Инвестиционно-технологическое взаимодействие России со странами ЕС: проблемы и перспективы
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 15 (237), Август 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Давыденко Е.В. Инвестиционно-технологическое взаимодействие России со странами ЕС: проблемы и перспективы // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 15. – С. 4-14.
Аннотация:
Переход российской экономики на инновационный путь развития в условиях обострения конкурентной борьбы на мировом рынке предполагает углубление сотрудничества РФ с зарубежными странами. Соответственно, важным представляется анализ инвестиционно-технологического взаимодействия России с ЕС, являющимся для нашей страны стратегическим партнером.
Ключевые слова: Россия, иностранные инвестиции, ЕС, инвестиционно-технологическое взаимодействие
В условиях формирования «новой экономики», когда инновации и неосязаемые активы становятся основой и двигателем современной экономической системы, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, странам часто приходится объединять свои усилия и развивать внешнеэкономическое сотрудничество. В этой связи детальная картина инвестиционно-технологического взаимодействия России со странами ЕС, выявление проблем и перспектив, существующих в этой сфере, с учетом того, что ЕС является одним из стратегических партнеров нашей страны, в рамках модернизации российской экономики представляют повышенный интерес.
Важность ЕС
Важность ЕС для РФ не подлежит сомнению. Европейские страны выступают приоритетным рынком товаров и услуг, первостепенным источником иностранных инвестиций в экономику России и объектом зарубежных капиталовложений со стороны российских компаний. Так, на страны Европы приходится около 55% российского товарооборота и 85% инвестиций в российской экономике [1]. Кроме того, в евро номинированы около 40% золотовалютных резервов России [2].
Взаимосвязь внешнеторговых и инвестиционных аспектов предполагает особый акцент на внешней торговле РФ и ЕС. Усиление внешнеторговых потоков приводит к увеличению иностранных инвестиций и изменению их структуры. Но это лишь одна сторона медали. С другой стороны, между притоком иностранных инвестиций и объемом внешней торговли существует обратная зависимость.
По данным Росстата РФ, в январе – сентябре 2012 г. доля ЕС во внешнеторговом обороте РФ составила 48,8% (52,8% экспорта и 41,8% импорта), что почти на 1% превышает аналогичный показатель 2011 г. Данные цифры обеспечивают России третье после США и Китая место во внешнеторговом обороте ЕС, второе после Китая место среди импортеров в ЕС, четвертое – после США, Китая и Швейцарии – среди экспортеров. При этом среднегодовые темпы прироста товарооборота России с ЕС постоянно растут, и в 2005–2011 гг. они составляли уже 26,4% [3].
К сожалению, до сих пор отраслевая структура внешней торговли РФ и ЕС с точки зрения модернизации российской экономики далека от совершенства. Большую часть экспорта РФ в ЕС представляют энергоносители и полезные ископаемые (82,9% в 2011 г.), что составляет треть всех поставок такого рода в ЕС [3]. Преобладание энергоносителей в экспортной структуре внешней торговли делает крайне актуальным и в то же время затруднительным вопрос сотрудничества РФ и ЕС в энергетической сфере. Подтверждением этому служат проблемы, связанные с принятием ЕС в 2011 г. Третьего энергетического пакета, предполагающего либерализацию рынка, и нератифицированная РФ Энергетическая хартия. Хотя в последнее время Россия стремится диверсифицировать свои экспортные возможности, а ЕС – расширить список поставщиков ресурсов, на сегодняшний день наблюдается устойчивая взаимозависимость России и ЕС в этом сегменте.
Большое значение для взаимодействия стран имеет нормативно-правовая база сотрудничества. Правовую основу взаимоотношений России и ЕС составляют следующие документы: СПС (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве) от 1994 г. (в силу вступило 1 декабря 1997 г.), Соглашение о четырех общих пространствах от 2003 г., дорожные карты от 2005 г. (обновленные версии были приняты в 2012 г.), «Партнерство для модернизации» от 2010 г. (последняя редакция от 2012 г.), Рабочий план мероприятий по Партнерству для модернизации и др. [4].
Основные цели сотрудничества России с ЕС
Магистральным вектором внешнеэкономических отношений РФ со странами ЕС является формирование стратегического партнерства в инвестиционно-технологической, транспортной и энергетической сферах. В двусторонних документах РФ – ЕС последних лет особое значение уделяется созданию стратегического партнерства ЕС и России в сфере научных исследований и инноваций. Не случайно 2014 год объявлен Годом науки, технологий и инноваций в Евросоюзе и России.
