Роль кластера в развитие экономики региона и повышение его конкурентоспособности

Савзиханова С.Э.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 15 (261), Август 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Одной из современных концепций повышения конкурентоспособности регионов является кластерная. В статье рассматривается сущность кластера, обоснована его роль в повышении конкурентоспособности экономики региона. Показано, что реализация кластерной политики, оказывая мультипликативный эффект на развитие региона, выведет его на новую модель экономического роста.

Ключевые слова: инновационная деятельность, кластер, синергетический эффект, современные технологии, конкурентоспособность регион



Индустрия на мировом уровне идет по пути создания кластеров. Кластер – это широко признанный инструмент, сопутствующий экономическому развитию и повышению конкурентоспособности экономики региона и страны в целом. Быстро распространяющееся число кластерных инициатив, как в развитых, так и в развивающихся странах отражает их эффективность и жизнеспособность [1]. Опыт зарубежных стран свидетельствует об эффективности кластерной политики, которая способствует повышению уровня конкурентоспособности экономики страны в целом.

Теоретическая база кластерной концепции закладывалась в XIX в. когда было установлено, что эффективность деятельности фирм зависит от их географического размещения и близости к другим хозяйствующим субъектам, с которыми происходит взаимодействие.

Кластерная теория продолжает развиваться и сегодня, но, однако, до сих пор наблюдается некоторая нечеткость в понятийном аппарате, что в первую очередь относится к самому понятию кластер [4].

Теория кластеризации формировалась в середине прошлого столетия, и обозначенные подходы формирования кластеров, классификация кластеров и т.п. соответствовали и отражали реальный уровень развития экономики и межфирменных отношений того времени.

Экономика, проходя определенные этапы развития, с того времени существенно изменилась, и в настоящее время ее идентифицируют как новую экономику. В современных условиях развития информационно-коммуникационных технологий существенно изменились и формы межфирменного взаимодействия. Однако, как показывают исследования, теория кластеризации за этот период не получила должного развития и существенно не изменилась.

Современное понимание кластера

На самом деле в реальной экономике изменились подходы к формированию и развитию кластеров, однако это больше происходило стихийно, т.к. не было научного обоснования и не была предложена новая методология. Поэтому необходимо совершенствовать теорию кластеризации, понятийный аппарат, подходы к формированию кластерной политики и самих кластеров. В связи с этим предлагаем следующее определение понятию «кластер».

В современном понимании под кластером понимается группа самостоятельных коммерческих и некоммерческих организаций, объединенных на ресурсном уровне для реализации общей идеи в технологическую сеть, которая предусматривает достижение синергетического эффекта достаточного для производства на выходе конкурентоспособной продукции или услуги, осуществляя инновационно-ориентированную деятельность в рамках единого информационно-коммуникационного пространства.

Из этого определения видно, что участники кластера не теряют самостоятельность, а объединяют ресурсы в рамках определенной технологической сети для достижения общей цели. Особый акцент делается на наличие синергетического эффекта, причем указывается, что этого эффекта должно быть достаточно для того, чтобы в результате иметь конкурентоспособную продукцию или услуги.

Следует обратить внимание, что в определении не указывается географическая близость как один из основных мотивирующих факторов формирования кластера, хотя в научной литературе на это до сих пор делали основной акцент. Считаем, что в современных условиях это не является главным фактором, а гораздо важнее, чтобы участники кластера осуществляли деятельность в рамках единого информационно-коммуникационного пространства.

Для обеспечения такого пространства необходимо иметь информационно-коммуникационную систему, обеспечивающую сетевое взаимодействие на самом современном уровне. Кроме того в этом определении указывается, чтобы деятельность внутри кластера желательно была инновационно-ориентированной.

Кластер – это в первую очередь понятие виртуальное, а не юридически значимое; подразумевающее, что его участники объединены общими интересами и синергетическим взаимодействием, приносящим им всем выгоду. Хотя сейчас во многих странах при поддержке государства создаются формальные объединения предприятий, называемые «кластерами», все первые ИТ-кластеры создавались снизу, за счет самоорганизации и взаимодействия его участников [4].

Различные кластеры могут иметь разные типы входящих в них организаций, хотя для всех характерно взаимодействие учреждений образования, науки и производства.

