Повышение эффективности развития пищевой промышленности в России с помощью инструментов стратегического управления

Ялунина Е.Н., Гаянова В.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 17 (263), Сентябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ялунина Е.Н., Гаянова В.М. Повышение эффективности развития пищевой промышленности в России с помощью инструментов стратегического управления // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 17. – С. 120-133.

Аннотация:
Российская пищевая промышленность переживает в настоящее время кардинальные изменения, активно внедряются на рынок западные корпорации. С вступлением ВТО ужесточается конкуренция между отечественными и зарубежными производителями продовольствия, между российскими и импортными продуктами питания. Это обстоятельство выводит на первый план задачи оптимизации бизнес-процессов, управления производственными ресурсами, обеспечения оптимального взаимодействия систем производства и сбыта пищевой продукции, т.е. объективно требует существенного повышения эффективности управления как отраслью в целом, так и отдельными ее составляющими. Автор в данной статье обозначил проблемы повышения эффективности управления пищевой промышленностью и предлагает применение стратегического управления как основу для решения данных проблем.

Ключевые слова: пищевая промышленность, конкурентоспособность, управление, конкуренция, предприятие, стратегическое управление, эффективность



Объективной основой развития пищевой промышленности выступает разделение труда и межотраслевая производственная кооперация, связывающая сельское хозяйство, пищевую промышленность и сопряженные с ними отрасли экономики. Именно сложившиеся тесные взаимосвязи между этими крупнейшими отраслями сформировали продовольственный комплекс, завершающим звеном которого является пищевая промышленность, именно в ней всплывают просчеты управления взаимодействиями экономического механизма функционирования всего АПК.

Современное состояние АПК

Современный опыт работы предприятий АПК свидетельствует о том, что не обеспечено функционирование агропромышленного комплекса как единого целого. Фактически отрасли комплекса работают экономически обособленно, ориентируясь на свои результаты. Отметим, что в 2013 г. темп роста производства сельскохозяйственной продукции опережал темп роста ВВП, при этом доля сельского хозяйства не увеличилась. Конечно, опережающий рост сельского хозяйства в определенной степени можно объяснить отрицательными показателями его динамики в 2012 г. Но, учитывая спад производства в ряде отраслей промышленности, следует заметить, что именно сельское хозяйство тормозит экономическое падение в национальной экономике [1]. Отсутствует сфокусированная система взглядов на развитие АПК, способствующая решению задач национального уровня и особенно в общей социально-экономической политике национального хозяйства [2]. В статье Н.А. Васильева [3] отмечается, что производство большинства индустриальных стран (отдельные предприятия и отрасли промышленности) гораздо медленнее торговли и финансов адаптируются к открытию рынков. В работе Ю.С. Сердюкова, Н.И. Усенко [4] отмечается ориентация предприятий пищевой промышленности на повышение эффективности технологий, основанных на дешевом импортируемом синтетическом сырье, российское натуральное сырье практически не используется. Данные технологии оказывают негативное воздействие на отечественный рынок сельскохозяйственного сырья, а синтетические продовольственные продукты и их пищевая ценность для человека вызывает сомнение.

Агропромышленный комплекс является важнейшим элементом государственной экономической политики, основные цели его неразрывно связаны с функционированием пищевой промышленности, они заключаются в следующем:

- производство сельхозпродукции соответствующего качества для создания резервов продовольствия;

- удовлетворение потребностей населения на уровне научно обоснованных норм в продуктах питания и предметах массового потребления;

- повышение уровня и качества жизни работников сельского хозяйства;

- повышение эффективности функционирования продовольственного комплекса государства в целом.

Следует признать, что в полной мере эти цели АПК не реализуются.

Совокупность отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности национального АПК как объект управления является нестабильной, малоформализованной системой.

Тем не менее, главными целями государственной политики в сфере управления этого комплекса остаются следующие:

- оптимизация управления в отраслях, образующих продовольственный комплекс;

- формирование механизма обеспечения продовольственной безопасности;

- активизация инновационной деятельности в отраслях АПК;

- повышение качества жизни населения в части питания.

