Влияние экономического механизма рекламной деятельности на развитие страны

Сергеева О.Ю., Гузаирова Г.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 13 (259), Июль 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье определена суть экономического механизма рекламной деятельности, проведен анализ развития российского рынка рекламы и ВВП России за период 1997–2012 гг. Выявлена взаимосвязь рынка рекламы и экономики России как единого механизма развития общества. Авторами введен коэффициент интенсивности развития рекламного рынка и показана его динамика в России за период 1997–2012 гг.

Ключевые слова: рекламный рынок, рекламная деятельность, экономический механизм, медианосители



Рекламная деятельность является неотъемлемой сферой экономической, политической и общественной деятельности страны. Она появилась в современном индустриальном мире в период, когда рыночные инструменты экономики преобразовались в сложный механизм с огромным ассортиментом товаров, производителей и потребителей. Рекламный рынок является институциональной структурой, его возникновение это закономерное явление.

Современный мир зависит от рекламы, т.к. без нее производителям будет затруднительно продавать свой товар или услугу. Всемирно известный классик маркетинга Филип Котлер отмечал: «Реклама – это эффективный способ достижения территориально разбросанных покупателей» [2].

Роль рекламы в развитии экономики

В современных условиях рекламная деятельность выступает не только инструментом развития экономики, но и представляет собой мощный информационный механизм, который влияет на самые главные потребности человека. Реклама способна формировать вкус, стереотип поведения, создавать новые традиции, разрушая или созидания нравственный мир человека. Известный американский историк Д. Бурстин заметил: «Дайте мне посмотреть рекламу, и я скажу вам все об этом обществе и о времени».

Экономику современного государства невозможно представить без рекламы. С развитием информационных технологий меняются медианосители рекламы, ее содержание и форма. Реклама является двигателем развития, т.к. заставляет прорабатывать новые методы привлечения потребителя к выпускаемой продукции. Значение и роль рекламы в современных условиях возрастает практически во всех сферах экономической и общественной жизни.

Рекламная индустрия становится одной из быстрорастущих отраслей, которая непосредственно принимает участие в создании новых предприятий и производственного потенциала, как в рекламном бизнесе, так и других отраслях экономики, инвестируя и создавая условия для привлечения капитала. Рекламный рынок является частью экономической системы, он функционирует единым механизмом с другими рынками и развивается в рамках общих законов рыночной экономики, удовлетворяя маркетинговую потребность в рекламных услугах.

Реклама является движущей силой общества, способная создавать современные системы человеческих ценностей, ориентируясь на новые идеалы. Сегодня реклама не только «двигатель торговли», но и во многом ее «лицо». «Об идеалах нации можно судить по ее рекламе», – писал Дж. Дуглас.

Значительна роль рекламы в усилении мотиваций труда, выступая в качестве стимула, помогает человеку поверить в свои силы и возможности, активно вовлекая в трудовую деятельность, побуждает к повышению эффективной производительности труда и способствует росту экономического потенциала страны.

Реклама поддерживает и обостряет конкуренцию, позволяя потребителям товаров расширить их выбор [3]. Реклама расширяет и совершенствует каналы сбыта, ускоряет оборачиваемость денежных средств, тем самым повышая общую эффективность функционирования и интегрирования национальных экономик и международной экономики в целом. Один из больших поклонников рекламы, президент США Кальвин Куллидж еще в 1929 г. отметил: «Массовый спрос создан почти полностью благодаря развитию рекламного бизнеса».

Рекламная деятельность – это отрасль, которая информативно реагирует на спрос и предложение современного общества, и, следовательно, удовлетворяет его потребности, это особый вид экономической деятельности, в которой задействованы большие объемы денежных активов, технологическое оборудование и производственный потенциал.

Реклама является средством маркетинговой коммуникации и выполняет важную экономическую роль на рынке:

– регулирует товарооборот, т.е. спрос и предложение;

– способствует конкуренции, определяя сегмент рынка товаров и услуг;

– повышает качество товаров и услуг;

– влияет на «черный ящик» потребителя и привлекает его к совершению покупки;

– способствует развитию бизнеса;

– влияет на ценовую политику.

Кроме этого, рекламная индустрия представляет интерес не просто как информационный элемент медианосителей, но и как сегмент жизнедеятельности рынка. Темпы развития рекламного рынка определяются, прежде всего, состоянием экономики.

