Влияние глобализации на некоторые аспекты корпоративного управления в российских компаниях

Шевченко И.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (253), Апрель 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены отдельные аспекты корпоративного управления в российских компаниях в условиях глобализации мировой экономики. Предложены меры по улучшению наименее развитых аспектов практики корпоративного управления.

Ключевые слова: корпоративное управление, глобализация, корпорация, корпоративная социальная ответственность, транснациональные корпорации



Современный этап развития мировой экономики характеризуется растущим уровнем глобализации. С этим процессом связана тенденция к неуклонному возрастанию международного характера корпораций. Различные сферы деятельности компаний распространяются на зарубежные страны. Во все более возрастающей степени расширяются и укрепляются роль и значимость транснациональных корпораций (ТНК), для которых характерно обладание большим числом дочерних компаний во многих странах мира. Это дает им возможность распространить свою деятельность на сферу международных экономических отношений, оказывать прямое или косвенное влияние на экономические, социальные и политические процессы в других странах.

Улучшение корпоративного управления для привлечения иностранных инвесторов

Глобализация является одним из главных обстоятельств, на которые должны соответствующим образом реагировать российские компании. Такого рода реакция включает существенные изменения в системе корпоративного управления. В основе этих изменений - внедрение в России признанных международным сообществом принципов корпоративного управления как общемировых правил ведения бизнеса.

Актуальность темы влияния глобализации мировой экономики на корпоративное управление в России объясняется необходимостью:

- обеспечения инвестиционной привлекательности российских компаний для иностранных инвесторов;

- интеграции российских компаний в мировое экономическое сообщество;

- повышения конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке.

Основным стимулом, побуждающим российские компании улучшать практику своего корпоративного управления, является привлечение зарубежного капитала. Как отмечается в разработанном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) документе, «международное движение капитала позволяет компаниям получать доступ к финансированию от более широкого круга инвесторов. Те страны, которые хотят в полной мере воспользоваться возможностями глобальных рынков капитала и привлекать долгосрочный «терпеливый» капитал, должны иметь такие механизмы корпоративного управления, которые пользуются доверием, понятны по обе стороны границы и соответствуют международным принципам» [1].

Один из самых распространенных путей привлечения зарубежного капитала предполагает включение ценных бумаг российских компаний в биржевой листинг, что означает соблюдение его правил в части корпоративного управления. Поэтому имеющие листинг компании являются лидерами по уровню развития практики корпоративного управления. Это подтверждается результатами регулярных исследований [2] Российского института директоров (РИД). Некоторые основные показатели, полученные в рамках данных исследований, приведены в таблице.

Таблица

Динамика развития практики корпоративного управления в 2004-2010 гг., %*

Компоненты практики корпоративного управления
Группа анализируемых компаний, в том числе компании, имеющие листинг на ММВБ
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Обеспечение прав акционеров
51 / 57
47 / 56
48 / 58
47 / 58
51 / 59
54 / 63
51 / 60
Деятельность органов управления и контроля
34 / 43
36 / 50
46 / 61
47 / 61
53 / 61
56 / 66
56 / 68
Раскрытие информации
48 / 67
51 / 62
57 / 67
62 / 74
67 / 78
68 / 79
70 / 80
Корпоративная социальная ответственность
32 / 37
30 /36
36 / 41
39 / 49
46 / 53
46 / 55
48 / 57
* В таблице указывается доля рекомендаций практики корпоративного управления в рамках перечисленных компонентов, в среднем соблюдаемых компаниями анализируемых групп [2].

Из приведенных в таблице данных следует, что развитие практики корпоративного управления за рассматриваемый период характеризуется в целом положительной динамикой по обеим группам компаний. При этом на протяжении всего периода компании, имеющие листинг на ММВБ, показывают более высокий уровень развития практики корпоративного управления на фоне другой группы компаний.

Корпоративная социальная ответственность

Из четырех компонентов (см. табл.) наименьший уровень развития наблюдается в области корпоративной социальной ответственности (КСО). Такая ситуация прослеживается как в целом по всем анализируемым компаниям, так и по группе компаний, имеющих биржевой листинг. Компании из первой группы в 2010 г.соблюдали в среднем 48% рекомендаций в сфере КСО, для компаний второй группы этот показатель составил 57%, что говорит в целом о невысоком уровне развития практики корпоративного управления в данной области.

