Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство в транспортном комплексе Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (46), Октябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Транспорт является одним из важнейших элементов экономики страны. Отличительной особенностью российской экономики по сравнению с зарубежными странами является существенно более высокий показатель транспортной работы на единицу ВВП. Это связано со специфической размещения производительных сил на территории страны, а также структурой транспортного комплекса. Динамика развития транспорта тесно корреспондируется с уровнем деловой активности в национальной экономике.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, дорожное хозяйство, транспортный комплекс
Часть 1. Роль и место транспорта в экономике России и зарубежных стран.
Транспорт является одним из важнейших элементов экономики страны. Отличительной особенностью российской экономики по сравнению с зарубежными странами является существенно более высокий показатель транспортной работы на единицу ВВП. Это связано со специфической размещения производительных сил на территории страны, а также структурой транспортного комплекса. Динамика развития транспорта тесно корреспондируется с уровнем деловой активности в национальной экономике.
Анализ экономического развития за последнее десятилетие показывает, что по мере ослабления темпов спада производства постепенно восстанавливался спрос на услуги грузового и пассажирского транспорта, и влияние транспортной составляющей в структуре факторов изменения динамики ВВП возрастало. В экономике России на долю транспорта в 2001 году приходилось 8,5% ВВП, 23,1% инвестиций в основной капитал и 5,3% иностранных инвестиций (табл. 1). На транспортных предприятиях работает 4,1 млн. человек, что составляет 6,4% от общей численности занятых в экономике России.
Таблица 1.
Доля транспорта в экономике России,
(в % к соответствующему общероссийскому показателю)
|
1990
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
| |
Валовая добавленная стоимость
|
8,8
|
10,3
|
10,6
|
10,7
|
9,4
|
7,9
|
7,5
|
8,5
| |
Среднегодовая численность работников
|
6,6
|
6,6
|
6,6
|
6,6
|
6,3
|
6,3
|
6,4
|
6,4
| |
Основные фонды, по балансовой стоимости
|
13,3
|
12,7
|
12,1
|
12,1
|
12,0
|
12,1
|
12,6
|
12,8
| |
Инвестиции в основной капитал
|
10,9
|
13,2
|
13,5
|
15,2
|
14,4
|
18,6
|
23,8
|
23,1
| |
Иностранные инвестиции
|
|
0,4
|
1,3
|
0,4
|
2,7
|
5,5
|
9,3
|
5,3
| |
Сальдированный финансовый результат
|
9,4
|
12,0
|
14,0
|
16,5
|
|
17,2
|
8,2
|
9,7
| |
Объем платных услуг
|
|
28,0
|
25,3
|
26,0
|
24,5
|
25,7
|
25,9
|
25,3
|
Развитие транспортного комплекса в Российской Федерации в 1999-2002годах характеризуется исключительно высокими темпами роста. В 2002 году по сравнению с 1998 годом прирост грузооборота транспорта увеличился на 20,3% при росте ВВП на 28,2% и валовой продукции промышленности на 35,4%. С ростом доходов населения повышается спрос на транспортные услуги.
Состояние и уровень развития транспорта непосредственно влияют на основные экономические показатели - валовой внутренний продукт, динамику и уровень цен, доходы бюджета, уровень занятости населения и другие показатели. Отличительной особенностью российской экономики по сравнению с зарубежными странами, сопоставимыми по размерам территории и длине доставки грузов, является существенно более высокий показатель транспортных затрат в общей структуре производимой добавленной стоимости. Это связано со спецификой размещения производительных сил на территории страны, а также со структурой транспортного комплекса.
Динамика и направления развития транспортных сетей тесно корреспондируют с процессами реструктуризации национальной экономики. Анализ длительной ретроспективы развития транспортных коммуникаций показывает, что характер освоения и территорий России и размещения производительных сил достаточно тесно коррелирован с развитием железнодорожного транспорта. Однако, уже со второй половины ХХ века интенсивное развитие сетей автомобильных дорог стало оказывать существенное влияние на характер спроса на услуги транспорта. Опыт индустриально развитых стран показывает, что доля автотранспорта в транспортном балансе растет пропорционально увеличению валового внутреннего продукта.
