Энергетическая безопасность и угрозы ее обеспечения в современной экономике России
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 16 (238), Август 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Плужник М.В., Сапрыкина М.А. Энергетическая безопасность и угрозы ее обеспечения в современной экономике России // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 16. – С. 41-50.
Аннотация:
Представлено авторское понятие энергетической безопасности. Выделены параметры оценки состояния энергетической безопасности России. На основании проведенного анализа данных параметров определены основные угрозы энергетической безопасности. Предложены пути обеспечения энергетической безопасности в экономике России.
Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, ресурсы, топливно-энергетический комплекс, энергетическая безопасность, стратегия развития, угрозы, параметры
Проблемы энергетической безопасности становятся в последнее время все более актуальными. Об этом говорит пересмотр энергетической стратегии развития США, Евросоюза, Японии и ряда других стран. Вопросы энергобезопасности волнуют и Россию. Такое внимание вполне оправданно, потому что энергетика является одной из базовых отраслей в экономике любой страны, от состояния и развития которой зависит продуктивность всего хозяйственного механизма. Однако в настоящее время нет строгого определения такого понятия, как энергетическая безопасность. Как правило, внимание акцентируется на истощении ресурсной базы, вследствие чего оценка состояния энергетической безопасности становится зависима от наличия и запасов природных ископаемых, что значительно суживает трактовку самого многостороннего явления.
В связи с этим авторы ставят своей целью дать широкое определение энергетической безопасности, выделить параметры ее оценки и провести анализ состояния энергетической безопасности России.
Сущность энергетической безопасности
Формирование подходов к обеспечению «энергетической безопасности» можно проследить через историю взаимоотношений стран-поставщиков и стран-потребителей энергоресурсов. Для каждой из этих 2 групп энергетическая безопасность трактуется по-разному. Но независимо от того, рассматривается ли она со стороны страны – импортера или экспортера энергоресурсов, энергетическая безопасность является одним из самых важных элементов экономической и, следовательно, национальной безопасности [1].
Авторы определяют энергетическую безопасность как внутреннее и внешнее состояние страны, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы энергетическим интересам государства, а в случае возникновения угроз – это система мер по обеспечению охраны или защиты энергетических интересов. В данном случае поддерживается требуемый уровень жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества и государства за счет оптимизации топливно-энергетического баланса и рационального потребления имеющихся энергоресурсов; обеспечиваются необходимые условия для надежного функционирования и развития энергетики, промышленности и транспортного комплекса страны.
Можно выделить следующие параметры для оценки энергетической безопасности:
- возможность и способность топливно-энергетического комплекса страны обеспечивать предложение;
- устойчивость топливно-энергетического комплекса и систем энергетики;
- экономическая доступность энергетических ресурсов.
Современная структура энергетики России представляет собой комплекс отраслей, который включает как добывающие сектора, так и обрабатывающие: электроэнергетика, нефтегазовый комплекс, угольная промышленность и возобновляемые источники энергии, которые особенно популярны в мире, но находятся в процессе исследования и дороги в использовании в силу своей крайней ограниченности. Далее анализ будет производиться по первым трем базовым отраслям экономики [2].
Возможность и способность топливно-энергетического комплекса страны обеспечивать предложение экономически доступных и качественных ресурсов
Возможность предлагать энергетические ресурсы обусловлена в России огромным ресурсным потенциалом, а способность можно охарактеризовать сбалансированностью между добычей первичных энергоресурсов и их внутренним потреблением.
Производство и потребление электроэнергии увеличивались вплоть до 2008 года. После чего произошел спад и объемов производства, и потребления в результате экономического кризиса, но уже в 2010 году показатели растут. Разница между предложением и спросом в среднем за 2005–2011 гг. составляет 17,7 млрд кВт, или 1,8%.
Внутреннее потребление и производство газа в России растет на протяжении 2005–2011 гг., за исключением 2009 года, когда наблюдался спад.
Разница между спросом и предложением газа в среднем составляет 220157,1 млн м3, или 30%, из чего можно сделать вывод, что треть всей добычи идет на экспорт.
Добыча и внутреннее потребление нефти растут в течение 2005–2011 гг. Здесь разница между спросом и предложением очень большая, ее средняя величина составляет 358157,1 тыс. т, или 51%.
Добыча и потребление угля в 2005–2011 гг. в России медленно растет, большого роста или падения за представленные годы не было.Разница между предложением и спросом в среднем составляет 56,5 млн т, или 30%.
