Организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 15 (237), Август 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье раскрываются теоретические положения и методологические рекомендации по развитию инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде. Предлагаемые организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде дополняют сформированные рыночные механизмы, стимулируют процессы самоорганизации, согласовывают интересы различных предприятий энергетики.
Ключевые слова: инструменты управления предприятиями энергетики, организационно-экономический механизм управления предприятиями энергетики, особенности развития предприятий энергетики
Процессы реформирования в российской электроэнергетики привели к формированию рыночных отношений, созданию конкурентного рынка электроэнергии (мощности) и разделению на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности. В результате были созданы новые условия для развития предприятий энергетики, возникла конкуренция в сфере производства и сбыта электроэнергии, появились акционерные компании. Развитие рыночных отношений в экономике, принятие энергетической стратегии, реформа электроэнергетики предопределили необходимость развития новых подходов к управлению развитием предприятий энергетики, основанных на рыночных параметрах.
Проблемы эффективного управления предприятиями энергетики
Проблемы эффективного управления предприятиями энергетики на современном этапе развития экономики стоят достаточно остро. Анализ практики управления предприятиями энергетики показывает, что инструменты управления предприятиями несовершенны и не позволяют достигать поставленных целей. Основной причиной такого положения дел являются: недостаток опыта управления предприятием энергетики в условиях конкурентной среды, слабая ориентация руководителей в современных способах и методах управления предприятием, сложными и изменяющимися условиями внешнего окружения – все это сформировало новые экономические требования к инструментам управления предприятиями энергетики.
В настоящее время успешное экономическое развитие предприятий является результатом своевременной адаптации к изменяющимся условиям конкурентной среды. В процессе функционирования предприятия энергетики сталкиваются с рядом проблем: старение технической базы энергопроизводства, недостаток инвестиционного капитала, низкая энергоэффективность. Решение перечисленных проблем можно достичь за счет использования эффективных организационных и экономических инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде.
Сложность проводимых реформ в энергетической сфере и глубина проблем развития предприятий энергетики определяют актуальность совершенствования инструментов управления предприятиями энергетики, позволяющего адаптироваться к изменяющимся условиям конкурентной среды.
Объектом исследования являются предприятия энергетики, занимающиеся производством и сбытом электроэнергии.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления предприятиями энергетики в конкурентной среде.
Цель статьи - раскрытие теоретических положений и методологических рекомендаций по развитию инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде.
Основные результаты исследования, представленные в статье и обладающие научной новизной: предложена классификация инструментов управления предприятиями, сформулированы особенности развития инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде, определены основные организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде. Предлагаемые организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде дополняют сформированные рыночные механизмы, стимулируют процессы самоорганизации, согласовывают интересы различных предприятий энергетики.
Классификация инструментов управления предприятиями
С использованием метода монографического исследования проанализированы основные труды ученых, посвященных развитию инструментов управления предприятием [4, 7, 9, 10, 13, 15, 16]. По итогу исследования сделан вывод, что под инструментами управления предприятием понимается совокупность приемов, способов, применяемых для достижения цели, обеспечивающих процесс закономерного изменения внутренней среды предприятия, перехода из одного состояния в другое, более совершенное (переход от прежнего качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему).
Анализ теории и практики управления предприятием показывают, что в современных условиях спектр инструментов управления предприятием постоянно расширяется, что вызвано необходимостью повышения эффективности управления предприятием в условиях конкурентной среды. Для более глубокого понимания сущности и многообразия инструментов управления предприятием авторами проведена их классификация по различным признакам (см. табл. 1).
