Модернизация национального предпринимательства: мнение и предложение
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 17 (239), Сентябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье обосновано авторское видение процесса модернизации национального предпринимательства посредством образования саморегулируемой предпринимательской организации федерального масштаба. Научный базис исследования составляют постулаты эволюционной экономики и теория синергетики. Методологическим инструментарием при рассмотрении вопроса сорегулирующего взаимодействия определяется системный и функциональный подход. Автор статьи приходит к выводу, что оптимальность государственного воздействия находится в прямой зависимости от трансформации частно-хозяйственных интересов предпринимательства, которые и формируют мотивационный механизм субъекта хозяйствования.
Ключевые слова: предпринимательство, трансформация, государство, регулирование, новая национальная экономика
Одним из важных направлений государственной деятельности в условиях современной национальной экономики является сорегулирующее действие государства и бизнеса в деле модернизации национального предпринимательского сообщества. На современном этапе наблюдается следующая тенденция: чем масштабнее и глубже изыскания в науке и технике, в технологии и информационном обеспечении, тем больше полномочий бизнес и общество возлагают на государство (его ресурсы и институты) как на гаранта в целях получения максимальной результативности.
В бизнесе наблюдается отставание
Анализируя сущностные аспекты современного национального предпринимательства, необходимо отметить имеющиеся в его деятельности многочисленные факты, которые указывают на несовпадение интересов бизнес-сообщества с государственными целями экономического развития. Следовательно, объективной необходимостью текущего этапа эволюции национальной экономики будет являться курс на усиление целостности и органической взаимосвязи всех сфер и видов предпринимательской деятельности с экономической политикой страны на основе принципа сорегулирования.
Современная стадия эволюции человечества характеризуется фантастическими достижениями в области информационно-коммуникативных возможностей, но, тем не менее, все структуры социально-экономической системы функционируют в условиях отставания от фактического развития ситуации. Вследствие этого возникает необходимость в трансформации традиционных подходов не только в направлении регулирующего воздействия на структуры экономической системы, но и в деле создания экономических организаций нового порядка.
Исключительно важным фактом государственного менеджмента в деле строительства национального предпринимательского сообщества нового порядка определяется поворот к интенсивному типу управления посредством использования в структурах институтов власти современных достижений научной организации труда – оптимальность целеполагания на базе селективного метода в работе. Отсюда следует, что реализовывать режим оптимального управления означает осуществлять регулирующую функцию таким образом, чтобы с минимально возможными затратами добиваться максимальных результатов [1].
Анализируя процессы самоорганизации и саморегулирующей деятельности, существующих региональных и отраслевых предпринимательских союзов, наблюдается слабость их действий, которая связана, прежде всего, с отсутствием научной организации в системе управления. На данной стадии экономического развития многие системы менеджмента национального предпринимательства работают в ситуации постоянного отставания, так как в основе их функционирования не консолидация, а автономия; не тождество целеполагания, а несхожесть, переходящая в кардинальную разность; не стабильность функционирования, а постоянное становление. Существующие союзы, являясь сложными самоорганизующимися системами, нуждаются в трансформации. Следовательно, вместе с растущей социальной напряженностью и масштабной модернизацией общественных институтов требуется действенный пересмотр и последующая селективная структуризация национального бизнеса посредством трансформации частной инициативы хозяйствующих субъектов в государственную экономическую политику. Таким образом, актуальность создания саморегулируемой предпринимательской организации федерального значения следует соотносить с формированием нового государственного менеджмента в области управления национальным бизнесом.
Российское предпринимательство на стадии саморазвития
Рассматривая вопрос об образовании «общности российского предпринимательства», необходимо понимать, что это явление многомерное и, в то же время, целостное, которое представляет собой организованный комплекс на базе специализированных взаимодействий, реализующих солидарные ожидания через усиление контактов как отдельных субъектов хозяйствования, так их множества (представителей предпринимательства страны). Предполагается, что главными задачами российской предпринимательской общности будут являться поддержка и развитие деятельности членов организации через формирование своеобразного «стандарта качества» функционирования российского субъекта хозяйствования. Чтобы общность стала реальной главным условием при ее формировании следует устанавливать объединение интеграционных зависимостей: единство целей деятельности, неукоснительность выполнения правил и обязанностей представителей общности, солидарные взаимодействия.
