Управление рисками на этапе прогнозирования социально-экономического развития территории
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 14 (236), Июль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Цыдыпова Т.Б. Управление рисками на этапе прогнозирования социально-экономического развития территории // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 14. – С. 26-34.
Аннотация:
В статье отражены вопросы управления рисками территории в условиях нестабильной экономики. Определены основные факторы риска, виды рисков, приведена методика расчета воздействия рисков на основные зоны хозяйствования территориальной единицы. Также определены факторы, снижающие и повышающие риски, предложен алгоритм управления рисками.
Ключевые слова: прогнозирование, управление рисками, факторы риска, территориальное управление
Традиционные подходы к прогнозированию социально-экономических процессов основаны на предположении, что основные тенденции и факторы развития экономики, выявленные за последние несколько лет, сохраняются и в прогнозируемый период. Но в современных условиях все чаще устанавливаются факты сильного влияния экономической нестабильности на выполнение основных показателей социально-экономического развития регионов. Поэтому для территории, как экономической системы с множеством сложных взаимосвязанных процессов, управление рисками на этапе прогнозирования становится необходимой частью управленческого механизма.
Управление рисками территории и формирование управленческих решений
Управление рисками территории включает следующие основные направления деятельности:
- оценка и анализ риска;
- разработка механизма выработки предупреждения рисков и их минимизация;
- кризисное управление.
В рамках первого направления осуществляется идентификация и анализ рисков, в результате чего оценивается степень возможного риска. Идеальным вариантом принятия управленческих решений с учетом возможных рисков может быть такой цикл управления, в котором кризисные явления предупреждены уже на этапе планирования хозяйственной деятельности (рис. 1):
Рис. 1 Управление рисками территории
Формирование управленческих решений в территориальном управлении происходит, зачастую, в условиях ограниченности информации. Это основной риск, хотя также необходимо учитывать такие факторы, как наличие противоборствующих тенденций, элементы случайности и т.д. Вся эта информация по пути к управленческому решению проходит несколько этапов трансформации: начиная с постановки задачи, заканчивая выбором оптимального решения (рис. 2):
Рис. 2. Формирование управленческих решений
Факторы риска
Прогнозирование социально-экономического развития территории реализуется на двух первых этапах этой трансформации: постановка задачи и подготовка решения.
Как было отмечено выше, управление рисками начинается с его идентификации, что означает выявление всех возможных факторов риска и их ранжирования по степени влияния на развитие экономики.
Под факторами риска понимаются условия протекания хозяйственных процессов в условиях неопределенности или причины, вызвавшие изменение благоприятных условий экономического развития. Можно выделить пять основных критериев классификации факторов риска (рис. 3):
Рис. 3 Факторы риска социально-экономического развития территории
В Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года на основе метода экспертных оценок определены факторы внутренней и внешней среды Республики Бурятия. На основе этой информации можно выделить основные факторы риска и причины, которые могут негативно повлиять на полноценное развитие экономики в этот период. В данном случае можем говорить, что учет риска является своего рода прогнозом неблагоприятных исходов, исходя из слабых сторон экономики (рис. 4):
Рис. 4 - Факторы риска "внутренней среды" Республики Бурятия
Среди основных угроз внешней среды Республики Бурятия эксперты назвали:
- жесткую конкуренцию на мировых рынках сырья и технологий, обусловливающую трудности выхода с продукцией местных предприятий на национальный и мировой рынки;
- конъюнктурный спад спроса на продукцию местного производства;
- дальнейший отток инвестиционного капитала исключительно в сырьевые отрасли Республики Бурятия;
- быстрорастущую конкуренцию в сфере туризма со стороны территорий-соседей, схожих по природным характеристикам курортно-туристических зон и т.д.
Внутренние и внешние риски
Риски территории, в общем случае, будем делить на внутренние и внешние. Внутренние риски подлежат расчету и, зачастую, на их уровень влияет компетентность руководствующего состава. Более проблемной является область внешних рисков, не связанных с деятельностью территориального органа управления, так называемые слабые сигналы. На сегодняшний день субъектов Федерации обязывают на этапе планирования проводить анализ сильных и слабых сторон.
Это позволяет определить приоритетные направления для разработки и внедрения корректирующих и предупреждающих действий, усиления контроля и введения механизмов измерения, анализа и улучшения. Если обратимся к той же «Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года», то анализ слабых и сильных сторон позволил определить сдерживающие факторы роста объемов ВРП на планируемый период. Но, тем не менее, ряд негативных явлений, изменивших в результате структуру ВРП, не были определены.
