Взаимодействие внешних и внутренних стейкхолдеров в деятельности учреждений сферы культуры
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (248), Январь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Неретин О.П. Взаимодействие внешних и внутренних стейкхолдеров в деятельности учреждений сферы культуры // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 2. – С. 145-152.
Аннотация:
Раскрывается понятие, классификационное деление внешних и внутренних стейкхолдеров, их функциональное назначение и взаимодействие в процессе оказания услуг учреждений и отраслевых составляющих сферы культуры.
Ключевые слова: внутренние и внешние стейкхолдеры, группы поддержки, механизм рационализации и гармонизации, взаимодействие групп поддержки
Для внутренних групп поддержки деятельности учреждений культуры свойственны экономические, административно-распорядительные и социально-психологические методы управления процессом оказания услуг культуры.
Понятийное и классификационное деление стейкхолдеров
Наиболее распространенными методами управления выступают партнерские связи для таких внешних стейкхолдеров, как:
– потребители услуг культуры;
– поставщики материально-технических элементов, информационных данных, художественно-репертуарных, творческих материалов для обеспечения деятельности театров, библиотек, музеев, зоопарков, цирков, киностудий и кинотеатров;
– институциональные инвесторы (банки, страховые компании, пенсионные, паевые, венчурные и иные инвестиционные фонды), предоставляющие возможность учреждениям культуры использовать заемные средства для инновационного, творческо-художественного, экономического и социального развития объектов культуры в процессе достижения целевых установок системы стратегического управления;
– представители государственных (федеральных, региональных) и муниципальных органов управления социально-экономическим развитием территорий, обеспечением потребителей услугами культуры;
– социальные и общественные организации, группы, в своей деятельности ставящие перед собой различные политические, экологические, социальные и иные цели, в достижении которых проявляется заинтересованность в развитии взаимоотношений с учреждениями культуры;
– профсоюзы как общественная организация, взаимодействие которой с учреждениями культуры, исходя из ее функционального назначения, состоит в защите экономических и социальных интересов, в повышении уровня доходности и социального потребления членов профсоюзов и их семей.
Классификационное деление стейкхолдеров на внутренних и внешних в экономической литературе исходит непосредственно из индивидуальных представлений авторов о функциональном назначении и целевой ориентации стейкхолдеров на обеспечение собственных экономических и социальных интересов во взаимодействии с конкретными субъектами хозяйствования, разноуровневыми органами управления (отраслевыми, локальными, государственными и муниципальными).
Так, например, ряд авторов [4] определяют понятие «стейкхолдер» как сложившийся во внутренней и внешней среде объекта стратегического управления состав участников (коалиция), любая группа организаций или индивидов, обладающих возможностью влияния, и ее, как правило, осуществляющих в процессе деятельности конкретных субъектов хозяйствования или подвергающихся влиянию данных субъектов хозяйствования (учреждений, организаций).
Определение понятия «стейкхолдер» как участников (групп, коалиций) влияния, поддержки того или иного процесса в деятельности локальных и отраслевых составляющих производственной или социальной сферы, на наш взгляд, обладает такими недостатками, как отсутствие:
– конкретизации о направленности уровня влияния участников коалиции на объект стратегического управления и степени взаимодействия между собой;
– характеристики корпоративных или опосредованных отношений групп или индивидов влияния на текущую деятельность и перспективное развитие объекта стратегического управления.
Другие авторы [3] понятие «стейкхолдер», их потенциальные и реальные возможности влиять на деятельность субъектов хозяйствования связывают с особенностями клиентуры, обслуживающей деятельность учреждений и организаций или потребляющих их продукцию, услуги, что, по нашему мнению, не соответствует функциональному назначению стейкхолдера - индивидуально или группой оказывать поддержку, содействие субъекту хозяйствования, исходя из индивидуальных или общих интересов стейкхолдеров и объектов стратегического управления в народнохозяйственном производстве.
