Государственная регистрация как элемент развития бизнес-среды

Большакова И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 18 (264), Сентябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Большакова И.В. Государственная регистрация как элемент развития бизнес-среды // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 18. – С. 4-17.

Аннотация:
В статье изучены современные процессы в системе государственной регистрации хозяйствующих субъектов России и их роль в развитии экономики страны. Выявлены основные мировые тенденции в сфере упрощения процедур регистрации. Определено место России среди других стран в этих процессах. Структурированы на этапы изменения в процедурах государственной регистрации в РФ. Дана оценка текущим изменениям в законодательстве о регистрации предприятий и их влиянию на развитие бизнес-среды на примере Нижегородского региона. Предложены меры по совершенствованию регистрационных процессов в России.

Ключевые слова: процедуры государственной регистрации, реформирование процесса регистрации, рейтинг стран, электронная регистрация, юридические лица и индивидуальные предприниматели



Важнейшим условием динамичного развития экономики любого государства является развитие благоприятного инвестиционного климата. Такой климат способствует активной деятельности инвесторов внутри страны, стимулирует приток капитала, количество новых предприятий и рабочих мест в экономике, влияет на рост числа малых и средних предприятий.

Глобальный мониторинг предпринимательства

По данным Росстата, на 2012 г. было зарегистрировано всего 2599,3 тыс. индивидуальных предпринимателей, 2003 тыс. малых предприятий, из них 1760 тыс. микропредприятий, и 13,8 тыс. средних предприятий [9]. Таким образом, общее число малых, средних предприятий и ИП в России составляет 4616,1 тыс. единиц. Для сравнения в ЕС число предприятий малого и среднего бизнеса составляет 20726 тыс. (только юридических лиц), в Китае – более 12500 тыс. единиц, в США - 4997 тыс. только юридических лиц [7]. Таким образом, абсолютное сравнение показывает существенное отставание России по количеству малых и средних предприятий от наиболее развитых экономик мира. Между тем, сектор малого и среднего бизнеса обеспечивает рабочими местами примерно 67,4% занятого населения Европы, 80% населения Китая, 50% населения США и только 27% населения России [5].

Данные различных исследований показывают, что в большинстве успешных, с точки зрения развития экономики, стран поддержка малого бизнеса направлена в первую очередь на создание благоприятных условий для нормального функционирования субъектов предпринимательства, а не на прямое субсидирование или обеспечение финансовыми ресурсами. В отчете «Глобальный мониторинг предпринимательства» по итогам 2012 г. отмечается, что только 3% предприятий малого бизнеса в России удается продержаться на рынке дольше 3 лет (в Норвегии - 6,15%, в Финляндии - 6,65%, в Испании - 8,39%, в Греции - 12,6%) [4]. Как указано в отчете, одно из решений проблем российского предпринимательства лежит в преодолении начального этапа и повышении выживаемости компании.

При этом существенное значение имеет качество государственных процедур, связанных со скоростью регистрации предприятия, легкостью подключения к электросетям, получением разрешения на строительство и развитием конкуренции. В России сегодня предпринимаются значительные усилия по улучшению инвестиционного климата в стране. Правительство РФ во исполнение поручения В.В. Путина, данного 21 декабря 2011 г., а также в ответ на насущные требования предпринимательского сообщества, разрабатывает «дорожные карты». Это планы мероприятий по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, которые включают в себя предложенные предпринимателями мероприятия по упрощению, удешевлению и ускорению государственных процедур, связанных с ведением бизнеса.

В настоящее время в соответствии с данными интернет-портала для публичного обсуждения хода реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы, реализуется уже 11 таких карт [3]. Среди них такие как: повышение доступности энергетической инфраструктуры, повышение качества регистрации собственности, оптимизация процедур регистрации юридических лиц и ИП, поддержка экспорта, доступ к закупкам госкомпаний, улучшение в сфере строительства, совершенствование таможенного администрирования и прочее. В качестве критериев эффективности «дорожных карт» используется место России в международном рейтинге «Doing Business», формируемом Всемирным банком. В 2011 г. Россия заняла в нем 124 место, в 2012 - 120 место (улучшение на 4 позиции), в 2013 - 112 место (улучшение на 8 позиций), в 2014 – 92 место (улучшение на 10 позиций). Следует отметить, что целевым показателем реализации «дорожных карт» является вхождение России в топ-20 стран рейтинга «Doing Business» по инвестиционному климату к 2018 г. [4].