Отставание в развитии практики корпоративного управления в компоненте КСО от признанных международных стандартов является серьезным препятствием на пути укрепления отношений между компанией и заинтересованными в ее деятельности сторонами. К таким заинтересованным сторонам относятся: потребители, бизнес-партнеры, сотрудники компании, местные сообщества, СМИ, природоохранные организации, органы власти и др. Под влиянием глобализации расширяется география деятельности значительной части российских корпораций. Некоторые из них по формату деятельности относятся к ТНК. В основном это крупные компании, действующие в промышленности и сфере услуг. Для обеспечения устойчивого развития ТНК должны решать непростую задачу - выстраивать прочные отношения с растущим числом заинтересованных сторон, которые располагаются на территориях нескольких стран.

Преодолевая отставание в развитии КСО, менеджменту корпорации необходимо учитывать социокультурные и политико-культурные характеристики и особенности, национально-исторические традиции стран, в которых ведет свою деятельность компания. Так, ценностные представления населения страны присутствия ТНК прямо или опосредованно оказывают влияние на корпоративную культуру и другие взаимосвязанные аспекты корпоративного управления в дочерней структуре этой ТНК. В свою очередь корпоративная культура ТНК влияет на ценностные представления населения, проживающего на территории присутствия данной компании. Поэтому естественно, что руководители корпораций, особенно транснациональных, должны держать под контролем такое взаимовлияние, оперативно реагировать на изменения устремлений и ожиданий общества.

Улучшение практики корпоративного управления в области КСО

В качестве мер по улучшению наименее развитых аспектов практики корпоративного управления в российских компаниях в области КСО можно выделить следующие.

Во-первых, формирование в корпорациях эффективной системы управления рисками и ее постоянное совершенствование. При этом необходимо больше внимания уделять выявлению и управлению широким набором рисков, охватываемых КСО. Среди наиболее значимых из них – риски, связанные с повышающимися ожиданиями заинтересованных сторон. Так, во многих странах у органов власти существуют ожидания, согласно которым корпорации должны взять на себя ряд обязательств по обеспечению социального благополучия населения той местности, где они ведут свою деятельность. При отсутствии правильного управления такими рисками они могут оказать отрицательное влияние на деятельность компании.

Во-вторых, расширение практики реализации компаниями проектов КСО для своих клиентов и бизнес-партнеров. Такие проекты позволяют обеспечить лояльное отношение к корпорациям со стороны этих заинтересованных сторон, установить с ними более долгосрочные отношения, снижают риск нестабильности поставок и внезапного резкого снижения спроса на товары и услуги компании.

В-третьих, разработка и утверждение компаниями внутренних документов по отдельным направлениям КСО (экологическая политика, благотворительная и спонсорская деятельность, отношения с местными сообществами и др.). Каждая корпорация должна иметь соответствующие документы, в которых определяются цели, задачи и основные пути реализации ее социальной политики, органы управления и должностные лица, ответственные за осуществление этой политики, а также инструменты оценки ее эффективности. Закрепление социальной политики компании по отдельным направлениям во внутренних документах в немалой степени влияет на эффективность КСО.

В-четвертых, разработка (корректировка) и утверждение компаниями свода правил корпоративной этики. Соответствующий документ должен включать корпоративные ценности, этические принципы и стандарты. Кодекс деловой этики призван служить основой этичного поведения сотрудников и руководства компании, фактором ее устойчивого развития и благоприятного имиджа. Однако до настоящего времени во многих российских компаниях не утверждены подобные документы, часть действующих кодексов нуждаются в доработке (например, в некоторых из них отсутствуют положения о взаимоотношениях корпорации с органами власти и другими заинтересованными сторонами). Очевидно, что следует разработать и утвердить кодексы корпоративной этики компаниям, которые их еще не имеют, а действующие кодексы нужно проанализировать и внести в них необходимые изменения.

Вывод

Улучшение наименее развитых аспектов практики корпоративного управления в российских компаниях необходимо для того, чтобы полнее использовать возможности глобализации мировой экономики.


Источники:

1. Принципы корпоративного управления ОЭСР, 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oecd.org/daf/corporateaffairs/corporategovernanceprinciples/32159669.pdf.
2. Исследование РИД практики корпоративного управления в России, 2004–2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://rid.ru/wp-content/uploads/2012/06/1CG-research-2004-2010.pdf
3. Томпсон М. Корпоративная социальная ответственность и повышение стоимости бизнеса // Современная практика корпоративного управления в российских компаниях / Под ред. А.А. Филатова и К.А. Кравченко. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – С. 173–184.
4. Кондратьев В.Б. Российское корпоративное управление после кризиса // Российское предпринимательство. – 2011. – № 1 Вып. 2 (176). – c. 70–75. – http://www.creativeconomy.ru/articles/11575/.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 12:33:47