Подводя итог анализа первой составляющей энергетической безопасности можно сделать вывод о том, что возможность обеспечивать предложение ресурсами есть. Однако дисбаланс между внутренним спросом и добычей первичных энергоресурсов (особенно по нефти) и производством электроэнергии позволяет предположить, что система энергетики полностью не востребована внутренним рынком, излишек предложения экспортируется, что является основным фактором экономического роста.
Устойчивость топливно-энергетического комплекса и систем энергетики к воздействующим факторам
Этот параметр можно оценить по мере физического и морального износов основных фондов энергетической отрасли, аварийностью объектов, энергоемкостью ВВП.
На сегодняшний день износ основных фондов в России в электроэнергетике превышает 40%; в газовой промышленности – 60%; в нефтепереработке – 80% [4].
И доля оборудования, выработавшего свой ресурс (нормативный срок службы), во всех отраслях ТЭКа продолжает увеличиваться. Следствием этого является высокая аварийность, значительные затраты и продолжительность ремонтов, низкий технический уровень. Это ведет к высокой себестоимости и энергоемкости производства ТЭР.
К 2010 г. около 70% магистральных нефтепроводов имели возраст более 20 лет, из них около половины находились в эксплуатации более 30 лет. При этом несмотря на ввод новых нефтепроводов качественных изменений не произошло – доля изношенного оборудования остается по-прежнему большой. В газотранспортной системе страны на начало 2009 г. около 30% линейной части трубопроводов и 10% газоперекачивающих агрегатов находится в эксплуатации более 30 лет, а к 2015 г. средний возраст всех газопроводов превысит 30 лет [5].
Важнейшей проблемой электроэнергетики России является высокий уровень морального и физического износа основных производственных фондов. Динамика старения генерирующего оборудования электростанций России до 2020 г. приведена в таблице 1.
Таблица 1
Мощность устаревшего оборудования на электростанциях России, млн. кВт [6]
Тип электростанции
|
2001
|
2005
|
2010
|
2015
|
2020
|
ГЭС
|
23
|
26
|
34
|
40
|
42
|
ТЭС
|
5
|
36
|
68
|
81
|
95
|
АЭС
|
-
|
-
|
-
|
2
|
7
|
Всего по отношению к установленной мощности на 1.01.02 г.
|
28
|
62
|
102
|
123
|
144
|
(13%)
|
(28%)
|
(47%)
|
(57%)
|
(67%)
|
Существует также проблема морального износа оборудования, в особенности преодоления низкой эффективности сжигания природного газа, доля которого в структуре сжигаемого на электростанциях топлива превышает 60%. [7]
Несмотря на высокую изношенность активной части основных производственных фондов отраслей ТЭК коэффициенты их обновления на протяжении последнего десятилетия были около 2% (за исключением нефтедобычи – 4%).
Износ основных фондов неизбежно приводит к аварийным ситуациям. Аварийность в энергетике России по отраслям представлена в таблице 2.
Таблица 2
Аварийность энергетики России по отраслям в 2012 году [8]
|
Количество аварий
|
Общая аварийность, % (изменение по отношению к 2011 году)
|
Электроэнергетика
|
3500
|
-5,3%
|
Нефтегазовый комплекс
|
17
|
-10%
|
Угольная отрасль
|
16
|
+3,1%
|
Таким образом, Россия на сегодняшний день обладает одним из самых высоких значений энергоемкости ВВП в мире. Энергоемкость России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза. Такая величина в первую очередь обусловлена высокой электроемкостью – высокие удельные расходы электроэнергии на добывающих и обрабатывающих производствах. Также причина кроется в существенных потерях электроэнергии в электрических сетях вследствие старения электротехнического оборудования.
Сохранение высокой энергоемкости экономики, низкие темпы обновления производственного аппарата ТЭК, высокий моральный и физический износ основных фондов однозначно создают угрозу энергетической безопасности России. Это приводит к таким последствиям, как снижение энергетической безопасности России, торможение экономического роста, низкая конкурентоспособность российской промышленности и др.
Экономическая доступность энергетических ресурсов
Чтобы оценить этот параметр, проанализируем цены на внешнем и внутреннем рынках газа, нефти, угля и электроэнергии.