Мировые тенденции в процессах реформирования процедур государственной регистрации

Любой бизнес начинается с процесса регистрации. Там, где условия и порядок ее проведения являются наиболее быстрыми и удобными, легче и проще начинать работу новым предпринимателям и маневрировать на рынке существующим бизнесменам. Процедуры создания (регистрации) нового предприятия в разных странах отличаются. Например, такая широко распространенная в мире организационно-правовая форма, как общество с ограниченной ответственностью, не требует сложной системы управления и большого уставного капитала. Тем не менее, необходимо потратить какое-то время и деньги на создание ООО в любой стране мира.

Сравнение параметров создания ООО или схожей ей эквивалентной организационно-правовой формы положено в основу рейтинга «Doing Business» по показателю «Создание предприятия» («Starting a Business»). Этот показатель является комплексным и включает в себя четыре составляющие [6]:

- количество процедур, которые необходимо пройти предпринимателю, желающему открыть свое дело;

- время, затраченное на выполнение всех процедур, измеряемое в днях;

- затраты на создание предприятия, измеряемые в процентах от дохода на душу населения в стране;

- минимальный размер уставного капитала, рассчитывается в процентах от дохода на душу населения в стране.

В исследование включается полный перечень процедур, который должен пройти предприниматель, приступающий к созданию бизнеса в стране. Перечень процедур определяется по результатам анализа законов, нормативных актов и общедоступной информации, касающейся создания предприятий.

На наш взгляд, объективность данного рейтинга далека от идеальной. На упрощенность и поверхность исследований, неточность в подсчетах, приверженность системе англосаксонского права указывается, например, в исследовании С.С. Дуканова [2]. Тем не менее, данное исследование Всемирного банка позволяет отслеживать некоторые общемировые тенденции, а также соотношение позиций разных стран, в том числе и в России.

Таблица 1

Рейтинг стран Проекта «Doing Business» Группы организаций Всемирного банка по показателю «Starting a Business» в 2014 г.

Страна
Место в рейтинге
Новая Зеландия
1
Канада
2
Сингапур
3
Австралия
4
Гонконг, Китай
5
Грузия
8
США
20
Великобритания
28
Казахстан
30
ОАЭ
37
Франция
41
Украина
47
Румыния
60
Сауд. Аравия
84
Таджикистан
87
Россия
88
Италия
90
Турция
93
Германия
111
Япония
120
Бразилия
123
Австрия
138
Испания
142
Китай
158
Индия
179
Источник: [6].

Согласно результатам этих исследований в 2014 г. [6], самое большое количество формальностей необходимо выполнить в Экваториальной Гвинее, Венесуэле, Боливии, Аргентине, Бразилии. Россиянину требуется пройти 7 формальных процедур для открытия своего бизнеса. Это больше, чем в Грузии, Франции, Белоруссии, но меньше, чем в таких экономически развитых странах, как Япония, Германия, Испания. В среднем по странам ОЕСD, количество процедур только на 2 меньше, чем в России, а по странам BRICS на 5 больше [1]. Следует отметить, что в 2013 г. количество таких процедур в РФ было 9. Изменения в процедурах регистрации произошли в результате принятия ряда поправок в законодательных актах, связанных с созданием новых предприятий в РФ в 2014 г. Ниже мы рассмотрим эти изменения более подробно.

С точки зрения затрат времени, больше всего тратят на открытие собственного дела в Суринаме - в среднем 208 дней, в Венесуэле – 144 дня, в Бразилии – 107 дней, а меньше всего в Новой Зеландии, Грузии, Македонии, Сингапуре [6]. При этом, в России этот процесс занимает 15 дней, что всего на 4 дня больше, чем в среднем по странам ОЕСD, и на 25 дней меньше, чем в среднем по странам BRICS [1]. При этом за последнее время продолжительность периода регистрации нового предприятия в России снизилась на половину (на 15 дней).

Что касается минимального размера уставного капитала и затрат на создание нового предприятия, то по этому показателю РФ существенно обгоняет все страны ОEСD и страны BRICS. Так, доля минимального взноса в уставный капитал в нашей стране составляет 1,2% от среднего дохода на душу населения [6]. В странах ОЕСD эта цифра составляет 10,1% от дохода на душу населения, в странах BRICS – 40,8% от дохода (рассчитано автором по данным источника [6]). Стоимость регистрации в нашей стране составляет 1,3% от дохода на душу населения страны, это на 3,2 процентных пункта меньше, чем в странах ОЕСD, и на 9,8 процентных пункта меньше, чем в странах BRICS. При этом, с 2012 г. соотношение между требуемым минимальным размером уставного капитала и доходом на душу населения уменьшилось, а аналогичное соотношение стоимости регистрации и дохода на душу населения сократилось на половину [6]. В 112 странах мира требования к минимальному уставному капиталу для подобной организационной формы (как ООО) вообще отсутствуют.

