Экономическая целесообразность путешествий с использованием домов на колесах
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (257), Июнь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Публикация посвящена анализу затрат, возникающих при путешествиях с использованием домов на колесах относительно других видов путешествий (с использованием воздушного транспорта и арендованных автомобилей) на примере США. Автор доказывает, что туризм в автодомах и караванах является более экономичным и не уступает по комфорту.
Ключевые слова: США, затраты, кемпинг-индустрия, караванинг, дома на колесах, исследование
Караванинг имеет большую популярность среди всего населения США. Жители этой страны используют дома на колесах не только как средство передвижения, но и как место постоянного жительства, а кемпинги зачастую представляют целые города с развитой инфраструктурой и районами для развлечений.
Культура восприятия отдыха в домах на колесах у жителей Северной Америки отличается от европейской. В связи с этим, кемпинг-индустрия США имеет устойчивый рост от года к году, показывая пример развития другим странам.
Развитие кемпинг-индустрии в США
Огромная популярность владения домом на колесах у граждан США находит свое отражение в желании перспективных и настоящих владельцев техники для караванинга приобрести дом на колесах. В результате опроса, проведенного университетом Мичигана, выяснилось, что семь из десяти нынешних владельцев намерены приобрести еще один дом на колесах, среди бывших владельцев RV техники (так в США называют дома на колесах) одна четвертая часть имеют планы на приобретение автодома, и, наконец, среди домохозяйств, никогда не владевших RV техникой, 15% выразили интерес к ее покупке.
Потенциальные покупатели в качестве основных причин приобретения домов на колесах выделяют привлекательность образа путешествий. В первую очередь, это проведение свободного времени на свежем воздухе с семьей, а также проживание в кемпингах, возможность организации рыбалки, охоты и других видов активности на природе. Свобода выбора направления путешествий с максимальным комфортом – главное достоинство путешествий в доме на колесах.
Постепенное развитие кемпинг-индустрии в США показывает, что за последние тридцать лет количество семей, которые приобрели новый дом на колесах, выросло на 78%. С конца 1990-х гг. темп роста приобретения таких домов ускорился и за период 2001–2011 гг. он составил 29%, а в течение последних лет – 13%. Доля техники для карванинга в общем объеме транспортных средств, находящихся в собственности граждан США, также увеличилась в последние годы, достигнув самого высокого уровня в 2011 г., более чем за четверть века [2].
Залог устойчивого роста кемпинг-индустрии заключается, помимо прочего, в том, что на практике отдых с использованием домов на колесах является более экономным, чем путешествие на воздушном транспорте или арендованном автомобиле. Этот факт является движущей силой развития кемпинг-индустрии в США и Западной Европе.
Преимущества и недостатки различных типов путешествий
Исследование, проведенное американской ассоциацией индустрии караванинга «Recreation Vehicle Industry Association», показало, что при сравнении двух типов путешествия на территории США – с использованием техники для караванинга и без ее использования – экономичность второго не вызывает сомнений. Исследование проводилось в течение июня 2012 г., расчет производился на одну семью, состоящую из двух взрослых и двух детей в возрасте до и свыше 12 лет. В исследовании рассматривались путешествия на расстояние не менее 600 км в день, учитывая преодоление около 80 км в день для знакомства с достопримечательностями [2].
К затратам относили использование кредитных и наличных денежных средств на протяжении всего отпуска. Они включали: расходы на топливо, на авиабилеты в оба конца, питание в точках общественного питания, покупку продуктов, аренду автомобиля и кондоминиума, расходы на проживание в отеле (мотеле) и в кемпинге. Непредвиденные расходы на развлечения, шопинг, сувениры не рассматривались, т.к. они не зависят от вида транспорта и типа проживания.
«Recreation Vehicle Industry Association» использовала самые последние данные о стоимости топлива для проведения исследования. Предполагалось, что любое повышение цен на топливо будет влиять на все виды транспорта пропорционально.
В исследовании была учтена стоимость владения домом на колесах, которая была основана на опубликованных данных о средних сроках владения этой собственностью, размерах налогов на эту технику, страхование и другие расходы, связанные с их эксплуатацией.
В США существует несколько типов техники для караванинга, объединяющихся одним названием «Recreation Vehicle». Для целей анализа были выбраны пять типов домов на колесах, которые наиболее часто используются туристами: прицеп-палатка, жилой прицеп, компактный автодом, автодома класса «С» и «А».