Работа в этих направлениях предполагает пропорциональное развитие отраслей и организаций всех форм собственности и всяческую поддержку органов государственного и регионального управления с целью достижения эффективности управления.

Система показателей, предлагаемая нами для оценки эффективности управления на федеральном уровне, включает оценку:

- совокупного результата улучшения работы агропромышленного комплекса страны;

- степени развития в стране пищевой и перерабатывающей промышленности;

- соотношения достигнутых пищевой отраслью результатов и совокупных затрат по производству и сбыту произведенных пищевых и пищевкусовых товаров;

- обеспеченности покупательского спроса продовольственными товарами отечественного производства;

- улучшения качества и структуры питания населения и степени достижения рекомендуемых физиологических норм потребления.

Мониторинг обозначенных показателей на уровне РФ и отдельных регионов не только позволит характеризовать эффективность управления пищевой отраслью, но и ориентируют органы управления на действия в конкретных стратегических направлениях, направленных на ее повышение.

Ограничения, мешающие развитию пищевого производства и пути их смягчения

Анализ эффективности управления пищевой промышленностью на макро- и мезоуровнях позволил выявить наиболее насущные и болезненные ее проблемы. В их число включены:

1) несовершенство механизмов государственного и таможенного регулирования продовольственного рынка стран;

2) неразвитость инфраструктуры пищевой отрасли, основной целью которой является эффективное осуществление производственного процесса;

3) высокая степень зависимости пищевого производства от импортного сырья и колебания мировых цен на него;

4) недостаточное внимание к разработке технических регламентов производства пищевых товаров и контроля качества выпускаемой продукции;

5) низкий уровень рентабельности производства большинства видов пищевой продукции;

6) рост импортозависимости продовольственного рынка страны и регионов и недостаточность конкурентоспособности отечественных продуктов питания;

7) высокая степень износа оборудования пищевых предприятий и большая доля ручного труда в производстве продукции;

8) неблагоприятные условия для инвестирования в малые и средние предприятия отрасли.

Макроуправление, направленное на снятие или смягчение выше означенных ограничений в развитии пищевого производства, связано, по нашему мнению, с осуществлением следующих структурных преобразований:

- развитие отраслей по первичной переработки сельскохозяйственного сырья, улучшение условий его хранения;

- сокращение потерь связанных с отсутствием достаточных перерабатывающих мощностей, создание которых в отраслях по производству скоропортящегося сезонного сельскохозяйственного сырья позволит осуществлять его переработку в оптимально сжатый срок, а также обеспечит максимальный выход продукции из всего производственного сырья;

- дальнейшее развитие отраслей пищевой промышленности, не обеспечивающих население по физиологическим нормам питания отечественной продукцией;

- развитие отраслей пищевой промышленности, производящих высококачественные в физиологическом отношении и конкурентоспособные с иностранными аналогами продукты питания на базе ресурсосберегающих и безотходных технологий;

- создание новых отраслей и производств по переработке отходов пищевого сырья, что обеспечит увеличение выпуска продукции.

Другими словами, приведение пищевой промышленности в состояние, адекватное требованиям времени, должно осуществляться в следующих направлениях:

- увеличение производства пищевых продуктов в количестве, достаточном для обеспечения населения страны;

- освоение новых видов конкурентоспособной и высококачественной продукции с применением современного оборудования;

- укрепление сырьевой базы, обеспечение полной переработки всего произведенного сельскохозяйственного сырья в оптимальный срок;

- диверсификация производства, осуществление структурных сдвигов в производстве, в том числе и слияние наиболее эффективных производств, направленных на поддержание конкурентоспособности пищевых предприятий.

Ради преодоления сложившихся негативных процессов в отраслях пищевой промышленности необходимы решительные действия со стороны органов управления федерального и регионального уровней.

