Организационное и финансовое обеспечение поддержки МСП со стороны уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ

Палагина А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (249), Февраль 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье отражен опыт организации работ по оказанию консультационной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства со стороны Института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в создании общественных приемных в регионах страны.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, общественные приемные



В условиях формирования и становления Института Уполномоченного по защите прав предпринимателей и системы его общественных приемных в регионах Российской Федерации группа экспертов предложила использовать, прежде всего, возможности программы Минэкономразвития по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) и ее региональной составляющей, а также сфорированную к этому моменту систему инфраструктуры. Была разработана соответствующая методология, которая в настоящий момент апробируется. При разработке рекомендаций активно использовался опыт ряда российских регионов [1].

Опыт Ростовской области

Так, в Ростовской области с 2009 г. реализуется масштабная программа консультационной помощи субъектам МСП, а также гражданам, желающим организовать собственное дело, по различным вопросам ведения предпринимательской деятельности. В начале названный «пилотным», в последствии этот проект по оказанию консультационной поддержки по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования в муниципальных образованиях области стал системным элементом работы с предпринимателями на начальном этапе их существования. Для участников данный проект реализуется на безвозмездной основе. На его реализацию ежегодно выделяются средства из областного бюджета, а также привлекаются федеральные средства.

Цель проекта – организация информационно-консультационного обслуживания субъектов МСП и граждан, желающих организовать собственное дело, путем организации работы информационно-консультационных пунктов во всех муниципальных образованиях области, организации работы телефонов «горячей линии» и организации on-line консультирования в сети Интернет. Ставка при этом сделана на действующую сеть инфраструктуры поддержки предпринимательства – информационно-консультационных пунктов, действующих в муниципальных образованиях на базе органов местного самоуправления и центров занятости населения. Главное – добиться повышения уровня правовой грамотности предпринимателей и мониторинга правоприменения.

Общее количество услуг, оказанных за период реализации программы, уже подходит к двумстам тысячам.

Касаясь тематики обращений, отметим наибольшую востребованность вопросов налогообложения и бухгалтерского учета (38%), а также вопросов правового характера (30%).

Хотелось бы отметить, что анализировался и использовался также и опыт наших коллег из Краснодарского края, которые при организации системы консультационной поддержки предпринимателей опирались на сложившуюся систему территориальных торгово-промышленных палат.

Таким образом, апробирована новая модель поддержки бизнеса, которая может быть внедрена через региональные программы поддержки предпринимательства при решении задачи создания общественных приемных Уполномоченного, являясь его экспертно-аналитическим и консультационным центром.

Роль общественной приемной

Общественная приемная создается с целью защиты прав и законных интересов малого и среднего бизнеса путем преодоления административных барьеров на пути развития предпринимательства, ликвидации нарушений прав предпринимателей, повышения правовой грамотности субъектов МСП, расширения информирования бизнеса о возможностях государственной поддержки.

Общественная приемная решает следующие задачи:

- организация консультаций предпринимателей по вопросам обращения к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей;

- организация первичной экспертизы обращений предпринимателей;

- организация краткосрочных программ обучения по вопросам защиты прав субъектов МСП;

- обобщение и распространение информации о типичных случаях нарушения прав субъектов МСП и способах их решения;

- сбор аналитической информации по обращениям для целей дальнейшей обработки и разработки предложений по корректировке нормативного регулирования деятельности МСП.

- подготовка материалов (резюме конфликта, экспертное заключение и др.) для последующего направления Уполномоченному по защите прав предпринимателей в регионе.

При организации этой работы финансирование возможно как за счет внебюджетных, так и бюджетных (федерального и консолидированного бюджета субъекта РФ) источников.

Финансирование общественной приемной за счет средств бюджета субъекта РФ

Финансирование общественной приемной за счет средств бюджета субъекта РФ может осуществляться в рамках реализации региональной программы поддержки субъектов МСП, принятой на долгосрочный период (далее – региональная программа).