К основным целям сотрудничества России с ЕС относятся следующие:
– разработка нового базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия – ЕС;
– формирование Общего экономического пространства России и ЕС;
– доступ к европейским технологиям и устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки;
– сотрудничество в области исследований и разработок при обеспечении российского участия в доходах от их использования;
– стратегическое партнерство в сфере энергетики;
– сотрудничество в сфере транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров и т.д. [4].
К сожалению, многие вышеупомянутые инициативы до сих пор в полной мере не реализованы, что в определенной степени тормозит развитие внешнеэкономических связей России и ЕС. Так, в настоящее время сложно идет процесс согласования новой редакции Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое бы учитывало современные аспекты взаимодействия наших стран. Проблемы подписания нового соглашения кроются в разногласиях сторон по гармонизации торгово-инвестиционных требова- ний, особенно в свете формирования Таможенного Союза и ЕврАзЭС. Важно, чтобы новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве также учитывало новый курс РФ на модернизацию и включало соответствующие статьи по углублению технологической кооперации наших стран, технологическому регулированию и защите интеллектуальной собственности.
Идея формирования единого общеевропейского пространства
Идея формирования единого общеевропейского пространства от Лиссабона до Владивостока тоже пока остается на бумаге, хотя интерес по ее реализации сохраняется достаточно высокий. Так, В. Путин в своей предвыборной статье о внешнеполитических приоритетах России говорил о том стратегическом выигрыше, который ожидает Россию и ЕС в случае, если они смогут объединить свои усилия [5]. Общеевропейское пространство есть перспективный путь устранения противоречий РФ – ЕС и углубления сотрудничества, в том числе и по инвестиционно-технологической линии.
Первоначально идея формирования общего пространства была сформулирована и взята на вооружение Евросоюзом еще в 2003–2005 гг. В дальнейшем РФ и ЕС закрепили ее в «дорожных картах» (четырех общих пространствах). Эти дорожные карты включают в себя: 1) общее экономическое пространство; 2) общее пространство в сфере свободы, безопасности и правосудия; 3) общее пространство в сфере внешней безопасности и 4) общее пространство в сфере образования, науки и культуры. В целом, дорожные карты, хотя и задают стратегические ориентиры, представляют собой довольно абстрактные документы. В 2010 г. в рамках работы по «дорожным картам» ЕС и Россия объявили о запуске новой программы «Партнерства для модернизации». Разработка данной инициативы была связана с новым курсом России на модернизацию, углублением и выходом на новый уровень отношений РФ и ЕС. Рабочий план данной инициативы включил довольно широкий спектр тем, причем не только технического характера. Начиная с 2010 г., ЕС выделил 7 млн евро на проекты в рамках Программы ЕС и России «Механизм Партнерства для модернизации» [6].
В целом Партнерство России и ЕС для модернизации охватывает не только экономические и правовые вопросы, но и поддержку гражданского общества. Партнерство для модернизации также имеет большое значение для регионального сотрудничества в рамках Партнерств Северного измерения (Северо-запада России и Калининградской области), в частности в таких сферах как экология, транспорт, социальная сфера и здравоохранение. Кроме того, финансируемые ЕС программы в области высшего образования (TEMPUS – развитие системы высшего образования в РФ, Erasmus Mundus – создание сети европейских и неевропейских университетов, предлагающих совместные магистерские программы, Программы Жана Моне и Мари Кюри), также тесно связаны с общим контуром Партнерства для модернизации и служат важным инструментом интеграции РФ в европейскую научно-исследовательскую среду.
В целом результаты реализации Партнерства для модернизации можно оценить достаточно высоко, что подтверждается следующими данными. В последние годы возросло участие России в научно-исследовательских программах ЕС. Это направление на сегодняшний день считается наиболее развитой формой научно-технологического сотрудничества ЕС – РФ. Так, 475 российских научно-исследовательских организаций принимают участие в более чем 300 проектах, на поддержку которых европейские компании выделили 60 млн евро. Европейский инвестиционный банк направил более 200 млн евро на поддержку малых и средних предприятий [4]. В свою очередь европейские ученые, хотя и менее активно, тоже участвуют в российских федеральных целевых программах, в частности в программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 гг.». Интересно, что «Седьмая рамочная программа ЕС» (период действия 2007–2013 гг.), прежде всего, нацелена на развитие ключевых технологических направлений стран Европы, в том числе посредством привлечения к исследованиям российских специалистов.