Таблица 1
Классификация инструментов управления предприятием
№
|
Признак классификации
|
Виды инструментов управления предприятием
|
1
|
По содержанию управления
|
- инструменты стратегического управления (стратегический анализ, стратегическое планирование, организация выбора и реализации стратегии, стратегический контроль);
- инструменты оперативного управления (бюджетирование, оперативное планирование, оперативный контроль, учет и отчетность) |
2
|
По объектам управления
|
- инструменты управления маркетингом;
- инструменты управления производством; - инструменты управления логистикой; - инструменты управления персоналом; - инструменты управления инвестициями; - инструменты управления финансами; - инструменты управления инновациями |
3
|
По функциональному назначению
|
- инструменты анализа;
- инструменты прогнозирования; - инструменты планирования; - инструменты организации; - инструменты координации; - инструменты учета; - инструменты контроля и оценки |
4
|
По научным подходам к управлению предприятием
|
- система управления предприятием (системный подход);
- бизнес-процессы управления предприятием (процессный подход); - системы методов, инструментов и приемов управления предприятием, адаптированных к условиям конкретной ситуации (ситуационный подход) |
5
|
По конечной цели использования инструментов управления
|
- инструменты антикризисного управления;
- инструменты управления изменениями; - инструменты адаптивного управления; - инструменты стратегического управления; - инструменты проектного управления; - инструменты финансового инжиниринга; - инструменты логистики; - инструменты имидж-менеджмента; - инструменты бенчмаркетинга; - инструменты бережливого производства; - инструменты управления качеством; - инструменты организационного проектирования; - инструменты слияния и поглощения |
6
|
По способам управленческого воздействия
|
- административные инструменты управления;
- экономические инструменты управления; - социальные инструменты управления; - психологические инструменты управления; - смешанные инструменты управления |
7
|
По достижению стратегических целей
|
- основные инструменты управления (оперативно-производственное планирование, организация производства, контроль качества и надежности);
- административные инструменты управления (маркетинг, прогнозирование, стратегическое планирование, бизнес-планирование, реинжиниринг, бухгалтерский учет, анализ финансового состояния); - вспомогательные инструменты управления (управление человеческими ресурсами, управление информационными ресурсами, экологический менеджмент, бюджетирование, управление инвестициями и инновациями, управление финансами) |
8
|
В зависимости от модели управления
|
- инструменты процессно-ориентированного управления предприятием;
- инструменты функционально-ориентированного управления предприятием |
По итогу анализа использования и тенденций развития инструментов управления предприятиями в конкурентной среде авторами сделаны следующие основные выводы:
- инструменты управления предприятиями в современных условиях могут носить инновационный характер, использование которых приводит к существенному росту результативности деятельности предприятия;
- инструменты управления могут рассматриваться как рыночный товар, используемый консультационными фирмами, бизнес-школами и учебными центрами;
- инструменты управления предприятием в конкурентной среде, как правило, ограничивают вмешательство государства в деятельность экономических субъектов;
- вмешательство государства в деятельность экономических субъектов замещается в конкурентной среде созданием саморегулируемых организаций, производственных объединений и других общественных организаций;
- в условиях конкуренции и развития рыночных отношений административные инструменты управления предприятием заменяются на экономические инструменты управления;
- инструменты управления предприятием в условиях конкурентной среды носят адаптивный характер, т.к. конкуренция на рынке вызывает динамику внешней среды, под воздействия которой предприятию необходимо приспосабливаться, обеспечивать устойчивое и результативное развитие.
Возрастающая сложность современной экономической среды связаны с неопределенностью ситуации, быстро меняющей конъюнктурой конкурентного рынка, в результате чего, по мнению авторов, становится важным аспектом современная адаптация предприятия к параметрам конкурентной среды, путем использования соответствующих инструментов управления.
Особенности развития инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде
Проблемы развития и управления предприятиями энергетики, отраслевые особенности их функционирования раскрываются в публикациях Самсонова В.С., Вяткина М.А., Гительмана Л.Д., Ратникова Б.Е., Хаджимуратовой М.И., Дамбаевой Е.Ж., Козловского Д.А. и др. авторов [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 14]. На основе обобщение теоретико-методологических аспектов управления и практики развития предприятий энергетики сформулированы следующие особенности развития инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде:
1. Инструменты управления предприятиями энергетики обеспечивают успешное развитие предприятия при следующих технологических особенностях функционирования: одномоментность процесса выработки и потребление электроэнергии, невозможность хранить электроэнергию; необходимость бесперебойного энергоснабжения потребителей; зависимость объемов производства энергии исключительно от потребителей и невозможность наращивать объемы производства по желанию и инициативе энергетиков.
2. Инструменты управления предприятиями энергетики обеспечивают успешное оперативное и диспетчерское управления предприятиями энергетики: оценивают часовые и годовые объемы производства электроэнергии; планируют потребление электроэнергии на каждый час и на каждые сутки в течение года.
3. Инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде создают дополнительную потребительскую стоимость для электроэнергии, произведенной с использованием нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, произведенной с помощью высокого технологического оборудования. Создание дополнительной потребительской стоимости необходимо для решения проблемы, возникающей в результате того, что электроэнергия одинакового качества и одинаковой потребительской стоимости может производиться на предприятиях с различным технологическим уровнем: атомные станции, гидроэлектростанции, возобновляемые источники энергии и т.д.
4. Развитие инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде основано на многомерности процесса управления, которое включает в себя: сочетание двух конкурентных ситуаций – монополизма и конкуренции; сочетание управления на уровне отрасли и управления на уровне региона; многообразием видов деятельности участников рынка по формированию и распределению энергоресурсов (производство, транспортировка, распределение, сбыт, потребление).
5. Инструменты управления предприятиями энергетики позволяют активизировать позицию потребителя в отношении снижения потребления электроэнергии: повышения энергоэффективности потребления электроэнергии, проведения энергоаудита, формирование стратегии поведения на электроэнергетическом рынке, направленной на минимизацию стоимости энергоресурсов, установки и эксплуатации малых источников энергии.
