Макроэкономическое регулирование и финансы транснациональных корпораций

Волков И.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (254), Апрель 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена определению роли макроэкономического регулирования в современных условиях. Определена сущность механизма его взаимодействия с финансами транснациональных корпораций. Выявлены направления макроэкономического регулирования, позволяющие не допустить максимизацию денежных доходов ТНК за счет ухудшения конкурентоспособности страны.

Ключевые слова: бюджетная политика, корпоративные финансы, денежно-кредитная политика, макроэкономическое регулирование, транснациональная корпорация (ТНК)



Возникновение и развитие глобального кризиса в конце 2000-х гг. поставило перед экономической наукой вопрос о путях совершенствования взаимосвязи между теорией и практикой. Одним из таких направлений изучения является воздействие макроэкономических сигналов на микроэкономику. Ясное понимание соответствующих механизмов должно помочь в решении актуальной на современном этапе проблемы взаимоотношений государства и крупных корпораций – увода последними своих финансовых потоков в оффшоры.

Системы аккумулирования финансовых потоков

В ходе воздействия на экономические процессы государство прибегает к мерам макроэкономического регулирования. В научной литературе к таковым относится достаточно широкий спектр действий, однако приоритетное место занимают денежно-кредитная и бюджетная политики.

В рамках денежно-кредитной политики специализированный орган (как правило, центральный банк) контролирует количество денежной массы, тем самым оказывая влияние на стоимость денег как ресурса и интенсивность их обращения. При бюджетной политике государство управляет доходами и расходами бюджета, изымая часть создаваемого продукта из одних отраслей и перераспределяя его в другие. На основании этого можно заметить, что макроэкономическое регулирование осуществляется преимущественно финансовыми методами, т.е., воздействует изначально на финансовые аспекты функционирования экономики – денежные потоки, и только затем эффект передается к реальным экономическим переменным.

Несмотря на то, что денежно-кредитная и бюджетная политики проводятся различными органами и могут иметь разные задачи, создаваемые ими эффекты являются взаимными, поскольку отражаются на динамике экономической активности в целом (в виде изменения ключевых макроэкономических параметров). Поэтому они служат отдельными элементами (сторонами) механизма комплексного макроэкономического регулирования. Сущность данного механизма и его сторон проявляется в воздействии на конкретные субъекты, которыми служат системы аккумулирования финансовых потоков.

В экономической системе можно выделить три основные системы аккумулирования финансовых потоков.

С помощью государственных финансов через формирование бюджета и внебюджетных фондов происходит сбор и использование денежных средств на нужды органов государственной власти. Значение государственных финансов для всей экономической системы состоит в перераспределении денежных потоков.

В системе финансов домохозяйств (персональных финансов) происходит формирование и использование денежных доходов домохозяйств (индивидов) на основе своих решений. Роль финансов домохозяйств заключается в преобразовании сбережений в потребление и инвестиции.

В рамках системы корпоративных финансов в компаниях аккумулируются в денежной форме доходы и поступления, находящиеся у них в постоянном обороте и используемые для коммерческой деятельности. Основная роль корпоративных финансов в рамках всей экономической системы заключается в создании ВВП.

Сущность механизма макроэкономического регулирования

Макроэкономическое регулирование направлено на оптимизацию перемещения финансовых ресурсов между вышеобозначенными системами аккумулирования денежных доходов. В общем виде такая оптимизация связана с обеспечением наиболее благоприятных значений макроэкономических параметров. Соответственно, регулирование, а именно, передача сигнала в рамках одной из его сторон в финансовую систему, нацелено на решение общих, глобальных задач. Однако вследствие сложности экономических отношений, мультилатеральной связи между системами аккумулирования финансовых потоков предугадать трансмиссию такого сигнала крайне сложно. Этим, в частности, можно объяснить ошибки, допускаемые государственными органами в ходе макроэкономического планирования и прогнозирования, а также стремление на практике рассматривать отдельные стороны макроэкономического регулирования независимо и вне связи с другими сторонами.

