Значение разработки арктических месторождений никеля в системе экономического освоения регионального пространства
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (248), Январь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье приведена классификация российских регионов по степени готовности перехода к постиндустриальной модели экономики. Автор проанализировал основные теоретические концепции понятия «регион», факторы развития регионального пространства; акцентировал внимание на подходах к выделению целостных геоторий в рамках экономического пространства. С помощью природно-хозяйственного подхода с использованием метода транспортного тяготения автор выделил региональное пространство Западной Арктики по признаку локалитета никелевой промышленности в экономическом пространстве страны.
Ключевые слова: минеральное сырье, российские регионы, постиндустриальный сценарий, промышленные площадки, локальный рынок, геотория, Западная Арктика
Конкурентная борьба за осуществление наиболее быстрого перехода регионов России к постиндустриальным сценариям развития развернется в сфере обеспечения доступа российских регионов к материальным ресурсам, современным технологиям. Кроме того, ключевым фактором успешного развития регионов станет эффективное использование технологических и материальных ресурсов.
Развитие российского регионального пространства
Согласно теории российского регионализма регион это геотория – часть пространства, например, территория, акватория или их совокупность, обладающая признаками единства ее составляющих и наличием совокупности признаков, не свойственных иным геоториям.
Из изложенного можно сделать вывод, что регион в экономическом смысле – это часть пространства, выделенная на основании ряда присущих указанной части пространства природно-экономических (хозяйственных) признаков.
Помимо существования концепций региона как квази-государства, когда под регионом понимается относительно самостоятельная в экономическом, политическом плане часть пространства страны, как квази-корпорации, когда под регионом понимается часть пространства страны, в пределах которой развернута хозяйственная деятельность крупного предприятия, существует рыночная концепция региона – когда под регионом понимается рынок, характеризующийся одной или несколькими специализациями.
Названные специализации являются единицами освоения исследуемого регионального пространства, локалитетом. Например, если основой социально-экономического развития выделенной территории является освоение месторождений никеля, функционирование промышленных площадок по производству анодного, карбонильного никеля, высокотехнологичной продукции из никеля, то в пределах указанного пространства образуется локалитет никелевой промышленности.
Пространственная организация региона в данном случае представляет собой набор локалитетов, признаков, позволяющих индивидуализировать названное пространство.
Согласно теории новой экономической географии уровень социально-экономического развития регионального пространства обусловлен факторами развития первого уровня (наличие широкого спектра минерального сырья, потребность в котором существует со стороны современного воспроизводственного процесса; географическое положение, обеспечивающее доступ к основным транспортным путям, и, как следствие, обеспечивающее снижение транспортных расходов, облегчающее доступ потенциальных инвесторов и покупателей на рынок); факторами развития второго уровня (наличие в пределах регионального пространства агломераций, хозяйственной, социальной инфраструктуры, достижение территорией определенного качества жизни населения, состояние экономической среды в целом).
В развитии российского регионального пространства ведущую роль играют факторы первого уровня: минерально-сырьевой, промышленный потенциал российских регионов определяет перспективы развития последних. Подтверждением тому являются регионы, сформировавшие второй эшелон перехода в постиндустриальную эпоху.
Если говорить в целом, то факторы пространственного развития второго уровня представлены в России слабо: агломерационный эффект практически отсутствует (если не принимать во внимание столичные города), инфраструктура, в том числе, транспортная, не соответствуют масштабам страны, объему хозяйственной экономической деятельности, уровень качества жизни населения многих регионов остается на низком уровне, состояние экономической среды характеризуется отсутствием благоприятных условий для инвестирования, слабым развитием институтов по охране вещных прав и т.п.
В связи с изложенным становится актуальной проблема выработки соответствующей стратегии развития регионов как геоторий, определения локалитетов, которые составят основные направления социально-экономического подъема территории на долгосрочную перспективу.
Одной из теоретико-методологических основ разработки подобных стратегий является метод создания форсайт-проектов (впервые названный метод стал широко применяться в Японии, впоследствии – в странах Европы, Азии, Латинской Америки для определения ключевых приоритетов инновационного развития).
