Совершенствование акцизного налогообложения как инструмента налогового регулирования
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 14 (236), Июль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема исчисления и уплаты акцизов как инструмента налогового регулирования полученной сверхприбыли от реализации высокорентабельной продукции, имеющей устойчивый потребительский спрос. Сформулированы направления совершенствования акцизного налогообложения
Ключевые слова: налоговое регулирование, акцизы, совершенствование законодательства по акцизам
Налоговое регулирование является составляющим элементом налогового механизма, значение которого состоит в том, что всякое вмешательство в течение воспроизводственных процессов должно быть экономически обосновано и целесообразно.
Одним из инструментов налогового регулирования является налогообложение акцизами. Акцизы – это один из наиболее собираемых налогов в России, что подтверждается спецификой объектов обложения, и один из наиболее значимых налогов, оказывающий серьезное воздействие на исполнение бюджета по доходам, поскольку акцизы устанавливаются на высокорентабельные товары для изъятия в бюджет части сверхприбыли, которую получают производители подакцизной продукции. Поэтому вопрос совершенствования акцизного налогообложения является актуальным для развития российской экономики.
Налоговое регулирование требует определения
В научной литературе существуют различные, неоднозначные подходы к определению понятия «налоговое регулирование». Так, по мнению З.А. Клюкович, налоговое регулирование представляет собой совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет повышения или понижения общего уровня налогообложения [1]. Одним из его инструментов является стимулирование.
Авторы А.А. Амбрацумов, Ф.Ф. Стерлингов, Ф.Ф. Ханафеев, Т.Н. Михеева, М.В. Гончарова рассматривают налоговое регулирование несколько узко, сводя его фактически к применению налоговых льгот и преференций в целях стимулирования деятельности. Более общее понятие дано Е.А. Ермаковой: «Налоговое регулирование представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста» [2].
Анализ вышеприведенных подходов, позволил авторам сформулировать определение, в котором налоговое регулирование представляет собойбалансирующее воздействие налогов на социально-экономическую систему государства, синтезирующее в себе как сознательное, так и стихийное начала действия государственного налогового регулирования.
Акцизы на пиво как инструмент налогового регулирования
Наиболее важной проблемой реформирования налогового законодательства является совершенствование акцизного налогообложения алкогольной продукции. И в первую очередь, преобразования в сфере налогообложения необходимы для такого подакцизного товара, как пиво. В 2008 году акцизы на пиво в бюджете Оренбургской области имели значимое место среди остальных акцизов. Несмотря на увеличение ставок, их объем в бюджете с каждым годом снижается, что объясняется большими темпами снижения налоговой базы по акцизу на пиво, связанными с закрытием отдельных пивоваренных компаний и ростом числа ввозимого на территорию Оренбургской области пива.
По заявлению Правительства резкий рост ставок акцизов связан с необходимостью снижения степени алкоголизации населения. Однако можно полагать, что трехкратный рост акцизов на пиво был продиктован не столько желанием снизить потребление напитка населением, сколько стремлением устранить дефицит бюджета.
До 2011 года пиво являлось самостоятельным видом подакцизных товаров. Акциз на пиво рассчитывался исходя из дифференцированных ставок, разделенных, в соответствии со ст. 193 НК РФ, на три группы в зависимости от объемной доли этилового спирта: I группа – пиво крепостью свыше 8,6%, II группа – от 0,5 до 8,6%, III группа – от 0 до 0,5%. По данным ставкам облагался литр физического объема продукции, то есть литр реализованного пива. В соответствии с ФЗ от 27.11.2010 № 306-ФЗ с 1 января 2011 года пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива с объемной долей этилового спирта более 1,5% приравниваются к подакцизной алкогольной продукции. Согласно данному закону, если напитки, изготавливаемые на основе пива, произведены с добавлением этилового спирта, применяется ставка акциза, установленная в расчете на 1 л безводного этилового спирта для алкогольной продукции с соответствующим содержанием спирта [5]. Однако механизм расчета акциза для пива, произведенного без добавления спирта, остался по тем же ставкам в расчете на 1 литр пива.
Чаще всего при производстве пива спирт получают естественным путем в результате брожения. Это значит, что в большинстве случаев акциз на пиво рассчитывается именно от объема реализованного пива, а не от объема этилового спирта, содержащегося в нем. По нашему мнению, такая система расчета акциза не совсем справедлива. Ведь в этом случае пиво с нормативным содержанием этилового спирта 0,6% и 8,6% будут облагаться по одной ставке – 10 рублей за 1 литр пива, то есть при прочих равных условиях будет уплачена одна и та же сумма акциза. По мнению российского экономиста И. Юртаева, необходимо привести ставки акциза на пиво, установленные в рублях за литр пива, к ставкам в рублях за литр безводного этилового спирта, содержащегося в пиве, даже при его получении естественным способом [6]. Сумма акциза, по нашему мнению, должна расти с повышением объемной доли этилового спирта, т.е. крепости пива.Это позволит сравнить, во-первых, бремя налогообложения акцизом напитков с различным содержанием в них этилового спирта и, во-вторых, бремя налогообложения акцизом пива в России с бременем в европейских странах.
