Организация закупочной деятельности как основа ресурсного обеспечения предприятий ракетно-космической промышленности
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (258), Июнь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье предложено построение механизма реализации плана закупок предприятия в соответствии с законодательством и основными принципами реформируемой системы закупок предприятий с государственным участием.
Ключевые слова: конкурентоспособность, финансовая устойчивость, эффективность, система закупок, план закупок
В настоящее время идет реформирование системы закупок государственных предприятий и предприятий с государственным участием. В 2012 г. предприятиям с государственным участием был дан выбор - осуществлять закупочную деятельность по Закону № 94-ФЗ или перейти на Закон № 223-ФЗ, дающий большую свободу действий заказчику в закупочной сфере. А с 01 января 2014 г. в силу вступил Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Закон №223-ФЗ от 18 июля 2011 г., вступивший в силу с 01 января 2012г., является переходным законом от Закона № 94-ФЗ к Закону № 44-ФЗ. Таким образом, общие принципы закупок Закона № 223-ФЗ легли в основу Закона № 44‑ФЗ.
Реализация Федерального Закона № 44-ФЗ на предприятиях ракетно-космической промышленности
Для организации закупочной деятельности по новому закону Правительство РФ приняло план мероприятий по реализации Закона № 44-ФЗ. По плану необходимо принять 86 актов к закону до октября 2015 г.
Основными принципами, на которые направлено реформирование системы закупок государственными предприятиями, являются [1]:
- открытость и прозрачность;
- обеспечение конкуренции;
- профессионализм заказчика;
- стимулирование инноваций;
- единство в сфере закупок;
- эффективность осуществления закупки.
Основным документом, который включает в себя все основные принципы нового закона, является план закупок. На основании этого документа строится материально-техническое обеспечение предприятия. План закупок является открытым документом, который размещается на официальном сайте предприятия и официальном сайте zakupki.gov.ru. Любой поставщик, желающий участвовать в поставке товара предприятию-заказчику, может найти интересующий его к поставке товар в плане закупок по коду ОКПД или ОКВЭД, где будут указаны: сведения о количестве товара, место поставки, объем финансирования, сроки объявления конкурса и исполнения договора, способ закупки. Также на основании плана закупок делается план-график закупок.
На предприятиях ракетно-космической промышленности (далее – РКП) уделяется большое внимание формированию планов закупок как на условиях Закона № 223-ФЗ, так и на условиях Закона № 94-ФЗ (с 01 января 2014 г. – Закон № 44-ФЗ), принцип действия и формирования плана закупок схожи в данных законах.
По анализу плана закупок предприятий РКП можно судить о структуре, основных принципах формирования и качестве планов закупок. Проведем анализ планов закупок нескольких предприятий РКП на 2013 г., которые размещены на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Таблица 1
Объемы закупок предприятий РКП
Организация
|
Объем плана закупок в 2013г., тыс.руб.
|
Структура плана закупок
|
ФГУП
ЦНИИмаш
|
1 431 847,0
|
Компьютеры,
оборудование, расходы на энергоносители, ремонт, услуги, продукты, автомобили
|
ОАО
РКК «Энергия»
|
7 403 770,2
|
Компьютеры,
оборудование, расходы на энергоносители, ремонт,услуги, продукты
|
ФГУП
«ГКНПЦ имени М.В. Хруничева»
|
16 047 471,3
|
Автомобили,
компьютеры, материалы, ремонт, строительство, расходы на энергоносители,
исследования, продукты, ОКР
|
ФГУП
«ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
|
39 256 589,1
|
Оборудование,
НИР, ОКР, автомобили, компьютеры, материалы, ремонт, услуги
|
ФГУП
«НПО им. С.А. Лавочкина»
|
2 884 324,6
|
Автомобили,
компьютеры, материалы, ремонт, расходы на энергоносители, продукты, услуги
|
Проведя анализ планов закупок предприятий РКП, представленных в таблице 1, выявили ряд разночтений и несоответствий требованиям между Законом № 223-ФЗ, постановлениям к нему и планами закупок предприятий. Анализ выявил следующие проблемы: неразмещение плана закупок на официальном сайте zakupki.gov.ru, отсутствие кодов ОКПД, ОКВЭД, ОКАТО, отсутствие дат осуществления закупки, не указано в каком виде будут осуществляться закупки.
Ряд вышеперечисленных проблем создает предприятию как внешние, так и внутренние трудности. Внешние трудности могут заключаться в предъявлении претензий проверяющими органами к предприятию за несоблюдение требований законодательства и наложение на него санкций, которые могут привести к убыткам вследствие срыва или невыполнения контрактов. Внутренние трудности заключаются в сложности контроля и реализации плана закупок, срыве сроков осуществления процедуры закупок, низком уровне конкуренции поставщиков и, как следствие, к увеличению себестоимости и снижению конечной продукции.
Разработка и применение регламента формирования, корректировки и анализа исполнения плана закупок
В ходе исследования нормативно-правовой и методологической документации было установлено, что на сегодняшний день нет методологического аппарата в закупочной сфере для предприятий с государственным участием. Ввиду этого, на предприятии ФГУП ЦНИИмаш, с учетом опыта реализации плана закупок 2012 г., был разработан и утвержден регламент формирования, корректировки и анализа исполнения плана закупок товаров, работ, услуг для нужд ФГУП ЦНИИмаш.