Региональное форсайтное планирование
Форсайт (в переводе с англ. «предвидение») заключается в определении возможных вариантов хода событий в будущем при соблюдении ряда заданных условий, выбора желаемого или оптимального варианта, а также в определении комплекса мероприятий, выполнение которых обеспечит наступление выбранного сценария. Суть форсайтного подхода «…в том, что государство определяет: перспективные технологии и рынки на ближайшие 10-20 лет; направления сотрудничества «бизнес - государство» в деле создания конкурентоспособных инноваций; мероприятия, которые позволят использовать новые возможности в целях повышения качества жизни, ускорения экономического роста и сохранения международной конкурентоспособности страны или региона» [3].
При применении форсайтного подхода акцент делается на определение нескольких направлений развития, разработку набора сценариев, а не конкретного метода или технологии.
Целью регионального форсайтного планирования в России является выявление основных направлений развития российских регионов в рамках единой общегосударственной политики.
В 2013 г. утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г., представляющая собой результат использования форсайтного подхода по определению перспектив развития Арктической зоны Российской Федерации на долгосрочный период.
Системный анализ указанного выше документа позволяет выделить основные ключевые моменты концепции развития Арктической зоны по постиндустриальному сценарию развития, а именно: оформление и закрепление границ Арктической зоны, рациональное освоение минерально-сырьевой базы региона за счет создания благоприятной экономической, инвестиционной среды, реализация основных конкурентных преимуществ России в названном регионе на фоне эффективного освоения регионального экономического пространства, глобальная информатизация арктического пространства, создание востребованной системы транспортных коммуникаций, интегрированной в мировую транспортную сеть.
Достижение положительного результата по каждому из указанных направлений, по мнению создателей документа, позволит Арктической зоне стать локомотивом развития российской экономики в будущем.
Выбор названной части регионального пространства обусловлен сосредоточением в нем следующих базовых факторов пространственного развития.
Арктика характеризуется наличием богатого спектра природных ресурсов: в Арктике сосредоточено более половины российских запасов цветных металлов (никель, кобальт, медь, платина, золото), алмазов, апатито-нифелиновых руд, боксита, большая часть запасов газа, углеводородного сырья. Доля Арктического региона в общем объеме российского экспорта составляет более 50%. «На площади около 10,5 млн км при населении немногим менее 1% общероссийской численности в Арктике производится почти 12 % ВВП РФ» [5].
Уникальность географического положения Арктики обусловлена непосредственным расположением в пределах акватории арктической зоны Северного морского пути (далее – СМП), транзитной транспортной магистрали, связующей северо-западные и восточные регионы нашей страны, а также европейские и азиатские порты.
Арктическая зона является местом дислокации российских войск, в том числе морских стратегических ядерных сил, и стратегически важной для обороноспособности страны пограничной зоной. Данное обстоятельство является одним из приоритетных на фоне эскалации международной напряженности.
Совокупность вышеперечисленных базовых факторов пространственного развития, присущих Арктической зоне, реализация форсайт-проекта развития Арктической зоны позволяют рассматривать Арктику как локомотив формирования «третьего эшелона» перехода экономики России к постиндустриальному типу развития.
В пределах экономического пространства Арктики на основании природно-хозяйственного метода можно выделить целостное экономическое пространство Западной Арктики.
С географической точки зрения, Западная Арктика простирается от Кольского до Таймырского полуострова, включая акватории прилегающих морей.
Основным при выделении территории по природно-хозяйственному критерию является выделение территории, пригодной для социально-экономического развития в системе регионального хозяйства по признаку тяготения территории к месторождениям полезных ископаемых, местам размещения промышленных производств, транспортным коммуникациям.
Специфика регионального пространства Западной Арктики определяется существующими в пределах названного пространства локалитетами, одним из которых является локалитет никелевой промышленности.
