Организация закупочной деятельности как основа ресурсного обеспечения предприятий ракетно-космической промышленности

Шипигин Ю.А., Шишкин А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (258), Июнь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье предложено построение механизма реализации плана закупок предприятия в соответствии с законодательством и основными принципами реформируемой системы закупок предприятий с государственным участием.

Ключевые слова: конкурентоспособность, финансовая устойчивость, эффективность, система закупок, план закупок



В настоящее время идет реформирование системы закупок государственных предприятий и предприятий с государственным участием. В 2012 г. предприятиям с государственным участием был дан выбор - осуществлять закупочную деятельность по Закону № 94-ФЗ или перейти на Закон № 223-ФЗ, дающий большую свободу действий заказчику в закупочной сфере. А с 01 января 2014 г. в силу вступил Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Закон №223-ФЗ от 18 июля 2011 г., вступивший в силу с 01 января 2012г., является переходным законом от Закона № 94-ФЗ к Закону № 44-ФЗ. Таким образом, общие принципы закупок Закона № 223-ФЗ легли в основу Закона № 44‑ФЗ.

Реализация Федерального Закона № 44-ФЗ на предприятиях ракетно-космической промышленности

Для организации закупочной деятельности по новому закону Правительство РФ приняло план мероприятий по реализации Закона № 44-ФЗ. По плану необходимо принять 86 актов к закону до октября 2015 г.

Основными принципами, на которые направлено реформирование системы закупок государственными предприятиями, являются [1]:

- открытость и прозрачность;

- обеспечение конкуренции;

- профессионализм заказчика;

- стимулирование инноваций;

- единство в сфере закупок;

- эффективность осуществления закупки.

Основным документом, который включает в себя все основные принципы нового закона, является план закупок. На основании этого документа строится материально-техническое обеспечение предприятия. План закупок является открытым документом, который размещается на официальном сайте предприятия и официальном сайте zakupki.gov.ru. Любой поставщик, желающий участвовать в поставке товара предприятию-заказчику, может найти интересующий его к поставке товар в плане закупок по коду ОКПД или ОКВЭД, где будут указаны: сведения о количестве товара, место поставки, объем финансирования, сроки объявления конкурса и исполнения договора, способ закупки. Также на основании плана закупок делается план-график закупок.

На предприятиях ракетно-космической промышленности (далее – РКП) уделяется большое внимание формированию планов закупок как на условиях Закона № 223-ФЗ, так и на условиях Закона № 94-ФЗ (с 01 января 2014 г. – Закон № 44-ФЗ), принцип действия и формирования плана закупок схожи в данных законах.

По анализу плана закупок предприятий РКП можно судить о структуре, основных принципах формирования и качестве планов закупок. Проведем анализ планов закупок нескольких предприятий РКП на 2013 г., которые размещены на официальном сайте zakupki.gov.ru.

Таблица 1

Объемы закупок предприятий РКП

Организация
Объем плана закупок в 2013г., тыс.руб.
Структура плана закупок
ФГУП ЦНИИмаш
1 431 847,0
Компьютеры, оборудование, расходы на энергоносители, ремонт, услуги, продукты, автомобили
ОАО РКК «Энергия»
7 403 770,2
Компьютеры, оборудование, расходы на энергоносители, ремонт,услуги, продукты
ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева»
16 047 471,3
Автомобили, компьютеры, материалы, ремонт, строительство, расходы на энергоносители, исследования, продукты, ОКР
ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
39 256 589,1
Оборудование, НИР, ОКР, автомобили, компьютеры, материалы, ремонт, услуги
ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина»
2 884 324,6
Автомобили, компьютеры, материалы, ремонт, расходы на энергоносители, продукты, услуги
Источник: [2].

Проведя анализ планов закупок предприятий РКП, представленных в таблице 1, выявили ряд разночтений и несоответствий требованиям между Законом № 223-ФЗ, постановлениям к нему и планами закупок предприятий. Анализ выявил следующие проблемы: неразмещение плана закупок на официальном сайте zakupki.gov.ru, отсутствие кодов ОКПД, ОКВЭД, ОКАТО, отсутствие дат осуществления закупки, не указано в каком виде будут осуществляться закупки.

Ряд вышеперечисленных проблем создает предприятию как внешние, так и внутренние трудности. Внешние трудности могут заключаться в предъявлении претензий проверяющими органами к предприятию за несоблюдение требований законодательства и наложение на него санкций, которые могут привести к убыткам вследствие срыва или невыполнения контрактов. Внутренние трудности заключаются в сложности контроля и реализации плана закупок, срыве сроков осуществления процедуры закупок, низком уровне конкуренции поставщиков и, как следствие, к увеличению себестоимости и снижению конечной продукции.

Разработка и применение регламента формирования, корректировки и анализа исполнения плана закупок

В ходе исследования нормативно-правовой и методологической документации было установлено, что на сегодняшний день нет методологического аппарата в закупочной сфере для предприятий с государственным участием. Ввиду этого, на предприятии ФГУП ЦНИИмаш, с учетом опыта реализации плана закупок 2012 г., был разработан и утвержден регламент формирования, корректировки и анализа исполнения плана закупок товаров, работ, услуг для нужд ФГУП ЦНИИмаш.