Тем не менее, и в рамках отдельных сторон данная проблема не теряет релевантности. В частности, в ходе последнего мирового кризиса цели денежно-кредитной политики как одной из сторон макроэкономического регулирования, актуальные в докризисный период, сменились в условиях посткризисного восстановления мировой экономики, но не сразу нашли отражение в действиях регуляторов.

В связи с этим важное место может иметь разграничение между целями и средствами реализации макроэкономического регулирования. Так, В.К. Бурлачков и С.А. Андрюшин, касаясь его денежно-кредитной стороны, отделяют «цель денежно-кредитной политики, к которой относится обеспечение показателей макроэкономической устойчивости, таких как экономический рост, занятость, ценовая стабильность, высокая конъюнктура финансового рынка, от целевых показателей реализации денежно-кредитной политики: денежных агрегатов, размеров колебания процентной ставки, темпов инфляции, уровня поддержки валютного курса» [1]. Они отмечают, что «во главу угла должны ставиться вовсе не цели, а объекты денежно-кредитной политики» [1]. Такой подход способен дать возможность учитывать характер объектов при ее проведении, а значит, макроэкономическое регулирование приобретает целостный вид.

Реализация данного подхода будет связана с изучением воздействия сторон макроэкономического регулирования на отдельные аспекты функционирования систем аккумулирования денежных потоков. Однако поскольку создание ВВП происходит в рамках системы корпоративных финансов, акцент должен быть сделан именно на ней. Изучение воздействия макроэкономического регулирования, осуществляемого финансовыми методами, на финансы компаний связано с выявлением влияния государства на конкретные показатели в системе корпоративных финансов. Средством реализации целей макроэкономического регулирования будет оптимизация такого воздействия, которое обеспечивало бы выгоды как государству, так и компаниям.

Выгоды от оптимизации воздействия макроэкономического регулирования

Рассмотренный выше методологический подход свидетельствует о том, что выгоды для государства связаны с благоприятной динамикой макроэкономических параметров.

Выгоды компаний проявляются в изменении их финансовых показателей, большое число которых заставляет уточнить данный постулат. В ходе своей деятельности компании осуществляют операционную, финансовую и инвестиционную деятельность. В операционной деятельности ключевыми измерителями являются результаты деятельности хозяйствующего субъекта, обусловленные величиной полученной прибыли, понесенными издержками, использованием различных активов. В ходе финансовой деятельности приоритетное значение имеет соотнесение накопленных активов и обязательств, выражающееся в стоимости капитала.

В инвестиционной деятельности внимание сосредоточено на возможностях вложения денежных средств с целью повышения эффективности своей деятельности. Однако проявление макроэкономического воздействия на показатели, фиксируемые в рамках такой классификации экономической активности, крайне многогранно. Так, условия денежно-кредитной политики сказываются в том числе на стоимости заимствований. Однако это может быть связано с займами для текущей деятельности, для инвестиционной деятельности, а также оборачиваемостью кредиторской и дебиторской задолженности.

Указанные аспекты отражают каждый из перечисленных компонентов деятельности компании. Поэтому важную методологическую роль играет стоимость компании как комплексный, интегральный показатель ее экономической активности. При этом под стоимостью следует понимать способность генерировать денежные потоки при условии максимизации входящих и минимизации исходящих.

Данное определение схоже с понятием конкурентоспособности компаний, предлагаемым К.В. Ордовым, который подчеркивает, что «конкурентоспособность компаний есть потенциал генерирования их стоимости на всех стадиях бизнес-процессов и состоит в дисконтировании ожидаемых доходов, уменьшаемых на величину расходов по привлечению капитала» [4]. В свою очередь, Д.В. Дмитриева отмечает, что «конкурентоспособность компании определяется потенциалом создания и устойчивостью формируемых компанией текущих и будущих потоков прибыли, заработной платы, налогов» [3]. Таким образом, данное понятие связывается с улучшением макроэкономических условий.

Это позволяет сформулировать задачу оптимизации взаимодействия макроэкономического регулирования и финансов компаний через повышение конкурентоспособности компаний и государства, в рамках которого рост первого будет условием и формой реализации второго.