Организация и функционирование национального предпринимательства сегодня, по мнению автора, фокусирует результаты, которые диктуют закономерность преобразовательных процессов на базе принципов самоорганизации открытых систем (синергетический подход). Анализ современного состояния российского предпринимательства показывает, что оно имеет все признаки открытой системы, в которой прослеживаются все стадии его дальнейшего саморазвития: флуктуация, бифуркация, фаза нестабильности или неравновесного состояния, устойчивое состояние и создание нового порядка. Отсюда следует, что формирование новой модели функционирования национального предпринимательского сообщества, является объективной реальностью [2].
Целью модернизации национального предпринимательства является создание новой модели функционирования бизнеса, которая на этапах своей реализации будет как аттрактор определять область устойчивого состояния, то есть возможность реально-константного развития системы нового формата аутентичного предпринимательства – «российской предпринимательской общности». Движущей силой осуществления данного проекта, по мнению автора, будет являться государство (инициатива сверху).
Организация нового формата
Размышляя о построении структуры и дифференциации полномочий в организации «Российская предпринимательская общность», следует понимать необходимость использования принципов как иерархии, так и гетерархии на базе их симбиотического взаимодействия. Исторически замечено, что искусственные системы, конструируемые человеком, и естественные социальные порядки являются носителями данных способов одновременного функционирования. Традиционными определяются иерархические системы, характеризующиеся централизованно сфокусированными связями на основе субординационного подчинения. Такая конструкция способствует рациональному решению задач, так как централизация подразумевает обладание не столько монопольной властью, сколько объективным и всестороннем знанием. В теории и практике управления применимы и структуры децентрализованной координации действий, устанавливающие саморегуляцию на базе алгоритма гетерархии. При использовании данного демократического уклона в построении «Российской предпринимательской общности» необходимо избегать ложного суждения, которое представляет мнение о том, что архисложные проблемы оптимально решаемы только лишь в тех структурах, где отсутствует монополия авторитарности и преуспевает полицентрическая ответственность. Однако реалии функционирования гетерархической системы показывают рост неэффективных решений, что способствует развитию рисковых ситуаций, которые подрывают жизнеспособность данной системы. Поэтому, применительно к организации нового формата, следует рутинную работу реализовывать в централизованном режиме (вертикальные связи), а решение инновационных задач осуществлять в свободном коллегиальном сотрудничестве (горизонтальные связи), при этом закрепляя право государства на экономическую идеологию. Такая саморегулирующая деятельность предполагает анализ организационных ситуаций в процессе установления корпоративной или отраслевой сети, отвечающей за непрерывное горизонтальное взаимодействие между представителями любых уровней данной предпринимательской общности. Следовательно, предлагаемая система функционирования российского предпринимательства, создающаяся в результате взаимодействия диссипативных предпринимательских структур, будет обладать синергетическим эффектом. А синергетический эффект всегда обусловлен увеличением показателя коалиционной составляющей, то есть эффектом объединения, при котором суммарная эффективность больше суммы отдельных эффектов. Отсюда можно констатировать перспективное преимущество работы федеральной организации «Российская предпринимательская общность» по сравнению с реальной результативностью функционирования разрозненных саморегулируемых организаций (СРО) национального бизнеса [3].
