Малые формы хозяйствования на селе: тенденции и перспективы развития

Измалков А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (255), Май 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Измалков А.А. Малые формы хозяйствования на селе: тенденции и перспективы развития // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 9. – С. 101-108.

Аннотация:
В статье рассмотрены динамика развития и современное состояние субъектов малого предпринимательства в аграрном секторе экономики Воронежской области. Проанализированы основные мероприятия по созданию условий для дальнейшего стабильного и устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе.

Ключевые слова: устойчивое развитие, животноводство, Воронежская область, растениеводство, малые формы хозяйствования, сельские поселения



Экономическая стабильность сельских поселений существенно зависит от устойчивого развития субъектов малого предпринимательства, находящихся на их территории. В связи с этим актуальным является вопрос создания условий для дальнейшего усовершенствования функционирования малых форм хозяйствования на селе.

Сельскохозяйственные культуры Воронежской области

В настоящее время «малую сельскую экономику» Воронежской области представляют более 3500 крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также свыше 360 тысяч личных подсобных хозяйств населения. Их усилиями обрабатывается более 700 тысяч гектаров пашни, что составляет четверть общей площади в области.

Малые формы хозяйствования на селе, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), в совокупности производят в стоимостном выражении более половины общего объема валовой продукции сельского хозяйства региона. В таблице 1 приведена структура производства основных товарных сельскохозяйственных культур по категориям хозяйств в Воронежской области.

Таблица 1

Структура производства основных товарных сельскохозяйственных культур по категориям хозяйств в Воронежской области, %

Годы
Зерновые культуры
Сахарная свекла
Подсолнечник
С.-х. пред-приятия
К(Ф)Х
ЛПХ
С.-х. пред-приятия
К(Ф)Х
ЛПХ
С.-х. пред-приятия
К(Ф)Х
ЛПХ
1990
99,4
-
0,6
100,0
-
-
98,9
-
1,1
1995
93,0
2,9
4,1
92,9
3,1
4,0
91,8
6,0
2,2
2000
92,9
4,2
2,9
93,5
3,2
3,3
90,4
8,5
1,1
2005
84,6
14,1
1,3
84,6
11,8
3,6
79,3
20,3
0,4
2009
80,4
18,5
1,1
82,0
13,2
4,8
72,7
27,1
0,2
2010
84,3
14,4
1,3
83,9
12,6
3,5
79,3
20,3
0,4
2011
78,7
19,9
1,4
80,8
17,0
2,2
74,2
25,5
0,3
Источник: [1].

За время реформ гомогенная, по сути, структура производства основных товарных культур существенно трансформировалась. В этот период в растениеводстве сформировался особый хозяйственный уклад – крестьянские (фермерские) хозяйства.

В 1990 г. хозяйства населения занимали в производстве картофеля 86%, в 2011 г. – 84,5%, тогда как сельскохозяйственные организации 14 и 7 % соответственно. В структуре производства овощей личные подсобные хозяйства стали доминировать уже в период реформ. Если в 1990 г. на их долю приходилось 48,4% общего объема производства, то в 2011 г. – 88,6%. Крестьянские (фермерские) хозяйства производили в 2011 г. лишь 8,5% картофеля и 6,2% овощей.

В производстве зерновых, сахарной свеклы и подсолнечника в настоящее время используются индустриальные технологии, эффект которых наиболее проявляется при крупномасштабном производстве в сельскохозяйственных организациях. Личные подсобные хозяйства, имеющие небольшие наделы, специализировались на производстве маломеханизированной, трудоемкой продукции (картофель, овощи). К(Ф)Х на современном этапе занимают промежуточную позицию. Многие из них используют старую, морально устаревшую технику еще советского периода. Их дальнейший прогресс, по нашему мнению, необходимо связывать с развитием кооперации, в которую также должны включаться и ЛПХ.

Производство животноводческой продукции

Личное подворье и крестьянские (фермерские) хозяйства на конец анализируемого периода стали абсолютно преобладать в производстве мяса крупного рогатого скота, свиней и овец, а в производстве молока наблюдается паритет между сельскохозяйственными организациями и хозяйствами населения. Удельный вес поголовья скота крестьянских (фермерских) хозяйств в целом по области составляет: по КРС – 3,4 %, свиньям – 4,7 %, по овцам и козам – 8,7 %. Производство молока и мяса от общего объема данных видов продукции, произведенной всеми категориями хозяйств, составляет соответственно 1,5 и 3,5%. В таблице 2 представлена структура производства животноводческой продукции по категориям хозяйств в Воронежской области.

