Кластерные технологии в системе управления региональным развитием

Анохина М.Е., Мочальников В.Н., Коростелев Д.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (255), Май 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования влияния кластерных технологий на процесс социально-экономического развития региона. Показаны основные преимущества кластерных структур, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов и инновационное развитие территорий. На примере создания и развития Северокавказского туристического кластера раскрыты проблемы использования кластерных технологий в управлении региональным развитием, и в качестве основной из них определена проблема кадрового обеспечения. Для решения данной проблемы на основе прогноза количества кадровых ресурсов и имеющегося образовательного потенциала региона авторами разработана модель отраслевого образовательного кластера в области туризма и сервиса, рекомендована организационно-функциональная структура корпоративного университета и сформирована модель взаимодействия центра оценки и сертификации с органами исполнительной власти, образовательными учреждениями и заинтересованными организациями.

Ключевые слова: кластер, региональное развитие, кластерные технологии, корпоративный университет, северокавказский туристический кластер, отраслевой образовательный кластер, центр оценки и сертификации квалификаций



Процессы регионализации, характерные для современной экономической ситуации, обусловливают необходимость создания системы управления региональным развитием, которая должна быть ориентирована с одной стороны на максимизацию использования потенциала региона, с другой – обеспечивать положительную национальную экономическую динамику. Изучение проблемы регионального развития позволило обосновать в качестве одного из направлений ее решения использование кластерных технологий.

Использование кластерного подхода для регионального развития

Систематизируя опыт зарубежных стран по использованию кластерного подхода, следует отметить, что кластеризация как система в зарубежной практике характеризуется разнообразием и отсутствием универсальности, что обусловлено отраслевыми и национальными факторами. Но при этом можно выделить 12 общих характерных признаков кластера: возможности по исследованию и развитию, мастерство рабочей силы, развитие трудового потенциала, доступ к специализированным услугам, близость поставщиков, наличие капитала, отношения с поставщиками оборудования, ассоциирующиеся структуры, интенсивность формирования сетей, предпринимательская энергия, инновации и обучение, коллективное видение и руководство. Причем в качестве критически важного показателя выделяется специализированная рабочая сила. Поэтому специализированное обучение рабочей силы является обязательным и самым важным элементом региональных кластерных программ.

К сожалению, в отечественной практике использование кластерных технологий как инструментария управления региональным развитием ограничено, что и обусловливает необходимость разработки методических и практических подходов к созданию и функционированию кластеров на определенной территории, что безусловно будет способствовать положительной экономической динамике и повышению конкурентоспособности региональных систем.

Кластерные структуры, формируемые в регионе, позволяют усилить процессы экономической динамики, способствуют повышению региональной конкуренто-способности и обеспечивают инновационное развитие территорий.

Кластеры активизируют предпринимательство в регионе, т.к. высокая степень специализации как характерная черта кластерной структуры стимулирует создание новых фирм, ориентированных на определенную рыночную нишу, и за счет преобладания горизонтальных интегрированных связей снижает барьеры «входа» новых участников в кластерные образования.

Общая экономическая устойчивость предприятий, входящих в кластер, достигается за счет доступа к ресурсам, трансферта знаний и технологий, партнерских отношений, формирования особой конфигурации прав собственности на различные объекты, обеспечивающей более эффективное их использование. В свою очередь повышение устойчивости хозяйствующих субъектов региона создает основу для региональной экономической динамики. Увеличиваются налоговые поступления в региональный бюджет, улучшается материально-техническая база региона, повышается его инвестиционная привлекательность. Следует отметить и возможность формирования комплексного знания за счет соединения в кластере потенциала фундаментальной науки, НИОКР, производства, сбыта.

В современных условиях деление региональной экономики на отрасли в рамках традиционного подхода к управлению утрачивает свою действенность, т.к. на первый план выходят взаимосвязи фирм и организаций, которые носят межотраслевой характер. Поэтому управлять необходимо связями, что и позволяет обеспечить кластерный подход. При этом повышается эффективность взаимодействия не только технологически связанных организаций, но и обеспечиваются партнерские взаимоотношения между бизнесом, государством, торговыми ассоциативными структурами, исследовательскими и образовательными учреждениями.