Также для упрощения работы с планом закупок проведен сравнительный анализ стоимости и количества конкурсной документации, приведенной в таблице 2, составленной автором по данным планово-экономического отдела ФГУП ЦНИИмаш.
Таблица 2
Анализ стоимости конкурсной документации (договоров) ФГУП ЦНИИмаш
за 2012 г.
Стоимость договора,
тыс. руб.
|
Общая сумма закупок
|
Количество конкурсов
| ||
млн руб.
|
%
|
шт.
|
%
| |
до 500
|
45
|
5
|
143
|
40
|
В том числе: 100-250
|
13
|
1
|
62
|
17
|
250-500
|
33
|
4
|
81
|
23
|
свыше 500
|
907
|
95
|
212
|
60
|
Итого:
|
952
|
100
|
355
|
100
|
Из анализа стоимости конкурсной документации за 2012 г. (см. табл. 2) следует: закупки до 500 тыс. руб. составляют 5% от общей суммы закупок за 2012 г. и 40% от общего количества конкурсов; закупки свыше 500 тыс. руб. составляют 95% от общей суммы закупок за 2012 г. и 60% от общего количества конкурсов. По результатам анализа принято решение включать в план закупок только те закупки, стоимость которых превышает 500 тыс. руб.
Основная цель регламента - это построение механизма реализации плана закупок предприятия в соответствии с законодательством и основными принципами реформируемой системы закупок предприятий с государственным участием с учетом интересов ФГУП ЦНИИмаш.
Основные положения Регламента:
- регламент устанавливает общие требования к формированию, корректировке, исполнению и анализу плана закупок;
- в плане закупок товаров, работ, услуг, формируемом в соответствии с настоящим Порядком, не отражаются сведения о закупках товаров, работ, услуг, составляющие государственную тайну, а также в случаях, если стоимость товаров, работ, услуг не превышает 500 тыс. руб. в случае, если годовая выручка за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб. в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ;
- при формировании плана закупок товаров, работ, услуг дата начала осуществления закупочных процедур, указанная в плане, определяется исходя из требуемой даты поставки (товаров, работ, услуг), с учетом сроков проведения закупочных процедур;
- план закупок товаров, работ, услуг имеет помесячную разбивку и может предусматривать возможность корректировки;
- план закупок товаров, работ, услуг должен учитывать консолидацию закупок однородных товаров, работ, услуг в закупаемый период времени. Дробление закупок однородных товаров, работ, услуг не допускается;
- центры, отделения, отделы должны иметь экспертные комиссии для определения возможности опубликования закупок, работ по НИР и ОКР, в части государственной тайны, в сводном Плане закупок. Для размещения закупок по НИР и ОКР в сводном Плане закупок на сайте предприятия, необходимо предоставить в планово-экономический отдел экспертное заключение о возможности опубликования;
- ежегодно центры, самостоятельные подразделения представляют в планово-экономический отдел план закупок подразделения на год в срок до 5 декабря текущего года. Ответственными за предоставление планов закупок подразделений являются начальники ПЭБ центров (подразделений). Закупки стоимостью до 500 тыс. руб. направляются в отдел материально-технического обеспечения;
- для включения в план предложений по закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика, структурное подразделение Заказчика, инициирующее закупку, представляет обоснование необходимости заключения договора с данным поставщиком со ссылкой на указанные в пункте 2 Положения подпункты, соответствующие фактическим обстоятельствам, которые обуславливают необходимость осуществления закупки у единственного поставщика;
- при проведении конкурсных процедур не допускается дробление пункта плана закупок на несколько конкурсных процедур;
- внесение изменений в утвержденный план закупок производится в случаях, когда невозможно было предусмотреть возникшую потребность в товарах, работах, услугах;
- ежеквартально, до 29 числа, подразделения предприятия предоставляют в планово-экономический отдел анализ плана закупок и, в случае отклонения, пояснительную записку с причинами отклонения от плановых показателей;
- ответственность за подготовку, согласование, корректировку и исполнение плана закупок товаров, работ, услуг, а также за наличие в бюджете средств на проведение закупок, включенных в план закупок товаров, работ, услуг, отсутствие в плане закупок товаров, работ, услуг информации, составляющей государственную тайну, несут руководители заинтересованных подразделений;
- утвержденный в установленном порядке план закупки товаров, работ, услуг подлежит размещению на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Вывод
В результате внедрения регламента на предприятии увеличились показатели выполнения плана закупок, сократилась трудоемкость при формировании и анализе плана закупок, сократилось время организации закупки, в целом улучшилась дисциплина закупочной деятельности на предприятии. Исходя из этого, рекомендуем принять основные положения регламента при формировании методик в сфере закупочной деятельности предприятий ракетно-космической промышленности.
Источники:
2. Официальный сайт РКК «Энергия» им. С.П. Королева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://energia.ru.
3. Официальный сайт Портала закупок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakupki.gov.ru.
4. Ворошилов В.П., Малков А.В., Орлов Г.И. Проблемы действующего законодательства о госзакупках // Российское предпринимательство. - 2012. - № 21 (219). - c. 24-30. - http://www.creativeconomy.ru/articles/25628/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:40:52