При этом уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ необходимо подготовить проект нормативного правового акта «О внесении изменений в действующую редакцию региональной программы», с целью отражения в ней нового программного мероприятия, направленного на консультационную поддержку субъектов МСП, в рамках работы института уполномоченного в субъекте РФ.

Возможные формулировки программного мероприятия:

– оказание неотложной консультационной поддержки субъектам МСП по вопросам преодоления административных барьеров, в том числе по вопросам контрольно-надзорных мероприятий, досудебной и судебной защиты, представления интересов в государственных и муниципальных органах, в том числе посредством создания и организации работы «общественных приемных» уполномоченного в субъекте РФ;

– расширение доступа субъектов МСП к консультационным услугам, оказание им правовой и другой консультационной помощи, в том числе посредством создания и организации работы «общественных приемных» Уполномоченного в субъекте РФ;

– консультирование субъектов МСП, в том числе посредством создания и организации работы «общественных приемных» уполномоченного в субъекте РФ в части оказания помощи субъектам МСП;

– содействие развитию организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, консультационное обеспечение субъектов МСП, в том числе посредством создания и организации работы «общественных приемных» уполномоченного в субъекте РФ.

Далее предусматриваются средства бюджета субъекта РФ на реализацию запланированных мероприятий.

Расчет необходимых средств рекомендуем готовить, исходя из:

– перечня типовых услуг, оказываемых специалистами общественной приемной (консультирование субъектов МСП по вопросам ведения предпринимательской деятельности и получения государственной поддержки, консультирование субъектов МСП по вопросам преодоления административных барьеров на пути развития предпринимательства, ликвидации нарушений прав субъектов МСП; организация обучающих семинаров для субъектов МСП);

– количества сотрудников общественной приемной и их квалификации;

– планируемого количества оказываемых консультаций.

В целях повышения качества планирования бюджетных затрат целесообразно определить расчетную единицу – стоимость одной оказанной консультации, которая формируется из средней стоимости услуг квалифицированного специалиста, разделенной на количество услуг, оказанных субъектам МСП за 1 календарный месяц. Таким образом, общая ежемесячная сумма затрат на организацию работы общественной приемной будет рассчитываться, исходя из стоимости оказанных консультаций за 1 месяц, умноженной на количество консультантов.

Исходя из практики, одним квалифицированным консультантом ежедневно предоставляется не менее 9 консультационных услуг.

Реализация указанного программного мероприятия осуществляется в рамках проведения конкурсных процедур, в соответствии с законодательством РФ и на основании формируемого технического задания.

Ответственным за размещение государственного заказа выступает уполномоченный орган исполнительной власти, который после проведения конкурсных процедур заключает с организацией-победителем государственный контракт.

Финансирование по контракту может осуществляться с авансовыми платежами или по факту выполненных работ. При этом контроль выполнения обязательств целесообразно осуществлять ежемесячно, готовя и представляя следующие документы:

- отчет (указывается наименование получателя услуги, вид деятельности, адрес, контактные данные, суть вопроса);

- аналитическую записку с количественным и качественным анализом поступивших обращений.

В целях обеспечения стабильности работы общественной приемной в связи с окончанием финансового года и особенностями проведения конкурсных процедур, государственный контракт может предусматривать осуществление авансовых платежей в конце календарного года в счет услуг, оказываемых в будущем календарном периоде.

Финансирование общественной приемной за счет средств федерального бюджета РФ

Финансирование общественной приемной за счет средств федерального бюджета РФ может осуществляться в рамках софинансирования расходов бюджета субъекта РФ.

Уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, ответственный за реализацию направления – Министерство экономического развития Российской Федерации.