Структура «Российской предпринимательской общности»
Однако разумно считать, что образование нового происходит не на разрушении, а на реорганизации и модернизации существующего. Безусловно, при оптимизации государственного регулирования предпринимательства посредством симбиотического взаимодействия власти и бизнеса нет необходимости отказываться от накопленного научно-теоретического и апробированного прикладного опыта современного управления. Вследствие этого, при создании предпринимательской структуры нового формата, автор предлагает наряду с линейно-функциональным принципом построения (вертикальный уровень), использовать сетевой принцип формирования организационной структуры, но только отраслевого функционирования (горизонтальный уровень). Такое конструирование, по мнению автора, является рациональным выбором в условиях либерализации современного менеджмента. При этом необходимо обозначить, что в основании конструкции используется методология эволюционной экономики.
Одним из существенных положений эволюционной теории является многообразие представителей системы, в нашем случае представителей предпринимательского сообщества, то есть хозяйствующих субъектов. Вследствие этого, экономическим аналогом наследственности следует рассматривать «экономическую преемственность» в функционировании хозяйствующего субъекта, а поиск оптимально-эффективного решения, который дает возможность адаптации предпринимателя к условиям конкурентной борьбы, ассоциировать с изменчивостью (приспособительные реакции). В свою очередь, конкурентная среда, выполняя роль естественного отбора, определяет наиболее приспособленных экономических агентов к условиям рыночной трансформации, тем самым, вытесняет с рынка менее успешных. Таким образом, в рамках теории эволюционной экономики изменяется видение функционирования как индивидуума в экономической системе, так и в целом всего предпринимательского сообщества. Главной задачей новационного государственного менеджмента на современном этапе экономического развития страны должно стать формирование хозяйствующего субъекта нового типа, который способен удовлетворять запросы как экономической политики государства, так и организации «Российская предпринимательская общность» [3].
Образование предпринимательской организации федерального уровня, по предложению автора, должно базироваться на принципах системного подхода. Таким образом, предполагаемая организационная структура «Российской предпринимательской общности» будет иметь следующие характеристики:
– многоуровневость конструкции;
– гетерогенность элементов системы, определяющих системообразующие свойства и процессы самоорганизации;
– совокупность линейного и нелинейного взаимодействия элементов системы, наличие которого определяет самоподдерживающие процессы за счет использования внутренних ресурсов системы;
– динамическая природа обновления (модернизация), зависимая от предшествующего развития (преемственность);
– открытость системы, влекущей за собой ресурсный взаимообмен с окружающей средой;
– мобильность функционирования хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне. Мобильность на микроуровне характеризует совокупный жизненный ресурс хозяйствующего субъекта в условиях конкуренции предпринимательской среды; мобильность на макроуровне определяет уровень научно-технического потенциала предпринимательской общности в условиях трансформации экономики.
На рисунке 1 представлена, разработанная автором, институциональная структура федеральной организации «Российской предпринимательской общности» (см. рис.).
Рис. 1. Структура федеральной организации «Российской предпринимательской общности»
Связи в бизнес-организации
Данная институциональная конструкция предполагает возможность достижения равновесия в системе производственных и социально-экономических отношений как внутри предпринимательской среды, так и при взаимодействии бизнеса и государства. Функционирование предлагаемой бизнес-организации основывается на принципах интеграции и саморегуляции (линейной и сетевой). При этом, связи, которые определяют специфику и характер деятельности предпринимательской общности, подразделяются на топические и трофические. Под топическими связями автор предлагает рассматривать предпринимательскую инфраструктуру, основанную на автономно-интеграционном взаимодействии. Трофические же связи базируются на принципе эколого-экономической рациональности и обуславливаются количественными и качественными показателями ресурсного обеспечения. В комитет централизованного регулирования организации должны входить представители крупного отраслевого предпринимательства, делегированные региональными отделениями.