Динамика цен на внутреннем рынке ТЭР и электроэнергии имеет тенденцию к росту (табл. 3). С 2005-го по 2011 г. цены на все виды угля, нефть и газ увеличились не менее чем в 2 раза. Цены на электроэнергию для производителей увеличились только на 1,73% за рассматриваемый период благодаря тарифному регулированию региональными органами власти. Из всех видов ресурсов самые высокие цены на нефть, а самая большая разница между ценой производителя и ценой потребителя у газа, что говорит о большой налоговой нагрузке. Соотношение между ценой производителей и потребителей в рассматриваемый период: по углю уменьшилось; по нефти – уменьшилось незначительно; по газу и электроэнергии – увеличилось.
Таблица 3
Средние цены производителей и приобретения основных видов топливно-энергетических ресурсов и их соотношение в России (на конец года, рублей за тонну) [10]
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Уголь коксовый (коксующийся)
- производителей* - приобретения** - соотношение, раз |
|
|
|
|
|
|
|
787
|
743
|
788
|
1125
|
1026
|
1555
|
2456
| |
2402
|
2199
|
2819
|
4505
|
3782
|
5920
|
6505
| |
3,1
|
3,0
|
3,6
|
4,0
|
3,7
|
3,8
|
2,6
| |
Уголь каменный обогащенный
- производителей - приобретения - соотношение, раз |
|
|
|
|
|
|
|
453
|
465
|
568
|
746
|
712
|
822
|
1001
| |
792
|
871
|
949
|
1101
|
1174
|
1308
|
1498
| |
1,7
|
1,9
|
1,7
|
1,5
|
1,6
|
1,6
|
1,5
| |
Нефть
- производителей - приобретения - соотношение, раз |
|
|
|
|
|
|
|
4812
|
4434
|
7075
|
3377
|
6633
|
7566
|
9765
| |
6569
|
5711
|
10368
|
3025
|
7429
|
11045
|
12417
| |
1,4
|
1,3
|
1,5
|
0,9
|
1,1
|
1,5
|
1,3
| |
Газ горючий природный
(газ естественный), за 1000 м3 - производителей - приобретения - соотношение, раз |
|
|
|
|
|
|
|
330
|
378
|
431
|
533
|
510
|
626
|
686
| |
1436
|
1582
|
1856
|
2312
|
2764
|
3081
|
3562
| |
4,4
|
4,2
|
4,3
|
4,3
|
5,4
|
4,9
|
5,2
| |
Электроэнергия, за 1000 кВт×ч
- производителей - приобретения - соотношение, раз |
|
|
|
|
|
|
|
451
|
536
|
627
|
677
|
559
|
665
|
782
| |
914
|
1016
|
1009
|
1284
|
1551
|
1539
|
1914
| |
2,0
|
1,9
|
1,6
|
1,9
|
2,8
|
2,3
|
2,4
| |
*Цена производителей (оптовая) – это цена, по которой предприятия производственной сферы реализуют свою продукцию, включает в себя издержки производства и прибыль и не включает налог на добавленную стоимость и акцизы.
**Цена приобретения (цена потребителя) – это цена конечного использования товаров и услуг, в которую включены полностью цена производителя, транспортно-сбытовые расходы, налоги и акцизы |
Параметры изменения регулируемых оптовых цен на газ определяются Правительством РФ. Конкретные регулируемые оптовые цены на газ, дифференцированные по ценовым поясам с учетом удаленности потребителей от регионов добычи газа и категорий потребителей, утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). Розничные цены на газ для населения устанавливаются администрациями субъектов Российской Федерации. В частности, Газпром получил право отпускать газ определенной категории потребителей по договорным ценам, при этом ФСТ регулирует верхний предел цен. В 2011 году этот предел составлял 10% от уровня регулируемой цены. Несмотря на то, что уровень регулируемых цен на газ в России повышается, в настоящее время цены существенно ниже мирового уровня [11].
Учитывая рассмотренные данные, можно заключить, что экономическая допустимость топливно-энергетических ресурсов для потребителей в России постепенно снижается.
Результаты анализа критериев оценки энергетической безопасности России показали, что возможность ТЭК страны обеспечивать предложение есть, однако его способность сокращается, при этом сам топливно-энергетический комплекс страны неустойчив и экономическая доступность энергетических ресурсов сокращается.
Угрозы энергетической безопасности России
Дав оценку энергетической безопасности России, можно сформулировать и имеющие место угрозы:
1. Экономика, ориентированная на экспорт сырья. Возможность предлагать ТЭР в России есть, она обусловлена богатым природно-ресурсным потенциалом. Однако внутренний рынок не потребляет то количество ресурсов, которое добывается, и излишек предложения экспортируется. В результате страна свой потенциал вывозит за границу, не развивая собственное производство товаров.