6. Инструменты управления предприятиями обеспечивают согласованное развитие всех предприятий энергетики, которые создают единую технологическую цепочку по производству, транспортировке, распределения и потребления электроэнергии, т.к. потеря устойчивости одного предприятия энергетики ведет к снижению надежности электроснабжения потребителей.
7. Инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде носят двухсторонний характер. С одной стороны, инструменты управления предприятиями энергетики обеспечивают адаптацию деятельности предприятия под изменения конкурентной среды на электроэнергетическом рынке; с другой стороны, инструменты управления предприятиями энергетики позволяют предприятию занимать активную позицию на электроэнергетическом рынке и оказывать воздействия на конкурентную среду, тем самым подстраивая ее под свои цели и задачи.
Таким образом, выявленные особенности оказывают прямое и косвенное влияние на выбор инструментов управления и результативность деятельности предприятий энергетики в конкурентной среде.
Основные организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде
Инструменты управления предприятием реализуются в рамках соответствующего организационно-экономического механизма управления предприятиями энергетики в конкурентной среде, который представлен на рисунке 1.
Несмотря на реформирование электроэнергетики, разделение естественной монополии на отдельные компании, формирование конкурентного рынка электроэнергии, полностью устранить государственное управление и регулирование предприятий энергетики не возможно. Это вызвано высокой социальной и экономической значимостью предприятий энергетики в развитии общества, т.к. электроэнергия сопровождает и обеспечивает быт населения, развитие предприятий, регионов и страны. В связи с этим, в организационно-экономическом механизме управления предприятием в конкурентной среде выделяют три уровня управления: национальный уровень (уровень государства), региональный уровень, локальный уровень (уровень предприятия) (см. рис. 1).
Рис. 1. Организационно-экономический механизм управления предприятиями энергетики в конкурентной среде
Необходимо отметить, что на каждом уровне управления выделены субъект управления, инструменты управления, объект управления, цели управления. При выборе инструментов управления на национальном и региональном уровне субъекты управления ориентируются на состояние, перспективы и тенденции развития предприятий энергетики. При выборе инструментов управления на локальном уровне субъекты управления ориентируются на действия субъектов на национальном и региональном уровне, а также на действие конкурирующих предприятий энергетики. Организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде на национальном, региональном и локальном уровне управления представлены в таблице 2.
Таблица 2
Инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде
Уровень управления
|
Организационные инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде
|
Экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде
|
Национальный уровень
|
- разработка нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность электроэнергетики и электроэнергетического рынка;
- формирование стратегических направлений развития электроэнергетики; - разработка стратегии развития электроэнергетического рынка; - формирование требований к уровню энергетической безопасности страны и регионов; - разработка программы повышения энергоэффективности; - организация системы энергосбережения на национальном уровне; - координация планов развития субъектов электроэнергетики на национальном уровне |
- разработка и финансирование инвестиционной программы развития электроэнергетики;
- определение направлений и предоставление в пользование федерального имущества; - предоставление гарантийного обеспечения при кредитовании; - субсидирование процентов по кредиту; - предоставление льгот по налогообложению |
Региональный уровень
|
- разработка программы развития электроэнергетики на уровне региона; - разработка региональной программы повышения энергоэффективности;
- координация планов развития субъектов электроэнергетики на региональном уровне; - организация системы энергосбережения на региональном уровне |
- разработка и финансирование региональной инвестиционной программы развития электроэнергетики;
- определение направлений и предоставление в пользование имущества субъектов РФ; - предоставление гарантийного обеспечения при кредитовании; - субсидирование процентов по кредиту; - предоставление льгот по региональным налогам |
Локальный уровень
|
- внутрикорпоративные механизмы управления компанией;
- механизмы управления технологической и технической базой предприятия; - механизмы управления персоналом; - механизмы управления спросом на электроэнергию методами энергетического маркетинга; - разработка ценовой стратегии для минимизации стоимости электроэнергии; - сертификация и стандартизация электроэнергии, проведения энергоаудита, составление энергопаспорта; - внедрение концепции управления предприятием Smart Grid |
- информационные модели формирования затрат и финансовых результатов;
- имитационные и экономико-математические модели управления прибылью и финансовыми ресурсами; - оптимизация политики налогообложения; - установление дифференцированных тарифов; - диверсификация и освоение смежных к энергетике видов бизнеса |
Организационно-экономический механизм управления предприятиями энергетики в конкурентной среде обеспечивает эффективное взаимодействие элементов систем управления на национальном, региональном и локальном уровне и результативное использование инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде. Безусловно, на каждом уровне управления эффективность инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде должна быть высока. Низкая эффективность инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде на одном из уровней управления отрицательно сказывается на эффективности управления электроэнергетикой в целом, ставит под угрозу энергетическую безопасность, надежное электроснабжение потребителей.
