Деятельность ОВД по противодействию теневым явлениям в природно-ресурсном комплексе СЗФО России
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 20 (242), Октябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Рзаев И.М. Деятельность ОВД по противодействию теневым явлениям в природно-ресурсном комплексе СЗФО России // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 20. – С. 114-131.
Аннотация:
В статье рассматривается структура теневой экономики в природно-ресурсном комплексе. Дана характеристика основным стратегическим направлениям противодействия теневой экономике. Определен экономический эффект от деятельности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям в данной сфере.
Ключевые слова: экономическая безопасность, теневая экономика, органы внутренних дел, природно-ресурсный комплекс
Обеспечение экономической безопасности (ЭБ) страны сопряжено с противодействием различным угрозам и опасностям. Часть этих угроз являются общими для всей страны, в целом, другие же, напротив, характерны только для отдельных регионов, обусловлены спецификой географических, экономических, демографических, политических и прочих факторов. Также существует и третья категория угроз, которые, с одной стороны, представляют опасность для экономической системы страны, в целом, а, с другой, - обладают специфическими региональными особенностями, без научного анализа которых невозможно создание эффективной системы противодействия таким угрозам. К последней группе, бесспорно, относятся теневые явления в природно-ресурсном комплексе (ПРК), региональные особенности которых обусловлены наличием различных видов природных ресурсов и многообразием способов их экономического использования.
Теневая экономика в ПРК
Кроме того анализ научных исследований по проблемам ЭБ страны, регионов показывает, что угрозы также можно условно разделить на два блока: первый - включает угрозы, опасность которых общепризнана; второй же, напротив, включает факторы и явления, само отнесение которых к категории угроз носит дискуссионный характер. Теневая экономика, безусловно, относится к разряду явлений, деструктивный эффект от которых позволяет отнести ее к категории угроз абсолютным большинством авторов, что подчеркивает опасность данного явления и важность деятельности органов внутренних дел (ОВД) по противодействию экономическим правонарушениям. При этом последствия распространения теневой экономики в ПРК деструктивны не только для экономики, но и несут вред для экологии в стране и регионах.
В целом, актуальность научных разработок проблем теневой экономики в ПРК обусловлена следующими факторами:
1. Сохраняющаяся сырьевая зависимость экономики России предопределяет необходимость обеспечения защищенности природных ресурсов страны и их эффективного использования, как главного источника национального богатства. При этом важно понимать, что природные ресурсы не безграничны, их использование должно быть направлено на удовлетворение законных интересов личности, общества и государства, а не частных интересов отдельных теневых природользователей и коррумпированных чиновников.
2. Устойчивость значительных масштабов теневой экономики в России, в том числе и в ПРК, уже на протяжении более десятилетия свидетельствует о недостаточности прилагаемых усилий по противодействию данному явлению со стороны государства и его правоохранительной системы [1].
3. Сфера природных ресурсов и их использования является одной из наиболее пораженных криминальным бизнесом и коррупцией. Практические подразделения ОВД, деятельность которых связана с противодействием теневым явлениям в ПРК, испытывают потребность в новых действенных научно-обоснованных организационных и экономических инструментах, направленных на детеневизацию и декриминализацию ПРК страны с учетом его региональных особенностей.
Нами был проведен анализ современных подходов к определению феномена теневой экономики, который позволил ему сделать вывод о необходимости учета принципа соответствия принимаемого подхода целям деятельности субъекта противодействия теневой экономике. Данные соответствия представлены в таблице 1:
Таблица 1
Соответствие подходов к пониманию теневой экономики целям деятельности субъектов противодействия
Субъект противодействия теневой экономике
|
Роль субъекта в противодействии теневой экономике
|
Подход к отнесению экономических отношений к теневой экономике
|
Критерий отнесения хозяйственной деятельности (вида, способа, формы ведения) к категории теневой экономики
|
Законодательные органы
|
Разработка эффективного законодательства, регламентирующего хозяйственную деятельность. Определение и ограничение деструктивных экономических отношений.