В условиях ограниченных возможностей региональных органов власти осуществлять жизненно важные функции по стратегическому развитию территорий, размещению производительных сил, межотраслевому взаимодействию, балансировке региональной экономической структуры, кластерные технологии могут стать основой региональной экономической политики, эффективно интегрированной в национальную экономическую систему. Таким образом, будет формироваться новый технико-промышленный и социально-культурный уклад.

Российские кластеры

В настоящее время подход к региональному развитию, основанный на кластерах, находит все большее понимание в России. В шести регионах сформированы кластеры, которые вошли в перечень The European Cluster Collaboration Platform (ECCP) (см. табл. 1).

Таблица 1

Российские кластеры из The European Cluster Collaboration Platform (ECCP)

Регион
Наименование кластера
Отраслевая сфера деятельности
Пензенская
область
Пензенский кондитерский кластер
Агропродовольственная сфера
Биомедицинский кластер Пензенской области
Биотехнологии
Пензенский инновационный кластер универсальных компонентов и систем измерения
Электроника, электронное оборудование
Пензенский стекольный кластер
Оптика и фотоника
Пензенский туристический кластер
Туризм
Мебельный кластер Пензенской области
Деревообработка, мебельная промышленность
Республика
Татарстан
Синарский трубный завод
Пластик
Самарская
область
Волжский автомобильный кластер
Автомобилестроение
Свердловская
область
Уральский фармацевтический кластер
Химия
Екатеринбургский медицинский кластер
Здравоохранение, медицинская техника
Уральский ИТ-кластер
Информационно-коммуникационные технологии
Уральские локомотивы
Транспортная инфраструктура
Томская область
Кластер «Фторидные технологии»
Химия
Кластер «Твердотельная СВЧ- электроника»
Электроника, электронное оборудование
Кластер «Западно-Сибирский атомно-промышленный альянс»
Энергетика
Кластер «Информационные технологии»
Информационно-коммуникационные технологии
Лесной кластер
Деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, производство мебели
Инновационный территориальный кластер «Фармацевтика и медицинская техника»
Здравоохранение, медицинская техника
Калужская область
НП «Калужский фармкластер»
Биофармацевтика
Источник: [1].

Институциональная платформа развития кластеров в регионах при явно спонтанной национальной политике в этой сфере достаточно активно формируется. Примерами могут служить Центры кластерного развития Татарстана, Астраханской, Воронежской, Томской, Курганской областей; Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области.

Но данные инициативы, масштабность и темп формирования кластерных структур не позволяют России занять достойное место в рейтинге по уровню развития кластеров в стране. Такой рейтинг строится в рамках информационной базы по определению Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (см. табл. 2).

Таблица 2

Сопоставление России по уровню развития кластеров в системе расчета Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума

(Global Competitiveness Index-GCI)

Страна
2009-2010 гг.
2010-2011 гг.
2011-2012 гг.
2012-2013 гг.
2013-2014 гг.
Кол. оценка
Место в рей-тинге*
Кол. оценка
Место в рей-тинге*
Кол. оценка
Место в рей-тинге*
Кол. оценка
Место в рей-тинге*
Кол. оценка
Место в рей-тинге*
Россия
3,0
90
3,2
87
3,2
92
3,0
114
3,1
124
Бразилия
4,2
29
4,5
23
4,5
25
4,5
28
4,5
26
Германия
4,9
11
5,0
12
4,9
13
5,1
8
5,4
4
Индия
4,6
20
4,2
29
4,2
31
4,5
29
4,9
16
Италия
5,4
3
5,5
1
5,4
1
5,3
2
5,5
2
Китай
4,7
16
4,7
17
4,7
17
4,6
23
4,6
24
Казахстан
3,3
76
3,2
85
3,3
85
3,1
110
3,1
126
США
5,4
2
5,1
6
5,1
9
5,0
12
5,2
6
Япония
5,5
1
5,4
2
5,3
3
5,2
5
5,2
7
*В Индексе 2013-2014 - 148 стран; в Индексе 2012-2013 – 144 страны; 2011-2012 – 142 страны; в Индексе 2010-2011 – 139 стран; в Индексе 2009-2010 – 133 страны.