Таблица 2

Структура производства животноводческой продукции по категориям хозяйств в Воронежской области, %

Годы
Производство мяса КРС, в живом весе
Производство мяса свиней, в живом весе
Производство мяса овец и коз, в живом весе
Производство мяса птицы, в живом весе
Производство молока
Производство шерсти
Производство яиц
С.-х.
организации
ЛПХ и К(Ф)Х
С.-х.
организации
ЛПХ и К(Ф)Х
С.-х.
организации
ЛПХ и К(Ф)Х
С.-х.
организации
ЛПХ и К(Ф)Х
С.-х.
организации
ЛПХ и К(Ф)Х
С.-х.
организации
ЛПХ и К(Ф)Х
С.-х.
организации
ЛПХ и К(Ф)Х
1990
89,3
10,7
75,1
24,9
51,5
48,5
58,4
41,6
79,3
20,7
89,5
10,5
67,0
33,0
1995
69,0
31,0
32,7
67,3
23,0
77,0
49,8
50,2
65,9
34,1
64,8
35,2
56,5
43,5
2000
51,1
48,9
21,1
78,9
10,8
89,2
22,7
77,3
57,8
42,2
45,9
54,1
51,7
48,3
2005
41,0
59,0
26,2
73,8
3,8
96,2
52,1
47,9
50,4
49,6
26,5
73,5
54,4
45,6
2006
39,7
60,3
21,2
78,8
5,0
95,0
57,8
42,2
47,0
53,0
17,9
82,1
55,3
44,7
2007
35,8
64,2
20,3
79,7
2,5
97,5
51,0
49,0
42,4
57,6
16,3
83,7
51,8
48,2
2008
35,4
64,6
21,9
78,1
2,6
97,4
59,2
40,8
43,7
56,3
13,8
86,2
50,8
49,2
2009
34,0
66,0
27,6
72,4
2,5
97,5
74,9
25,1
47,0
53,0
14,9
85,1
52,0
48,0
2010
37,9
62,1
32,6
67,4
4,9
95,1
82,2
17,8
46,6
53,4
15,2
84,8
52,3
47,7
2011
33,4
66,6
35,6
64,1
5,1
94,9
84,4
15,6
46,9
53,1
11,5
88,5
55,2
44,8
2012
36,3
63,7
43,8
56,2
5,9
94,7
84,7
15,3
50,3
49,7
16,1
83,9
57,6
42,4
Источник: [4].

Из данных таблицы 2 видно, что за последние 2–3 года произошли определенные позитивные изменения в развитии отрасли животноводства на базе малых форм хозяйствования на селе. В настоящее время в регионе проводится крупномасштабная работа по развитию специализированного мясного скотоводства. Перспективность этого направления обусловлена благоприятным климатическим положением региона и имеющимися в области более 1 млн гектаров пастбищ, 20% из которых являются уникальными, приречными.

Сегодня проекты по развитию мясного скотоводства реализуют не только крупные сельскохозяйственные предприятия, но и представители малого сельского предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Если на начало 2010 г. в фермерских хозяйствах имелось 340 голов мясного скота, то уже к концу 2012 г. – 3140 голов. В настоящее время в фермерских хозяйствах поголовье крупного рогатого скота, используемое в мясном скотоводстве, превысило 5000 голов.

Государственная поддержка сельского предпринимательства

Решающее значение для стабильного и устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе, по мнению автора, имеют меры государственной поддержки. В рамках государственной программы Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка» на период до 2020 г. предусмотрена реализация подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования», которая включает в себя следующие основные направления:

– государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования;

– поддержка начинающих фермеров;

– развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

– оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.

Одним из факторов успешного развития малых форм хозяйствования на селе является наличие свободного доступа к кредитным и заемным средствам.

В 2013 г. представителями малого сельского предпринимательства региона привлечено около 2000 кредитов на общую сумму 1,7 млрд рублей, что на 20% превышает аналогичный показатель 2012 г. и в 1,6 раза уровень 2008 г. [2].

