Проблемы и перспективы развития горизонтального налогового мониторинга: будущее или реальность?
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (258), Июнь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Башарова О.Г., Пантелеева О.В. Проблемы и перспективы развития горизонтального налогового мониторинга: будущее или реальность? // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 12. – С. 41-47.
Аннотация:
В статье рассматривается опыт применения горизонтального налогового мониторинга в зарубежных странах, а также определяются возможности внедрения данной практики в российских условиях. Разработан порядок организации взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой при горизонтальном мониторинге. Сформулированы преимущества механизма горизонтального налогового мониторинга.
Ключевые слова: налогоплательщики, налоговая тайна, налоговые органы, налоговый контроль, горизонтальный мониторинг
Налоговые платежи имеют наибольший удельный вес в доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Исполнение его расходной части согласно плану зависит от своевременности и полноты поступления денежных средств в казну, что обуславливает необходимость строгого контроля налоговой службы за правильностью и точностью исчисления налогов. Изучая публикации Федеральной налоговой службы (ФНС) России в области обеспечения государственного налогового контроля, авторы выяснили, что в 2012 г.по результатам налоговых проверок было выявлено 213 511 правонарушений, из которых 99,7% совершено из-за несоблюдения требований законодательства. Как следствие, за 2012 г.сумма доначисленных налоговых платежей составила 373 млрд руб. Эти неутешительные показатели еще раз подчеркивают необходимость разработки инструмента налогового контроля.
Организация взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой
Под налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ [1].
Самыми распространенными формами налогового контроля на современном этапе являются налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки осуществляются на основании предоставляемых налогоплательщиком налоговых деклараций по месту расположения налогового органа, а выездные проверки – по месту расположения налогоплательщика. Главной задачей в данном случае является обнаружение нарушений налогового законодательства РФ и своевременное реагирование налоговых органов. Таким образом, механизм налоговых проверок действует постфактум, т.е. после того, как нарушение уже произошло. В этом и заключается его главный недостаток.
Сейчас в мировой практике активно применяется такая форма налогового контроля, как горизонтальный мониторинг, который является качественно новым уровнем взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами, т.к. механизм его действия основан на недопущении нарушений налогового законодательства, а не на ликвидации их последствий. При горизонтальном мониторинге происходит постоянный обмен информацией между налогоплательщиком и налоговыми органами. Налогоплательщик открывает доступ к информации о своей деятельности, сообщает обо всех возможных налоговых рисках, возникающих при принятии тех или иных решений, а налоговый инспектор дает совет как лучше поступить в рамках действующего налогового законодательства. Таким образом, если принятые налогоплательщиком решения согласованы с налоговой службой, то необходимость в проведении регулярных налоговых проверок отпадает. Однако, как подчеркнул в своем докладе начальник Управления налогообложения юридических лиц ФНС РФ Д.Ю. Григоренко, «наличие соглашения не исключает возможности проведения налоговых проверок налогоплательщиков, но позволяет в рамках партнерских взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками своевременно реагировать на осуществление операций с высокой степенью налоговых рисков».
Наглядно порядок организации взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Организация взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой при горизонтальном мониторинге
Подобный механизм построения отношений с клиентами реализуется в настоящее время аудиторскими фирмами. При заключении договора об осуществлении ежегодного аудита ими производится аудиторское консультирование юридических лиц в течение всего года по спорным вопросам бухгалтерского и налогового учета с целью уменьшения количества выявленных нарушений во время проведения последующей проверки. По итогам работы существенно уменьшается объем мероприятий по проведению аудита и количество обнаруженных ошибок, неточностей в бухгалтерской финансовой отчетности. Таким образом, цель осуществления аудиторского консультирования схожа с целью проведения горизонтального мониторинга: уменьшение объема будущей проверки и предотвращение ошибок.
Преимущества механизма горизонтального налогового мониторинга
Горизонтальный налоговый мониторинг можно считать одним из методов досудебного урегулирования налоговых споров, т.к. все спорные вопросы удается решить еще до представления декларации в налоговую службу. Практика применения процедуры обязательного досудебного регулирования была начата в 2009 г., и уже через два года стала наблюдаться положительная динамика. Помимо уменьшения количества судебных разбирательств, произошло улучшение качества налогового администрирования и уменьшение количества конфликтов, возникающих между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Преимущества, получаемые налоговой службой и налогоплательщиками от применения механизма расширенного информационного взаимодействия, рассмотрены на рисунке 2.