Определение ответственности за ведение теневой деятельности |
Криминологический
|
Деструктивность по отношению к законным интересам личности, общества, государства
|
Органы государственной статистики
|
Определение масштабов и структуры теневой экономики
|
Учетно-статистический
|
Скрытость от официального учета и статистики
|
Налоговые органы
|
Выявление теневой экономической деятельности в части уклонения от уплаты налогов
|
Учетно-статистический и правовой
|
Скрытость объекта налогообложения от официального учета и нелегальность (несоответствие действующим нормам налогового права)
|
Правоохранительные органы (в т.ч. ОВД)
|
Предупреждение, выявление, расследование, раскрытие экономических правонарушений, применение к нарушителям санкций
|
Формально-правовой
|
Нелегальность (Несоответствие действующим нормам права и квалификация действующим законодательством как правонарушение)
|
Структура и особенности теневых явлений в ПРК
Также нами была определена структура теневых явлений в ПРК СЗФО (табл. 2, рис. 1), при разработке которой:
- применен формально-правовой подход к пониманию теневой экономики, приемлемый для нужд органов внутренних дел;
- проведено разделение теневых явлений по субъектам, допускающим их, и видам природных ресурсов, при пользовании которыми допущено нарушение
Таблица 2
Виды теневых явлений в природно-ресурсном комплексе СЗФО России
Рис. Структура правонарушений в ПРК СЗФО России в 2012 г.
Анализ нарушений, выявленных подразделениями ЭБиПК в СЗФО России, законодательства, регламентирующего отношения в ПРК, отчетов о результатах контрольно-проверочной деятельности органов-субъектов контроля в сфере природопользования позволил нам определить особенности теневой экономики в ПРК:
1. Наличие природо-охранного законодательства - дополнительного административного барьера - является фактором появления теневой экономики в ПРК.
2. Часть хозяйственной деятельности в ПРК связана с получением экономических ресурсов непосредственно из природы, что приводит к более высокой степени латентности теневой экономики в ПРК, вследствие того, что:
во-первых, зачастую отсутствует потерпевшая сторона, так как ущерб наносится окружающей среде, а не контрагентам;
во-вторых, ограничиваются возможности применения некоторых методов выявления теневой деятельности (встречная проверка, контрольное сличение).
3. Субъектами теневой деятельности в ПРК являются:
- чиновники государственных органов, регулирующих отношения в сфере природопользования, которые используют служебное положение для получения незаконной выгоды посредством: оказания услуг по предоставлению хозяйствующим субъектам документов на право пользования природными ресурсами без соблюдения установленных процедур; искажения данных в разрешительных документах и документах учета природных ресурсов, влекущего необоснованное занижение размеров платежей природопользователей или завышение размеров природных ресурсов, доступ к которым получает хозяйствующий субъект; сокрытия выявленных у природопользователей нарушений; хищений денежных средств, поступающих от хозяйствующих субъектов-природопользователей;
- хозяйствующие субъекты-природопользователи, которые: используют коррупционные отношения с чиновниками для получения незаконных выгод (получение права пользования природными ресурсами, занижение размера платежей, завышение размеров природных ресурсов, на доступ к которым получено разрешение, избежание или занижение размера санкций за выявленные нарушения); осуществляют природопользование без разрешительных документов, либо с нарушением условий, содержащихся в них; уклоняются от уплаты налогов и иных платежей, установленных для природопользователей; ведут экологодеструктивную хозяйственную деятельность; осуществляют незаконный вывоз природных ресурсов за рубеж.
4. Характер ущерба от ведения теневой деятельности в ПРК: экономический (недополученные бюджетом налоговые поступления, неэффективное использование ресурсов, снижение экономического потенциала ПРК, затраты на противодействие теневой экономике, затраты на восстановление объектов окружающей среды), экологический (загрязнение окружающей среды, видовое и количественное сокращение природных ресурсов), организационный (формирование у субъектов управления экономикой искаженной информации об экономических отношениях в ПРК, деформация управленческих решений субъектов управления в пользу интересов субъектов теневой экономики).
Такая характеристика структуры и особенностей теневой экономики ПРК должна способствовать более точному определению и адресному использованию инструментов противодействия данной угрозе экономической безопасности страны и регионов.
Стратегические направления системы противодействия теневой экономике
Анализ научных разработок вопросов противодействия теневой экономике позволил нам выявить противоречия в терминологии и содержании предлагаемых различными авторами подходов. В подавляющем большинстве работ противодействие теневой экономике отождествляется с такими терминами, как «детеневизация», «декриминализация», «деактивация», «легализация», «ликвидация», «нейтрализация» [2, 5, 7]. Это приводит к неточному пониманию процессов, включаемых в систему противодействия теневой экономике, на теоретическом уровне, и к их недостаточной эффективности на практике.
Мы предлагаем дифференцировать указанные понятия на основе выделения их характеристик (цель, основной субъект, объект воздействия, инструменты и методы реализации, эффект для экономической системы, место и роль ОВД, эффект для ОВД от деятельности основного субъекта) и рассматривать их как стратегические направления системы противодействия теневой экономике (табл. 3).