На формирование и осуществление экономической стратегии субъекта хозяйствования, по мнению ученого-экономиста В.Р. Веснина [1], оказывают существенное воздействие группы стратегического влияния, называемые им контактными аудиториями, способными изменить миссию в широком и узком понимании. В данном трактовании понятие «группа стратегического влияния», его функциональное назначение сужено рамками лишь влияния на миссию объекта стратегического управления, что не соответствует назначению самого термина «стейкхолдер».
Лишено конкретности и такое логико-вербальное определение понятия «стейкхолдер», как единое противоречивое целое, равнодействующая интересов частей которого определяется траекторией эволюции организации. Не ясно, как противоречивое целое, взаимодействуя своими частями и элементами, осуществляет свое функциональное назначение и обеспечивает интересы участников эволюции организации.
Учитывая в целом единую направленность действий и участия в процессах содействия, поддержки и непосредственного выполнения тех или иных видов деятельности субъекта хозяйствования, другие ученые-экономисты группы поддержки, влияниия на деятельность организаций характеризует «группой людей (или отдельного индивида), зависящих от организации или обладающие потенциальной возможностью воздействовать на ее функционирование».
Придерживаются научной позиции влияния стейкхолдеров на функциональное предназначение субъекта хозяйствования и другие авторы [5], полагая, что все виды влияния и поддержки текущей деятельности и социально-экономического развития организации должны концентрированно выражаться в изменении ее миссии.
Поэтому формирование и целенаправленность действия механизмов рационализации и гармонизации элементного взаимодействия системы стратегического управления развитием локальных и отраслевых составляющих сферы культуры; влияния групп поддержки текущей деятельности и перспективного развития объектов стратегического управления, на наш взгляд, в существенной мере зависит от того системного понимания и сущностного представления о понятии «стейкхолдер» (группа поддержки, влияния; участник процесса оказания услуг, производства продукции), которые исследователь непосредственно связывает с возможностью поддержания и повышения экономического роста, социальной результативности деятельности субъекта хозяйствования, в том числе учреждения или отраслевой составляющей сферы культуры.
В соответствии с нашими представлениями и взаимоувязыванием определения понятия «стейкхолдер» с формируемыми механизмом рационализации и гармонизации влияния групп поддержки на достижение максимально возможных экономических и социальных результатов в текущем и перспективном периодах времени, логико-вербальное определение «стейкхолдер» (группа поддержки, влияния; прямой или опосредованный участник процесса оказания услуг потребителям) может быть представлено как группы организаций или отдельных индивидуумов, направляющих свои организационные и ресурсные возможности влияния на сохранение тенденций роста экономических и социальных результатов объектов стратегического управления или подвергающихся воздействиям со стороны данных объектов на основе соблюдения экономических и социальных интересов участников неформальной коалиции.
Механизм взаимодействия стейкхолдеров
Механизм взаимодействия стейкхолдеров (групп поддержки), их влияния на экономические и социальные результаты текущей деятельности учреждений и организаций, а также перспективного развития, обладая функциональным назначением - сохранять способность и потенциальные возможности осуществлять на основе гармонизации взаимодействия групп и индивидов поддержки влияния на учреждения и отраслевые составляющие культуры, соблюдения экономических и социальных интересов всех участников процесса оказания услуг, в своей целевой ориентации на достижение экономической и социальной результативности объектов стратегического управления и непосредственно самих стейкхолдеров должен обеспечивать такой уровень взаимодействия внешних и внутренних групп поддержки развития локальных и отраслевых составляющих сферы культуры, который устанавливал бы равновесность соблюдения интересов всех участников процесса оказания услуг культуры и коалиционное единство достижения общих и индивидуальных целей участников.
Следует в этой связи отметить то, что формирование и осуществление целевой ориентации механизма гармонизации и рационализации взаимодействия технологических и ресурсных элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием учреждений и отраслевых составляющих сферы культуры должно учитывать взаимозаинтересованность участников на основе обеспечиваемой комплексом организационных, экономических, социально-психологических мер по отношению к группам поддержки, содействующих росту экономических и социальных результатов объекта стратегического управления.