Безусловно, это важно для России, тем не менее, более актуально для российской экономики проникновение российского бизнеса на европейские просторы. Если это и происходит, то российские инновационные компании, выходящие на европейский рынок, часто стремятся перевести туда все свои активы или трансформировать свой бизнес в европейский (например, компания «ART Photonics» по производству оптоволоконного оборудования).
Механизм финансирования проектов в РФ со стороны ЕС
Существует достаточно интересный механизм финансирования проектов в РФ со стороны ЕС. Первоначально в период с 1994 г. по 2006 г. программа сотрудничества ЕС и России финансировалась через TASIS (Программу технического содействия странам СНГ). РФ получила самый большой объем финансирования проектов по программе TASIS на постсоветском пространстве – около половины всего бюджета программы. Так, с момента запуска программы в 1991 г. в 58 регионах России было осуществлено свыше 1500 проектов на общую сумму более 2,7 млрд евро [7]. В дополнение к программе TASIS Россия также участвовала в многосторонних межгосударственных программах, среди которых региональная программа и программа сотрудничества с соседними странами. Эти программы включают проекты в области телекоммуникаций, защиты окружающей среды, развития информационной среды, борьбы с преступностью.
С 01 января 2007 г. вместо TASIS действует новый механизм сотрудничества – Европейский инструмент соседства и партнерства (ЕИСП). В отличие от TASIS ЕИСП предполагает, что стороны обеспечивают совместное финансирование и отбирают проекты в соответствии с общими стратегическими интересами. Выбор области сотрудничества теперь опирается исключительно на «дорожные карты», выработанные в рамках четырех общих пространств, а также в рамках программы «Северное измерение».
К настоящему времени проведено уже десять конкурсов по проведению исследований, в том числе и в отраслях «новой экономики». Предполагается, что с 2014 г. основным инструментом сотрудничества в области исследований и инноваций на уровне ЕС станет новая программа ЕС «Горизонт 2020».
Другим важным направлением развития технологического сотрудничества между РФ и ЕС помимо привлечения исследователей и ученых для участия в проектах является создание научно-исследовательской инфраструктуры. Среди таких проектов можно выделить Европейский центр ядерных исследований в области физики высоких энергий (ЦЕРН), ускоритель для исследования антипротонов и ионов (FAIR) и др.
Помимо общих базовых соглашений о сотрудничестве между ЕС и РФ предусмотрена активизация двусторонних соглашений наших стран. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии) предусмотрено в таких областях как энергетика; машиностроение; авиация; космос; транспорт; нанотехнологии; автомобилестроение; агропромышленный комплекс; телекоммуникации; информационные технологии. Данные сферы в полной мере соответствуют приоритетным направлениям экономического развития наших стран.
Инвестиционно-технологическое взаимодействие
В целом, характеризуя правовую базу внешнеэкономического сотрудничества РФ – ЕС, можно отметить замедление в последнее время переговорного процесса, что связано с мировым кризисом и внутренними проблемами Евросоюза. На наш взгляд, именно в данных условиях для повышения устойчивости и конкурентоспособности стран необходимо активизировать инвестиционно-технологическое взаимодействие.
В настоящий момент инвестиционно-технологическое сотрудничество РФ и ЕС с точки зрения модернизации российской экономики находится на недостаточно высоком уровне, хотя имеется огромный потенциал в реализации наших отношений. В частности, страны ЕС сохраняют лидерство по накопленным инвестиционным вложениям в российскую экономику – более 70% от общего объема иностранных капиталовложений (табл. 1). Однако доля прямых инвестиций в общем объеме поступающих средств невелика – порядка 20%, большую часть представляют кредиты [8]. По данным Росстата РФ, в первом квартале 2013 г. первое место по объему инвестиций в РФ занимала Франция, далее следуют Нидерланды и Люксембург [1]. Значительно снизился объем иностранных инвестиций, поступающих из Германии, что можно объяснить проблемами в ЕС (Греция, Кипр и др.) и основной финансовой нагрузкой по оздоровлению «тонущих экономик», приходящейся на эту страну (см. табл. 2). Однако цифры не отражают в полной мере качество поступающих капиталов. Расчеты показывают, что удельный вес инвестиционной продукции в суммарном импорте из европейских стран за последние годы упал с 70% до 49%, несмотря на общий рост импорта в 7,5 раза (о чем говорилось выше). Если проанализировать отраслевую структуру иностранных инвестиций в РФ по отдельным странам-инвесторам, то можно прийти к выводу, что доля европейских инвестиций в производство высокотехнологичных и наукоемких товаров более чем скромна. Прямые инвестиции в основном ориентированы на импортозамещение (автомобилестроение, пищевая отрасль), розничную торговлю или доступ к сырьевым ресурсам.