Экономический механизм рекламной деятельности

При стабильной ситуации на рынке товаров (услуг) и рекламы спрос порождает предложение, а это, в свою очередь, приводит в равновесное состояние производство и потребление. Отсутствие или резкое сокращение рекламных медианосителей может привести к дисгармонии между потреблением и производством, а следствием этого будет сокращение и вынужденное высвобождение рабочих мест, т.е. рост безработицы. Таким образом, реклама является инструментом регулирования спроса и предложения и трудовой стабильности.

Учитывая все вышеизложенное, авторами разработан экономический механизм рекламы (см. рис.1), который проявляется в том, что обеспечивает налаживание связей между субъектами хозяйствования, между производителями и потребителями товаров. Тем самым реклама способствует повышению роста деловой активности, инвестиций, объемов капиталовложений, созданию новых рабочих мест. Поддерживается промышленность, население имеет работу и его потребительские возможности растут, а деньги снова и снова совершают свой оборот. Следствием этого является общий рост общественного производства [6]. Подъем экономики влечет за собой рост ВВП, доходов населения, налоговых отчислений, снижение безработицы и инфляции. Когда этот процесс останавливается, в экономике наблюдается спад [1]. Кроме того, реклама косвенно способствует перераспределению доходов.

Финансовая стабильность

Рис. 1. Экономический механизм рекламной деятельности (разработано авторами)

Описанный механизм доказывает, что рекламу следует воспринимать как фундамент и опору экономики. Для развития современной экономики необходимо учитывать вышеперечисленные факторы, которые будут содействовать дальнейшему экономическому развитию и процветанию страны.

Динамика ВВП и рынка рекламы России

Исследуя и анализируя показатели динамики развития российского рекламного рынка и ВВП России за период 1997–2012 гг. (см. табл.1), можно проследить прямую взаимосвязь. В результате экономического кризиса 1998 г. в России произошел спад производства и уровня жизни населения, резкий скачок инфляции. ВВП сократился в 1999 г. до 196 млрд долл. В 1997 г. ВВП России составлял 405 млрд долл., это в 1,5 раза больше, чем в 1999 г. На рекламном рынке России также наблюдался спад. Объем российской рекламной индустрии в 1999 г. составил 0,6 млрд долл., это на 0,93 млрд долл. меньше, чем в 1997 г.

Таблица 1

Динамика развития российского рекламного рынка и ВВП России

за период 1997–2012 гг.


Год
Валовой внутренний продукт (ВВП) России
Рекламный рынок России
ВВП,
$ млрд
Темп роста ВВП, %
Объем рекламного рынка, $ млрд
Темп роста рекламного рынка, %
1997
405
103.3
1,53
134,6
1998
271
66.9
1,33
87
1999
196
72.3
0,6
45
2000
259
132.1
0,98
163
2001
306
118.1
1,55
158
2002
345
112.7
2,47
159
2003
430
124.6
2,89
117
2004
591
137.4
3,86
134
2005
764
129.3
5,01
130
2006
990
129.6
6,49
130
2007
1300
131.3
7,85
121
2008
1661
127.8
9,24
118
2009
1223
73.6
6,81
74
2010
1525
124.7
7,29
107
2011
1899
124.5
8,63
118
2012
2030
106.9
9,93
115
Источник: АКАР, Росстат (составлено авторами).

Кризисный спад в России был краткосрочным и вскоре наблюдался масштабный экономический рост (см. табл.1). ВВП России за период 1999–2008 гг. увеличился с 271 до 1661 млрд долл., рост составил 513%. Рекламный рынок за этот период вырос на 1440%.

Экономика России за период 2000–2007 гг. стала одной из наиболее быстрорастущих в странах мира. Основные показатели российской экономики значительно превышали мировые. Стремительный рост макроэкономических показателей, таких как ВВП, объем рекламного рынка (см. табл.1), приток инвестиций, повышение качества жизни населения наблюдался до 2008 г.

В 2009 г. мировой кризис оказал влияние на российскую экономику: произошло снижение ВВП на 35,9% по сравнению с 2008 г. (см. табл.1), а объем российского рекламного рынка сократился на 35,7%. В 2010 г. произошел рост ВВП и объема рекламного рынка. Российский ВВП в 2012 г. вырос в 1,7 раза к показателям 2009 г., рекламный рынок России за тот же период увеличился в 1,45 раза.