Источник: [2].

Позиция России значительно ухудшилась – если в 2009-2010 гг. это было 90-е место, то в настоящий момент страна занимает 124 место. Количественная оценка развития кластеров в стране по семибалльной шкале (где 1 – в стране отсутствуют хорошо развитые кластеры, 7 – они представлены во многих областях) за последние 5 лет не превышала 3,2 баллов.

Необходимость активизации процессов кластеризации в регионах очевидна, но при этом важно обеспечить согласованность региональных инициатив с общестрановыми национальными проектами. Примером такого подхода могут служить комплексные мероприятия по созданию и развитию туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Создание и развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея

Созданная кластерная структура является сложной и в методологическом, и в технологическом плане ее воплощения.

Она рассчитана на объем турпотока порядка 10 млн туристов в год и включает в себя ряд горных курортов мирового класса: «Лагонаки» (Краснодарский край и Республика Адыгея), «Архыз» (Карачаево-Черкесская Республика), «Эльбрус-Безенги» (Кабардино - Балкарская Республика), «Мамисон» (Республика Северная Осетия - Алания), «Матлас» (Республика Дагестан), «Цори» и «Армхи» (Республика Ингушетия). Эта площадка должна стать новейшим российским полигоном для создания на ней современного конкурентоспособного регионального туристического кластера с мощным мотивационным ядром и самым разнообразным перечнем турпродуктов по всем вовлекаемым в проект субъектам РФ. Но на пути разработки и реализации Северокавказского проекта есть немало сложных проблем, к которым, прежде всего, следует отнести следующие.

1. Пассивность малого бизнеса, который лежит в основе бизнес-модели туризма как сферы деятельности. В регионе нет необходимого количества квалифицированных кадров, имеют место традиционные опасения по отношению к бюрократии и государственной машине, действует коррупционная составляющая. В результате – микропредприятия Северного Кавказа, которые могут стать базой бизнес-модели туркластера, составляют лишь 2,13% от общего числа региональных компаний, а их оборот - только 2,29% [3]. Проблема обусловлена не только региональными факторами, но и общенациональными пробелами в формировании культуры малого и среднего бизнеса.

2. Отсутствие приемлемого баланса между рисками и доходностью, что часто является причиной низкой заинтересованности бизнеса в реализации проекта. Задача государства – минимизировать риски, что обеспечивается преференциями в области налогообложения - обнуление федеральной части налога на прибыль (2%), возможное снижение до нуля региональной части (сейчас 18%), освобождение на срок до десяти лет от налогов на имущество и землю, транспортного налога. Плюс бесплатная инфраструктура для частных инвесторов и, по сути, символическая плата за предоставляемые земельные участки.

3. Высокий уровень криминализации обстановки обусловливает ограниченность финансовых возможностей малого и среднего бизнеса. При наличии подцели проекта - обеспечить условия для выгодного участия малого и среднего бизнеса в проекте (минимальные вложения собственных средств, структурирование привлечения кредитов и займов под дотируемые проценты), в сложных криминальных условиях делает проблематичным процесс ее достижения.

4. Безопасность проекта как следствие социальных проблем в регионе. Снижение уровня безработицы, повышение экономической стабильности при функционировании кластера будут способствовать заинтересованности жителей в обеспечении безопасности гостей. Следует учесть, что местные жители могут обеспечить безопасность иногда гораздо эффективней федеральных силовых структур. В рамках проекта разработана и реализуется комплексная система безопасности туристического кластера, которая в принципе продемонстрирована как эффективная в период проведения зимних Олимпийских игр в Сочи.

