Особенности функционирования системы управления энергосбережением региона

Першина Т.А., Голикова Г.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (248), Январь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлено теоретическое обоснование термина «система управления энергосбережением» с позиций системного и процессного подходов, которая представлена как триединая система, регламентирующая поведение субъектов в процессе управления энергосбережением. Также приведены результаты расчетов потенциала энергосбережения и стратегического плана реализации Программы энергосберегающих мероприятий в целом и по подсистемам триединой системы управления энергосбережением.

Ключевые слова: стратегический план, система управления энергосбережением, потенциал энергосбережения, Программа энергосберегающих мероприятий



Вопросам рационального потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в настоящее время уделяется значительное внимание. Особо актуальными являются исследования, посвященные проведению энергоаудиторских обследований, определению потенциала энергосбережения и реализации современных энергосберегающих технологий и проектов, а также внедрению энергетического менеджмента на предприятиях.

Определение понятия «энергосбережение»

Вследствие наличия на большинстве предприятий физически и морально устаревшего оборудования и технологий, а также особенностей юридических отношений в производственной сфере и в сфере обращения энергоресурсов, в России под энергосбережением понимается в первую очередь реализация различного рода мероприятий, направленных на уменьшение объема потребляемых топливно-энергетических ресурсов при поддержании необходимого полезного эффекта от их использования.

Однако это определение лишь частично отражает сущность понятия «энергосбережение». Поэтому необходимым и целесообразным видится его уточнение. Таким образом, энергосбережение - это триединая система производителей-поставщиков, распределителей и потребителей энергии, в рамках которой происходит регламентация обращения (производство + поставка (продажа) + потребление – получение (покупка) + перераспределение + потребление – получение (покупка) + потребление (использование)) энергии как объекта реальных инвестиций или рыночных сделок.

Для устойчивости этой системы как основы энергетического потенциала региона предпочтительны цели реального инвестирования в создание новых и в реконструкцию, реновацию, модернизацию, техническое перевооружение объектов, связанных с обращением энергии в формате всех трех типов отношений.

Управление энергосбережением в регионе

Эффективное управление энергией – это залог эффективного функционирования производителей-поставщиков, распределителей и потребителей энергии. Однако, чтобы эффективно управлять, необходимо четко представлять механизмы ее формирования и процесса управления.

Управление энергосбережением – это теоретическая и практическая деятельность на основе нормативно-правовых документов, целевых программ, юридических и физических лиц по принятию и реализации решений в области снижения энергопотерь и энергозатрат, оптимизации энергопотребления.

В целом управление энергосбережением направлено на регламентацию организационно-экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу производства, поставки (продажи), перераспределению, получению (покупке) и потреблению (использованию) энергии.

Эффективное решение проблемы управления энергосбережением в такой широкой постановке может быть получено на основе системного подхода к управлению энергосбережением, предполагающего развитие иерархической триединой системы, в которой будут выполняться цикл управления энергосбережением.

Процесс управления энергосбережением представлен на рисунке.

Разработано авторами

Рис. Взаимосвязь основных функций в системе управления энергосбережением

Основными принципами управления энергосбережением на региональном уровне являются:

- сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;

- разработка и внедрение механизмов заинтересованности юридических и физических лиц в рациональном использовании энергетических ресурсов;

- обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;

- независимость субъектов РФ и муниципальных образований при разработке стратегических планов энергетического развития и программ энергосбережения;

- приоритетность экономических, финансовых и иных мер стимулирования энергосбережения над административными мерами.

Для повышения энергоэффективности на региональном уровне необходима полная солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов, а также тесное взаимодействие управления триединой системы: производитель-поставщик (продавец), распределитель, потребитель.

Необходимые и достаточные предпосылки интенсификации энергосбережения сложились сегодня на региональном уровне. Основными причинами этого является строгая территориальная привязка ресурсного и производственного потенциалов, существенная роль пространственного фактора в сбережении топлива и энергии, социальная направленность энергоэффективности. На региональных рынках сформирована структура потребителей и спрос на энергоносители, что позволяет использовать рыночные механизмы в балансировании спроса и предложения энергетических ресурсов, учитывать местные особенности, экологические и экономические условия и интересы территорий при реализации энергосберегающей политики.

