Особенности взаимодействия властных и предпринимательских структур в Новгородской области
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (248), Январь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Киварина М.В., Костусенко Е.И. Особенности взаимодействия властных и предпринимательских структур в Новгородской области // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 2. – С. 39-45.
Аннотация:
В данной статье раскрываются современные особенности взаимодействия власти, бизнеса и населения в Новгородской области, а также обосновывается необходимость внедрения системного и комплексного подхода к организации межсекторного взаимодействия, содержащего принципы, элементы, формы и механизмы реализации, с целью повышения его эффективности.
Ключевые слова: бизнес, социальная ответственность, социальное партнерство, Новгородская область, регион, межсекторное взаимодействие, модель взаимодействия
В Новгородской области, как и в других субъектах федерации, существуют актуальные для развития региона проблемы, большинство из которых отражают качество жизни населения и во многом зависят от устойчивой работы предприятий региона, уровня доходов жителей области и стабильного поступления налогов в бюджет. Решение этих задач возможно при модернизации экономики, т.е. при наличии в регионе необходимого количества современных рабочих мест, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции.
Между тем, постоянная нехватка финансовых ресурсов в регионе, высокая степень физического и морального износа основных производственных фондов в отраслях промышленности области, неэффективное использование оборотных средств доказывают остроту данной проблемы и являются сдерживающими факторами регионального развития.
Формы взаимодействия региональных органов власти, бизнеса и населения
Многие предприятия и организации региона не могут удовлетворить потребности жителей в необходимых условиях труда, включая выплату достойной заработной платы. В улучшении данной ситуации должны быть заинтересованы, прежде всего, региональные органы власти, работодатели и профсоюзы, которые являются основными участниками производственных и социальных отношений. При использовании региональной системы социального партнерства у перечисленных сторон есть реальная возможность проводить совместную работу по созданию в области современных рабочих мест с высоким уровнем организации производства.
Комитетами и управлениями Новгородской области совместно с органами местного самоуправления, отдельными представителями бизнеса и их ассоциациями, общественными объединениями работодателей и профсоюзами области регулярно осуществляется работа по развитию социального партнерства, прежде всего, с целью совершенствования практик заключения коллективных договоров и соглашений. С 2007 г. в регионе функционирует областная трехсторонняя комиссия, которая образована с целью регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов взаимодействующих сторон на территории Новгородской области.
Законодательной базой деятельности институтов социального партнерства в Новгородской области являются:
- Областной закон «О государственно-частном партнерстве в Новгородской области», принятый Постановлением Новгородской областной Думы от 28.04.2011 № 1796-ОД (в ред. Областного закона Новгородской области от 05.12.2011 № 1119-ОЗ);
- Областной закон Новгородской области от 30.04.2013 № 244-ОЗ «О социальном партнерстве в сфере труда в Новгородской области» (принят Постановлением Новгородской областной Думы от 24.04.2013 № 545-5 ОД).
Регулярно заключаются региональные соглашения между Правительством Новгородской области, профсоюзами и работодателями, имеющие своей целью всемерное создание условий, способных реализовать права граждан на достойный труд и его оплату, на снижение масштабов бедности, сокращение разрыва между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения, свободное развитие человека.
Формы взаимодействия региональных органов власти и населения, используемые в области, можно сгруппировать по ряду признаков: по периодичности (регулярные, единовременные), по объему охвата населения (выборочные, массовые), по числу и формам участия представителей органов региональной власти, по степени участия представителей разных уровней региональной власти (активное участие, пассивное участие), по тиражированию, по географии осуществляемой работы, по эффективности решения значимых проблем и другим. Наиболее распространены такие формы взаимодействия как работа с письмами и обращениями граждан, личный прием граждан по различным вопросам, осуществление общественных экологических экспертиз, областные информационные дни, работа областной общественной палаты [1].
В городах и районах области существуют приемные Губернатора, действует система закрепления представителей Правительства Новгородской области в роли кураторов городов и районов, налажена система общественных слушаний областного бюджета и значимых для развития области законодательных актов.
Среди экономических форм взаимодействия властных и предпринимательских структур в Новгородской области распространены конкурсы и гранты, по результатам которых победителям выделяются средства из регионального или федерального бюджета. Ежегодно проводится конкурсный отбор социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) с целью предоставления им субсидий из областного или федерального бюджета.