Функционирование названного локалитета обусловлено сосредоточением в Западной Арктике 90% российских запасов никеля (Западная Арктика занимает 6-ое место в мире по объему запасов никелевой руды), функционированием крупнейших в России и в мире добывающих горно-обогатительных комбинатов, рафинировочных производств (93% производимого в России никеля приходится на производственные активы, расположенные в Западной Арктике).
Арктические районы размещения месторождений никеля
Арктические месторождения никеля сосредоточены в двух районах – Кольский полуостров и Таймырский полуостров (Норильский промышленный район). На Кольском полуострове в пределах Печенгского района расположено 8 месторождений сульфидных медно-никелевых руд. Указанные месторождения расположены в пределах двух рудных узлов: западного (поселок Никель Кольского полуострова), восточного (город Заполярный Кольского полуострова).
Западный рудный узел представлен месторождениями Котсельваара, Семилетка, восточный рудный узел представлен месторождениями - Ждановское, Заполярное, Быстринское, Тундровое, Верхнее, Спутник, Северный-Глубокий. Общая масса разведанной сульфидной медно-никелевой руды на Кольском полуострове составляет 582 млн т руды или 3967 тыс. т никеля, среднее содержание никеля в руде 0,67%.
На Кольском полуострове расположены две основные производственные площадки никелевой промышленности – комбинаты «Североникель» и «Печенганикель», представляющие собой структурные подразделения открытого акционерного общества «Кольская ГМК» (далее – ОАО «Кольская ГМК»). При этом комбинат «Печенганикель» производит медно-никелевый файнштейн, который для производства металла (никеля, меди, кобальта) направляется на комбинат «Североникель» для изготовления конечной, товарной продукции.
Комбинат «Североникель» занимается выпуском конечной продукции из технологической цепочки никелевого производства: никель первичный, никель электролитный (в виде дроби и порошков), никель карбонильный (в виде дроби и порошков), катоды медные, кобальтовый концентрат, кобальт металлический, серная кислота; комбинат «Печенганикель» является промежуточным звеном в технологической цепочке производства товарного продукции на основе никеля и меди.
Мощности комбината «Североникель» также задействованы в переработке в товарную продукцию медно-никелевого файнштейна, поставляемого ОАО «ГМК Норильский никель» из Норильского района.
Крупнейшие месторождения сульфидных медно-никелевых руд (1380,00 млн т руды, в том числе 7,9 млн т никеля, среднее содержание никеля в руде 4,04%) находятся в Красноярском крае на территории Таймырского полуострова, а именно: месторождения Октябрьское, Талнахское, Норильск-1. В состав Октябрьского месторождения входят рудники Октябрьский, Таймырский, месторождение Талнахское представлено рудником Комсомольский, месторождение Норильск-1 - рудниками Заполярный, Медвежий ручей.
В пределах Норильского промышленного района функционируют одни из крупнейших в мире горно-обогатительных комбинатов - Талнахская и Норильская обогатительные фабрики. Производимый указанными фабриками сгущенный концентрат направляется на переработку на следующие металлургические заводы - Надеждинский металлургический завод, Никелевый завод; добытая медь направляется на переработку на Медный завод.
Арктическими производственными активами осуществляется ежегодно более 300 тыс. тникеля, что составляет более 90% российского производства никеля. Благодаря арктическим предприятиям никелевой промышленности (ОАО «Кольская ГМК», ОАО «ГМК «Норильский никель»») Россия на протяжении нескольких лет является бессменным лидером на мировом рынке никеля по показателю производства и реализации никеля, никельсодержащих продуктов.
Названные выше арктические районы размещения месторождений никеля, предприятий никелевой промышленности интегрированы в транспортную систему Западной Арктики благодаря СМП, а также меридиональной сибирской речной сети. Грузопотоки предприятий никелевой промышленности проходят в основном по реке Енисей, а также по СМП между портами Мурманск, Архангельск, Дудинка, Красноярск, Лесосибирск.