За счет средств областного и федерального бюджетов сумма выплаченной субсидии по этим кредитам и займам составила 57,64 млн рублей [3].

Существенным шагом в развитии фермерства на селе с 2012 г. стала реализация в области мероприятий по государственной поддержке начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм. Механизм данного вида государственной поддержки заключается в предоставлении грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство и на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.

За 2012–2013 гг. по результатам конкурсного отбора грантовую поддержку получили 165 хозяйств начинающих фермеров и 14 семейных животноводческих ферм на общую сумму 127,5 млн рублей [3]. Предоставленные средства фермеры используют на покупку земли сельскохозяйственного назначения, приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных помещений, на покупку сельскохозяйственных животных, техники и инвентаря, семян, удобрений, средств защиты растений.

С 2011 г. в Воронежской области оказывается государственная поддержка К(Ф)Х и индивидуальным предпринимателям, занимающимся сельскохозяйственной деятельностью, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения путем возмещения части затрат на проведение кадастровых работ. За прошедший период эта мера господдержки оказана фермерам при оформлении в собственность 7480 гектаров, используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Указанной поддержкой могут воспользоваться лишь главы фермерских хозяйств, оформившие в собственность свои земли после 1 января 2011 г.

Перечисленные меры поддержки являются специфическими для малых форм хозяйствования. Одновременно крестьянским (фермерским) хозяйствам, наряду с другими сельхозтоваропроизводителями региона, оказывается финансовая поддержка в рамках прочих подпрограмм государственной программы.

В развитии малого сельского предпринимательства положительную роль сыграло создание в регионе информационно-консультационных центров (ИКЦ). В настоящее время ИКЦ осуществляют свою деятельность в 30 муниципальных районах. Основная их функция заключается в оказании населению консультационных услуг по вопросам создания и организации собственной предпринимательской деятельности, государственной поддержки, вопросам производственно-технологического характера, бухгалтерского учета, составления и экспертизы бизнес-планов и другим.

Развитие сельского предпринимательства во многом зависит от качества и комфортности проживания на селе. В регионе завершилась реализация областной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», в рамках которой в 2009–2013 гг. в сельской местности построено и приобретено 1624 квартиры общей площадью 123,6 тыс. кв. метров, введены в эксплуатацию 408,9 км водопроводных сетей, более 580 км газовых сетей низкого давления и 16,8 км электрических сетей [5].

В соответствии с мероприятиями программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 года», в регионе предусмотрены бюджетные средства на строительство ФАПа, спортивных площадок, 18,3 тыс. кв. метров жилья для 204 сельских семей, 81,9 км водопроводов, 2,1 км электрических сетей и 1 объекта комплексной компактной застройки в Верхнехавском муниципальном районе.

Выводы

Учитывая серьезный вклад в экономику региона и существенный рост производственных сельскохозяйственных показателей, с полной уверенностью можно утверждать об эффективном функционировании малых форм хозяйствования в сельской местности Воронежской области. Дальнейшее их развитие позволит обеспечить устойчивое существование сельских территорий.


Источники:

1. Сельское хозяйство Воронежской области (шифр 0310). Стат.сб. – Воронежстат, 2013.
2. Отчет департамента аграрной политики Воронежской области о ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (форма ГП-20) «Информа-ция об объеме кредитов (займов), полученных в Российских кредитных организациях и кредитных потребительских кооперативах, подлежащих субсидированию» по состоя-нию на 01.01.2009 г.; на 01.01.2013 г.; на 01.01.2014 г.
3. Отчет департамента аграрной политики Воронежской области о ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (форма ГП-30) «Отчет о расходах бюджета субъекта РФ (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета (по выплаченным субсидиям)» по состоянию на 01.01.2013 г.; на 01.01.2014 г.
4. Отчет департамента аграрной политики Воронежской области о ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (форма ГП-27Р) «Сведения о мясном скотоводстве (все категории хозяйств)» по состоянию на 01.01.2010 г.; на 01.01.2013 г.
5. Отчет департамента аграрной политики Воронежской области Министерству сельского хозяйства РФ о реализации областной целевой программы «Социальное раз-витие села до 2013 года» за 2013 г.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:42:03