В научной литературе сложилось так, что кластеры формируются по отраслевому и территориальному признакам. По отраслевому признаку определяют промышленный, строительный, туристический и т.п. кластеры. В современных условиях такая идентификация кластеров является некорректной. Ведь в промышленный кластер входят не только промышленные предприятия, а могут входить инновационные предприятия, вузы, консалтинговые, маркетинговые и другие предприятия. Кластеры надо идентифицировать как предпринимательские по сферам деятельности, например, предпринимательский кластер в сфере промышленности или предпринимательский кластер в сфере строительства и т.п.

Кроме того в научной литературе при классификации кластеров выделяют инновационный кластер. В современных условиях любой преуспевающий кластер, по сути, должен быть инновационным. В этом случае считаем, что нужно изменить существующую до сих пор классификацию и идентифицировать как предпринимательский кластер в сфере инновационной деятельности.

В научной литературе в основном предполагают, что кластер формируется вокруг крупного предприятия, которое составляет ядро кластера. Проведенные исследования позволили сделать вывод, что в современных условиях малые и средние предприятия сами могут формировать кластеры и в результате развития вырастить то крупное ядро или пригласить крупное предприятие для участия в уже существующем кластере.

Формирование регионального кластера

Одной из серьезных задач для России является развитие малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности на основе межрегионального сотрудничества. Для этого считаем целесообразным формирование межрегиональных кластеров малых и средних предприятий, создав для этого необходимую инфраструктуру общественного доступа к современным технологиям и оборудованиям и предусматривающей формирование, в первую очередь, тех организационных элементов, создание которых в каждом отдельном регионе в настоящее время нецелесообразно по экономическим соображениям. Кроме того, это даст возможность создания необходимой межрегиональной институциональной и инновационной инфраструктуры региона на основе взаимовыгодной кооперации на уровне инфраструктурных элементов регионов. Таким образом, кооперация имеющихся элементов и создание недостающих звеньев – наиболее оптимальный способ решения данной проблемы.

Формирование регионального кластера может начинаться с десятка компаний при университете. Для того чтобы кластер мог называться зрелым, у его участников должен быть уже существенный объем продаж продуктов и услуг на глобальном рынке - не менее чем на 100 млн долл. Важным объективным показателем зрелого кластера является также наличие в нем механизмов самоорганизации в виде Ассоциации или других объединений.

Прежде всего, количество административных барьеров на пути бизнеса в целом таково, что нужно этим заниматься. В этот момент важнее всего внести в индустрию, особенно в региональную, катализатор развития кластеров в виде моральной поддержки со стороны государства.

Государство – механизм сложный и неоднородный. Есть активные регионы и администрации на местах, которые хотят выбиться вперед за счет инноваций и готовят кластерные проекты. Есть чиновники в министерствах и ведомствах, отвечающие, так или иначе, за отрасль, опасающиеся излишней самостоятельности бизнеса - особенно организованного в отраслевые ассоциации. Есть чиновники в Минэкономразвития, которые понимают, что такое кластер, и продвигают идею кластерного развития в регионах.

То есть государство - это сложная система, с которой достаточно непросто взаимодействовать, но если планомерно отстаивать интересы отрасли, то рано или поздно результатов можно добиться [4, 5, 6].

Последние решения на государственном уровне в России свидетельствуют о том, что у государства начинает формироваться определенный подход к реализации кластерной политики. Но этот процесс только начинается, и представляется необходимым усиливать роль государства в поддержке перспективных кластеров, в совершенствовании нормативно-правовой базы, касающейся государственного регулирования развития кластеров, дальнейшей разработки методологических основ оценки эффективности функционирования кластеров и результативности их государственной поддержки.

В условиях России обеспечение малых предприятий современным производственным оборудованием невозможно, поскольку малые объемы производства не позволяют рационально их использовать. Эффективную эксплуатацию такого оборудования может позволить себе только крупное предприятие. Следовательно, малые и средние предприятия оказывается, не могут использовать современные технологии в производстве.