Прицеп-палатка – это небольшой прицеп компактных размеров, который во время стоянки трансформируется в большую палатку с жесткой основой. Такая палатка может иметь несколько секций (кухню, столовую, спальную зону), вмещающих до 9 человек.
Жилой прицеп предназначен для буксировки транспортным средством. Он оснащен кухней, санузлом, спальной зоной, всеми удобствами для комфортного отдыха без использования других средств размещений.
Компактный автодом – это автодом, построенный на базе цельнометаллического фургона. Чаще всего он вмещает до пяти спальных мест и оборудован поднимающейся крышей для увеличения высоты автодома.
Автодома класса «С» и «А» – самые комфортные для путешествий транспортные средства. Они, как и жилые прицепы, оснащены всеми удобствами, но построены на большем по размерам специально спроектированном автомобильном шасси. Класс «А» автодома имеет более современный дизайн и улучшенные системы жизнеобеспечения. В США эти автодома являются самыми дорогими и сравниваются с пятизвездочными гостиницами.
Отдых на автодоме класса «А» происходил в кемпингах уровня «5 звезд», при этом приготовление пищи осуществлялось в автодоме или в открытой кухне кемпинга. Этот тип отдыха сравнивался с путешествиями на самолете в бизнес классе, используя аренду автомобилей премиум класса, гостиницы (мотели) уровня не ниже «4 звезды», питаясь в ресторанах. Очень важно, что этот анализ основан на издержках, связанных с владением дома на колесах. Во всех случаях каникулы с использованием RV оказались более экономичным видом путешествий, чем другие проанализированные выше, независимо от продолжительности поездки, пройденного пути или региона страны, где проходит отдых.
Оказалось, что, используя прицеп-палатку или жилой прицеп, возможно сэкономить до 45%, по сравнению с отдыхом в отеле с перелетом на самолете, арендой машин и питанием в ресторане. Анализ также показал, что роскошный отдых в автодоме на 45% дешевле, чем путешествие без техники для караванинга, используя отель и арендованные автомобиль и самолет.
Затраты, возникающие при различных типах путешествий
Сравнение стоимости путешествий – с использованием техники для караванинга и без ее использования – представлено в таблице 1 [1].
Таблица 1
Сравнение стоимости различных типов путешествий
Тип
путешествий (расчет на 4 человек)
|
3 дня
|
7 дней
|
14 дней
|
Путешествие:
с прицепом-палаткой
Проживание: в кемпинге Питание: покупка продуктов, приготовление в палатке или кемпинге |
$721
22300 руб. |
$1,634
50654 руб. |
$3,158
97898 руб. |
Путешествие:
с жилым прицепом
Проживание: в кемпинге Питание: покупка продуктов, приготовление в палатке или кемпинге |
$880
27280 руб. |
$1,997
61907 руб. |
$3,854
119474 руб. |
Путешествие:
в компактном автодоме
Проживание: в кемпинге Питание: покупка продуктов, приготовление в палатке или кемпинге |
$880
27280 руб. |
$2,035
63085 руб. |
$4,033
125023 руб. |
Путешествие:
в автодоме класса «С»
Проживание: в кемпинге Питание: покупка продуктов, приготовление в автодоме или кемпинге |
$930
28830 руб. |
$2,149
66619 руб. |
$4,232
131192 руб. |
Путешествие:
на собственном автомобиле
Проживание: в отеле/мотеле Питание: в ресторане |
$1,128
34968 руб. |
$2,906
90086 руб. |
$5,456
169136 руб. |
Путешествие:
на самолете с арендой автомобиля
Проживание: в отеле/мотеле Питание: в ресторане |
$2,598
80538 руб. |
$4,045
125395 руб. |
$6,792
210552 руб. |
Путешествие:
на самолете
Проживание: в арендованном доме/кондоминимуме Питание: в арендованном месте |
$2,329
72199 руб. |
$3,133
97123 руб. |
$5,162
160022 руб. |
Путешествие:
в автодоме класса «А»
Проживание: в кемпинге класса не ниже «4 звезды» Питание: покупка продуктов, приготовление в автодоме или кемпинге |
$1,680
52080 руб. |
$4,483
138973 руб. |
$7,737
239847 руб. |
Путешествие:
на самолете в бизнес классе с арендой автомобиля класса премиум.