Анализ развития транспортной системы России в период реформ показывает, что по мере становлений принципиально новой рыночной структуры экономики роль и значение автотранспорта и дорожного строительства систематически увеличивается. Плотность автомобильных дорог за период 1990-2001 года увеличилась в 1,35 раза, при этом во всех федеральных округах и субъектах Федерации наблюдался рост этого показателя. Развитие сети автодорог выступало фактором, компенсирующим выбытие железнодорожных путей и судоходных внутренних водных путей. По размещению и структуре сеть транспортных коммуникаций соответствует транспортно-экономическим связям и пассажиропотокам. Спад перевозок пассажиров и грузов за последнее десятилетие привел к образованию значительных резервов провозной способности. В то же время в отдельных отраслях транспорта ощущается недостаток мощностей и развитие сети инфраструктурных объектов, ограничивающих объемы перевозок.
При оценке роли и места транспорта в системе национального хозяйства необходимо учитывать исключительно развитую систему межотраслевых связей. Сопряженные отрасли, производящие материально-технические ресурсы и обеспечивающие условия для обслуживания потребителей на рынке услуг формируют растущий спрос на трудовые ресурсы.
Изменение роли и места транспорта в российской экономике определялось основными тенденциями реструктуризации национального хозяйства. Формирование адекватного рыночной экономике сектора услуг сопровождалось интенсивным перераспределением факторов производства в отрасли инфраструктуры. Сопоставление динамики изменения доли транспорта в ВВП с зарубежными странами (табл. 2) показывает, что формирование рыночной структуры российской экономики соответствует общемировым тенденциям развития сектора услуг.
Таблица 2
Доля добавленной стоимости транспорта и торговли в ВВП России и зарубежных стран
|
Оптовая и розничная торговля, общественное питание и гостиничное хозяйство
|
Транспорт, складское хозяйство и коммуникации
| ||
|
1990
|
2000
|
1990
|
2000
|
Российская Федерация
|
11,8
|
23,4
|
7,2
|
9,0
|
Австралия
|
13,7
|
13,3
|
8,6
|
8,5
|
Австрия
|
18,7
|
17,8
|
8,1
|
7,2
|
Бельгия
|
22,1
|
14,0
|
-
|
7,1
|
Канада
|
14,8
|
14,2
|
7,3
|
7,4
|
Республика Чехия
|
12,6
|
16,9
|
3,8
|
7,7
|
Дания
|
14,7
|
14,7
|
8,0
|
8,9
|
Финляндия
|
13,4
|
11,5
|
9,2
|
10,5
|
Франция
|
14,2
|
19,1
|
6,7
|
-
|
Германия
|
18,1
|
12,2
|
-
|
6,1
|
Греция
|
26,4
|
22,5
|
-
|
8,8
|
Венгрия
|
25,8
|
13,0
|
-
|
9,8
|
Исландия
|
14,8
|
14,0
|
8,1
|
8,2
|
Ирландия
|
15,2
|
13,4
|
5,7
|
5,8
|
Италия
|
17,7
|
17,4
|
7,4
|
7,5
|
Япония
|
13,3
|
14,0
|
6,6
|
6,5
|
Корея
|
14,0
|
12,4
|
7,0
|
6,7
|
Люксембург
|
15,4
|
13,5
|
9,8
|
10,9
|
Мексика
|
24,7
|
20,0
|
9,1
|
11,2
|
Нидерланды
|
23,0
|
23,1
|
-
|
-
|
Новая Зеландия
|
16,8
|
15,7
|
8,6
|
8,4
|
Норвегия
|
24,4
|
20,6
|
-
|
-
|
Польша
|
14,2
|
22,1
|
6,4
|
6,8
|
Португалия
|
19,4
|
25,3
|
6,7
|
-
|
Республика Словакия
|
22,8
|
28,2
|
8,5
|
-
|
Испания
|
25,8
|
28,9
|
-
|
-
|
Швеция
|
20,2
|
20,6
|
-
|
-
|
Швейцария
|
-
|
15,7
|
-
|
6,2
|
Турция
|
19,7
|
35,5
|
12,2
|
-
|
Великобритания
|
14,1
|
15,7
|
8,3
|
8,2
|
Одновременно с формированием системы межрегиональных и международных экономических взаимосвязей происходят кардинальные трансформационные сдвиги в структуре спроса и предложения услуг. Мировой опыт развитых стран и стран с экономиками переходного типа подтверждает тезис, что интенсивное развитие торговли, гостиничного хозяйства предъявляет растущие требования к развитию современной системы транспортных коммуникаций и средств связи, и, наоборот, транспортное освоение новых территорий дает стимул к росту деловой активности производства. Этот процесс дополняется повышением требований к обслуживанию потребителей собственно в самом транспортном комплексе и, в частности, в дорожном хозяйстве.