Место макроэкономического регулирования в финансах ТНК

Сегодня реализация вышеобозначенной задачи наталкивается на объективные сложности процессов, характеризующих современный этап развития мировой экономики – глобализацию и укрупнение капитала. Первый процесс связан с постепенным слиянием национальных рынков в ходе формирования единой мировой системы финансовых и экономических отношений. Второй процесс определяет, какие именно субъекты мировой экономики займут в ней доминирующее положение. К ним относятся, прежде всего, транснациональные корпорации (ТНК), ведущие свою деятельность в разных странах с помощью создания широкой сети филиалов и дочерних компаний. При этом внутренние торговые и денежные потоки, генерируемые ТНК, размывают формальные национальные границы. На современном этапе крупнейшие ТНК мира сопоставимы с целыми странами по уровню производимого ВВП.

Деятельность зарубежных ТНК по внедрению на внешние рынки ведет к ухудшению условий для национальных компаний и постепенному замещению импортным продуктом целых отраслей. В результате для сохранения национальной конкурентоспособности государство заинтересовано в поддержании эффективности местного бизнеса. С учетом монополистического характера конкуренции на международных рынках это предполагает формирование конкурентоспособных национальных ТНК.

Транснациональные корпорации в условиях глобальной конкуренции выступают лицом своей материнской страны на международных рынках. Являясь крупными структурными единицами, чьи подразделения в виде филиалов и дочерних компаний расположены в различных точках планеты, ТНК все же сохраняют свою страновую принадлежность в виде наличия материнской компании, являющейся головной среди всей системы филиалов, дочерних компаний и аффилированных структур. Такая материнская компания, с логической точки зрения, должна аккумулировать все денежные потоки ТНК в ходе осуществления финансового менеджмента.

Однако сами по себе ТНК являются самодостаточными экономическими субъектами. Это выражается в желании корпораций не столько максимизировать входящие денежные потоки, сколько минимизировать исходящие, путем использования финансовых методов – оффшорного налогообложения, трансфертных цен, внешних заимствований, аутсорсинга и аутстаффинга. Таким образом, происходит не аккумуляция денежных доходов, а их вывод из страны своей принадлежности, что негативно влияет на финансовую устойчивость государства и конкурентоспособность страны в целом.

Поэтому современная макроэкономическая политика требует поиска компромисса между, с одной стороны, поддержанием конкурентоспособности национальной экономики через формирование эффективных ТНК, с другой стороны, негативным влиянием финансовой политики ТНК на экономическую устойчивость государства.

Источник компромисса состоит в специфике действия механизма макроэкономического регулирования на финансы ТНК. Такой механизм обуславливает наличие для последних рисков, связанных с деятельностью государственных органов регулирования, искажающих в той или иной степени последствия инициатив компании по осуществлению операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Данные риски будут связаны с изменением основных макроэкономических параметров, задействованных в рамках денежно-кредитной и бюджетной политики и имеющих значение для финансов ТНК.

Можно выделить две группы рисков:

– риски денежно-кредитной политики включают риски изменения параметров денежного предложения; изменения процентных ставок; возникновения «ловушки …» или «кризиса ликвидности»; волатильности валютных курсов; колебания цен на финансовые активы (нестабильность);

– риски бюджетной политики состоят в изменении налогового бремени; изменении политики государственных расходов (закупок), долговых рисков; закрытии доступа к международному рынку капитала.

Риски денежно-кредитной и бюджетной политик представляют собой риски изменения параметров макроэкономического регулирования в целом и являются предметом системы риск-менеджмента ТНК. Снижение влияния рисков макроэкономического регулирования, осуществляемое в рамках финансовой деятельности ТНК, направлено на максимизацию входящих денежных потоков и минимизацию исходящих.

Максимизация стоимости в деятельности ТНК

В соответствии с определением понятия «стоимость», снижение влияния рисков имеет целью увеличение стоимости корпорации. Акцент на максимизации стоимости в деятельности ТНК может быть объяснен с точки зрения теории асимметрии информации, объясняющей отношения между менеджерами и собственниками (акционерами) в современных корпорациях.