Эти явления относятся, в большинстве случаев, к слабым сигналам. Среди них можно выделить снижение объемов добычи полезных ископаемых (0,3 %). Также в 2012 г. темпы роста основных показателей внешней торговли существенно замедлились по сравнению с 2011 годом.
Таким образом, внедрение механизмов управления слабыми сигналами на уровне территорий позволяет повысить уровень осведомленности о наступлении рисков даже в условиях неожиданных изменений и, тем самым, повысить эффективность территориального управления.
Примерную методику расчета воздействия слабых сигналов можно выстроить по аналогии с методикой расчета для фирмы, описанной И. Ансоффом. Он в своей книге «Стратегическое планирование» описал технологию расчета воздействия на примере фирмы, осуществляющей экономическую деятельность в четырех зонах хозяйствования. Для территории или региона можно описать основные направления экономики в соответствии с плановыми и отчетными показателями. Каждому явлению в таблице отведена колонка в соответствии с уровнем осведомленности о нем (табл. 1).
Таблица 1
Анализ потенциальной опасности (благоприятной возможности)при слабых сигналах
Стратегическая зона хозяйствования |
Уровень осведомленности
| |||
Осознание опасности (новых возможностей)
|
Источник опасности (возможности)
|
Масштаб опасности (возможность)
|
Пути решения проблемы
| |
Промышленность
|
|
|
1) опасность
2) 1-3 года 3) 0,15-0,40 |
|
Сельское хозяйство
|
1) Опасность (возможность)
2) 10-15 лет 3) От +0,3 до -0,3 |
| ||
Строительство
|
|
|
1) Возможность
2) 1-2 года 3) 0,25-0,30 |
|
Транспорт и связь
|
|
|
|
|
Образование и наука
|
|
|
|
|
Здравоохранение
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
1) Описание опасности (или благоприятной возможности).
2) Период возможного воздействия.
3) Доля снижения (увеличения) доходов.
Алгоритм процесса управления рисками
Управление рисками территории предполагает осуществление ряда процессов и процедур, реализующих целенаправленное воздействие на риск. Исходя из схемы управления, приведенной на рис. 1, можно предложить следующий алгоритм процесса управления рисками:
Рис. 1. Алгоритм процесса управления риском:
1 — наблюдение за внешней обстановкой, 2 – определение относительной силы или слабости сигналов; 3 - сбор и обработка первичной информации о риске; 4 — качественный анализ риска; 5 — количественная оценка риска; 6 — оценка возможности снижения риска; 7 — выбор методов и формирование вариантов снижения риска; 8 – снижение внешней стратегической уязвимости; 9 – повышение гибкости внутренней среды; 10 – разработка плана-программы мер по устранению конкретной опасности; 11 – оценка приемлемости применения плана; 12– осуществление плана; 13 – корректировка плана; 14 – отказ от реализации проекта (избежание риска).
Такой алгоритм управления обеспечивает наиболее четкую взаимосвязь результатов отдельных процессов и тем самым – достижение целей управления рисками. А также определяет основные факторы (табл. 2), снижающие или, напротив, повышающие риски территории.
Таблица 2
Основные факторы, влияющие на риски
Факторы, снижающие риск
|
Факторы, повышающие риск
|
- проводимые исследования;
- системы защиты - контроль - разработка стратегии развития - управление рисками |
- нестабильность экономики
- инфляция - природные и техногенные катастрофы - коррупция |
Учет этих факторов позволит определить влияние слабых сигналов на стратегические зоны хозяйствования территории и точно указать: как включить управление по слабым сигналам в систему управления территорией, кто этим должен заниматься, во сколько это обойдется, и какие трудности могут встретиться на пути внедрения выбранной технологии управления.
Вывод
В настоящее время, когда менеджмент на всех уровнях его применения направлен не на результативность, а на эффективность, умение предугадать и предупредить риски является важнейшим условием грамотного хозяйствования.
Источники:
2. Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года (одобрена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 № 410).
3. Левошкина К.А. Риски в проектах государственно-частного партнерства // Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд». – Новосибирск, 2011.
4. Постановление Правительства Республики Бурятия от 4 октября 2011 г. № 513 «О предварительной оценке социально-экономического развития Республики Бурятия за 2011 год, прогнозе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».
5. Экономический барометр за январь–декабрь 2012 года (на основе комплексного доклада Бурятстата № 01-01-01), Министерство экономики Республики Бурятия, 2013 г.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:24:24