Основные транспортные направления
Основные транспортные направления, обусловленные размещением в Арктике никелевой промышленности, следующие: между Кольским полуостровом (торговый морской порт Мурманск) и полуостровом Таймыр (торговый морской порт Дудинка) по перевозке давальческого сырья из Норильского промышленного района на комбинат «Североникель» для производства электролитного и карбонильного никеля, отгрузка произведенной ОАО «Кольская ГМК», ОАО «ГМК «Норильский никель»» продукции никелевой промышленности на экспорт в Европу (Мурманск - Роттердам, Гамбург); в Китай (Мурманск; Дудинка – Пусан, Шанхай). Ежегодно предприятия никелевой промышленности Западной Арктики перевозят грузы объемом в среднем до 3 млн т, в том числе, 2 млн тпосредством речного сообщения, 1 млн т посредством СМП.
Перспективы дальнейшего освоения никелевых месторождений Западной Арктики, расширения присутствия в данном регионе предприятий никелевой промышленности обусловлены долгосрочной потребностью мировой экономики, основанной на инновационных технологиях, в никеле, никельсодержащих сплавах (сталь). По прогнозам исследовательской группы McKinsey Global Institute к 2030 г. произойдет значительное увеличение мирового спроса (на 75%) на сталь, объем спроса достигнет 2,312 млн т (против 1,316 млн т в 2010 г.). Основными потребителями стали к тому времени станут Китай и Индия. В указанных странах процесс урбанизации к этому моменту достигнет максимума. Не следует забывать, что производство стали не единственное направление использования никеля. Никель называют металлом экономик нового века, поскольку он применяется практически во всех сферах жизни человека: в строительстве, медицине, в производстве бытовых товаров, атомной энергетике, производстве космических аппаратов, в автомобилестроении, самолетостроении, при производстве высокотехнологичных информационных покрытий, новых типов литий-ионных батарей и т.д.
Вывод
В пределах регионального пространства арктической зоны на основании природно-хозяйственного подхода, применяя метод транспортно-хозяйственного тяготения пространственной организации региональной экономики как к месторождениям полезных ископаемых, промышленным площадкам, транспортным коммуникациям, прежде всего СМП, меридиональным сибирским рекам, можно выделить регион Западной Арктики, отличающийся от смежных геоторий по обоснованному выше критерию локализации никелевых месторождений, производственных мощностей никелевой промышленности.
При этом доступность локального рынка никелевой промышленности в Западной Арктике обеспечивается наличием системы транспортных коммуникаций, представленной СМП и меридиональными сибирскими реками, обеспечивает доступность локального и (или) регионального рынка никеля, расширяя потенциал указанного рынка. Согласно основополагающим принципам «новой экономической географии» потенциал локального рынка обусловлен его доступностью.
Функционирование и развитие локального рынка никелевой промышленности в Западной Арктике (принимая во внимание общую сырьевую направленность экономики России), размещение в Западной Арктике промышленных площадок никелевой промышленности, наличие в Западной Арктике обширных месторождений никеля, эффективной системы транспортных коммуникаций, обеспечивающей надежное сообщение как внутри регионального пространства, так и за его пределами, представляют собой основу экономического освоения названного регионального пространства.
Источники:
2. Resource Revolution: Tracking global commodity markets. McKinsey Global Institute, september 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mckinsey.com/insights/mgi.
3. Прудский В. Г., Ощепков А.М. Форсайт как основа стратегии социально-экономического развития региона // Вестник ПГУ. – Серия: Экономика. – 2012. – № 3.1. – С. 22–26.
4. Межевич Н.М. Определение категории «регион» в современном научном дискурсе // Псковский регионологический журнал. – 2006. – № 2. – С. 3–21.
5. Павленко В.И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны // Арктика: экология и экономика. – 2013. – № 4 (12). – С. 16–25.
6. Мухетдинова Н.М. О путях улучшения инвестиционного климата российских регионов // Российское предпринимательство. – 2013. – № 8 (230). – c. 73–77. – http://www.creativeconomy.ru/articles/28727/.
Страница обновлена: 29.10.2024 в 15:48:39