Система государственного регулирования

Актуальность повышения эффективности макроуправления пищевой отрасли усугубляется тем обстоятельством, что пищевая промышленность имеет сложную структуру, различные модели управления входящих в нее отраслей и производств и разный характер формирования производственно-хозяйственных и финансово-экономических отношений, что привело к образованию устойчивых ограничений развития отрасли.

В сложившихся условиях это возможно только на правовой основе государственного регулирования агропромышленного производства.

В настоящее время система государственного регулирования, как пищевой промышленности, так и продовольственного комплекса в целом, на федеральном уровне выступает основой формирования системы целей и ограничений в рамках единой общенациональной экономической политики.

Целенаправленность и единство макро политики в области развития пищевой и перерабатывающей промышленности определены следующими правовыми и нормативными актами:

1) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);

2) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Доктрина продовольственной безопасности (Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120);

3) Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-Р) (см. рис.);

4) Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-Р. Общие положения);

5) Рекомендуемые рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания (Приказ Минздравсоцразвития от 02 августа 2010 г. № 593н)

Представленный перечень базовых документов отчетливо демонстрирует связь макроуправления пищевой промышленностью с другими направлениями государственной политики (см. рис.).

Рис. Взаимодействие различных направлений государственной политики и стратегии развития пищевой промышленности

Следует отметить, что заявленные цели и мероприятия отдельных направлений государственной политики, а также прогнозируемые параметры финансирования и ожидаемых результатов не всегда согласуются, а порой просто взаимоисключают друг друга.

В связи с этим при разработке мер по развитию пищевой промышленности на базе системного подхода особое внимание следует обратить на согласованность и взаимный учет направлений воздействия на пищевую отрасль с другими видами государственной политики.

На современном этапе особенно ощущается объективная необходимость активного и четкого участия государства в разработке общей стратегии развития всех отраслей, входящих в агропромышленный комплекс, как главных участников продовольственного рынка России.

В опубликованных программных документах главные проблемы пищевой отрасли и бизнеса не нашли подходов к своему перспективному решению и не были отражены в текстах. В качестве основных проблем развития представлены: износ фондов, недоступность сырья и ряд других. Однако практика свидетельствует, что есть и иные ключевые проблемы: завышенные таможенные пошлины, возрастание стоимости сырья и материалов, не производимых в РФ, административные барьеры, низкая доступность финансовых ресурсов и кредитов, нехватка квалифицированных кадров, слабое развитие элементов инфраструктуры и коммуникаций. Основная роль в представленных программных документах отводится частному сектору, однако создание условий для привлекательности и активного ведения бизнеса не созданы.

Большей частью, принятые в последнее время государственные программы развития АПК и отдельных его составляющих напоминают декларации благопожеланий, нежели конкретные планы действий или стратегические проекты.

Новые направления стратегического управления

В то же время в стране сформировались новые направления стратегического управления. Основная идея нового подхода – понимание стратегии как средства, позволяющего экономическим системам взаимообогащающего скоординированного эволюционного развития. Именно это предполагает «Стратегия развития пищевой промышленности до 2020 г.».

Реализуя цели государственной политики в этой сфере Стратегия определяет основные задачи отрасли:

- увеличение объемов производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности;

- модернизация производства и наращивание мощностей предприятий отрасли;

- повышение конкурентоспособности продукции, создание условий для обеспечения импортозамещения и наращивание экспортного потенциала;

- развитие инфраструктуры и логистики продовольственной группы товаров;

- решение проблем экономического характера в промышленных зонах предприятий.

Документом предложены два варианта развития пищевой промышленности России, нацеленные на модернизацию отрасли.

1) Инерционный вариант развития предполагает:

- привлечение инвестиционных средств;

- рост спроса населения;

- развитие сырьевой базы;

- активизацию мер таможенно-тарифного регулирования.

2) Инновационный вариант развития отрасли рекомендует обеспечить:

- применение инновационных технологий;

- модернизацию производства;

- разработку и применение технических регламентов для пищевой промышленности;

- расширение ассортимента выпускаемой продукции;

- появление или дальнейшее развитие новых рынков пищевой отрасли;

- доступность отечественного сырья;

- улучшение качественных характеристик сырья;

- решение проблемы упаковки продуктов питания, создание упаковочных технологий и материалов, позволяющих долго хранить продукты;

- учет благоприятной мировой конъюнктуры.