Комплексная модель взаимодействия власти, бизнеса и населения
Неэкономические формы взаимодействия власти, бизнеса и населения в Новгородской области включают, прежде всего, проведение совместных общественных мероприятий, открытые советы, лоббирование интересов, а также публичные слушания.
Таким образом, взаимодействие властных структур, предпринимателей и населения в Новгородской области в настоящее время осуществляется достаточно активно, однако при этом оно не всегда носит системный и комплексный характер, зачастую не имеет должной ресурсной поддержки и, в результате, влияет на социальную политику региона не так существенно, как это необходимо в современных условиях.
В связи с этим, одной из важнейших задач региональных органов власти является не просто развитие демократического процесса в области, но и нивелирование напряжения в отношениях властных и предпринимательских структур, а также смягчение экономических, социальных и политических противоречий между отдельными группами населения. Следовательно, одним из главных критериев эффективности регионального управления, на наш взгляд, является достижение баланса интересов всех взаимодействующих сторон посредством системного, открытого и равного диалога региональных органов власти, бизнеса и населения.
На рисунке представлена комплексная модель взаимодействия региональных органов власти и управления Новгородской области с бизнесом и населением. Тонкими стрелками показано взаимодействие различных секторов гражданского общества (органов регионального управления, предпринимательских структур, некоммерческих организаций, населения), а широкими стрелками отражено направление воздействия, что подчеркивает значимость населения в системе регионального взаимодействия.
Рис. Модель взаимодействия региональных органов власти и бизнес-структур в Новгородской области
Реализация данной модели на практике позволит достичь определенного баланса интересов всех взаимодействующих сторон на основе партнерства и конструктивного сотрудничества. Появление эффективной системы взаимодействия региональных органов власти, бизнес-структур и населения в Новгородской области создаст определенные предпосылки для возникновения нового современного ресурса – общественного капитала [2], основными элементами которого являются:
- четкие «правила игры», устанавливаемые органами власти;
- развитость гражданских институтов в обществе и наличие эффективных форм их взаимодействия с органами власти, включая процедуры выявления и согласования интересов взаимодействующих сторон;
- рост доверия к власти со стороны бизнеса и населения.
Общественный капитал может стать одним из ключевых ресурсов Новгородской области, определяющим ее дальнейшее социально-экономическое развитие. Однако это будет возможно лишь в том случае, если перечисленные элементы общественного капитала будут реализовываться комплексно, представляя собой отдельные составляющие единой системы регионального управления.
Перспективы дальнейшего развития системы взаимодействия региональных органов власти, предпринимательских структур и населения в Новгородской области будут связаны с реализацией следующих направлений:
1) дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы применения социальных технологий. Федеральные законы и законы Новгородской области не определяют четкие правовые механизмы реализации таких значимых социальных технологий, как государственный социальный заказ, конкурсное размещение региональных и муниципальных социальных грантов, государственное социальное спонсорство и т.д.;
2) внедрение и повсеместное использование эффективных механизмов социального партнерства. На наш взгляд, на территории Новгородской области рациональным представляется развитие таких успешных в других субъектах Российской Федерации механизмов социального партнерства, как общественный фонд, государственный социальный заказ, конкурсы и ярмарки социальных проектов, социальные форумы и пр.;
3) совершенствование инфраструктуры некоммерческих организаций посредством создания ресурсных организаций, оказывающих организационные, информационные, образовательные, консалтинговые и другие услуги некоммерческим организациям; стимулирование развития системы информационного обеспечения деятельности НКО и т.д. Вспомогательная инфраструктура некоммерческих организаций будет способствовать, на наш взгляд, повышению уровня социально-экономического развития общественного сектора, что является крайне важным для дальнейшего эффективного развития в Новгородской области прогрессивных социальных технологий.
Вывод
Реализация представленных в данной статье мероприятий позволит, прежде всего, вовремя преодолевать и предотвращать конфликты в сфере взаимодействия властных и предпринимательских структур, а также будет способствовать достижению всеми субъектами взаимного согласия и повышения эффективности региональной социально-экономической политики.
Источники:
2. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 205.
3. Нелюбова Н.Н. Практика и перспективы развития государственно-частного партнерства в реализации стратегии региона // Российское предпринимательство. – 2007. – № 6 Вып. 1 (92). – c. 175–179. – http://www.creativeconomy.ru/articles/10023/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:31:29