Изменение доли транспорта в структуре ВВП зарубежных стран определяет сдвиги в занятости населения по секторам экономики. В целом для большинства стран по мере развития сектора услуг наиболее характерной является тенденция к сокращению доли занятости в транспорте на фоне перераспределения трудовых ресурсов в отрасли торговли, гостиничного хозяйства и других отраслей экономики. В российской экономике по сравнению с зарубежными странами сохраняется более высокая доля занятости в секторе производства товаров (табл. 3).
Таблица 3
Структура занятости населения по секторам экономики в России и зарубежных странах, в % к общей численности занятых в экономике
|
Оптовая и розничная торговля, общественное питание и гостиничное хозяйство
|
Транспорт, связь и коммуникации
|
Финансовые услуги, страхование, недвижимость и др.
|
Государственное управление, правоохранительная деятельность и оборона
|
Образование, здравоохранение
| |||||
|
1990
|
2000
|
1990
|
2000
|
1990
|
2000
|
1990
|
2000
|
1990
|
2000
|
Российская Федерация
|
7,8
|
14,6
|
8,8
|
8,8
|
1,6
|
4,5
|
2,1
|
4,5
|
18,9
|
19,8
|
Австралия
|
24,7
|
25,4
|
6,8
|
6,5
|
12,5
|
15,1
|
6,5
|
5,1
|
19,6
|
21,2
|
Австрия
|
19,6
|
21,0
|
5,9
|
6,2
|
7,8
|
10,4
|
5,8
|
6,3
|
15,2
|
17,8
|
Бельгия
|
23,6
|
15,7
|
-
|
6,9
|
12,3
|
15,1
|
-
|
10,9
|
34,6
|
25,9
|
Канада
|
25,1
|
24,4
|
6,7
|
6,7
|
12,7
|
15,2
|
5,6
|
5,1
|
21,4
|
22,6
|
Республика Чехия
|
11,5
|
17,7
|
6,9
|
7,3
|
7,7
|
10,4
|
1,8
|
3,8
|
15,0
|
14,9
|
Дания
|
18,0
|
19,1
|
6,9
|
6,5
|
10,8
|
12,1
|
7,4
|
7,5
|
26,6
|
28,3
|
Финляндия
|
16,2
|
15,4
|
7,4
|
7,5
|
8,9
|
10,5
|
6,6
|
7,1
|
21,9
|
25,1
|
Франция
|
16,8
|
17,3
|
5,9
|
6,1
|
13,5
|
15,8
|
11,3
|
11,6
|
18,9
|
21,8
|
Германия
|
18,0
|
20,0
|
6,3
|
5,4
|
9,6
|
14,8
|
8,2
|
7,1
|
17,2
|
21,2
|
Греция
|
20,3
|
21,4
|
6,9
|
6,7
|
7,0
|
8,0
|
7,1
|
7,2
|
14,6
|
15,8
|
Венгрия
|
14,6
|
16,1
|
8,5
|
8,2
|
5,2
|
6,8
|
7,2
|
8,0
|
18,3
|
19,5
|
Исландия
|
15,7
|
16,9
|
6,9
|
6,8
|
8,9
|
9,8
|
4,9
|
5,9
|
23,5
|
25,2
|
Ирландия
|
19,4
|
20,8
|
5,1
|
6,1
|
9,8
|
12,7
|
5,6
|
4,6
|
21,2
|
19,4
|
Италия
|
19,3
|
20,2
|
5,2
|
4,9
|
9,5
|
12,8
|
6,6
|
6,0
|
19,7
|
21,6
|
Япония
|
17,2
|
18,0
|
5,7
|
6,0
|
4,8
|
4,4
|
3,2
|
3,3
|
26,8
|
32,1
|
Корея
|
21,8
|
28,2
|
5,1
|
6,0
|
5,2
|
9,9
|
-
|
3,6
|
14,6
|
13,3
|
Люксембург
|
20,7
|
19,1
|
7,2
|
8,1
|
20,5
|
26,4
|
5,6
|
5,5
|
16,5
|
16,5
|
Мексика
|
17,4
|
18,4
|
5,5
|
5,9
|
3,5