В ходе преобразования акционерных обществ в публичные компании в 1990-х и 2000-х гг., большого числа дополнительных эмиссий акций численность их владельцев (особенно миноритарных акционеров) возросла многократно. Это создает объективные трудности для того, чтобы собственники могли осуществлять текущий контроль над деятельностью компании. В основном они узнают о состоянии корпорации по ее отчетности, на основе которой и складывается ее стоимость. При этом такая стоимость может быть отражена в виде рыночной капитализации, экономической добавленной стоимости или других показателей. Внимание акционеров к данным показателям обусловлено тем, что именно на их основе определяется изменение благосостояния собственников. Таким образом, текущий контроль над деятельностью ТНК оказывается в руках менеджеров. Они также заинтересованы в достижении более высокой стоимости, поскольку от ее динамики зависит востребованность в их услугах и величина вознаграждения за труд.

В условиях, когда управленцы ТНК оказываются неспособными (например, в случае ухудшения экономической конъюнктуры) или незаинтересованными (по причине высоких издержек) обеспечить увеличение стоимости за счет расширения инвестиционной деятельности (т.е. максимизировать входящие денежные потоки), они оптимизируют операционную и финансовую деятельность. Элементом такой оптимизации выступает минимизация рисков макроэкономического регулирования. Таким образом, за счет использования различных механизмов внутреннего распределения финансовых ресурсов, наиболее распространенными (но далеко не единственными) из которых являются трансфертные цены и оффшорное налогообложение, ТНК добиваются максимизации входящих, минимизации исходящих денежных потоков и, как следствие, увеличения своей стоимости.

Такая ситуация накладывает ограничение на задачу оптимизации взаимодействия макроэкономического регулирования и финансов ТНК. Преодоление данного ограничения должно быть связано с принудительным принятием национальными ТНК определенных рисков макроэкономического регулирования, при условии того, что государство обеспечивает условия для минимизации негативного влияния таких рисков. Это позволит сопоставить направления увеличения конкурентоспособности корпораций и государства.

Направления взаимодействия с ТНК по принятию рисков

Основными направлениями взаимодействия с ТНК по принятию рисков макроэкономического регулирования, по мнению автора, являются:

административные меры. Данное направление, скорее всего, получит преимущественное распространение в РФ, что следует из анализа выполнения поручений Президента, указанных в его ежегодном послании 2013 г. В частности, Министерство финансов РФ в 2014 г. должно подготовить пакет законов, применение которых позволит обложить налогом доходы компаний, уведенные в оффшоры. Для этого Минфин разрабатывает новые понятия для Налогового кодекса – «контролируемые иностранные компании», «фактический получатель (собственник) дохода», «налоговое резидентство организаций». Определение первого понятия позволит взимать налог на прибыль со структур, в которые отечественные ТНК уводят прибыль под видом процентных и (или) дивидендных выплат. Введение второго понятия позволит отследить подобные структуры. Третье понятие обеспечит отсутствие нарушения договоров о двойном налогообложении;

управленческий контроль. Н.М. Чуйкова ассоциирует указанный метод с «контролем компетентных финансовых органов за процессом управления финансовыми потоками, хозяйственными операциями компаний, за своевременным получением информации об их распределении и использовании» [5]. Подобный метод требует того, чтобы государство формально являлось одним из собственников корпорации. При этом характер возникновения данных отношений не имеет значения: это может быть пакет акций, закрепленный за государством при создании компании или купленный впоследствии на фондовом рынке уполномоченными структурами.

В результате государство как акционер получает возможность осуществлять комплекс действий по принуждению к принятию макроэкономических рисков, начиная от получения внутренней информации о денежных потоках компании (для использования, например, налоговыми органами), и заканчивая непосредственным управлением движением капитала, контролируя процесс назначений на руководящие должности. Для РФ подобная практика также характерна, поскольку государство владеет крупными пакетами акций значительного числа отечественных ТНК [1]. В результате многие из них после опубликования вышеуказанного послания поспешили заявить о возвращении операций в Россию [6];

финансовые методы. Одним из элементов упоминавшегося выше послания было предложение лишить компании, уводящие деньги в оффшоры, доступа к системе государственных кредитов и государственных закупок. Такая идея предполагает применение стимулирующих рычагов, подталкивающих корпорации к принятию макроэкономических рисков в обмен на определенные выгоды. Тем не менее, пока данная идея не получила юридического оформления, говорить о ее применении в РФ рано. В целом использование финансовых методов принуждения корпораций предполагает реализацию элементов индикативного планирования с помощью воздействия на показатели корпоративных финансов, чтобы обеспечить минимизацию негативного влияния принудительного принятия рисков макроэкономического регулирования на стоимость корпораций.