5. Неразвитость системы формирования спроса отечественных потребителей на турпродукты кластера. Необходимо формировать стимулы для регионов-поставщиков турпотоков, в том числе развивая и социальный туризм. При этом следует задействовать отечественные профсоюзы, пенсионные фонды, страховые и прочие структуры, у которых имеется опыт хорошего влияния на направленность турпотоков в сторону своих курортов.

6. Недостаточная корреляция регионального статуса проекта и действий (а очень часто бездействий) федерального центра. К таким разбалансирующим моментам, которые сдерживают процесс реализации проекта, можно отнести высокий уровень транспортных тарифов, что ограничивает отечественные и зарубежные турпотоки. Кроме того, из-за высокого ценового уровня горнолыжный туризм является экономически недоступным большей части населения страны. Следует отметить, что интеграция Северокавказского кластера в национальную экономическую систему затруднена и в силу того, что показатели социального развития российских регионов пока никак не увязаны с ключевыми параметрами проекта.

7. Значительный кадровый дефицит кластера. Существующая сейчас потребность Северного Кавказа в новых рабочих местах в количестве 500 тыс. может быть сокращена на 30% при появлении курортов. Но в рамках кластера прогнозируется дефицит рабочей силы к 2025 г. в объеме более 200 тыс. пар рабочих рук [4].

Проблемы, возникающие в ходе реализации кластерных технологий

Следует отметить, что проблемы, возникающие в ходе реализации кластерных технологий в Северокавказском регионе, прежде всего обусловлены пробелами в кадровом обеспечении на всех организационных уровнях. Глобальная конкуренция и сосредоточение туризма создают множество проблем для завоевания лояльности клиентов и для создания прочного конкурентного преимущества на рынке туристического продукта. Успех и конкурентоспособность туристического направления зависит от множества факторов, один из важнейших среди которых – человеческие ресурсы (см. рис. 1).

Источник: [5].

Рис. 1. Факторы конкурентоспособности отрасли путешествий и туризма

Качество рабочей силы зависит от уровня образования и практических навыков. Если у людей, занятых в туристическом секторе, нет необходимых навыков и умений, и отрасль не может обеспечить себя кадрами необходимого уровня подготовки, как следствие возникает отрицательный эффект на смежные отрасли, потенциал экономического роста. Человеческие ресурсы являются важной и чувствительной частью управления туризмом из-за своей роли в установлении контакта с приезжающими как пользователями услуг.

Качество персонала влияет на качество услуг в туристической сфере и на конкурентоспособность отрасли. Таким образом, процесс стимулирования создания новых рабочих мест должен быть сопряжен с разработкой и принятием мер по созданию условий, способствующих:

- повышению качества рабочей силы (образовательные программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров и безработных граждан, поддержка трудоустройства и обеспечение стажировок молодежи) и достижению баланса между будущим спросом и предложением на определенные специальности на рынке труда. Должен быть использован потенциал и опыт профильных ведущих высших учебных заведений и учебных заведений среднего и начального профессионального образования в приоритетных для региона секторах: туризме и сервисе, строительстве и сельском хозяйстве. Максимальное включение в проект местной рабочей силы позволит усилить позитивный экономический эффект от инвестиций в экономику региона;

- созданию условий для развития внутренней мобильности населения;

- повышению эффективности функционирования специальных институтов на рынке труда (развитие центров занятости и ресурсных центров).

Прогноз потребности трудовых ресурсов в курортно-рекреационной и смежных отраслях до 2025 г., основанный на результатах расчетов модели прогнозирования, позволяет сделать вывод, что потребность регионов в трудовых ресурсах не будет удовлетворена. По результатам прогноза, для развития туристического кластера возникнет потребность в размере 78526 человек. Развитие туристической отрасли будет стимулировать развитие смежных отраслей, потребность которых к 2025 г. составит 167926 человек.