При внедрении данной системы производители пива, крепостью 0,6%, уплатили бы акциз за литр пива в размере 1,14 рублей (0,006 190) вместо 10 рублей по действующему законодательству. При реализации пива крепостью 8,6%, производитель уплатил бы уже 16,34 рубля с каждого литра пива (0,086 190) вместо тех же 10 рублей. Из расчетов видно, что предлагаемая авторами система расчета акциза на пиво более справедлива и рациональна.
По итогам 2011 года в РФ объем реализации пива с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5% до 8,6% включительно составил около 9,5 млрд литров, поступления акцизов по которым составили свыше 93,7 млрд рублей, исходя из ставки, равной 10 рублей за литр пива. Если же рассчитать акциз на данный объем реализованного пива исходя из ставки за литр безводного этилового спирта, содержащегося в пиве, то бюджет получит более 102,3 млрд рублей.
Пиво с нормативным содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6% в 2011 году в РФ было реализовано в объеме 57431 литров. При этом консолидированный бюджет РФ получил 907 тыс. рублей. Если акциз на данный вид подакцизного товара рассчитать по методу, предлагаемому авторами, то есть исходя из содержания в пиве этилового спирта, то бюджет получит 982,1 тыс. рублей.
Что касается безалкогольного пива, то его также следует облагать акцизом. Ведь процесс приготовления пива предполагает наличие в нем спирта, появляющегося в результате естественного брожения и являющегося технологическим фактором процесса его производства. Можно, конечно, понизить долю этилового спирта в готовом продукте до необходимой величины, но полностью удалить его невозможно, в том числе из-за высокой стоимости такой технологии.
Безалкогольное пиво как объект обложения акцизом
В Пояснениях к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РФ указано, что безалкогольное пиво, минимальная объемная доля этилового спирта в котором не должна превышать 0,5%, не входит в товарную позицию «Пиво солодовое». Однако, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002)*(5) безалкогольное пиво состоит в группе «Пиво солодовое». Более того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007*(6) группа «Производство пива» включает в себя производство слабоалкогольного и безалкогольного пива [7]. То есть, можно сделать вывод, что при производстве и реализации безалкогольного пива (объемная доля этилового спирта менее 0,5%) у предприятия возникает объект обложения акцизом.
Поскольку пиво облагается акцизом в связи с наличием в нем спирта, то пиво, не содержащее спирт акцизом облагаться не должно. Но если в безалкогольном пиве содержится, пусть и небольшая, но отличная от нуля доля этилового спирта, то оно должно облагаться акцизом. Если продукция «безалкогольное пиво», под которым понимается пиво, вообще не имеет доли этилового спирта, то она производится не по ГОСТу. То есть, предприятия производят данную продукцию по какой-либо другой нормативно-технической документации, которая подлежит сертификации органами Госстандарта России. Если в результате сертификации будет определено, что продукция является безалкогольной, то она не будет облагаться акцизами. Если в сертификате будет указано, что данная продукция произведена в соответствии с ГОСТом Р 51174-98 и является пивом, то она подлежит обложению акцизом, в соответствии с установленным фактическим содержанием в этом пиве доли этилового спирта.
В случае обложения акцизами пива с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5% включительно, консолидированный бюджет РФ в 2011 году получил бы дополнительно около 53,6 млрд рублей. Данный расчет производился исходя из объемов реализованного пива в 2011 году, который составил более 70 млн литров, а также исходя из средней крепости безалкогольного пива – 0,4%.
Таким образом, при внедрении данных предложений, консолидированный бюджет РФ в 2011 году от акцизов на пиво получил бы более 102,3 млрд рублей вместо полученных 93,7 млрд рублей. Экономический эффект от внедрения данного предложения составит более 8,4 млрд рублей.
Вывод
Делая выводы, можно отметить, что в настоящее время механизм акцизного налогообложения разработан не полностью. Налоговое законодательство в отношении взимания акцизов активно развивается и совершенствуется. Вместе с тем, существует множество перспектив для увеличения и более эффективного распределения и использования бюджетных средств с помощью акцизов.
Предложенные авторами меры позволят, с одной стороны, повысить доходы бюджета, а с другой, будут способствовать внедрению более эффективной системы налогообложения пива акцизами, когда ставка акциза будет зависеть от его крепости.
Источники:
2. Ермакова, Е.А. Налоговое регулирование в системе государственного налогового менеджмента // Финансы и кредит. – 2007. – № 8. – С. 28–32.
3. Троянская, М.А. Налоговое регулирование в налоговой политике: сущность, содержание, виды // Актуальные проблемы теории и практики налогообложения: материалы I Междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 28–29 нояб. 2012 г. / редкол.: Е. Б. Дьякова, Л. В. Перекрестова. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. – 295 с.
4. Бушмин, Е.В. Очередные меры по регулированию алкогольного рынка, или о вине, пиве и акцизах // Налоговая политика и практика. – 2010. – № 9. – С. 21–23.
5. Нечипорчук, Н.А. Акцизы на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию в 2011 году // Российский налоговый курьер. – 2011. – № 3, 4.
6. Юртаев, И. Акцизы на пиво // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2005. – № 2. – С. 76–78.
7. Давыдова, О.В. Варим пиво – платим акцизы // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009. – № 4.
8. Тюрина Ю.Г. К вопросу о структуре и динамике доходов в системе оценки уровня жизни населения // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 13.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:23:28