Наиболее оптимальный способ решения данной проблемы возможен за счет совместного использования оборудования в центрах услуг. Во всем мире предприниматель, чтобы начать производство продукции, размещает заказы на изготовление деталей, напыление, гальваническую обработку и т.п. и, организовав сборку, начинает производить эту продукцию, т.е. там имеется инфраструктура доступа к технологиям и оборудованию и чтобы обрабатывать деталь, не нужно приобретать оборудование. Таким образом, предприниматели имеют доступ современному оборудованию и технологиям. Это обеспечивается через специальные структуры, оказывающие услуги, обеспечивая доступ к оборудованию.

В России в течение многих лет так складывалась, чтобы предприятию начинать производить какую-нибудь продукцию, необходимо было у себя создавать всю технологическую цепочку, т.е. иметь цех металлообработки, гальванический цех и т.п. К сожалению и в настоящее время в большинстве случаях нужно идти по такому же пути. Не созданы специализированные предприятия, которые на основе субконтрактации могли бы взять на себя определенный объем работ. Поэтому мы имеем слабый уровень субконтрактации. При такой ситуации очень сложно создавать кластеры малых предприятий. По этой же причине низок уровень участия малых предприятий в кластерах, создаваемых с участием крупного бизнеса. И наконец, это тормозит развитие предпринимательства в сфере производства.

Мировая практика [2, 3] демонстрирует роль кластеров в экономическом развитии и повышении конкурентоспособности региональных и национальных экономик, что связано с их возможностью объединять научный, образовательный и производственный потенциал, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предприятий, научно-исследовательских организаций и образовательных учреждений, оказывающих мультипликативный эффект на развитие экономики, способствующих привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест, а именно:

1) эффект для предприятий кластера: повышение производительности труда увеличение прибыли, расширение рынков сбыта, привлечение инвесторов, внедрение современных технологий и инноваций благодаря внутренней конкуренции между производителями кластера;

2) эффект для органов государственной власти: увеличение бюджета, уменьшение выплат по безработице, развитие инфраструктуры;

3) эффект для экономики региона: рост валового регионального продукта, объемов инвестиций, экспорта наукоемкой продукции, занятости и благосостояния населения и др.

Говоря о формировании кластера в рамках одного или нескольких регионов важно отметить необходимость концентрации «критической массы» предпосылок, а именно наличие:

- крупного предприятия, на базе которого могут быть реализованы инновационные проекты;

- научно-исследовательского центра, обеспечивающего фундаментальную научную базу инновационных проектов;

- университета, обеспечивающего подготовку специалистов для соответствующей отрасли (для предприятий будущего кластера);

- понимания проблемы, воли и желания руководства участников объединить усилия в целях достижения стратегической цели;

- в регионе и за его пределами (как на внутреннем, так и на внешнем рынке) существенных, экономически целесообразных потребностей и спроса на инновационную продукцию кластера;

- в регионе серьезных задач из научной, прикладной, социально-экономической и прочих сфер деятельности человека.

Вывод

Таким образом, проведенное исследование показало, что формирование межрегиональных кластеров обеспечивает новые возможности для бизнеса, будет способствовать повышению конкурентоспособности регионов и страны в целом за счет развития предпринимательства и обеспечения занятости, а также благодаря реализации сотрудничества в сфере науки и образования.


Источники:

1. Доржиева Е.В. Формирование и развитие конкурентоспособных агропромышленных кластеров на мезоуровне экономики: монография. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. - 168 с.
2. Заркович А.В., Стрябкова Е.А. Оценка влияния кластеров на инновационное развитие стран и регионов // Креативная экономика. — 2013. — № 11 (83). — c. 13-20. — http://www.creativeconomy.ru/articles/30136/
3. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран // Экономический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://institutiones.com/strategies/1928-.
4. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Измерение эффективности функционирования кластера информационных технологий // Регион, экономика и социология. - 2006. - № 1. - С. 159.
5. Мухаррамова Э.Р., Липатов Д.В. Формирование преимущественных направлений социально-экономического развития региона с использованием кластерного подхода (на примере Республики Татарстан) // Российское предпринимательство. — 2013. — № 22 (244). — c. 114-120. — http://www.creativeconomy.ru/articles/30480/
6. Яшева Г.А. Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства: монография. – Витебск: УО «ВГТУ», 2010. – 373 с.

Страница обновлена: 15.08.2024 в 09:17:34