Согласование и соблюдение уровня равновесности в удовлетворении экономических интересов стейкхолдеров в механизме рационализации и гармонизации взаимодействия и влияния на текущую деятельность и перспективное развитие локальных и отраслевых составляющих сферы культуры должно реализовываться с каждой из групп поддержки и влияния на достижение планируемых экономических и социальных результатов учреждениями, отраслевыми составляющими сферы культуры.
Так, например, экономические интересы внутренних стейкхолдеров учреждений культуры должны удовлетворяться:
– руководителей (менеджеров) - размерами оплаты их труда, премиальных выплат, наличием возможностей получить дополнительные доходы (гранты, бонусы), способностью решать острые экономические, социальные проблемы и конфликты, возникающие как в среде творческих работников, так и персонала, обслуживающих их деятельность;
– персонала - обеспечением гарантированности занятости, размерами среднемесячной заработной платы, мотивированностью труда и карьерного роста, уровнем удовлетворенности деятельностью и участием в процессах оказания услуг культуры.
Соблюдение экономических и социальных интересов внешних стейкхолдеров в рамках механизма гармонизации и рационализации их взаимодействия с другими группами поддержки и содействия текущей деятельности и перспективному социально-экономическому развитию учреждений и отраслевых составляющих сферы культуры, как нам представляется, должно осуществляться на основе как традиционно сложившихся вкусов к потреблению оказываемых услуг культуры, так и изменений в предпочтениях потребителей к тем или иным услугам культуры, их качеству и формах предоставления.
Кроме того, несоблюдение приемлемого уровня цен для общего и дифференцированного по степени доходности потребителя из различных социальных слоев и групп может негативно отражаться в среднесрочном периоде на экономическом результате деятельности учреждения культуры.
Важно отметить и то, что степень активности внешних участников состоит в поддержке и содействии деятельности учреждений и отраслевых составляющих сферы культуры, такими органами управления социально-экономическим развитием субъектов сферы культуры, как муниципальные, региональные и федеральные исполнительные и законодательные властные структуры, которые существенно зависят от равновесности соблюдения в механизме гармонизации и рационализации взаимоотношений (взаимодействий) их социальных и экономических интересов.
Так, например, разноуровневые органы управления развитием муниципальных образований, регионального хозяйства заинтересованы оказывать содействие, экономическую, социальную и нормативно-правовую поддержку объектам стратегического управления в сфере культуры, так как их успешное функционирование и складывающиеся положительные тенденции экономического и социального развития вносят свою долю в уровень занятости в экономике муниципального образования, региона, в систему налогообложения, в экономические и социальные результаты муниципальных образований, регионального хозяйства, в соблюдение нормативно-правовых регламентаций.
Вывод
Наличие общей заинтересованности стейкхолдеров, представляющих собой общественные организации, профсоюзы, союзы с государственными учреждениями, содействующих на основе партнерства развитию учреждений и отраслевых составляющих культуры, влияет на уровень взаимодействия данных участников процесса оказания услуг культуры, на соблюдение своих функциональных назначений и целевой направленности на достижение экономических и социальных идентификаторов как объекта стратегического управления, так и указанных внешних групп поддержки [2].
Источники:
2. Дарт Р. Менеджмент. – М.: Принт, 2007.
3. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2008.
4. Котельников В.Ю. Стратегическое управление: принципиально новые подходы для эпохи быстрых перемен. – М.: Эксмо, 2007.
5. Chandler A.D. Strategy and Structure: A. Chapter in the History of Industrial Enterprises. – Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962.
6. Кузьмин С.С. Компания и стейкхолдеры: теоретические подходы к выстраиванию взаимодействий // Российское предпринимательство. – 2011. – № 8 Вып. 1 (189). – c. 58–62. – http://www.creativeconomy.ru/articles/13066/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:27:10