Интересно, что в такой стране как Оман, которая занимает 77-е место (т.е. на 11 позиций выше России!) в рейтинге «Создание предприятия» размер минимального уставного капитала составляет 51957 долл. США (рассчитано автором по данным источника [6]). Таким образом, 50 тыс. долл. как минимальный вклад в уставный капитал не является существенным препятствием для создания нового предприятия, по мнению составителей рейтинга. Затраты на создание предприятия в России составляют - 165 долл. США, а в Америке - 750 долл. (20 место в рейтинге), в Саудовской Аравии - 900 долл. США (84 место в рейтинге), а в ОАЭ - 2307 долл. США (37 место в рейтинге). Тем не менее, все вышеперечисленные страны имеют более высокий рейтинг, чем РФ (см. табл. 1).

Подводя итоги выше сказанному, следует отметить, что развитие процессов регистрации последних лет проходит под существенным влиянием глобального экономического кризиса 2008-2010 гг. В соответствии с данными Всемирного Банка, в 2012-2013 гг. 114 стран провели 238 регулятивных реформ, тем самым облегчив условия для предпринимательской деятельности [1]. Это свидетельствует о том, что многие страны стремятся к созданию наиболее благоприятных условий для привлечения и ведения бизнеса на своей территории. Существенное, но не определяющее значение имеют различные международные рейтинги позиций стран в разных сферах регулирования бизнеса. Рейтинг рассматривается как инструмент привлечения иностранных инвестиций. При этом важно развитие собственных институтов и поддержки бизнеса.

Обзор изменений в законодательстве о государственной регистрации в РФ

Приступая к рассмотрению изменений в законодательстве в процессе регистрации предприятий и организаций в РФ, следует отметить, что уже проделана достаточно большая работа по упрощению порядка создания и нового бизнеса и внесения изменений по существующим предприятиям.

Процесс реформирования услуг по государственной регистрации можно условно разделить на 3 части.

Первый этап - это 2002-2005 гг. В этот период функции регистрирующих органов были преданы налоговым органам, сформирован Единый государственный реестр юридических лиц, введен единый порядок государственной регистрации ИП, реализован «принцип одного окна». В результате, одновременно с регистрацией субъекта предпринимательской деятельности, осуществляется его постановка на учет в налоговых органах, государственных внебюджетных фондах, в органах статистики. На сайте ФНС России были внедрены поисковые системы по открытым сведениям Реестра юридических лиц.

Второй этап реформ – 2011-2013 гг. С 2012 г. в России внедрена электронная система регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С 2013 г. в ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ [11]. Вменена обязанность регистрирующим органам заблаговременно сообщать заинтересованным лицам о предстоящих изменениях в данных Реестра. Таким образом, государственная регистрация становится важной не только для фискальных целей или целей учета государственных органов, но и для других участников экономики. Предприниматели имеют возможность быстро проверить статус своих контрагентов. Акционеры, собственники, руководители предприятий могут отслеживать все грядущие изменения, вносимые в Реестр в отношении их собственности и в случае несогласованных или противоправных действий заблаговременно влиять на ситуацию.

Третий этап начался с мая 2014 г. Вступившие в силу 01-02 мая 2014 г. федеральные законы внесли изменения в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ, отменили обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уведомлению налоговых органов и государственных внебюджетных фондов об открытии (закрытии) счетов в банке. 05 мая 2014 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений в ст. 90 части первой ГК РФ и ст. 16 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно этому закону исключено требование о предварительной оплате уставного капитала не менее чем наполовину с открытием временного счета в банке для оплаты уставного капитала. Теперь юридическое лицо должно оплатить 100% уставного капитала в течение 4 месяцев с момента его регистрации.

В силу изменений в законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с 05.05.2014 отменена «необходимость свидетельствования в нотариальном порядке подлинности подписи заявителя в случае представления документов в регистрирующий орган лично заявителем» [12].