Составители стратегического плана учли, что далеко не все предприятия пищевой промышленности имеют необходимое техническое оснащение для развития. Следовательно, одной из основных задач для этой отрасли является создание эффективного взаимодействия производителей предприятий пищевой отрасли, с целью формирования современной материальной базы для развития отрасли до 2020 г.

В перспективе предстоит значительно повысить технический уровень пищевой промышленности за счет увеличения доли технологического оборудования, отвечающего современным технологическим требованиям, как в основном, так и вспомогательном производствах.

С этим связаны решения о последовательном инвестировании развития пищевой и обрабатывающей промышленности на долгосрочный период. Данные о плановых инвестициях представлены в таблице.

Таблица

Объемы инвестиций в развитие ряда отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, млн руб.


Всего за 2013-2020 гг.
В том числе
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Мукомольно-крупяная промышленность
18360
1628
1978
2399
2448
2779
2186
2489
2455
Хлебопекарная промышленность
98232
10608
10800
11016
11304
12672
13128
14328
14376
Сахарная промышленность
136700
17600
18600
20300
18800
12100
15800
15900
16600
Молочная промышленность
99700
12078
12141
11688
11585
12672
12788
13172
13576
Мясная промышленность
99150
14300
14200
14900
11000
11350
11100
11500
10800
Плодоовощная консервная промышленность
27110
3200
3260
3300
3500
3250
3430
3530
3640
Масложировая промышленность
98000
13060
13660
8860
12000
14800
12000
12020
11600
Кондитерская промышленность
79900
8500
8900
9200
9700
10400
10900
11000
11300
Крахмалопаточная промышленность
25600
2500
2800
3000
3200
3300
3400
3600
3800
Соляная промышленность
16300
1500
1800
2000
2100
2150
2200
2250
2300
Рыбная промышленность
36856
3386
3592
3960
4389
4784
5169
5638
5938
Производство пищевых продуктов для обеспечения питанием организационных коллективов
41918
1873
2745
5374
6363
636
6400
6400
6400
Всего
777826
90233
94476
95997
96389
97620
98501
101827
102785
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал отраслевой пищевой промышленности

103,1
102,7
101,8
102
101,2
100,9
101,3
102,2
Источник: [5].

Отмечая важность принятого стратегического плана развития пищевой и обрабатывающей промышленности до 2020 г., следует обратить внимание на недочеты данного документа. Так, направления развития отрасли по обоим вариантам только продекларированы, но не определены факторы, пути и этапы их практического осуществления, не выделены и количественные индикаторы развития по отдельным направлениям.

В настоящее время назрела объективная необходимость разработки прогноза развития отраслей пищевой промышленности в разрезе областей, краев и республик независимо от ведомственной принадлежности. При его разработке должны быть намечены не только инвестиции по направлениям размещения отраслей пищевой промышленности, но и на рациональное сочетание типов предприятий с учетом конкретных региональных особенностей.

Достижение цели обеспечения стимулирования необходимого объема производства продовольствия для удовлетворения базовых потребностей людей требует от разработчиков государственных и региональных стратегических программ обязательного учета не только потенциала продовольственного комплекса, но и демографических характеристик населения, норм его рационального потребления, определенных законодательством, параметров потребительской корзины и прожиточного минимума.

Недоумение вызывает и то, что бюджетное финансирование Стратегией не предусмотрено, однако не исключается отдельная его разработка.

В этой связи хочется подчеркнуть, что действенность любых программных документов должна опираться на мнение отечественных ученых и практиков в сфере агропроизводства и пищевой промышленности, опыта их функционирования реальной практической нацеленности разрабатываемых и принимаемых программ на развитие данного экономического направления.

