Inner structure of a region as a system
Download PDF | Downloads: 21
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11 / June, 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article presents the theoretical backgrounds of the study of the region structure according to the characteristic features of this structure. The subsystems of the region structure are determined and analyzed.
Keywords: region, regional governance, social-economic system, the structure of a region
К числу ключевых проблем современного развития России относится эффективное социально-экономическое становление каждого из ее регионов на основе последовательного реформирования рыночных институтов и проведения грамотной структурной перестройки региональной экономики. Базой для любого регионального исследования является изучение внутренней структуры региона и системосодержащей среды.
Признаки структуры региона
Одна из важнейших характеристик региона как системы – его структурированность или, как называет Г. Клейнер, «структуризация, т.е. представление системы в виде устойчивой совокупности элементов и связей (отношений) между ними» [5]. В современной научной литературе пока не сложился единый подход к данному вопросу.
Аналитическим методом как этапом экономических исследований, согласно мнению Ю. Хаустова и П. Канапухина, произведем расчленение экономических систем на подсистемы, а последние, в свою очередь, на элементы [15].
Различные подходы к структурированию региона представлены в работах Г. Фетисова и В. Орешина [14], И. Калинниковой [4], Е. Коваленко [8], А. Бондаренко и Н. Вакуленко [3], А. Чистобаева и М. Шарыгина [16]. По мнению автора, все они имеют общий недостаток, который выражается в том, что авторы структурируют регион только по одному признаку.
Учитывая взгляды вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод, что регион, являясь многомерной системой, структурирован по ряду признаков:
– по территориально-административному признаку регион представляет собой совокупность элементов – муниципальных образований;
– по отраслевому признаку регион может быть представлен как совокупность подсистем – отраслей;
– с позиции сбалансированности рынков структура региона может быть представлена как баланс спроса и предложения, производственной и непроизводственной сферы и т.д.;
– с позиции потенциала и ресурсов регион как система состоит из трех подсистем: социальной, экономической и экологической, совместное функционирование которых определяет динамику его развития. Элементами или частями этой системы являются ресурсы и потенциал территории, приводимые в действие субъектом управления;
– по организационному признаку. Данный признак требует более подробного рассмотрения.
Тиражируя подход Г. Клейнера [6] применительно к региону, можно выделить три подсистемы: общество (население), бизнес (предприятия и организации), региональная власть: исполнительная, законодательная и судебная. Каждая из этих подсистем действует в масштабе региона, однако их можно рассматривать и как относительно самостоятельные. В данном подходе раскрывается содержание системы как образования, соединенного частями – подсистемами. Этот аспект отражен в работе У. Эшби «Введение в кибернетику» [17].
Между всеми частями – «власть», «общество» и «бизнес» – имеется обратная связь, т.е. все части взаимодействуют друг с другом или, иными словами, действие между частями системы имеет круговой характер [17].
Транслируя идеи Г. Клейнера к региональной экономике, отметим, что и региональная власть, и бизнес, и общество, в конечном счете, проявляют себя через деятельность одних и тех же индивидов (агентов) [6]. Однако в каждом конкретном случае действия последних могут быть, как правило, классифицированы и отнесены к процессам функционирования одной или нескольких из указанных структур (населения, региональной власти, бизнеса).
Тот факт, что одни и те же индивиды одновременно выступают представителями различных частей системы, свидетельствует о наличии внутреннего противоречия.
Вопрос выявления характера и динамики внутрисистемных противоречий, а также способов управления ими заслуживает отдельного внимания. Можно считать аксиомой, что противоречия пронизывают все системы, их окружение и, собственно, определяют характер внутрисистемных и межсистемных связей. Разрешение одних противоречий неизбежно приводит к появлению новых [13].
Наряду с вышеобозначенным, имеется еще одно внутрисистемное противоречие – одни и те же индивиды являются одновременно и объектом, и субъектом регионального управления.
Формы жизнедеятельности региональных подсистем
Региональные подсистемы, как уже было отмечено, могут являться субъектом регионального управления. Региональная власть обеспечивает достижение своих целей и использует собственные возможности посредством должностных лиц (чиновников), представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Бизнес реализуется, во-первых, в деятельности хозяйствующих субъектов, во-вторых, в создании ими различных институтов – ассоциаций, объединений (Ассоциация сельхозтоваропроизводителей, Ассоциация банкиров и страховщиков, Торгово-промышленная палата области и др.), которые формируют интересы и позиции предприятий, организаций. И здесь уместно вспомнить мнение Г. Клейнера, высказанное им в рамках исследования теории предприятия: «Предприятие выступает либо в виде объекта регулирования (макротеория), либо в роли действующего лица (микротеория), либо в качестве реципиента или донора институтов (институциональная теория)» [6].
Связь населения с властью и бизнесом осуществляется через формирование действующих институтов гражданского общества: партий, объединений, союзов, общественных организаций, кооперативов и прочих (Общественная палата, общественные организации инвалидов, общественная организация матерей инвалидов-афганцев и пр.), которые обозначают позицию общества по различным вопросам жизни региона. Бизнес и общество, с одной стороны, через сформированные позиции могут оказывать косвенное влияние на региональную власть и, с другой стороны, влиять на потенциал и ресурсы в процессе своей деятельности и выступать, таким образом, в качестве субъекта регионального управления. Подсистемы, представляющие население и бизнес, являются объектами регионального управления.
Резюмируя вышесказанное и приняв за основу подход Г. Клейнера [5], определим, что взаимное влияние региональной власти, бизнеса и общества реализуется в целом следующим образом: региональная власть регулирует и стимулирует бизнес и способствует организации общества; бизнес определяет возможности и мощь региональной власти и формирует экономические интересы населения; общество «воспитывает» региональную власть, указывает бизнесу цели и ограничения развития.
Структурирование региона по различным признакам наглядно демонстрирует целостность, которая, по мнению Г. Клейнера, «понимается в двух смыслах: во-первых, как полнота состава и теснота внутренних взаимосвязей элементов институциональной системы, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны, и, во-вторых, как соответствие ее общему вектору социально-экономической эволюции, характерной для данной страны» [5]. В нашем случае это применимо к региону.
Представленное структурирование региона как системы развивает определенную Г. Клейнером сущность системной парадигмы [7]. При этом регион служит ареной взаимодействия муниципальных образований, отраслей, рынков, институтов, а также социальной, экономической и экологической подсистем.
Вывод
Результаты проведенных исследований позволили автору уточнить и расширить определение экономической сущности дефиниции «регион» с позиции системности. По мнению автора, регион – это кибернетическая многомерная система, которая является, с одной стороны, подсистемой системы более высокого порядка, с другой – самостоятельной системой, деятельность управляющих институтов (субъектов управления) которой направлена на рациональное использование потенциала и ресурсов (объекта управления) и преобразование их в региональный продукт на основе комплексного территориального развития, оптимального отраслевого развития, сбалансированного развития рынков.
Исследование экономической сущности региона как системы является базой для создания грамотного процесса управления и определения основных векторов социально-экономического развития региона.
Страница обновлена: 27.05.2025 в 05:31:15