Средства федерального бюджета РФ предоставляются субъекту РФ на конкурсной основе в соответствии с:

– Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;

– Приказами Минэкономразвития России на соответствующий календарный год, в частности в текущем году на основе Приказа Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 г. предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

Для этого уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ необходимо организовать работу по созданию общественной приемной, а затем в сроки, установленные приказом и информационным письмом, направленным в адрес высшего должностного лица субъекта РФ «Об организации конкурсного отбора субъектов РФ на привлечение средств федерального бюджета» подготовить и направить в Минэкономразвития России конкурсную заявку по указанному мероприятию.

Состав документов, входящих в конкурсную заявку

Состав документов, входящих в конкурсную заявку, определяется приказом Минэкономразвития России.

Индикатором эффективности реализации мероприятия является количество оказанных консультаций субъектам МСП (единиц).

По окончанию конкурсных процедур субъект РФ организует процедуру заключения соглашения с Минэкономразвития России, а также направляет заявку на перечисление средств федерального бюджета.

После поступления средств федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, уполномоченный орган субъекта РФ организует процедуру внесения изменений в нормативные правовые акты, с целью отражения в них средств федерального бюджета.

Фактическое перечисление средств федерального бюджета исполнителю государственного контракта осуществляется уполномоченным органом субъекта РФ после получения согласия Минэкономразвития России на расходование средств (подписание справки-расчета).

Направление отчетности осуществляется в соответствии с приказами Минэкономразвития России.

Совместно с аппаратом Уполномоченного, общественными омбудсменами по направлениям и Департаментом развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России осуществляется аналитическая обработка результатов деятельности в рамках программы по итогам года.

При этом за федеральным Уполномоченным и его общественными представителями по направлениям остается целый ряд ключевых функций по осуществлению методической, информационной и организационной помощи профильным органам власти и региональным уполномоченным. Среди важнейших выделим:

– содействие уполномоченным органам власти в подготовке технического задания и документации для проведения конкурсных процедур при размещении государственного и (или) муниципального заказов по рассматриваемому нами направлению;

– методологическое обеспечение работы по консультированию и экспертизе обращений МСП в части анализа системных проблем федерального уровня в рамках программы «Общественная приемная», а также по разработке и запуску краткосрочных программ обучения предпринимателей в рамках программы;

– предоставление информации для подготовки предложений при разработке Ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей о результатах его деятельности в соответствии с законодательством [2].

Вывод

Методологически проработана возможность организационно и финансово обеспечить выполнения Поручения Президента РФ В.В. Путина по итогам заседания Государственного совета от 27 декабря 2012 г. по оказанию содействия Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в создании общественных приёмных в регионах страны.

[1] Отметим, прежде всего, вклад генерального директора Российского Агентства поддержки малого и среднего бизнеса, члена Президиума Правления ТПП РФ, общественного представителя Уполномоченного по защите малого и среднего бизнеса В.П. Ермакова и помощь директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Н.И. Ларионовой.

[2] Проект Федерального Закона № 185348-6 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».


Источники:

1. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах от 13 июня 2013 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/18332 (дата обращения 20.09.2013).
2. Коллегия Министерства Экономического развития РФ от 29.04.2013. Выступление Министра А.Р. Белоусова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/badc2d004f70a3bd81b79f9f21e75678/vistuplenie_ministra_.rar?MOD=AJPERES&CACHEID=badc2d004f70a3bd81b79f9f21e75678 (дата обращения 20.09.2013).
3. Приказ Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».
4. Материалы к заседанию Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства по вопросу «О предварительных итогах развития малого и среднего предпринимательства за первое полугодие 2013 года и дополнительных мерах стимулирования, в том числе о совершенствовании государственной гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства» режим доступа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/article_2038.html (дата обращения 20.09.2013).
5. Проект Федерального Закона № 185348-6 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
6. Заседание Госсовета по вопросу о повышении инвестиционной привлекательности регионов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://state.kremlin.ru/state_council/17232 (дата обращения 20.09.2013).

Страница обновлена: 21.09.2024 в 11:24:58