Предпосылки для создания образовательного кластера в области туризма и сервиса

Привлечение квалифицированных сотрудников на работу в СКФО, Краснодарский край и Республику Адыгея из других регионов РФ или из-за границы может стать временным решением проблемы. Максимально возможный мультипликативный эффект развития местной экономики (не только курортно-рекреационной отрасли) возможен, если создаваемые рабочие места будут заняты местными кадрами. Для этого необходимо создать условия для повышения квалификации и непрерывного обучения местных специалистов по востребованным специальностям и профессиям, которые могут быть обеспечены на основе создания отраслевого образовательного кластера, формирования корпоративных университетов и центра оценки и сертификации квалификаций в туристско-рекреационной отрасли.

Целью создания отраслевого образовательного кластера в области туризма и сервиса на базе субъектов СКФО, Краснодарского края и Республики Адыгея является совершенствование территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на развитие туристического кластера и смежных отраслей. Для обеспечения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- обеспечить эффективное развитие сети образовательных учреждений в соответствии с требованиями и потребностями региональных рынков труда в области туризма и сервиса;

- обеспечить системную интеграцию образовательных учреждений всех уровней в области туризма и сервиса, а также смежных отраслей;

- создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся и выпускников.

Отраслевой образовательный кластер в области туризма и сервиса – это объединение учреждений профессионального образования и социальных партнеров для обеспечения потребности региональных рынков труда в области туризма и сервиса, а также смежных отраслей.

Принципиальная схема предлагаемого отраслевого образовательного кластера в области туризма и сервиса представлена на рисунке 2. Создание отраслевого образовательного кластера в области туризма и сервиса целесообразно осуществлять в организационной форме ассоциации. Основными преимуществами такой схемы взаимодействия являются:

- члены ассоциации не теряют статуса юридического лица и остаются самостоятельными организациями, действуя в рамках ассоциации;

- вхождение в ассоциацию в качестве ее члена не лишает организацию права вступления в иные ассоциации, союзы, объединения юридических лиц;

- объединяться в ассоциацию могут различные типы учреждений - как бюджетные, так и автономные.

В рамках предлагаемой модели целесообразно определить ядро кластера - ведущие вузы профессионального образования. Критерии выбора участников ядра образовательного кластера должны быть ориентированы на учет имеющейся учебно-методической базы, опыта подготовки специалистов в области туризма и сервиса, геостратегического положения образовательных учреждений. Учет данных критериев позволил определить в качестве участников ядра кластера 2 базовых образовательных учреждения профессионального образования: ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (Ставропольский край) и ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» (Краснодарский край) и автономную некоммерческую организацию «Российский Международный Олимпийский Университет».


Ядро кластера

Принятые сокращения: ОУ НО – образовательное учреждение начального образования; ОУ СПО – образовательное учреждение среднего профессионального образования; ФГБОУ ВПО – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования; АНО – автономная некоммерческая организация; ЦОСК – центр оценки и сертификаций квалификаций; МРЦ – межрегиональный ресурсный центр.

Рис. 2. Концептуальная схема отраслевого образовательного кластера в области туризма и сервиса на базе субъектов СКФО, Краснодарского края и Республики Адыгея

В рамках стратегии привлечения трудовых ресурсов в СКФО, Краснодарский край и Республику Адыгея, предлагается создание в каждом субъекте РФ, на территории которых планируется строительство туристического кластера, учебных заведений начального (ОУ НО) и среднего профессионального образования (ОУ СПО), ориентированных на подготовку высококвалифицированных кадров в области курортного дела на методологической базе Российского международного олимпийского университета.

Создание корпоративных университетов, обеспечивающих подготовку, переподготовку и повышение квалификации по специальностям и профессиям курортно-рекреационной отрасли, является одним из основных механизмов стратегии привлечения трудовых ресурсов в СКФО, Краснодарский край и Республику Адыгея.

Предпосылками создания корпоративных университетов являются:

- необходимость построения системы долгосрочного корпоративного обучения и развития персонала;

- несоответствие специфики подготовки студентов в образовательных учреждениях реальным потребностям развивающейся курортно-рекреационной отрасли (превалирование подготовки гуманитарных сотрудников при острой нехватке технических);

- необходимость подготовки высококвалифицированных управленческих кадров (инвесторы в туристической отрасли имеют материальную возможность для создания и развития гостиничной инфраструктуры, но не готовы ей управлять);

- рост и развитие туристического кластера.

