, устанавливая административное наказание в виде дисквалификации, должен руководствоваться тем, что характер правонарушения, личность виновного, обстоятельства дела не дают оснований сохранить за нарушителем право занимать определенные должности или заниматься конкретным видом предпринимательской деятельности.
Законодатель не конкретизирует перечень лиц, которые могут выступить инициаторами дисквалификации. Это значит, что в качестве такого инициатора может выступить любое юридическое или физическое лицо, например акционер или участник хозяйственного общества.
Основания применения дисквалификации
Дисквалификация может быть применена только в том случае, если она предусмотрена в санкциях соответствующих статей КоАП. В частности, указанная мера административной ответственности может быть установлена за:
1) нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст.5.27);
2) фиктивное или преднамеренное банкротство (ст.14.12);
3) неправомерные действия при банкротстве (ст.14.13);
4) ненадлежащее управление юридическим лицом (14.21);
5) совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст.14.22);
6) нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц (ст.14.25).
Как видно, составы административных правонарушений, санкциями которых установлена данная мера административной ответственности, имеют определенную специфику и связаны с процессом управления организациями на разных этапах деятельности и применительно к различным хозяйственным ситуациям.
Несовершенства законодательства о дисквалификации
Однако все перечисленные правонарушения по степени общественной опасности граничат с преступлениями. Поэтому законом установлено такое строгое наказание. Никаких особенностей применительно к возрастному составу, и каким-либо иным особенностям субъекта административной ответственности не установлено. Отсутствует размер минимального ущерба, причиненного организации в связи с неэффективным управлением юридическим лицом. Это может привести к тому, что руководитель по иску заинтересованных лиц может быть дисквалифицирован даже за незначительное по размерам причинение ущерба.
Равным образом это касается и нарушений трудового законодательства. Нынешний Трудовой кодекс России содержит 424 статьи, большинство из которых содержат различные нормы, обязательные к выполнению руководителями. И за каждое из этих нарушений трудового законодательства руководителя можно дисквалифицировать. Либо можно создать искусственно ситуацию “вне игры”.
Например, какой руководитель откажется от «дружественного» кредита без обеспечения? Но он может быть неожиданно востребован досрочно, а за несвоевременный возврат начислены санкции. Убытки налицо. И дисквалификация не за горами. И таких примеров множество.
Отсутствие классификации нарушений трудового законодательства по степени опасности на значительные и малозначительные в указанной статье КоАПа, превращает благое дело в возможность беспредела со стороны лиц, заинтересованных в его смещении. И подавляет волю и стремление к инициативе руководителя организации, превращая его в перестраховщика, над которым висит уже не дамоклов меч, а грозная туча таких мечей.
Так что тренируйтесь, дорогие руководители в соблюдении норм действующего законодательства или будете дисквалифицированы.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 20:08:58