Бюджетный механизм макроэкономического регулирования

Следует отметить, что в РФ существует особый акцент на бюджетном механизме макроэкономического регулирования и, соответственно, принуждении компаний к принятию именно бюджетных рисков. Это можно объяснить тем, что государственный бюджет в России выполняет огромную социально-экономическую роль, что ставит его на ведущее место в формировании национальной конкурентоспособности. Что касается других государств, то на сегодня условия высокой долговой нагрузки (с соответствующим эффектом на устойчивость финансовых систем, в частности, через безрисковую ставку) во многих развитых экономиках также заставляют заострять внимание именно на нем.

Поэтому, например, И.И. Волков отмечает, что «если в развитых странах подобная мера (принятие бюджетных рисков – авт.) направлена преимущественно на стабилизацию финансовых рынков, то в России это позволит получить правительству относительно недорогой способ финансирования инфраструктурных проектов, не усиливающий долговое бремя бюджета» [2].

Тем не менее, логический анализ взаимодействия макроэкономического регулирования и финансов ТНК позволяет говорить о том, что в теории выбор рисков, к принудительному принятию которых подталкиваются ТНК, носит ситуационный характер.

Выводы

Изучение роли макроэкономического регулирования в современной экономике позволяет сделать следующие выводы. Путем использования денежно-кредитной и бюджетной политики, являющихся основными сторонами регулирования, государство пытается добиться реализации макроэкономических целей.

Механизм регулирования связан с воздействием финансовыми методами на движение денежных потоков в экономике. Системой аккумулирования денежных доходов, обеспечивающей создание ВВП, являются финансы компаний. Но в условиях глобализации и укрупнения капитала основу данной системы составляют финансы ТНК. ТНК создают значительный денежный потенциал, который, с логической точки зрения, должен использоваться для максимизации не только своей стоимости, но и конкурентоспособности страны.

Однако на практике этого не происходит, и ТНК стремятся максимизировать свою стоимость, уводя финансовые ресурсы в оффшоры, что негативно сказывается на конкурентоспособности страны. В этих условиях государству необходимо разработать меры взаимодействия с ТНК по принятию некоторых рисков макроэкономического регулирования. При этом решение данной задачи не должно серьезно ухудшать экономический потенциал компаний, но может способствовать улучшению конкурентоспособности страны. В условиях посткризисной экономики основной акцент государства вынуждены делать на бюджетных рисках.

[1] Исследование компании «Тройка Диалог» 2010 года “Sources of capital in Russia” свидетельствует, что под прямым контролем государства находится 30% фондовой собственности РФ [7].


Источники:

1. Андрюшин С.А., Бурлачков В.К. Денежно-кредитная политика и глобальный кризис: вопросы методологии и уроки для России // Вопросы экономики. – 2008. – № 11. – С. 38–50.
2. Волков И.И. Взаимодействие денежно-кредитной и бюджетной политики: теоретические и практические аспекты // Финансы и кредит. – 2013. – № 27. – C. 59–63.
3. Дмитриева Д.В. Финансовые методы повышения конкурентоспособности компаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.atiso.ru/attachments/article/358/Dmitrieva.doc‎.
4. Ордов К.В. Денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компании: монография / К.В. Ордов ; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 224 с.
5. Чуйкова Н.М. Финансовый мониторинг как совокупность мер по противодействию легализации доходов и финансированию терроризма // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. – 2013. – № 2. – С. 26–31.
6. Официальный сайт газеты «Ведомости» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.vedomosti.ru.
7. Официальный сайт компании «Тройка Диалог» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.troyka.ru.

Страница обновлена: 23.09.2024 в 02:39:13