Как победить на выборах

Орлов А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (46), Октябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Итак, дорогие соотечественники, предвыборная кампания уже здесь, она вовсю стучится в дверь. И с каждым днем эта гонка становится все жарче. Естественно, что у всех участников этого увлекательного соревнования одно стремление – победить! Известно, что «нам нужна одна победа», независимо от количества претендентов. И естественно, «мы за ценой не постоим».

Ключевые слова: СМИ, предвыборная кампания



Итак, дорогие соотечественники, предвыборная кампания уже здесь, она вовсю стучится в дверь. И с каждым днем эта гонка становится все жарче. Естественно, что у всех участников этого увлекательного соревнования одно стремление – победить! Известно, что «нам нужна одна победа», независимо от количества претендентов. И естественно, «мы за ценой не постоим».

В том, что касается правил, предвыборная кампания, как состязание, ничем не отличаются от иных видов соревнований, для которых существуют общепринятые нормы. В первую очередь, это законы, регулирующие проведение выборов. Во-вторых, этические правила, выработанные практикой. Однако участники наших соревнований законы пытаются обойти, а правила ‑ игнорировать. Поэтому эта гонка особая – с усложненным, так сказать, элементом. Но в отличие от бегунов, которые могут надеяться только на свою выносливость и физическую подготовку, участнику выборов, кроме этого, предстоит использовать свой разносторонний ресурс и проявить в этом недюжинную изобретательность.

Что же должен предпринять участник предвыборного марафона, и что можно посоветовать претенденту, решившемуся на это ответственное дело?

В первую очередь, разработать четкий план и программу собственных действий.

Во-вторых, – не менее четкую и привлекательную программу для избирателей. Нужно помнить, что каждая программа – это очередная победа надежды над разумом. Поэтому ее нужно составлять так, чтобы эта изумительная лужайка выглядела лучше всех остальных, или, по крайней мере, не во многом уступала другим предвыборным шедеврам.

В-третьих, – ваш арсенал, инструментарий, с которым вы готовитесь вступить в эту сложную, драматичную и зачастую не безопасную борьбу. Знаете ли Вы приемы джиу-джитсу, каратэ, или на худой конец таэквондо?

Известно, что любой кандидат «вооружен и очень опасен». Каждый из них являет собой термоядерный арсенал. Ибо в наш век информация, знания и умения пользоваться ими стали страшным поражающим фактором. Они использовались всегда и в самых разных ситуациях, но на российском рынке отечественным производителем они изготавливаются особенно изысканно и не уступают по степени и масштабу поражения зарубежным аналогам. При этом очень важно, кто нанесет превентивный удар. Ибо как говаривал еще Мюллер Штирлицу, в конечном счете, отмываться тому, кого облили грязью. Поэтому бдительность, бдительность и еще раз бдительность.

Итак, когда оба плана составлены, меры предосторожности предприняты, пришло время обозреть свой арсенал, свои, так сказать, ресурсы: материальные, то бишь имущественные, финансовые, опять же денежные, и интеллектуальные, обилие которых порой спрятано так глубоко в шахтных извилинах, что и сам владелец зачастую не предполагает об их наличии (либо о степени их опасности). Но все же попытаемся докопаться до глубинных источников этих потенциальных ресурсов, и оценить их совокупность, статус и возможности для использования в этой нешуточной борьбе.

Главный, самый приятный для слуха ресурс – деньги. Их никогда не бывает много. И в этом их серьезная ущербность. Ибо при наличии любой суммы, она может показаться недостаточной при сравнительной экспертной оценке с этим же арсеналом потенциальных противников. И главный вопрос – что делать? То есть, как правильно его использовать? Где, на каких участках этого невидимого фронта деньги могут дать наиболее ощутимый результат?

Чтобы не совершать ошибок и досадных «проколов», которых и так наверняка будет немало, обратимся к анализу прошлых баталий.

Итак, один из кандидатов вложил солидные деньги в подготовку и разноску по подъездам обращения к потенциальным избирателям, в котором предложил в определенный день звонить ему по указанному номеру телефона, так сказать «горячий» номер для не менее «горячего» разговора. И в указанный день сотни звонков обрушились на жаждущего встречи с народом. Однако «горло» оказалось «узким». Дозвониться смогли считанные десятки, хотя желание было у очень многих. Звонить на следующий день уже никто не хотел, да и не планировался этот задушевный разговор на следующий день. В результате – потерянные деньги, обиды, обструкция, жалобы.

Такой факт ‑ яркое проявление совершения акции без достаточной продуманности и подготовленности. В целом, это и один из основных отечественных принципов работы, где присутствует массовая спешка в достижении результата любой ценой, а телега мчится впереди лошади. Наиболее наглядно данную ситуацию демонстрирует известный анекдот – «Жарь курицу! А где она? Да ты жарь, курица будет». Итак, надеемся, что подобного опрометчивого поступка мы уже не совершим. «Горячий телефон» будет работать постоянно, и сам кандидат или его доверенные лица будут отвечать четко и аргументированно на все вопросы избирателей и при необходимости рассматривать их жалобы, в том числе, с выездом на место.

Другое смертоносное оружие, требующее особо осторожного использования – средства массовой информации. Это не СС-20. Это ‑ покруче. Их много, и работают они по неподвластным нам законам. Зачастую хочется как лучше, а получается известно что...

Итак, еще один пример из отечественной практики избирательного строительства. Кандидат, жаждущий искомого, заключил договор с телевизионной компанией, что та будет показывать ролик о его титанических свершениях «на благо и во имя» на определенном канале в оптимальное время и в разумных пропорциях, обозначив при этом в договоре до неприличия круглую сумму.

И что же? Вы думаете, показы не состоялись? Заблуждаетесь. Они прошли в точном соответствии с условиями договора: на определенном канале, в разумных пропорциях. И время было выбрано самое оптимальное ‑ с 3 до 5 утра. Самый, так сказать, забойный момент для бодрствующего народа, активно готовящегося к выборам.

Опять же, как в известном анекдоте: «Драку на свадьбу заказывали?» – «Нет!» - «Ничего не знаем, в перечень услуг входит, по прейскуранту оплачено, получите».

И, наконец, следующий ресурс – интеллектуальный. Он настолько широк, мощен и многообразен, что страшно приступать к анализу всех его составляющих и последствий, которые могут наступить в результате применения этого грозного оружия индивидуального пользования, но массового поражения. Остановимся пока лишь на одном – теледебатах или, как их называют в простонародье, маски- шоу.

Известно, что при одном упоминании об этом ресурсе сразу вспоминается возможность повторения массовых беспорядков на телевидении, публичное обливание известной и любимой народом личности из стакана воды его конкурентом, лихая русская пляска с перестуком деревянных ложек и попытка признать еще не прошедшие выборы несостоявшимися.

Поэтому очень хочется надеяться, что нынешняя кампания пройдет под знаком всепрощения и взаимопонимания, без размазывания тортов по лицу противной стороны вместо косметических масок, без публичного проведения водных процедур и с более прочной, чем картонная коробка из-под ксерокса, тарой, предназначенной для транспортировки денежных ресурсов в целях финансирования изголодавшихся избирателей,

Удачи вам, дорогие претенденты, в вашем сложном, но таком нужном народу деле!


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:49:17