Актуальность совершенствования инструментов управления предприятиями энергетики
Сложность проводимых реформ в энергетической сфере и глубина проблем развития предприятий энергетики определяют актуальность совершенствования инструментов управления предприятиями энергетики, позволяющего адаптироваться к изменяющимся условиям конкурентной среды.
Под инструментами управления предприятием понимается совокупность приемов, способов, применяемых для достижения цели, обеспечивающих процесс закономерного изменения внутренней среды предприятия, перехода из одного состояния в другое, более совершенное (переход от прежнего качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему).
Анализ теории и практики управления предприятием показывают, что в современных условиях спектр инструментов управления предприятием постоянно расширяется, что вызвано необходимостью повышения эффективности управления предприятием в условиях конкурентной среды. Для более глубокого понимания сущности и многообразия инструментов управления предприятием авторами проведена их классификация по различным признакам.
Выявленные в статье особенности управления предприятиями энергетики в конкурентной среде оказывают прямое и косвенное влияние на выбор инструментов управления и результативность их деятельности. К основным особенностям относится: технологическиеособенности производства и транспортировки электроэнергии, особенности оперативного и диспетчерского управления энергетической системой, особенности качества электроэнергии и формирования потребительской стоимости электроэнергии, многомерность процесса управления предприятиями энергетики, активизация позиции потребителя электроэнергии, формирование предприятиями энергетики единой цепочки электроснабжения потребителей, двойственный характер адаптивности инструментов управления предприятиями энергетики.
Инструменты управления предприятиями реализуются в рамках организационно-экономического механизма управления предприятиями энергетики в конкурентной среде, в котором выделяют три уровня управления: национальный уровень, региональный уровень, локальный уровень. На каждом уровне управления выделяют свои организационные и экономические инструменты управления предприятиями энергетики в конкурентной среде, эффективность которых на каждом уровне должна быть высока. Низкая эффективность инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде на одном из уровней управления отрицательно сказывается на эффективности управления электроэнергетикой в целом, ставит под угрозу энергетическую безопасность, надежное электроснабжение потребителей.
Вывод
Представленные в статье положения направлены на развитие инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде. Внедрение их в практику управления предприятиями энергетики будут содействовать их эффективному развитию, повышению экономических показателей деятельности и инвестиционной привлекательности, решению основных проблем адаптации к новым условиям развития конкурентной среды электроэнергетического рынка.
Источники:
2. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Энергетический бизнес: учебник. 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. – 256 с.
3. Гусева А.Н. Эффективность использования рыночных инструментов управления организациями сферы услуг // Инженерный вестник Дона. – 2011. – Т. 18. – № 4. – С. 298–305.
4. Дамбаева Е.Ж. Электроэнергия как специфический товар // Из вестия ИГЭА. – 2010. – № 2 (70). – С. 78–81.
5. Загоруйко И.Ю., Хисамова А.И. Формирование организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием электроэнергетики // Бизнес в законе. – 2012. – № 3. – С. 174–178.
6. Зотович Н.В. Организационно-экономический механизм управления предприятиями энергетики: Дис. … канд. экон. наук. – Ижевск, 2010. – 177 с.
7. Качура В. Методы и инструментарий управления изменениями на предприятиях // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2009. – № 1. – С. 200–204.
8. Козловский Д.А. Управление электро энергетикой на принципах маркетинга: Автореф. дис. … канд. экон.наук. – М., 2008. – 23 с.
9. Кузнецов С.Ю. Бизнес-интеллект как инструмент управления инновационным предприятием // Эффективное антикризисное управление. – 2012. – № 4. – С. 79–83.
10. Магамедова Д.М., Рамазанова А.Г. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региональной электроэнергетики в условиях рыносных преобразований // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2011. – Вып. 5. – С. 135–140.
11. Рябова Е.В. Формирование инструментария управления предприятием в современных экономических условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2011. – № 4. – С. 307–311.
12. Самсонов В.С., Вяткин М.А. Экономика предприятий энергетического комплекса: учеб. – М., 2001. – 153 с.
13. Тихонов К.С. Государственный гарантии инвестиций в системе мер расширенного воспроизводства электроэнергетики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2007. – Т. 5. – № 4. – Ч. 3. – С. 16–23.
14. Хаджимуратова М.И. Организационно-экономический механизм функцио нирования и развития распределительно-сетевого комплекса региона (на примере Чеченской республики): Автореф. дис. … канд.экон.наук. – Грозный, 2012. – 25 с.
15. Хисамова А.И., Третьякова Е.А. Прогнозирование потребления электроэнергии на основе показателей экономического развития региона // Актуальные проблемы экономики и права. – 2011. – № 2. – С. 130–137.
16. Чиженко И.В. Формирование механизмов устойчивого развития экономики электроэнергетических предприятий: Автореф. дис. … канд. экон. наук. – М., 2008. – 29 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:23:01