Интенсивность развития рекламного рынка

Экономический кризис 1998 г. в России повлиял на значение коэффициента интенсивности развития, величина его в 1999 г. была самой низкой за исследуемый период и составила 0,62. Пик максимума коэффициента интенсивности развития рекламного рынка России был достигнут в 2002 г. – 1,41.

Динамика коэффициента интенсивности развития рекламного российского рынка с 1997–2012 гг. представлена на рисунке 2.

1999 г. 2002 г. 2007 г. 2012 г.

Рис. 2. Динамика коэффициента интенсивности развития рекламного рынка России с 1997 г. по 2012 г. (составлено авторами)

Современный рекламный рынок в основных медиасегментах России отличается от развитых стран тем, что незначительно отстает по объемам от мирового уровня, но приближается к европейским показателям. Так, доля российского рынка рекламы в ВВП в 2012 г. превысила показатели Франции и Китая (см. табл.2). Данный показатель за 2012 г. в США достиг 1,04%, в Японии – 0,84%, в Великобритании – 0,73%.

Таблица 2

Объем рекламного рынка и его доля в ВВП

Расчетные показатели за 2012 год
Страна
Объем рекламного рынка, млрд. долларов
ВВП,
млрд. долларов
Доля рекламного рынка в ВВП, %
США
160,8
15 497
1,04
Япония
51,5
6 125
0,84
Китай
36,2
7 743
0,46
Германия
25,6
3 707
0,67
Великобритания
19,5
2 604
0,73
Бразилия
18,6
2 618
0,71
Франция
13,5
2 890
0,45
Россия
9,93
115
0,49
Источник: ZenithOptimedia, составлено авторами.

За последнее десятилетие был продемонстрирован существенный подъем в экономике России, страна постепенно приближается к развитым государствам. ВВП России за период 1997–2012 гг. увеличился на 401%. ВВП на душу населения за тот же период вырос на 418%.

Макроэкономические показатели России за период 1999–2012 гг.:

– реальные доходы россиян увеличились в 2,8 раза, заработные платы – в 3 раза, пенсии – в 3,7 раза;

– безработица в России в 1999 г. составляла 12,9%, а в 2012 г. она снизилась до 5,2%. Для сравнения: в 2012 г. безработица в США составила 7,8%; в Литве – 15,0%; в Латвии – 16,2%; в Испании – 22,8%; в Греции – 18,3%;

– инфляция в России сократилась в 5,5 раз.

Всемирно известный классик маркетинга Ф. Котлер писал: «Россия – спящий тигр, у нее много возможностей, многие иностранные компании хотят работать на вашем рынке. В России надо проводить протекционную политику, защищать свою экономику, при этом надо сохранять лояльность к зарубежным компаниям. Чтобы предприятие не разорилось в период кризиса, ему нужно сократить расходы. Но, ни в коем случае нельзя сокращать расходы на рекламу».

Выводы

Проведенный анализ рекламного рынка и ВВП России показал прямую зависимость динамики развития экономики страны и рекламы. Это доказывает то, что рекламная деятельность является важным и действенным экономическим инструментом. В современной экономике необходимо учитывать этот фактор, поскольку реклама тесно связана как с производством, так и с потреблением, а это, в свою очередь, составляет единый механизм процветания страны.

Таким образом, состояние экономики страны определяется темпами развития рекламного рынка. Реклама является важнейшим экономическим ресурсом и инструментом финансовой стабильности и независимости, индикатором экономики страны, инструментом обеспечения права выбора для потребителя. Реклама становится «лицом» современной экономики страны.


Источники:

1. Джефкинс Ф. Реклама. Учебное пособие / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – Спб: Питер, 2008.
3. Липсиц И.В. Маркетинг для топ-менеджеров. – М.: Эксмо, 2007.
4. Музыкант В.Л. Реклама в действии. Стратегия продвижения. – М.: Эксмо, 2007.
5. Пименов П.А. Основы рекламы: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2006.
6. Ромат Е.В. Реклама. 2-е изд. – СПб: Питер, 2007.
7. Отчеты Росстат – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://bgd/free/b04_03/Isswww.exe/Stg/d03/62.htm.
8. Реклама в России – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rwr.ru.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:35:41