В мае 2014 г. расширен перечень общедоступных сведений о вносимых в Реестр предприятиях и организациях. Добавлены сведения о руководителях, учредителях юридических лиц, размер уставного капитала, фамилия, имя, отчество индивидуальных предпринимателей, виды экономической деятельности [12].

Кроме того, в ближайшее время планируется внести еще несколько изменений в процесс государственной регистрации [3]. Среди них такие, как введение права ООО использовать типовые уставы, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и исключение обязанности их представления в регистрирующий орган; отмена обязательности наличия печати для юридических лиц и другие.

Оценка текущих изменений в процедурах государственной регистрации и бизнес-среды региона

Сделаем некоторые выводы. Изменения, которые происходят в системе государственной регистрации, имеют целью, с одной стороны, – упрощение процедур регистрации, с другой - повышение международного рейтинга страны. При этом важным, на наш взгляд, является «не потерять леса за деревьями», т.е. видеть конечную цель всех преобразований. А она, на наш взгляд, одна - создание благоприятных условий для роста российской экономики за счет содействия созданию новых предприятий, повышения устойчивости бизнеса к рискам. Упрощение процедуры регистрации имеет и свою негативную сторону – рост числа фирм-однодневок, которые никакого положительного экономического эффекта экономике не дают, а только усиливают теневой бизнес. Не случайно, думается, год от года падает рейтинг по показателю «Создание предприятии» таких стран, как Германия (-7 пунктов в сравнении с 2013 г.), Япония (-7 пунктов), Швейцария (-6 пунктов), США (-9 пунктов), Великобритания (-10 пунктов), Швеция (-6 пунктов), Норвегия (-10 пунктов) и прочие [6]. Это происходит только в силу того, что эти страны не стремятся упростить более, чем он есть, процесс создания новых предприятий, предпочитая проигрывать в рейтинге, но сохранять баланс правовой экономики.

Отследить положительный эффект от упрощения процедуры регистрации можно посмотрев на изменение количества новых зарегистрированных предприятий [5], а отрицательный эффект – по изменению количества адресов массовой регистрации (см. табл. 2).

Проведенный нами анализ (по данным [5]) показывает, что количество созданных юридических лиц в Нижегородской области за аналогичные периоды 2013 и 2014 г. практически не изменилось. Таким образом, на текущий момент все изменения в процедурах государственной регистрации не привели к существенному росту новых хозяйствующих субъектов.

При этом количество прекративших деятельность юридических лиц увеличилось. Несколько выросло количество создаваемых ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств, но упрощения в законодательстве коснулись их в меньшей степени. Обращает на себя внимание большое количество ликвидированных ИП в 2013 г. Данный факт не связан с процедурой государственной регистрации, а является следствием изменений в уплате страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Таблица 2

Динамика изменения количества адресов массовой регистрации за 2012–2014 гг.

в Нижегородской области, единиц

Показатель
2012 г.
на январь 2013 г.
на июль 2013 г.
на январь 2014 г.
на июль 2014 г.
Количество адресов массовой регистрации
514
680
644
625
605
Количество юридических лиц, зарегистрированных на данных адресах
нет данных
15031
14440
13845
14845
Источник: [5].

Анализ динамики изменения количества адресов массовой регистрации показывает несущественное снижение как их количества, так и численности юридических лиц, зарегистрированных на этих адресах (см. табл. 2). Таким образом, упрощения в процедуре государственной регистрации не привели к заметным результатам. Это свидетельствует о том, что на создание нового бизнеса влияет, прежде всего, экономическая конъюнктура, а затем уже сложность формальных процедур. Тем не менее, отсутствие отрицательного результата свидетельствует о том, что заведомо вредных действий в отношении бизнес-среды не производится.

На наш взгляд, в стране присутствует некоторая увлеченность процессом усовершенствования, а не достижения цели. Например, большое внимание сейчас уделяется процессу электронной регистрации ИП и юридических лиц. Идея сама по себе хороша. Однако фактически, по нашим данным, немногие предприниматели воспользовались этой услугой. Большинство заявителей предпочитают воочию общаться с регистрирующими органами. По-видимому, этот способ кажется им более простым, надежным и быстрым, а главное дешевым. Возможно, необходима более глубокая разъяснительная работа государственных органов в этой области. А может быть, требуется время на то, чтобы наши граждане еще глубже осознали все возможности интернета.