Данный комитет обязан стать «подлинным научно-экономическим штабом российского предпринимательства», функциональная направленность которого заключается в солидарном взаимодействии всех членов предпринимательского сообщества России. В предлагаемой организации будет задействована комплексная система регулирования (плановость и планомерность работы), в которой взаимоувязаны технические, экономические, социальные, организационные мероприятия. Функция данной системы – это регулирование качества работы предпринимательского сообщества посредством соревнования с предприятиями-смежниками, использования передового опыта работы, стандартизации производства, селективного отбора, промышленной структуризации. «Фонд поддержки и развития» следует рассматривать не только как резерв монетарного ресурса, но и как инструмент «эффективного регулирования» (целесообразное стимулирование), который предусматривает санкции к хозяйствующим субъектам, развивающим свое производство на технологиях, не соответствующих требованиям стандартов, тем самым, саботирующих выполнение государственных нормативов.
В состав руководства подкомитетов отраслевого регулирования должны входить представители крупного, среднего и малого бизнеса, которые избираются региональными отделениями. При этом отраслевое управление сосредотачивается на перспективном развитии своих отраслей с целью улучшения качества продукции и повышения профессионализма кадрового состава на всех уровнях производства. Конструирование внутриотраслевого взаимодействия следует организовывать на базе сетевого маркетинга или пирамиды «константного взаимодействия»:
– основание образуют представители малого бизнеса;
– промежуточный пласт составляет средний предприниматель;
– на вершине пирамиды располагается крупный бизнес.
Соотношение представителей предпринимательства на каждом уровне должно быть 3:1 – это условие, которое поддерживает устойчивость структуры и способствует стабильности в развитии предпринимательского сообщества. На каждом уровне существуют два вида зон, которые определяют потенциал и устанавливают возможности как отдельного субъекта хозяйствования, так и всех представителей данного уровня.
Зона «А» – низкий потенциал предпринимательской активности и переход на более низкий уровень функционирования или разорение хозяйствующего субъекта.
Зона «Б» – достаточный потенциал предпринимательской активности и возможность перехода на более высокий уровень действий или увеличение показателя капитализации бизнеса.
В функционировании организации «Российская предпринимательская общность» заложен постулат смежного взаимодействия на принципе интеграции. Работа смежного производства должна определяться как доминирующая, потому что данная модель отличается количественной рациональностью и эффективной комбинаторностью, которая дает возможность устойчивого функционирования. Отсюда следует, что предполагаемая интеграционная деятельность предпринимательского сообщества будет плановая и планомерная:
– переход в сотрудничестве от совместного решения относительно частных, единичных проблем к комплексному решению крупных государственных экономических задач;
– формирование адаптации предпринимательских структур к современным задачам экономического развития страны;
– увеличение значения многосторонних и долгосрочных форм хозяйственного взаимодействия;
– перенос центра тяжести сотрудничества из сферы торговли непосредственно в сферу производства, что ведет к переходу от косвенных, опосредованных форм хозяйственного взаимодействия к прямым производственным связям.
Вывод
В целом функционирование данной организации позволит проводить регулярный аудит бизнес-поля, затрагивающий технологический, логистический, организационный аспекты регулирования экономики. В последующем это поможет в разработке оптимальных норм государственного регулирующего воздействия, выбору стратегических зон хозяйствования, а также формированию мотивационного механизма у предпринимательства.
При этом текущей целью данной организации будет определяться плановый рост и перспективное развитие бизнеса, а стратегической исходной целью должно устанавливаться формирование «нового российского предпринимателя», принцип деятельности которого будет основываться не на наживе и обогащении, а на разумном управлении и социальной ответственности.
Таким образом, предпринимательскую общность автор предлагает рассматривать как открытую социально-экономическую систему, базирующуюся на принципах экзо- и эндоинтегративного взаимодействия, соблюдающую преемственность в деятельности каждого нового поколения предпринимателей, через единение цели, солидарности действия с государством и обществом [3].
Источники:
2. Соловьева, О.А. Государственное регулирование предпринимательства в условиях трансформации современной экономики / О.А. Соловьева. – Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-Мастер», 2012. – 156 с.
3. Соловьева, О.А. Государство и предпринимательство: сорегулирующее действие в модернизации национального бизнеса / О.А. Соловьева. – Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-Мастер», 2013. – 170 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:22:39