Взаимодействие бизнеса и государства в условиях экономического кризиса

Малышев Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (249), Февраль 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Новая модель взаимодействия бизнес-системы и государства имеет дифференцированный подход взаимоотношений. Взаимоотношения между предприятиями и государством строятся от реализации совместных проектов в условиях кризиса до полной самостоятельности бизнеса в условиях динамичного развития. Дифференциация в подходах осуществляется на основании ряда показателей, основным из которых является скорость дохода предприятия. Применение предлагаемой модели позволяет снизить на региональном уровне риски банкротства предприятий в условиях экономического кризиса.

Ключевые слова: бизнес, государство, взаимодействие, дифференцированный подход, скорость дохода предприятия, реализация совместных проектов, риски банкротства предприятий



Институционально субъекты бизнеса обладают экономической самостоятельностью и потенциально представляют собой независимые саморазвивающиеся экономические системы. Анализ динамики конкурентного развития этих систем показывает, что они, особо обрабатывающий сектор, находятся в стадии стагнации. Эти тенденции усиливаются в условиях экономического кризиса. Причину этого явления автор видит в том, что органы государственной власти самоустраняются от решения задач развития бизнеса, считая, что система должна развиваться самостоятельно по законам «невидимой руки» и конкуренции. Однако, как показывает практика, деятельное участие государственных органов власти в саморазвивающейся бизнес-системе имеет свои положительные и отрицательные моменты. Для лучшего понимания проблемы саморазвивающуюся бизнес-систему (см. рис. 1) схематично можно представить в следующем виде.

Рис. 1. Схема функционирования саморазвивающейся бизнес-системы

Элементами системы являются предприниматели и предприятия, функционирующие в этой системе. Основной целью системы является рост доходности системы и, как следствие, развитие территории, за которое и отвечает государство. Элементы в системе могут оказывать сопротивление целям системы или активно реализовывать их. В случае направленности всех элементов системы на активную реализацию целей системы может образовываться синергетический эффект. Направления деятельности элементов в системе определены действующими институтами, как в самой системе, так и во внешней среде.

Немаловажное значение в придании активности элементам системы имеют механизмы управления системой, т.е. способы регулирования экономической деятельностью системы на макро- и микроэкономическом уровнях.

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. В принципе различие эти моделей определяется политикой государственных властей во взаимоотношениях с бизнесом.

Взаимодействие в условиях инновационной экономики

Следует признать, что сегодня существующая методология управления саморазвивающимися бизнес-системами в условиях совершенной конкуренции, ориентированная на удаленность государства от инвестиционных процессов в бизнесе не эффективна [1], поскольку сегодняшняя инновационная экономика функционирует в условиях несовершенной конкуренции. Вследствие, чего, сегодня необходима новая методология управления бизнес-системами. Новая методология управления системами должна иметь поэтапный дифференцированный подход – от контролируемого государством рынка до полной либерализации рынка. Критерием применяемой модели должны, по мнению автора, стать: уровень конкурентности выпускаемой в системе продукции и скорость роста дохода в системе.

Роль государственных органов власти в регионе в сфере бизнеса должна в основном быть направлена на управление ростом доходов региона и рост конкурентности выпускаемой продукции. Новая методология управления системой включает обнаружение на ранних стадиях кризисных ситуаций и определения набора предупредительных действий по антикризисному управлению экономической системой.

Понятие управления эффективностью функционирования региональных и национальных экономических систем включает: мониторинг ситуации на рынке, обнаружение отклонений и предупреждение начальных явлений кризиса институциональными методами управления. Формирование и планирование роста доходов региональной экономики включает в себя разработку конкретных планов по внедрению инновационных и инвестиционных проектов в регионе [2].

Планируемая сумма дохода в регионе по годам зависит от суммы роста дохода конкретных мероприятий по внедрению инновационных и инвестиционных проектов, повышения эффективности функционирования рыночной системы, повышения уровня оборудования и технологий, роста размера капитала и количество работающего населения.