Алгоритм функционирования триединой системы управления энергосбережением

В «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.» в качестве одной из мер, стимулирующих эффективное использование энергии, определено создание дополнительных стимулов энергосбережения. Но в настоящее время не сформирован организационно-экономический механизм, который стимулировал бы работу по энергосбережению, давал бы возможность использования сэкономленных средств на реализацию соответствующих мероприятий.

Вследствие этого была разработана организационно-экономическая модель управления энергосбережением, базирующаяся на представлении управления как триединой системы производителей-поставщиков, распределителей и потребителей энергии и алгоритм ее реализации, в рамках которого определены базовые блоки управления энергосбережением в ЖКХ и логическая последовательность принятия управленческих решений по вопросам энергосбережения по каждому субъекту и уровню управления.

В рамках первого блока алгоритма выполняется функция целеполагания: четко определяются цели, задачи управления энергосбережением как триединой системы. Во втором блоке определяются подсистемы иерархической системы. В этом случае необходимо четко идентифицировать определенность этих подсистем по форме собственности, организационно-правовому статусу, масштабу деятельности. Также необходимо четкое определение характера связей между ними. В рамках третьего блока определяются субъекты по уровням иерархической системы и формат организационно-экономических отношений между ними.

В рамках четвертого блока разрабатываются мероприятия по технологиям и ресурсам энергосбережения по каждому субъекту определенного уровня иерархической системы. Из числа наиболее целесообразных, экономически обеспеченных мероприятий формируется Программа энергосбережения – это пятый блок модели.

Шестой блок предполагает реализацию программы энергосбережения и седьмой - определение фактической эффективности этой программы. Помимо традиционной совокупности показателей, характеризующих эффективность Программы энергосбережения по результирующим показателям энергоэффективности, авторы считают целесообразной оценку влияния реализации программы энергосбережения на экономику региона по уровням иерархической системы по критерию наличия или отсутствия задолженности перед региональным бюджетом или субъектов друг перед другом (восьмой блок). Это позволяет определить эффективность во взаимодействии с внешней средой.

Последний, девятый блок алгоритма нацелен на определение и возможную корректировку целей и задач управления энергосбережением региона с учетом текущих тенденций и приоритетов развития экономики отдельного субъекта в частности и всей региональной экономики.

Потенциал энергосбережения региона

Во всех подсистемах триединой системы управления энергосбережением региона деятельность в области энергосбережения характеризуют показателями - фактической экономии ТЭР, снижения потерь ТЭР и энергоемкости производства продукции. Ключевым показателем служит потенциал энергосбережения.

Потенциал энергосбережения реализуется через конкретные энергосберегающие мероприятия. Их можно классифицировать по различным признакам: виду ресурса, уровням управления, направлениям технической реализации принадлежности к конкретным энерготехнологическим системам, ожидаемой экономии ТЭР. Любое численное значение потенциала не является абсолютным критерием для принятия кардинальных мер и декларируется на начальном этапе с целью выбора направлений дальнейшего повышения энергоэффективности подсистем системы управления энергосбережением региона.

Авторами проведен расчет потенциала энергосбережения трех объектов системы управления энергосбережением региона. Период реализации потенциала при расчете принят в среднем четыре года, это обусловлено планом энергосберегающих мероприятий, разрабатываемым на предприятиях (3–5 лет) и ограниченным финансовыми ресурсами предприятий отрасли. Результаты расчета потенциала энергосбережения сведены в таблице 1.

Таблица 1

Потенциал энергосбережения в подсистемах иерархической системы управления энергосбережением региона Волгоградской области

Предприятия – представители подсистем
Размер-ность
Потенциал энергосбережения по видам энергетических ресурсов
Всего
Тепловая энергия
Электрическая энергия
ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 4» г. Суровикино
Т.у.т.
26,67
19,010
7,660
Руб.
265,90
202,024
63,884
ФГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум»
г. Волгоград
Т.у.т.
28,11
24,490
3,620
Руб.
269,69
206,990
62,704
ФГБОУ СПО «Урюпинский агропромышленный техникум» г. Урюпинск
Т.у.т.
42,44
21,260
21,180
Руб.
439,84
179,311
260,533
Составлено на основании расчетов авторов

На практике потенциал энергосбережения должен быть реализован через Программу конкретных энергосберегающих мероприятий. Реализация потенциала энергосбережения является обязательным условием повышения энергоэффективности региона.