Несмотря на недочеты, сам факт принятия «Стратегии развития пищевой и обрабатывающей промышленности до 2020 г.» свидетельствует о признании значимости пищевой промышленности в национальной экономике и политике и усилению внимания к совершенствованию управления ею.

Рекомендации по повышению эффективности управления пищевым предприятием

В то же время повышение эффективности управления пищевым предприятием, по нашему мнению, возможно обеспечить на основе следующих рекомендаций.

1) При принятии стратегических решений макро- и мезоуровней в сфере управления пищевой промышленностью важно учитывать международный опыт государственного регулирования деятельности пищевых производств, позволяющий развитым странам защищать национальные интересы, интенсивно развиваться в мировом сообществе. В связи с этим органы федерального и регионального уровня должны возлагать разработку перечня конкретных мер адаптации различных отраслей пищевой промышленности АПК России к условиям работы в ВТО и контролировать доведение этих материалов до субъектов пищевой и перерабатывающей промышленности.

С учетом современной парадигмы управления национальной экономикой необходимо уточнить методологические положения государственного регулирования продовольственного комплекса, его отдельных составляющих, актуализировать совершенствование инструментов и методов государственного регулирования пищевой промышленности России и применение на макро- и мезоуровнях таких новых прогрессивных форм регулирования пищевой промышленности, как:

- целевые программы развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности;

- конкурсная форма размещения инвестиций для реализации программ;

- конкурсы в системе госзакупок и госзаказов в АПК;

- использование процедур банкротства для ликвидации нерентабельных производств, не являющихся производителями эксклюзивной и особо важной продукции;

- предоставление кредитов и льгот для оказания поддержки отечественным производителям сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

2) Создание в отрасли системы стимулирования работы по внедрению безотходных и малоотходных технологий, обеспечивающих комплексное и рациональное использование сельскохозяйственного сырья, что является одним из условий улучшения ресурсосбережения и охраны окружающей среды.

3) С целью приведения структуры управления пищевой и перерабатывающей промышленности современным требованиям целесообразно в системе управления АПК РФ создать единый государственный орган по пищевой и перерабатывающей промышленности. Прямые и конкретные меры воздействия на деятельность пищевых предприятий укрепят финансовую, организационную и нормативно-правовую базу управления предприятий отрасли и повысят эффективность их деятельности и отрасли в целом.

4) Для повышения эффективности управления в каждой подотрасли пищевой и перерабатывающей промышленности целесообразно применение профильного подхода к финансированию отрасли. Суть его состоит в финансировании различных подотраслей не равномерно, а в определенной пропорции, которая бы учитывала прогноз изменения потребления, капиталоемкость подотраслей и необходимость развития собственного производства.

Вывод

1. Изучение теоретических и практических аспектов государственного управления пищевой промышленностью позволяет сделать вывод, что активизация государственного воздействия на экономику и отдельные ее отрасли должна быть системной, четко спланированной и обеспеченной необходимыми ресурсами.

2. Успех государственной экономической политики зависит не столько от степени и качества вмешательства государства в хозяйственную политику отрасли, сколько от уровня управления в самих пищевых предприятий, направленного на реализацию и согласование индивидуальных и общественных целей и поиск резервов улучшения своей деятельности.


Источники:

1. Анохина М. Роль хозяйственного механизма в обеспечении экономического роста агропромышленного комплекса // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 7. - С. 121.
2. Антамошкина Е.Н. Приоритеты аграрной политики в вопросах продовольственной безопасности // Экономика, предпринимательство и право. - 2013. - № 1 (18). - c. 58-66. - http://www.creativeconomy.ru/articles/28469/.
3. Васильева Н.А. Проблемы развития пищевой промышленности России в условиях глобальной конкуренции // Российское предпринимательство. - 2012. - № 7. - С. 103-107.
4. Сердюкова Ю.С., Усенко Н.И. Стратегические приоритеты интеграционного взаимодействия России и Беларуси с позиции обеспечения продовольственной безопасности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - № 3. - С. 72-82.
5. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.10 № 2136 р).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:37:28