Проживание: в отеле уровня не ниже «4 звезды» Питание: в ресторане |
$5,619
174189 руб. |
$7,631
236561 руб. |
$12,170
377270 руб. |
Исследование показало, что путешествие при помощи техники для караванинга имеет и другие преимущества. Во многих случаях фактор экономии денежных средств при выборе типа путешествия не является решающим. Караванинг дает ощущение единения с компанией, в которой вы путешествуете, а чаще всего этой компанией является семья. Во время поездок в доме на колесах у туристов есть возможность получить уникальные ощущения свободы передвижения, неограниченности какими-либо условиями средств размещений и т.д. К тому же, данную технику можно использоваться для перевозки спортивного инвентаря, что очень удобно при участии в различных соревнованиях или реализации собственного увлечения.
Источники информации, содержание и расчет затрат на путешествия
Как было сказано ранее, к основным категориям расходов были отнесены затраты на топливо, авиабилеты, еду, прокат автомобилей, проживание в кемпинге (кондоминиуме, отеле, мотеле).
Источником информации о стоимости билетов стали интернет сайты глобального бронирования. Следует отметить, что цены на авиабилеты меняются достаточно часто, и, следовательно, результаты исследования из-за этого факта могу быть неточными. В связи с этим были выбраны все гипотетические даты путешествия в течение июня 2011 г. и выведено среднее значение цен за период. При этом предполагалось, что покупка билетов на самолет осуществляется за 2 месяца до даты вылета.
К затратам на транспорт было отнесено следующее: стоимость топлива и масла для передвижения домов на колесах; стоимость авиабилетов и топливные сборы при перелете; затраты на аренду машин; налоги на передвижение домов на колесах на том или ином промежутке пути.
В ходе исследования было выявлено, что колебание такого важного показателя для путешествий на автодоме, как стоимость топлива, не привносит существенных изменений в результаты анализа.
Информация о стоимости аренды автомобиля среднего класса была получена из интернет-источников. Траты на сборы и страхование не учитывались, т.к. эти значения различны и устанавливаются каждой компанией самостоятельно.
Затраты на питание в исследовании рассчитывались двумя способами, в зависимости от того, являетесь ли вы гостем кемпинга или гостиницы. Туристы, живущие в кемпинге, осуществляли приготовление пищи в автодоме или на общей кухне кемпинга. Туристы, останавливающиеся в гостинице, питались в ресторане. Все значения по итогам путешествий были усреднены. Стоимость продуктов для самостоятельного приготовления составила $39,2, что эквивалентно 1230 рублям в день на семью из четырех человек. Этот показатель в несколько раз ниже, чем затраты на питание в ресторане.
Для оценки стоимости питания туристов, передвигающихся в путешествии при помощи стороннего транспорта, была учтена средняя цена блюд в ресторанах на основе данных статистики «General Services Administration». При этом в стоимости были учтены затраты на питание в ресторане и покупку некоторых продуктов в пути, общее среднее значение составило $186, что эквивалентно 5800 руб. (см. табл. 2).
Таблица 2
Затраты на приобретение продуктов
Состав туристов
|
Затраты в день
| |
$
|
руб.
| |
Женщина
19-50 лет
|
9.79
|
303,5
|
Мужчина
19-50 лет
|
10.96
|
339,76
|
Ребенок
до 12 лет
|
9.23
|
286,13
|
Ребенок
после 12 лет
|
9.23
|
286,13
|
Всего
|
39.20
|
1215,2
|
Размещение туристов в целях получения более точных значений исследования происходило в гостиницах уровня до и от «4 звезд». Затраты на это размещение сравнивались с размещением в кемпингах автодомов ниже класса «С» и класса «А» соответственно. Совокупная средняя цена за сутки в гостиницах «среднего» класса составила $118,23, в то время как совокупная средняя цена за сутки для высококлассного жилья составила $188,64. Для сравнения, цена за сутки в «стандартных» кемпингах эквивалентна $39,67, в то время как цена за ночь в «премиум» кемпинге равна $42,25.
Выводы
Проведенное исследование показало, что среди анализируемых типов отдыха, путешествия с использованием домов на колесах являются более экономичными, чем путешествия на самолетах и арендованных автомобилях. Было выявлено, что туризм на типичном доме на колесах в среднем от 23 до 59% экономичнее, чем с использованием самолетов, гостиниц и ресторанов. Опыт кемпинг-индустрии в США показывает, что развитие этого сектора имеет перспективу и основания для увеличения спроса со стороны российских туристов.
Источники:
2. University of Michigan, RV consumer demographic profile. Recreation vehicle industry association.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 12:19:03