Таблица 3
Характеристика стратегических направлений противодействия теневой экономике ПРК
Управленческое решение о выборе рассмотренных стратегических направлений противодействия теневой экономике в качестве приоритетного должно приниматься на основе анализа ряда факторов (масштаб теневого сектора экономики; степень контролируемости и общественной опасности теневой экономической деятельности; основные причины ведение экономической деятельности в теневом секторе; наличие ресурсов для реализации стратегии) [3]. При этом отдельным вопросом является взаимодействие органов внутренних дел с бизнесом по организации противодействия теневой экономике [4].
Данные факторы, а также их значения для каждого из выделенного в работе стратегического направления противодействия, определены в таблице 4.
Таблица 4
Факторы, определяющие управленческое решение о выборе стратегического направления противодействия теневой экономике
Данная характеристика и дифференциация основных направлений противодействия теневой экономике может быть использована при разработке государственной (региональной) стратегии противодействия теневой экономике. При этом следует учитывать, что рассмотренные в работе стратегические направления противодействия теневой экономике не взаимоисключающие, они могут и должны применяться одновременно для разных сфер распространения теневой экономики с учетом фактических значений вышеуказанных факторов.
Противодействие теневой экономике, как одно из приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности страны, реализуется государством посредством деятельности созданных и наделенных им соответствующими полномочиями специальных субъектов. К таким субъектам, в том числе, относятся подразделения ОВД. На основе анализа структуры выявленных экономических преступлений в сфере ПРК СЗФО России за 2006-2012 гг. в разрезе выявивших правоохранительных органов, нами сделан вывод о том, что подразделения ЭБиПК региональных ОВД МВД России являются основным правоохранительным субъектом противодействия теневым явлениям в рассматриваемой сфере [6].
Признание противодействия правонарушениям в ПРК в качестве одного из приоритетных направлений деятельности подразделений ЭБиПК региональных ОВД МВД России подтверждает анализ их организационной структуры. Так, например, в УЭБиПК ГУ МВД России по г. СПб и ЛО создан Отдел по борьбе с преступлениями в сфере лесопромышленного комплекса, аграрно-промышленного комплекса, природопользования, водных биоресурсов и приоритетных национальных проектов. Считаем, что такое выделение данного направления в качестве самостоятельного обусловлено не только важностью противодействия экономической преступности на данном направлении, но и спецификой экономических правонарушений в ПРК.
Экономическое значение деятельности правоохранительного института
На основе анализа нормативных актов, регламентирующих деятельность ОВД, научных работ, посвященных исследованию вопросов участия ОВД в обеспечении экономической безопасности страны нами предлагается рассматривать экономическое значение деятельности данного правоохранительного института в узком и широком смыслах. В узком (традиционном) смысле, экономическое значение деятельности ОВД при обеспечении экономической безопасности ПРК региона состоит в возмещении обществу ущерба от экономических правонарушений. Оценить такое значение можно на основе данных о причиненном и возмещенном материальном ущербе от экономических преступлений, учет которого ведется ОВД. Однако такой подход не позволяет учесть превентивную (профилактическую) функцию ОВД. В этой связи, предлагается рассматривать экономический эффект от деятельности ОВД в широком смысле, оценивая не только показатель возмещенного материального ущерба, но и величину ущерба предотвращенного. Для оценки экономического эффекта от деятельности ОВД в широком смысле предлагается ввести Kpr- коэффициент превенции, характеризующий величину снижения темпа роста совершенных правонарушений в текущем периоде за счет раскрытия преступлений в прошлых периодах. Расчет данного коэффициента предлагается осуществлять за 3 года предшествующих анализируемому периоду на основе методов экономико-статистического анализа. Для исключения влияния изменения размера санкции на количество предупрежденных преступлений предлагается проводить расчеты отдельно по сферам распространения теневых явлений.
Нами произведен расчет коэффициентов превенции деятельности подразделений ЭБиПК ОВД в субъектах СЗФО России по преступлениям в ПРК, а также рассчитан общий экономический эффект от деятельности данных подразделений на основе по противодействию теневым явлениям в ПРК СЗФО России (табл. 5).