Для достижения поставленных целей и задач, в рамках создания корпоративного университета, необходимо реализовать комплекс мероприятий по четырем основным направлениям:

- создание конкурентоспособных образовательных программ;

- создание инфраструктуры генерации и распространения знаний, конкурентоспособных технологий и инноваций;

- создание развернутой системы партнерских отношений с образовательными организациями, научными центрами, коммерческими и некоммерческими организациями; - формирование современной системы управления и инфраструктуры корпоративных университетов.

Рекомендуемая организационно-функциональная структура корпоративных университетов представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Принципиальная организационно-функциональная структура Корпоративного университета

Прибывающим на территорию туристического кластера туристам должен быть обеспечен уровень оказываемых услуг, соответствующий мировым стандартам. Именно поэтому особенно важен грамотный и комплексный подход к лицензированию и сертификации в туристско-рекреационной отрасли.

Основная цель системы оценки и сертификации квалификаций в туристско-рекреационной отрасли - обеспечение гарантии соответствия специалиста в области туристической деятельности сертификационным требованиям, правилам, единым стандартам и процедурам оценки и сертификации.

Основные задачи Центра оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) в туристско-рекреационной отрасли:

- содействие предприятиям, организациям и учреждениям туристско-рекреационной отрасли в подборе квалифицированных сотрудников, сертифицированных по профессиям в туризме;

- стимулирование мотивации сотрудников туристско-рекреационной отрасли в области непрерывного профессионального образования и обучения;

- создание условий для свободного перемещения рабочей силы по территории Российской Федерации и за рубежом;

- повышение уровня конкурентоспособности рабочей силы на внутрироссийском и международном рынке труда.

Важным моментом в организации деятельности ЦОСК является обеспечение его эффективного взаимодействия с другими участниками кластерного пространства.

Предлагаемая модель позволит обеспечить курортно-рекреационную отрасль кадровыми ресурсами на основе комплексного подхода, вовлечения в этот процесс всех заинтересованных лиц и максимального использования территориального потенциала.

Вывод

Проведенные исследования свидетельствуют об эффективности кластерных технологий в управлении региональным развитием. Использование кластеризации в туристической сфере объективно дает толчок развитию сферы образования в форме региональных образовательных кластеров. Таким образом, обеспечивается комплексный подход к решению проблем регионального развития.

В рамках проекта имеет место не просто оптимальное размещение новых мощностей в экономическом пространстве двух федеральных округов (ЮФО и СКФО), но и поиск новых направлений и способов социально-экономического развития региона и страны в целом. Масштаб и содержание проекта соответствует мировому уровню. И в случае успешной его реализации Россия может ежегодно получать порядка $100 млрд.

При этом следует отметить, что проект постепенно становится носителем новой идеологии - преобразования через кластеры стагнирующей экономической системы в динамично развивающуюся в целом и региона, в частности.


Источники:

1. The European Cluster Collaboration Platform (ECCP) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.clustercollaboration.eu/cluster-organisation.
2. Global Competitiveness Index-GCI [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness.
3. Главное - увидеть новые возможности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/south/2012/37/glavnoe--uvidet-novyie-vozmozhnosti/.
4. Анохина М.Е., Мочальников В.Н. Кластерные технологии и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 6. - С. 57-67.
5. V.J. Milić, B. Krstić. Human Resources in tourism as a factor of its employment and competitiveness growth – comparative analysis of Serbia and surrounding countries. Series: Economics and Organization Vol. 8, No 4, 2011, pp. 433 – 445.
6. Черникова С.А., Порвадов М.Г. Особенности формирования организационно-экономического механизма агропромышленного кластера // Молодой ученый. - 2010. - № 8-2. - С. 42-44.
7. Подпругин М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы // Российское предпринимательство. - 2012. - № 24 (222). - c. 214-221. - http://www.creativeconomy.ru/articles/27100/.

Страница обновлена: 20.11.2024 в 22:13:59