По данным сайта ФНС за 2 года - с июня 2012 г. по июнь 2014 г. - по всей стране было подано 16764 электронных документов на государственную регистрацию о создании юридического лица. В Нижегородской области было подано за 2 года всего 7 электронных документов о создании юридического лица [5]. Это свидетельствует о крайне низкой привлекательности электронной регистрации для нижегородских хозяйствующих субъектов.

Еще одно новшество касается создания многофункциональных центров (МФЦ), наделенных правом оказывать всевозможные государственные услуги, в том числе и услугу по государственной регистрации. Благодаря этому у субъектов предпринимательской деятельности появилась возможной избежать визита в налоговую инспекцию. Однако фактически услугой регистрации через МФЦ с начала действия воспользовались единицы. Например, в Нижегородской области в 2014 г. действует уже 41 МФЦ. При этом, с мая 2014 г. на государственную регистрацию через многофункциональные центры поступило всего 4 комплекта документов [8].

Большинство нововведений в законодательстве касаются такой организационно-правовой формы, как ООО [10]. На наш взгляд, целесообразно упрощать процедуры регистрации и для других форм бизнеса. На сайте налоговой службы имеется сервис только электронной регистрации индивидуальных предпринимателей. Другие виды услуг для данной категории хозяйствующих субъектов не реализованы. Например, целесообразным для ускорения процесса обмена данными и наличия более полной информации в ЕГРИП было бы формирование в электронном виде заявления индивидуального предпринимателя на внесение изменений относительно видов хозяйственной деятельности (по ОКВЭД) или на прекращение деятельности предпринимателя. В настоящее время предприниматель должен лично общаться по этим вопросам с регистрирующим органом.

Внесенные в Государственные реестры сведения о хозяйствующих субъектах имеют немаловажное значение и для самих участников рынка. Они повышают прозрачность бизнеса, позволяют быстрее адаптироваться всем участникам. Как уже отмечалось выше, информация из реестров может быть использована для проверки подлинности сведений о контрагентах, а также для предотвращения незаконных рейдерских захватов собственности. Поэтому, на наш взгляд, необходимо расширять возможности хозяйствующих субъектов по защите своих экономических интересов. Целесообразным представляется создание общедоступного информационного банка данных о юридических и физических лицах, не представляющих налоговую отчетность более года и/или имеющих взыскиваемую судебными приставами задолженность по уплате налогов. Кроме того, необходимо разработать специальные программные продукты, которые позволят коммерческим организациям безвозмездно получить и интегрировать в свои информационные системы общедоступные сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Для выявления фактов мошенничества в бизнесе, идентификации так называемых «массовых учредителей» и «массовых директоров», необходимо предоставлять сведения о количестве фактов участия физического лица в деятельности юридических лиц в качестве участника или руководителя.

Выводы

Усилия государства в сфере регистрации предприятий должны быть сосредоточены в трех направлениях:

- обеспечение достоверности, публичности, актуальности Реестров;

- снижение административных, финансовых и организационных барьеров по созданию бизнеса;

- принятие мер, направленных на противодействие созданию и существованию «непрозрачных» предприятий.


Источники:

1. Всемирный банк. 2013. «Ведение бизнеса 2014: Понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий» Вашингтон: Группа Всемирного банка. DOI: 10.1596/978-0-8213-9615-5. Лицензия: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.
2. Дуканов С.С. Справедливо ли место России в рейтинге Doing Business 2013? // Налоговая политика и практика. - 2013. - № 2. - С. 24-27.
3. Интернет-портал для публичного обсуждения хода реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://инвестклимат.рф/roadmaps/.
4. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gsom.spbu.ru/files/upload/research/gem/gem_full_13.pdf.
5. Отчет о работе по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц за 2012 2014 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn52/related_activities/registration_ip_yl/#t5.
6. Проект «Doing Business» Группы организаций Всемирного банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/data/exploretopics/starting-a-business.
7. Развитие малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международного опыта. Аналитический центр МСП Банка (Группа Внешэкономбанка) Москва. Июнь, 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mspbank.ru/files/analytical_center/analytical_reports/researches/analiz-may-2013.pdf.
8. Результаты мониторинга общей удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываемых на территории Нижегородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gpd.government-nnov.ru/?id=17799.
9. Российский статистический ежегодник. 2013: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2014. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm.
10. Черников А.Н. Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития // Российское предпринимательство. - 2012. - № 23 (221). - c. 10-16. - http://www.creativeconomy.ru/articles/26278/.
11. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
12. Федеральный закон от 05.05.2014 № 107-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:36:42