Горизонтальный мониторинг
Рис. 2. Преимущества механизма горизонтального налогового мониторинга
Внедрение горизонтального налогового мониторинга впервые было апробировано в Нидерландах в апреле 2005 г. Эксперимент оказался успешным. Из 20 компаний, подписавших Соглашения о взаимных обязательствах, большинство пожелало продолжить расширенное информационное взаимодействие с налоговыми органами в будущем. Опыт Нидерландов взяли на вооружение такие страны, как Южная Корея, Австралия, Великобритания и Ирландия.
Россия также делает первые шаги по введению в действие механизма горизонтального мониторинга. На сегодняшний день соглашения о применении новой формы налогового администрирования заключены с ОАО «РусГидро», ОАО «Мобильные телесистемы», ОАО «Интер РАО ЕЭС», международной организацией «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.», ОАО «Северсталь» и уже есть первые результаты. Например, ОАО «Северсталь» заключила соглашение о горизонтальном мониторинге в марте 2013 г. По итогам взаимодействия можно отметить следующее: во-первых, значительно уменьшилось количество запросов от налоговых органов после получения ими доступа к бухгалтерской информации; во-вторых, что наиболее важно, сумма доначисления после очередной проверки оказалась в несколько десятков раз меньше, чем обычно.
Горизонтальный мониторинг требует предоставления полного доступа налоговых служб к учетной информации налогоплательщика, поэтому решиться на расширенное информационное взаимодействие могут только те компании, которые честно платят налоги и которым нечего бояться. На международном научно-практическом симпозиуме по актуальным проблемам налоговой политики представитель Министерства финансов Королевства Нидерланды Аня Маас по этому поводу сказала следующее: «Горизонтальный мониторинг требует доверия. Доверие обеспечивает сотрудничество. Доверие также является инструментом, который помогает справиться с неопределенностью отношений, как например, между налоговыми службами и предприятиями. По этой причине мы и создали соглашения, основанные на доверии».
Главная проблема российского бизнеса – недоверие к властям. Предприниматели с осторожностью относятся к инициативе, исходящей от государства, в результате чего многие задаются вопросом: кому же на самом деле выгоден механизм горизонтального мониторинга? В интервью с корреспондентом РБК daily Я. Николаевым заместитель главы ФНС России С.Аракелов отмечает: «Это взаимовыгодное сотрудничество: налогоплательщик получает определенность по вопросам налогообложения, т.е. минимизирует налоговые риски, а налоговый орган тратит меньше материальных и трудовых затрат на налоговое администрирование. Данные положения закрепляются соглашением сторон». Для успешной реализации расширенного взаимодействия необходимо менять психологию людей, убедить их в том, что власти можно и нужно доверять.
Выводы
1. Налоговая служба на современном этапе активно работает на сближение с налогоплательщиком. На сайте ФНС России создана сеть онлайн-сервисов, разработаны 12 критериев налоговых рисков, используя которые организация может выявить и устранить нарушения, оценить возможность проведения налоговой проверки. Следующий возможный шаг к сближению – закрепление механизма горизонтального мониторинга в НК РФ, в котором должен быть отражен порядок реализации соглашения о горизонтальном мониторинге, прописаны главные принципы взаимодействия, такие как добровольный характер соглашений и возможность беспрепятственного выхода из него, отражены права и обязанности налогоплательщика и налогового органа, правовые гарантии каждого из них. Отдельно следует прописать необходимость сохранения налоговой тайны, поскольку налоговые органы в рамках соглашения о расширенном информационном взаимодействии получают доступ ко всей бухгалтерской информации и сведениям системы внутреннего контроля.
2. Препятствием на пути к закреплению горизонтального мониторинга в НК РФ является отсутствие у налоговых органов законодательного права заключать мировые соглашения. Этот факт порождает определенные правовые риски, которые нужно устранить.
Кроме того, необходимо отметить возможность применения горизонтального мониторинга не только по отношению к крупным налогоплательщикам. Например, опыт Голландии показывает пример успешного взаимодействия налоговой службы с малым и средним бизнесом. Для реализации такого масштабного распространения новой формы налогового контроля возможно создание специализированных подразделений ФНС, занимающихся мониторингом своего сегмента рынка. В этом случае будет возможность учесть специфику крупного, среднего и малого бизнеса и разработать подходы, ориентируясь на особенности каждого из них.
Принимая во внимание столь успешный опыт применения горизонтального мониторинга за рубежом и первые положительные результаты российской практики, закрепление механизма расширенного информационного взаимодействия в НК РФ является вполне логичным и необходимым шагом со стороны налоговой службы РФ.
Источники:
http://www.consultant.ru/popular/nalog1/.
2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.ru.
3. Палата налоговых консультантов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog-forum.ru.
4. РБК daily. Ежедневная делова газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rbcdaily.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:41:08