2. Высокий физический и моральный износ основных фондов объектов энергетики. Надежность поставок энергоресурсов зависит от технического состояния основных производственных фондов ТЭКа. Во всех отраслях энергетики увеличивается доля оборудования, выработавшего своей ресурс. Это ведет к высокой себестоимости и энергоемкости производства ТЭР.
3. Энергорасточительность экономики. Энергоемкость ВВП России выше среднемирового уровня, это обусловлено использованием энергорасточительных технологий и оборудования, большими потерями при транспортировке и хранении, нерациональной структурой экономики.
4. Ценовая угроза. Ценообразование на рынке ТЭР в России свободное, государственное регулирование минимально (государство регулирует внутренние цены на нефть, отпускаемую Газпромом, и тарифы на электроэнергию устанавливают региональные органы власти). В результате цены на ТЭР в России высокие и продолжают увеличиваться с каждым годом.
Пути обеспечения энергетической безопасности России
Для формирования соответствующей нормативно-правовой базы обеспечения энергетической безопасности необходимо принять закон «Об энергетической безопасности России», который будет регламентировать критерии энергетической безопасности, основные параметры показателей и компетенцию государства в сфере энергетической безопасности страны и ее регионов как фундаментальную базу построения энергоэффективного общества. Также законом будут определяться нормы износа и предусматриваться принудительное выбытие изношенных ОПФ.
Вывод
Для обеспечения более эффективного обеспечения энергетической безопасности необходим переход от энергосырьевого сценария развития экономики на инновационный. 1. В новом варианте развития энергетический сектор должен играть обеспечивающую роль – представлять сырье новым направлениям развития, основанным на прогрессивных технологиях в промышленности, транспорте, сфере услуг, сельском хозяйстве. Начальными этапами к данной цели могут быть снижение экспорта ТЭР, увеличение внутреннего спроса на ТЭР в больших масштабах; производство товаров конечного потребления с высокой добавленной стоимостью.
Источники:
2. Министерство энергетики РФ [Электронный ресурс] // URL: http://minenergo.gov.ru/activity/
oilgas/structure_gas_industry.php. (Дата обращения: 03.02.13). 3. Россия в цифрах: 2011. Краткий статистический сборник. – М.: Росстат, 2011.
3. Киршина И.А. Экономические механизмы комплексной оценки и управления энергетической безопасностью: диссертация кандидата экон. наук / Рос. гос. ун-т нефти и газа им. И.М. Губкина. – М.: 2011.
4. Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты исследований [Электронный ресурс] / URL: http://www.ecfor.ru/pdf. php?id=seminar/energo/z119 (Дата обращения: 14.03.13).
5. Энергетическая безопасность России: проблемы и пути решения / Н.И. Пяткова; отв. ред. Н.И. Воропай, М.Б. Чельцов; Сибирское отделение РАН, Ин-т систем энергетики им. Л.А.Мелентьева. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011.
6. Доклад «О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики» [Электронный ресурс] // URL: http://www.libertarium.ru/l_energy _kr?NO_COMMENTS=1&PRINT_VIEW=1 (Дата обращения: 15.05.13).
7. Танайлов С.В. Энергетическая политика России как фактор обеспечения национальной безопасности: автореферат диссертации кандидата полит. наук. – М.: Московский гос. обл. ун-т 2011.
8. Стратегия национальной безопасности России» и реальная безопасность энергетических объектов в условиях рыночной экономики [Электронный ресурс] // URL: http://www.ozakaz.ru/index.php/articles/n-26-2010/50-026015 (Дата обращения: 27.11.12).
9. Белова О.В. Энергия. Взаимосвязь цены и спроса // Энергетика: Эффективность, надежность, безопасность: материалы XVII Всероссийской научно-технической конференции. – Томск: ТПУ; СПБ ГРАФИКС, 2011.
10. Борталевич С.И. Совершенствование управления энергетической безопасностью Республики Бурятия // Российское предпринимательство. — 2012. — № 19 (217). — c. 152-156. — http://www.creativeconomy.ru/articles/25254/.
11. Газпром в вопросах и ответах [Электронный ресурс] // URL: http://gazpromquestions.ru (Дата обращения: 17.05.13).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:22:02