Problems and prospects of horizontal tax monitoring: future or reality?

Olyga Basharova, Oksana Panteleeva

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 12 / June, 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article dwells on the experience of horizontal tax monitoring in foreign countries and possibilities of its introduction into Russian practice. The authors have elaborated the procedure for regulation of the relationships between taxpayers and the revenue service in horizontal monitoring. Advantages of horizontal tax monitoring mechanism are formulated in the given paper.

Keywords: tax control, tax authorities, taxpayers, horizontal monitoring, tax secret



Налоговые платежи имеют наибольший удельный вес в доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Исполнение его расходной части согласно плану зависит от своевременности и полноты поступления денежных средств в казну, что обуславливает необходимость строгого контроля налоговой службы за правильностью и точностью исчисления налогов. Изучая публикации Федеральной налоговой службы (ФНС) России в области обеспечения государственного налогового контроля, авторы выяснили, что в 2012 г.по результатам налоговых проверок было выявлено 213 511 правонарушений, из которых 99,7% совершено из-за несоблюдения требований законодательства. Как следствие, за 2012 г.сумма доначисленных налоговых платежей составила 373 млрд руб. Эти неутешительные показатели еще раз подчеркивают необходимость разработки инструмента налогового контроля.

Организация взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой

Под налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ [1].

Самыми распространенными формами налогового контроля на современном этапе являются налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки осуществляются на основании предоставляемых налогоплательщиком налоговых деклараций по месту расположения налогового органа, а выездные проверки – по месту расположения налогоплательщика. Главной задачей в данном случае является обнаружение нарушений налогового законодательства РФ и своевременное реагирование налоговых органов. Таким образом, механизм налоговых проверок действует постфактум, т.е. после того, как нарушение уже произошло. В этом и заключается его главный недостаток.

Сейчас в мировой практике активно применяется такая форма налогового контроля, как горизонтальный мониторинг, который является качественно новым уровнем взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами, т.к. механизм его действия основан на недопущении нарушений налогового законодательства, а не на ликвидации их последствий. При горизонтальном мониторинге происходит постоянный обмен информацией между налогоплательщиком и налоговыми органами. Налогоплательщик открывает доступ к информации о своей деятельности, сообщает обо всех возможных налоговых рисках, возникающих при принятии тех или иных решений, а налоговый инспектор дает совет как лучше поступить в рамках действующего налогового законодательства. Таким образом, если принятые налогоплательщиком решения согласованы с налоговой службой, то необходимость в проведении регулярных налоговых проверок отпадает. Однако, как подчеркнул в своем докладе начальник Управления налогообложения юридических лиц ФНС РФ Д.Ю. Григоренко, «наличие соглашения не исключает возможности проведения налоговых проверок налогоплательщиков, но позволяет в рамках партнерских взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками своевременно реагировать на осуществление операций с высокой степенью налоговых рисков».

Наглядно порядок организации взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Организация взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой при горизонтальном мониторинге

Подобный механизм построения отношений с клиентами реализуется в настоящее время аудиторскими фирмами. При заключении договора об осуществлении ежегодного аудита ими производится аудиторское консультирование юридических лиц в течение всего года по спорным вопросам бухгалтерского и налогового учета с целью уменьшения количества выявленных нарушений во время проведения последующей проверки. По итогам работы существенно уменьшается объем мероприятий по проведению аудита и количество обнаруженных ошибок, неточностей в бухгалтерской финансовой отчетности. Таким образом, цель осуществления аудиторского консультирования схожа с целью проведения горизонтального мониторинга: уменьшение объема будущей проверки и предотвращение ошибок.

Преимущества механизма горизонтального налогового мониторинга

Горизонтальный налоговый мониторинг можно считать одним из методов досудебного урегулирования налоговых споров, т.к. все спорные вопросы удается решить еще до представления декларации в налоговую службу. Практика применения процедуры обязательного досудебного регулирования была начата в 2009 г., и уже через два года стала наблюдаться положительная динамика. Помимо уменьшения количества судебных разбирательств, произошло улучшение качества налогового администрирования и уменьшение количества конфликтов, возникающих между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Преимущества, получаемые налоговой службой и налогоплательщиками от применения механизма расширенного информационного взаимодействия, рассмотрены на рисунке 2.