|
4,0
|
5,3
|
4,6
|
20,7
|
21,0
|
Нидерланды
|
20,3
|
20,2
|
5,6
|
5,6
|
15,4
|
19,6
|
6,6
|
-
|
25,2
|
30,8
|
Новая Зеландия
|
21,3
|
26,8
|
6,5
|
6,5
|
10,0
|
14,4
|
-
|
3,2
|
27,6
|
25,6
|
Норвегия
|
17,7
|
26,7
|
9,3
|
-
|
8,7
|
9,7
|
8,1
|
-
|
28,9
|
38,9
|
Польша
|
13,4
|
15,0
|
6,2
|
5,5
|
4,9
|
7,3
|
2,2
|
-
|
14,8
|
18,3
|
Португалия
|
19,3
|
22,3
|
3,4
|
-
|
8,6
|
8,0
|
8,1
|
-
|
17,9
|
25,7
|
Республика Словакия
|
12,3
|
16,3
|
7,7
|
7,8
|
5,1
|
5,5
|
6,0
|
7,1
|
18,9
|
18,6
|
Испания
|
21,3
|
27,6
|
6,0
|
-
|
8,5
|
9,2
|
8,7
|
-
|
19,4
|
26,9
|
Швеция
|
15,2
|
22,4
|
6,8
|
-
|
9,7
|
12,2
|
36,4
|
-
|
4,7
|
38,8
|
Швейцария
|
22,5
|
21,7
|
6,3
|
6,8
|
11,1
|
14,3
|
11,9
|
11,9
|
9,0
|
9,8
|
Турция
|
11,4
|
13,4
|
4,2
|
4,4
|
2,2
|
2,4
|
-
|
-
|
13,7
|
14,2
|
Великобритания
|
22,3
|
23,6
|
6,0
|
5,9
|
15,5
|
19,0
|
7,0
|
6,1
|
21,6
|
23,7
|
США
|
25,0
|
24,7
|
4,8
|
5,1
|
14,2
|
16,8
|
10,2
|
8,4
|
21,3
|
23,3
|
В секторе услуг трансформация занятости определяется интенсивным развитием сектора торговли и финансовых услуг. За последнее десятилетие занятость в торговле повысилась почти в 1,7 раза, в секторе финансово-кредитных и страховых услуг – в 1,9 раза, при сокращении численности занятых в транспорте – на 16%.
Строительство и реконструкция системы транспортных коммуникаций создает предпосылки для повышения деловой активности в регионах, примыкающих к сети дорог, а также в сопряженных территориях и отраслях, обслуживающих производственный спрос и оказывающих услуги населению. Сопряженные отрасли, производящие материально-технические ресурсы, и обеспечивающие условия для обслуживания потребителей на рынке услуг формируют растущий спрос на трудовые ресурсы. Прямая и косвенная и занятость зависит от структуры экономики, и, например только в дорожном хозяйстве по оценкам международных экспертов колеблется в пределах от 8 до 15%.
Сохранение высокой доли занятости в транспорте по сравнению с зарубежными странами объясняется также особенностями структуры российской экономики. В 2002 году в российской экономике удельный вес сектора услуг составил 59,8 % ВВП, что почти на 22 п.п. выше дореформенного уровня. Однако, несмотря на определенные достижения по уровню развития сектора услуг Россия существенно уступает зарубежным странам, но об этом продолжим наш разговор в следующем номере журнала.
Продолжение следует
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:54:06