Формула определения планируемого дохода экономической системы сформирована на основе статистических данных и выглядит следующим образом:

D = dDi + Fр x Pо √ K x N Kc,

где D – размер дохода системы;

dDi – рост дохода за счет внедрения новых инвестиционных проектов;

Fр - коэффициент эффективности функционирования рыночной системы;

Pо – уровень оборудования и технологий;

K – размер капитала;

N – количество работающего населения;

Kc – коэффициент синергии системы.

Внедрение мероприятий по росту доходов должно осуществляться по времени и определять скорость роста дохода региона. Факт изменения скорости роста дохода может предупреждать о появлении кризисных явлений в экономике [3].

Закон изменения роста доходов экономической системы и скорости роста доходов выражается системой дифференциальных уравнений. Эта система уравнений графически характеризуется кривой. Фактическая кривая скорости доходов определяется ежеквартально по результатам статистической отчетности или по результатам мониторинга основных показателей системы.

По результатам роста кривой скорости доходов системы, через корректировку существующих институтов на законодательном уровне, внедряются соответствующие модели управления системой (см. рис. 2). Внедряемые модели могут иметь следующий вид:

– модель полностью контролируемого государством рынка, которая предполагает активное государственное вмешательство в деятельность предприятий через развитие прямых отношений с предприятиями и реализацию инвестиционных программ путем заключения соглашений о государственно-частном партнерстве и совместном финансировании инвестиционных проектов различных уровней, стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности предприятий и отраслей;

Организационная диаграмма

Рис. 2. Методы регулирования экономической системы

– модель частично контролируемого рынка характеризуется пассивным вмешательством государства в деятельность предприятий и предполагает частичное стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности предприятий в системе налогообложения;

– модель самостоятельно функционирующего рынка характеризуется некоторым контролем динамики спроса в экономической системе и элементами институционального регулирования спроса;

– модель либерального рынка с элементами конкурентного стимулирования характеризуется механизмами налогового стимулирования выпуска конкурентной продукции и развитием саморегулирующих профессиональных организаций;

– модель полного либерального рынка предусматривает полное невмешательство государственных органов в деятельность промышленного комплекса.

Особое значение в процессе реализации и внедрении новой модели имеет порядок действий по запуску модели в эксплуатацию. Запуск модели в эксплуатацию на практике является крайне сложным процессом и предполагает со стороны государственных органов власти и бизнес-сообщества реализацию их действий в определенной последовательности. В первую очередь необходимо наладить мониторинг роста доходности экономической системы и конкурентности выпускаемой продукции. В дальнейшем при эксплуатации системы уровень роста доходов будет определяющим при выборе модели управления системой. Особо следует отметить, что в процессе реализации к каждой модели необходимо применять свою особенную институциональную среду [4]. Институциональная среда в системе должна быть мультидеятельна и обеспечивать эффективное функционирование моделей от активного до пассивного участия государства в управлении саморазвивающейся бизнес-системой.

Вывод

Переход предприятий и государственных органов на новую модель взаимодействия позволяет обнаружить на ранних стадиях кризисные ситуации и совместно определить набор предупредительных действий по антикризисному управлению экономической системой.


Источники:

1. Эрик Райнерт. Реформирование России: раунд третий. Соревнование или сравнительное преимущество? // Эксперт. - № 36 (720). - 2010.
2. Михеева Ж.М. Инновации + предприниматель = доход // Консультант предпринимателя. - 2012. - № 8. - С. 47-50.
3. Грейсон Д. Американский менеджмент в ХХI веке. – М.: Экономика, 2000. – 319 с.
4. Малышев Е.А. Теория и методология эффективного функционирования регионального энергетического комплекса. - Пермь, 2011. - 378 с.
5. Игнатова Т.В. Формирование комплекса мер управления антикризисным взаимодействием государства и бизнеса // Российское предпринимательство. – 2012. – № 5 (203). – c. 11–16. – http://www.creativeconomy.ru/articles/21356/.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 23:38:47