Также для упрощения работы с планом закупок проведен сравнительный анализ стоимости и количества конкурсной документации, приведенной в таблице 2, составленной автором по данным планово-экономического отдела ФГУП ЦНИИмаш.

Таблица 2

Анализ стоимости конкурсной документации (договоров) ФГУП ЦНИИмаш

за 2012 г.

Стоимость договора, тыс. руб.
Общая сумма закупок
Количество конкурсов
млн руб.
%
шт.
%
до 500
45
5
143
40
В том числе: 100-250
13
1
62
17
250-500
33
4
81
23
свыше 500
907
95
212
60
Итого:
952
100
355
100

Из анализа стоимости конкурсной документации за 2012 г. (см. табл. 2) следует: закупки до 500 тыс. руб. составляют 5% от общей суммы закупок за 2012 г. и 40% от общего количества конкурсов; закупки свыше 500 тыс. руб. составляют 95% от общей суммы закупок за 2012 г. и 60% от общего количества конкурсов. По результатам анализа принято решение включать в план закупок только те закупки, стоимость которых превышает 500 тыс. руб.

Основная цель регламента - это построение механизма реализации плана закупок предприятия в соответствии с законодательством и основными принципами реформируемой системы закупок предприятий с государственным участием с учетом интересов ФГУП ЦНИИмаш.

Основные положения Регламента:

- регламент устанавливает общие требования к формированию, корректировке, исполнению и анализу плана закупок;

- в плане закупок товаров, работ, услуг, формируемом в соответствии с настоящим Порядком, не отражаются сведения о закупках товаров, работ, услуг, составляющие государственную тайну, а также в случаях, если стоимость товаров, работ, услуг не превышает 500 тыс. руб. в случае, если годовая выручка за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб. в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ;

- при формировании плана закупок товаров, работ, услуг дата начала осуществления закупочных процедур, указанная в плане, определяется исходя из требуемой даты поставки (товаров, работ, услуг), с учетом сроков проведения закупочных процедур;

- план закупок товаров, работ, услуг имеет помесячную разбивку и может предусматривать возможность корректировки;

- план закупок товаров, работ, услуг должен учитывать консолидацию закупок однородных товаров, работ, услуг в закупаемый период времени. Дробление закупок однородных товаров, работ, услуг не допускается;

- центры, отделения, отделы должны иметь экспертные комиссии для определения возможности опубликования закупок, работ по НИР и ОКР, в части государственной тайны, в сводном Плане закупок. Для размещения закупок по НИР и ОКР в сводном Плане закупок на сайте предприятия, необходимо предоставить в планово-экономический отдел экспертное заключение о возможности опубликования;

- ежегодно центры, самостоятельные подразделения представляют в планово-экономический отдел план закупок подразделения на год в срок до 5 декабря текущего года. Ответственными за предоставление планов закупок подразделений являются начальники ПЭБ центров (подразделений). Закупки стоимостью до 500 тыс. руб. направляются в отдел материально-технического обеспечения;

- для включения в план предложений по закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика, структурное подразделение Заказчика, инициирующее закупку, представляет обоснование необходимости заключения договора с данным поставщиком со ссылкой на указанные в пункте 2 Положения подпункты, соответствующие фактическим обстоятельствам, которые обуславливают необходимость осуществления закупки у единственного поставщика;

- при проведении конкурсных процедур не допускается дробление пункта плана закупок на несколько конкурсных процедур;

- внесение изменений в утвержденный план закупок производится в случаях, когда невозможно было предусмотреть возникшую потребность в товарах, работах, услугах;

- ежеквартально, до 29 числа, подразделения предприятия предоставляют в планово-экономический отдел анализ плана закупок и, в случае отклонения, пояснительную записку с причинами отклонения от плановых показателей;

- ответственность за подготовку, согласование, корректировку и исполнение плана закупок товаров, работ, услуг, а также за наличие в бюджете средств на проведение закупок, включенных в план закупок товаров, работ, услуг, отсутствие в плане закупок товаров, работ, услуг информации, составляющей государственную тайну, несут руководители заинтересованных подразделений;

- утвержденный в установленном порядке план закупки товаров, работ, услуг подлежит размещению на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Вывод

В результате внедрения регламента на предприятии увеличились показатели выполнения плана закупок, сократилась трудоемкость при формировании и анализе плана закупок, сократилось время организации закупки, в целом улучшилась дисциплина закупочной деятельности на предприятии. Исходя из этого, рекомендуем принять основные положения регламента при формировании методик в сфере закупочной деятельности предприятий ракетно-космической промышленности.


Источники:

1. Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2. Официальный сайт РКК «Энергия» им. С.П. Королева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://energia.ru.
3. Официальный сайт Портала закупок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakupki.gov.ru.
4. Ворошилов В.П., Малков А.В., Орлов Г.И. Проблемы действующего законодательства о госзакупках // Российское предпринимательство. - 2012. - № 21 (219). - c. 24-30. - http://www.creativeconomy.ru/articles/25628/.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:40:52