Горизонтальный мониторинг

Рис. 2. Преимущества механизма горизонтального налогового мониторинга

Внедрение горизонтального налогового мониторинга впервые было апробировано в Нидерландах в апреле 2005 г. Эксперимент оказался успешным. Из 20 компаний, подписавших Соглашения о взаимных обязательствах, большинство пожелало продолжить расширенное информационное взаимодействие с налоговыми органами в будущем. Опыт Нидерландов взяли на вооружение такие страны, как Южная Корея, Австралия, Великобритания и Ирландия.

Россия также делает первые шаги по введению в действие механизма горизонтального мониторинга. На сегодняшний день соглашения о применении новой формы налогового администрирования заключены с ОАО «РусГидро», ОАО «Мобильные телесистемы», ОАО «Интер РАО ЕЭС», международной организацией «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.», ОАО «Северсталь» и уже есть первые результаты. Например, ОАО «Северсталь» заключила соглашение о горизонтальном мониторинге в марте 2013 г. По итогам взаимодействия можно отметить следующее: во-первых, значительно уменьшилось количество запросов от налоговых органов после получения ими доступа к бухгалтерской информации; во-вторых, что наиболее важно, сумма доначисления после очередной проверки оказалась в несколько десятков раз меньше, чем обычно.

Горизонтальный мониторинг требует предоставления полного доступа налоговых служб к учетной информации налогоплательщика, поэтому решиться на расширенное информационное взаимодействие могут только те компании, которые честно платят налоги и которым нечего бояться. На международном научно-практическом симпозиуме по актуальным проблемам налоговой политики представитель Министерства финансов Королевства Нидерланды Аня Маас по этому поводу сказала следующее: «Горизонтальный мониторинг требует доверия. Доверие обеспечивает сотрудничество. Доверие также является инструментом, который помогает справиться с неопределенностью отношений, как например, между налоговыми службами и предприятиями. По этой причине мы и создали соглашения, основанные на доверии».

Главная проблема российского бизнеса – недоверие к властям. Предприниматели с осторожностью относятся к инициативе, исходящей от государства, в результате чего многие задаются вопросом: кому же на самом деле выгоден механизм горизонтального мониторинга? В интервью с корреспондентом РБК daily Я. Николаевым заместитель главы ФНС России С.Аракелов отмечает: «Это взаимовыгодное сотрудничество: налогоплательщик получает определенность по вопросам налогообложения, т.е. минимизирует налоговые риски, а налоговый орган тратит меньше материальных и трудовых затрат на налоговое администрирование. Данные положения закрепляются соглашением сторон». Для успешной реализации расширенного взаимодействия необходимо менять психологию людей, убедить их в том, что власти можно и нужно доверять.

Выводы

1. Налоговая служба на современном этапе активно работает на сближение с налогоплательщиком. На сайте ФНС России создана сеть онлайн-сервисов, разработаны 12 критериев налоговых рисков, используя которые организация может выявить и устранить нарушения, оценить возможность проведения налоговой проверки. Следующий возможный шаг к сближению – закрепление механизма горизонтального мониторинга в НК РФ, в котором должен быть отражен порядок реализации соглашения о горизонтальном мониторинге, прописаны главные принципы взаимодействия, такие как добровольный характер соглашений и возможность беспрепятственного выхода из него, отражены права и обязанности налогоплательщика и налогового органа, правовые гарантии каждого из них. Отдельно следует прописать необходимость сохранения налоговой тайны, поскольку налоговые органы в рамках соглашения о расширенном информационном взаимодействии получают доступ ко всей бухгалтерской информации и сведениям системы внутреннего контроля.

2. Препятствием на пути к закреплению горизонтального мониторинга в НК РФ является отсутствие у налоговых органов законодательного права заключать мировые соглашения. Этот факт порождает определенные правовые риски, которые нужно устранить.

Кроме того, необходимо отметить возможность применения горизонтального мониторинга не только по отношению к крупным налогоплательщикам. Например, опыт Голландии показывает пример успешного взаимодействия налоговой службы с малым и средним бизнесом. Для реализации такого масштабного распространения новой формы налогового контроля возможно создание специализированных подразделений ФНС, занимающихся мониторингом своего сегмента рынка. В этом случае будет возможность учесть специфику крупного, среднего и малого бизнеса и разработать подходы, ориентируясь на особенности каждого из них.

Принимая во внимание столь успешный опыт применения горизонтального мониторинга за рубежом и первые положительные результаты российской практики, закрепление механизма расширенного информационного взаимодействия в НК РФ является вполне логичным и необходимым шагом со стороны налоговой службы РФ.


Страница обновлена: 12.04.2025 в 19:00:19