Таблица 5
Экономический эффект от деятельности ОВД по противодействия теневой экономике в ПРК СЗФО России в 2012 году
Показатель
для 2012 года |
Сфера распространения теневых явлений:
| ||||||
В сфере лесозаготовок; обработки древесины; на целлюлозно-бумажном производстве
|
В сфере сельского хозяйства, охоты и предоставление услуг в этих областях
|
Незаконный оборот водных биологических ресурсов
| |||||
СЗФО
|
Санкт-Петербург
|
СЗФО
|
Санкт-Петербург
|
СЗФО
|
Санкт-Петербург
| ||
Возмещенный материальный ущерб от раскрытых преступлений, тыс. руб.
|
160560
|
11108
|
65526
|
15730
|
20892
|
16832
| |
Средний материальный ущерб от 1 преступления, тыс. руб.
|
1516
|
5540
|
10192
|
14939
|
3058
|
4213
| |
Коэффициент превенции от деятельности:
|
2009 года
|
-0,0004
|
-0,0015
|
-0,0009
|
-0,0455
|
-0,0055
|
-0,159
|
2010 года
|
-0,0003
|
-0,011
|
-0,0008
|
-0,0609
|
-0,04
|
-0,4048
| |
2011 года
|
-0,0004
|
-0,0087
|
-0,0004
|
-0,1212
|
-0,0313
|
-0,1349
| |
Количество предупрежденных преступлений от деятельности:
|
2009 года
|
162
|
1
|
11
|
1
|
15
|
19
|
2010 года
|
94
|
4
|
8
|
2
|
120
|
24
| |
2011 года
|
74
|
3
|
2
|
16
|
70
|
7
| |
Предотвращенный материальный ущерб от деятельности:
|
2009 года
|
245849
|
1080
|
113357
|
13594
|
45404
|
80380
|
2010 года
|
143086
|
22181
|
77834
|
36390
|
366900
|
102320
| |
2011 года
|
111911
|
16290
|
16593
|
235371
|
215324
|
28415
| |
Совокупный материальный ущерб (возмещенный и предотвращенный ОВД), тыс. руб.
|
661407
|
50660
|
273310
|
301085
|
648520
|
227948
|
Вывод
Отметим основные положения, сформулированные нами в рамках статьи:
во-первых, нами предложен принцип соответствия подходов к пониманию теневой экономики и ее структуры целям деятельности субъектов противодействия данному феномену, который в отличии от существующих подходов позволяет динамично адаптировать содержание теневой экономики в зависимости от исследуемого субъекта и задач управления;
во-вторых, определены виды и особенности теневых явлений в природно-ресурсном комплексе в сфере пользования земельными, лесными, водными ресурсами, ресурсами недр и животного мира;
в-третьих, дифференцированы основные направления противодействия теневой экономике в ПРК (декриминализация, детеневизация, деактивация, легализация, ликвидация, нейтрализация), дана их характеристика и определено место ОВД в каждом из них;
в-четвертых, произведен расчет коэффициентов превенции от деятельности подразделений ЭБиПК ОВД в СЗФО России по преступлениям в ПРК, а также рассчитан общий экономический эффект от деятельности данных подразделений на основе по противодействию теневым явлениям в ПРК СЗФО.
Вместе с тем стоит отметить, что степень разработанности вопросов противодействия теневой экономике в ПРК с учетом региональных особенностей для Северо-Западного Федерального округа России (СЗФО) требует их дальнейшего исследования, как в плане развития теории, так и для удовлетворения современных потребностей практической деятельности ОВД.
Источники:
2. Грачев А.В. Оценка криминализации экономики в системе угроз экономической безопасности регионов Северо-Западного федерального округа // Вестник Калининградского юридического института МВД России. – 2010. – №2 (20).
3. Грачев А.В., Бувайлик Т.А. Противодействие теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия Экономика. – 2009. – №7 (34).
4. Кондратьева Е.А. Теневые процессы, государство и коррупция // Российское предпринимательство. – 2013. – №12 (234). – c. 145-155. – http://www.creativeconomy.ru/articles/29068/.
5. Литвиненко А.Н. Взаимодействие бизнеса и органов внутренних дел: проблема противодействия теневой экономике // Вопросы экономики и права. Научно-информационный журнал. – 2011. – №12. – с. 187–189.
6. Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Коррупция как фактор экономического сопротивления легальной экономике // Российское предпринимательство. – 2012. – №13 (211). – c. 4-11. – http://www.creativeconomy.ru/articles/24376/.
7. Сергеева Г.А. Особенности теневых экономических отношений в сфере земельных ресурсов: проблемы оценки и противодействия // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №11.
8. Фалинский И.Ю. и др. Организация деятельности подразделений ОВД по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям и документирование налоговых правонарушений (спецвыпуск), – М.: РИО АЭБ МВД России, 2007.
9. Филлипова Т.В. Разрушение коррупционных связей как основа деактивации воспроизводства теневой экономики // Российское предпринимательство. – 2009. – №10.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:34:17