Общая методология разработки Программ энергосбережения, в соответствии с предложенной триединой системой управления энергосбережением, может быть условно разделена на три уровня. Первый уровень соответствует деятельности, нацеленной на конкретные технические и технологические разработки, способствующие снижению энергопотребления на предприятиях-поставщиках жилищно-коммунальных услуг. Второй уровень – реализация энергосберегающих мероприятий у распределителей-посредников. Третий уровень - потребители энергии.

Разработка и реализация целевых программ станет действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности действий.

Методика разработки Программы энергосберегающих мероприятий

Программно-целевой подход к управлению энергосбережением представляет собой завершенный во времени и пространстве комплекс экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач конкретных программ энергосбережения всех подсистем триединой иерархической системы управления энергосбережением региона. Одной из особенностей этого подхода является мультипликационный эффект, суть которого состоит в том, что результат, полученный при реализации одного энергосберегающего мероприятия в одной подсистеме, увеличивает эффективность системы управления энергосбережением региона в целом.

Общая методология разработки Программ энергосбережения, в соответствии с предложенной триединой системой управления энергосбережением, может быть условно разделена на три уровня.

Первый уровень соответствует деятельности, нацеленной на конкретные технические и технологические разработки, способствующие снижению энергопотребления на предприятиях-поставщиках, второй уровень – реализация энергосберегающих мероприятий у распределителей, третий уровень - у потребителей энергии.

Разработка и реализация целевых программ станет действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности действий.

Авторами предложена методика разработки Программ энергосбережения с учетом требований программно-целевого подхода к управлению энергосбережением, которая будет содержать не только типовые энергосберегающие мероприятия. В Программу в первую очередь будут включаться те мероприятия, которые приносят эффект хотя бы в двух подсистемах триединой системы управления энергосбережением региона, т.е. должен наблюдаться синергетический эффект.

В соответствии с данной методикой для трех подсистем иерархической системы управления энергосбережением региона: производителей-поставщиков, распределителей и потребителей энергии были разработаны программы энергосберегающих мероприятий, содержащие подробный перечень мероприятий с оценкой экономического эффекта и простого срока окупаемости. Эти программы апробированы на четырех предприятиях Волгоградской области.

Стратегические планы реализации Программ энергосберегающих мероприятий

На основе предложенной методики должны быть разработаны стратегические планы реализации Программы энергосберегающих мероприятий. Знание того, чего каждый субъект желает достичь в будущем в энергосбережении, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий.

Современный темп изменения и увеличения объемов потоков информации, знаний в области энергосбережения является настолько большим, что стратегическое планирование энергосберегающих мероприятий на всех уровнях системы представляется единственным способом формального прогнозирования возможности возникновения проблем в будущем наряду с возникновением различного рода возможностей.

Таким образом, стратегический план реализации организационно-экономической модели управления энергосбережением региона представляет собой комплекс управленческих решений и мероприятий, взаимоувязанных по целям, задачам, срокам и результатам, имеющей своей конечной целью достижение временных этапов стратегического планирования, и является базисом для возможности реализации всех мероприятий на перспективу.

Часть стратегического плана, разработанного для исследуемых подсистем, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Стратегический план реализации организационно-экономической модели управления энергосбережением региона