Положительные моменты в инвестиционно-технологическом взаимодействии РФ и ЕС
Тем не менее, наблюдаются и положительные моменты в инвестиционно-технологическом взаимодействии РФ и ЕС, усиление технологической наполняемости инвестиционного сотрудничества. Европейские предприниматели стали больше вкладывать свой капитал в такие сферы российской экономики, как обрабатывающая промышленность, транспорт и связь. В настоящее время в этих отраслях работает уже около 40% прямых иностранных инвестиций. Активно подписываются и поддерживаются российским правительством проекты в приоритетных областях экономики. Например, в 2009 г. были подписана целая серия российско-германских соглашений о намерениях, предполагающая реализацию на территории РФ таких крупных высокотехнологичных проектов, как создание центра международной логистики и строительство СП по производству локомотивов. Развивается сотрудничество России и Евросоюза в космической сфере (совместный проект «Союз») и т.д. Усиливается интерес европейских компаний к сотрудничеству с российскими организациями, обладающими высоким научно-техническим потенциалом. Так, услуги аутсорсинга в сфере НИОКР, предоставляемые отечественными компаниями зарубежным производителям, составляют сегодня наиболее перспективный сегмент российского рынка аутсорсинга [8].
Инвестиции в экономику ЕС
Стоит отметить, что европейские инвесторы более активны, российские капиталы также активно инвестируются в экономику ЕС, и год от года эти цифры растут, что свидетельствует об интересе к сотрудничеству с обеих сторон. Так, объем накопленных российских прямых инвестиций в страны ЕС в 2011 г. составил 53 млрд долл. В январе – июне 2012 г. ведущими странами-получателями российских прямых инвестиций стали Нидерланды (27,6 млрд долл. США), Кипр (17,2 млрд долл. США), Люксембург (2,4 млрд долл. США), Великобритания (2,3 млрд долл. США), Дания (0,5 млрд долл. США).
Однако присутствие в данном списке таких стран как Кипр и Люксембург позволяет сделать вывод об утечке капитала из РФ. Финансовый кризис на Кипре в 2012–2013 гг. и пошатнувшееся положение страны как оффшорного центра РФ приведет, на наш взгляд, к снижению притока капитала в эту страну и переориентации денежных потоков. В любом случае анализ структуры российских капиталовложений в ЕС пока свидетельствует больше о скрытом интересе со стороны российского инновационного бизнеса по продвижению за рубеж, нежели о высокой эффективности данного процесса.
Вывод
Резюмируя, можно отметить, что отношения РФ и ЕС важны для обоих партнеров с точки зрения повышения конкурентоспособности и модернизации экономических систем. Особым толчком к дальнейшему развитию отношений РФ и ЕС послужило вступление РФ в ВТО в августе 2012 г.
Источники:
2. Россия и Европейский Союз: естественное партнерство. 11 декабря 2012. – Режим доступа: http://irsolo.ru/rossiya-i-evropejskij-soyuz-estestvennoepartnerstvo/.
3. Федеральная таможенная служба. – Режим доступа: www.customs.ru.
4. Представительство ЕС в РФ. – Режим доступа: http://ec.europa.eu.
5. Путин В.В. Россия и меняющийся мир. // Московские новости. № 570. 05 августа 2013 г. – Режим доступа: http://www.mn.ru/politics/20120227/312306749.html.
6. «Compendium of Science & Technology Cooperation between the European Union, the EU Member States and the Russian Federation» (2011). – Режим доступа: http://ec.europa.eu.
7. Материалы международной конференции «Россия – ЕС: возможности партнерства» 21 марта 2013 г. Российский Совет по международным делам // М.: Спецкнига, 2013.
8. Власкин Г.А. Инвестиционно-технологическое взаимодействие России и Евросоюза в условиях кризиса // Новости науки и технологий. 2009. № 4. – Режим доступа: http://belisa.org.by.
9. Голещихин О.С. Прямые иностранные инвестиции и экономическое развитие // Российское предпринимательство. — 2012. — № 24 (222). — c. 21-26. — http://www.creativeconomy.ru/articles/27038/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:24:19