Название предприя-тия
Задачи
Мероприятия
Срок окупае-мости (год)
Затраты
(тыс. руб.)
Эконо-мический эффект (тыс. руб.)
Результа-ты
1
2
3
4
5
6
7
Среднесрочный план
ФГБОУ СПО «Волгоградский строитель-ный техникум» г. Волго-град
Снижение затрат на тепловую энергию
Установка системы автоматического и погодного
регулирования
2,02
300,00
148,59
Будет реализова-но в I кв.
2014 г.
Внедрить альтерна-тивные источники энергии
Система приготовления горячей воды для горячего водоснабжения и отопления с нагревом от солнечных коллекторов
1,70
4280,32
2517,60
Будет реализова-но в I кв.
2016 г.
Снижение затрат на электри-ческую энергию
Замена масляных электрообогре-вателей на инфракрасные
4,60
87,00
19,11
Будет реализова-но в
I кв.
2018 г.
ФГБОУ СПО «Урюпин-ский агропро-мышлен-ный техникум»
Внедрить альтерна-тивные источники энергии
Установка тепловых насосов типа «воздух-вода» Mitsubishi Electric серии Zubadan
2,20
2371,20
1078,02
Будет реализова-но в I кв.
2014 г.
Снижение затрат на тепловую энергию
Утепление наружных стен здания техникума
14,00
3356,00
225,34
Будет реализова-но во II кв. 2018 г.
ГБОУ НПО «Професси-ональное училище
№ 4» г. Сурови-кино
Тепловая энергия
Замена деревянных окон на пластиковые окна с энергоэффектив-ными однокамерными стеклопакетами
15,30
5249,10
342,13
Будет реализова-но в I кв.
2014 г.
Разработано авторами

Помимо внедрения такого рода мероприятий для повышения энергоэффективности региона целесообразным является:

- организация систем управленческого учета потоков энергоносителей, использующие приборные способы получения данных;

- постоянное определение (всеми возможными способами) показателей энергоемкости товарной продукции;

- распространение информации о технических, организационных и финансовых возможностях повышения энергоэффективности отрасли;

- мероприятия по снижению транзакционных издержек на осуществление программ энергосбережения (создание типовых проектов энергосберегающих мероприятий, пакетов проектов, информационные программы, конференции);

- стимулирование кредитования энергоэффективных проектов российскими банками и специальными фондами (специальная правительственная программа);

- налоговое стимулирование (ускоренная амортизация, налоговые вычеты, снижение налогов и сборов).

Кроме того, нужно на законодательном уровне закрепить различные экономические и финансовые преимущества, которые будут предоставляться предприятиям ЖКХ, применяющим энергосберегающие технологии.

Вывод

Раскрытие характера энергосбережения как триединой системы, регламентирующей поведение субъектов в сфере экономической деятельности позволяет по-новому посмотреть на управление энергосбережением региона.

Система эта иерархическая, ее образуют подсистемы «управление энергосбережением на уровне производства, поставки и потребления энергии», «управление энергосбережением на уровне получения, распределения и потребления энергии в процессе управления эксплуатацией зданий и сооружений», «управление энергосбережением на уровне получения и потребления энергии в процессе эксплуатации зданий и сооружений».

Целью взаимодействия подсистем в глобальном масштабе является формирование культуры энергосбережения, в среднесрочном периоде создание условий для энергосбережения, в краткосрочном - повышение энергоэффективности, что достигается решением задач нормативного, организационного, экономического, технологического характера.

С позиций процессного подхода управление энергосбережением - это процесс, представленный совокупностью неразрывных взаимосвязанных функций управления (прогнозирования, планирования, организации, мотивации, учета, анализа, контроля, регулирования), направленных на поддержание энергосбережения в состоянии, обеспечивающем высокую энергоэффективность региона.


Источники:

1. ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения».
2. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка научно-обоснованного проекта учебного курса по подготовке лиц, проводящих энергетические обследования, и комплекта методических материалов к нему» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosenergo.gov.ru.
3. Управление энергозатратами на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства: учебное пособие / М.К. Беляев, О.В. Максимчук, Т.А. Першина: Волгогр. гос. архитект.-строит. ун-т. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2009. – 144 с.
4. Кудашкин Ю.В., Ахмедов Ф.Н. Энергоэффективность, энергосбережение и интеллектуальные сети // Российское предпринимательство. – 2012. – № 18 (240). – c. 96–102. – http://www.creativeconomy.ru/articles/25085/.
5. Михайлов С.А. Стратегическое управление энергосбережением на региональном уровне // Российское предпринимательство. – 2008. – № 8 Вып. 1 (116). – c. 159–165. – http://www.creativeconomy.ru/articles/5850/.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 20:55:04